NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям


Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ




Тема 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе. Образование в древнейших государствах.
Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений. Понятие мирового историко-педагогического процесса.

Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе. Образование в древнейших государствах на примере Шумерских государств. "Дома табличек". Содержание и организация «школьного образования» в Шумерских государствах.
Тема 1. Становление педагогических традиций в Античном мире 

Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире. Образование в древней Греции. Отличительные характеристики спартанского и афинского воспитания.

Педагогические воззрения Сократа.  «Платоновская» модель образования. Значение философско-педагогических идей Аристотеля в истории культуры и образования.

Особенности образования в Древнем Риме.

Представители Древнеримской педагогической мысли (Цицерон, Сенека). Педагогические взгляды Квинтилиана.

 

Тема 2.  Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций

 Становление и сущность христианской педагогической традиции.

Педагогическая мысль Западной Европы. Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов.

Роль Византии в развитии педагогической мысли и образовательной практики христианских цивилизаций. Педагогическая мысль Киевской Руси. Крещение Руси, влияние западной и византийской культур на отечественную педагогику. Педагогические идеи в фольклоре и памятниках древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха.

 

Тема 3. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения

Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образовательные модели в эпоху Возрождения. Человек в системе ценностей возрожденческого гуманизма. Педагогические воззрения М.Монтеня, Ф.Рабле, , Э.Ротердамского, Т.Мора и др. Организация воспитания и обучения. Возрождение античных традиций.

 

Тема 4. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки 

Школьное дело в XVII веке. Педагогическая мысль в условиях становления науки Нового времени.

 Философские взгляды Я.А.Коменского. Социокультурные предпосылки его педагогического учения. Педагогическая концепция «пансофического» образования Я.А.Коменского. Принцип природосообразности и его значение в педагогике Я.А.Коменского. Идея всеобщего обучения. Проект идеальной пансофической школы. Дидактика Я.А.Коменского. Требования к учителю. Я.А.Коменский о нравственном воспитании.

 

Тема 5. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения. 

Становление педагогической «идеологии» «века Просвещения».

Просвещение как прогрессивное течение и его роль в истории педагогики. Сенсуалистическая концепция Д.Локка, идеи воспитания «истинного джентльмена». Роль опыта в теории Д.Локка. программа физического, нравственного и умственного воспитания.

Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо и ее социально-педагогическая значимость. Возрастная периодизация Руссо. Образование «естественного» человека посредством хорошо направленной свободы. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания и обучения в становлении человека. К.А.Гельвеций о ведущей роли воспитания в становлении личности. Д.Дидро о гармоничном соотношении природного и общественного начал в человеке.

 

Тема 6. Век Просвещения в России

Просветительская политика Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Педагогические идеи и просветительская деятельность М.В.Ломоносова. Распространение в России идей европейского Просвещения. Педагогические воззрения И.Н.Бецкого, А.Н.Радищева. Гуманистический идеал воспитания полезных граждан и счастливых людей Н.И.Новикова.

 

Тема 7. Развитие педагогики в Странах Западной Европы. Классики немецкой педагогики

Педагогическая система швейцарского педагога И.Г.Песталоцци. проблема факторов и целей воспитания ребенка в педагогической теории И.Г.Песталоцци. основные положения теории элементарного развивающего обучения И.Г.Песталоцци. Проект образования народных масс.

Научно-психологическое направление в педагогике (И.Ф.Гербарт). Новый взгляд на природу личности и цели воспитания. Концепция воспитывающего обучения Гербарта.

Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды А.Дистервега. Дистервег - «учитель немецких учителей». Принцип природосообразности и культуросообразности в педагогике А.Дистервега.

 

Тема 8. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. 

Общественно-педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.  Народность и народная школа в понимании К.Д,Ушинского. Проект антропологического обоснования педагогики в труде Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Учитель-воспитатель – центральная фигура образовательного процесса. Учебные книги К.Д.Ушинского.

 

Тема 9. Педагогика России XIX века. 

«Золотой век» русской педагогики. Развитие образования в первой и второй четверти XIX века. Тенденции реформирования отечественного образования. «Западники» и «славянофилы» о перспективах российского образования. Образовательная политика государства и общественно-педагогическое движение. Н.И. Пирогов о воспитании человека.

Реформы 60-х и контрреформы 70-80-х гг. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н.Толстого. яснополянская школа и теория свободного воспитания. Соотношение воспитания и образования в педагогике Л.Толстого. пересмотр Л.Толстым своих педагогических воззрений в последние десятилетия жизни: ориентация на религиозно-нравственное воспитание. Общественно-педагогическая мысль России второй половины XIX века. (Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов, Н.А.Корф, В.Я. Стоюнин).

 

Тема 10. Педагогика России конца XIX – нач. XX вв.

Эволюция образования в России в условиях нарастания революционного движения.

Разработка П.Ф.Каптеревым теории педагогического процесса. Педагогическая антропология П.Ф.Каптерева. Эволюционная педагогика В.П.Вахтерова. Педагогические идеи философии В.В.Розанова. «Сумерки просвещения» В.В.Розанова. Русская религиозная философия конца XIX – начала XXв. и ее влияние на образовательные ценности. Идеолог свободного воспитания К.Вентцель. Разработка Вентцелем идеи космического воспитания.

Теория и практика российского образования в контексте мирового историко-педагогического процесса концаXIX- нач. XX в.

 

Тема 11. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления.

 Прагматическая педагогика Д.Дьюи. Социальная педагогика Г.Кершенштейнера. Педагогика “действия” А.Лая. Разработка основ “гуманистической педагогики” К.Роджерсом и А.Маслоу.

 

Тема 12. Отечественная педагогика XX века 

Отечественная школа и педагогика советского периода: принципы школьной политики, развитие педагогической науки. Педология в истории образования. Социальная педагогика С.Т.Шацкого. Разработка теории коллективного воспитания (А.С.Макаренко). Принципы построения и функционирования коллектива. Коллектив и личности в педагогике А.С.Макаренко. Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В.А.Сухомлинского.
Основная литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века[текст]: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. акад. А.И. Пискунова. —3-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2007. - 496 с.

  2. История педагогики и образования : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений[текст] / [И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.] ; под ред. З.И.Васильевой. — 4-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 432 с.

Дополнительная литература


  1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [текст]: учебник для вузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.

  2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [текст]: учебное пособие / под. ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2006.

  3. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты [текст]: учебное пособие/ Г.М. Коджаспирова - М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

  4. Латышева, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России [текст]: учебное пособие/ Д.И. Латышева. – М.: Гардарики, 2007.

  5. Цирульников, А.М. История образования в портретах и документах [текст]: учебное пособие для вузов / А.М. Цирульников. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.

  6. История педагогики в России [текст]: Хрестоматия / под ред. С.Ф. Егоров. – М.:Академия, 2002.

  7. Антология гуманной педагогики [текст]: серия 1 - 8. – М.: Издат. Дом Амонашвили, 1998-2003.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 11страница 12


скачать

Другие похожие работы: