NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАЗДЕЛ 1.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН, ОТРАЖАЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

05070.62 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Специальная психология
Тема 1. Основные факторы и условия психического и личностного развития ребенка. Проблема развития – центральная проблема современной психологии. Биологический фактор (природный): наследственные качества, заложенные в генетической программе каждого человека; некоторые соматические и психические заболевания и дефекты, возникшие при жизни, в период внутриутробного развития и обусловленные не наследственностью, а инфекциями, травмами, болезнью матери, воздействием на плод алкоголя, наркотических веществ или других интоксикаций. Социальные факторы (социальная среда, окружающие нас люди, с которыми мы взаимодействуем): влияние непосредственного окружения (родители, родственники, сверстники); воздействие различных средств массовой информации, социальных, экономических, политических условий жизни и других факторов. Собственная активность ребенка – как решающая роль в развитии психики ребенка и в формировании его как личности.

Тема 2. Первичные и вторичные нарушения в психике. Первичные нарушения, вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.). Вторичные нарушения, возникающие опосредованно – в процессе аномального социального развития. Уровни психики: бессознательная психика, подсознательная психика, произвольная. Многообразие форм отражения сознания в психологии: психические процессы, психические состояния, свойства личности, психические образования. Высшие психические функции, важнейшая их особенность.

Тема 3. Организационные подходы к изучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Получение диагностической информации о ребенке, имеющем ограниченные возможности: жизненные показатели; показатели, полученные с помощью методов, построенных на основе самооценки; данные, полученные с помощью объективных тестов и тестовых заданий, проводимых в строго контролируемых условиях.

Тема 4. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. Оценка двигательных нарушений. Аспекты дифференциальной диагностики в связи с различными вариантами двигательных нарушений. Общие закономерности нормального моторного развития, которые присущи и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Тема 5. Психологическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Основы олигофренопсихологии. Современное определение понятия «умственной отсталости». Формы умственной отсталости: олигофрения, деменция. Причины и степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Характеристика основных групп умственно отсталых детей. Развитие психомоторики и двигательных способностей у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Тема 6. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. Понятие «задержанное психическое развитие», причины задержанного психического развития. Виды задержанного психического развития. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, эмоциональная неустойчивость. Диагностические признаки задержки психического развития у детей: несформированность игровой деятельности; особенность речи: бедный, недифференцированный словарный запас, недостаточность тонкой моторики, нарушения поведения.

Тема 7. Психологическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями. Основы сурдопсихологии. Психологическая характеристика лиц с нарушением слуха. Причины нарушения слухового анализатора. Классификация детей с нарушением слуха: глухие, слабослышащие и позднооглохшие. Основы тифлопсихологии. Психологическая характеристика лиц с нарушением зрения. Причины нарушения зрения. Классификация детей с нарушением зрения: слепые и слабовидящие.

Тема 8. Психологическая характеристика детей с нарушением речи. Причины нарушений речи. Классификация речевых нарушений.

Тема 9. Психологическая характеристика лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные виды и причины нарушений опорно-двигательного аппарата. Структура двигательного дефекта. Психологическая характеристика детей с детскими церебральными параличами (ДЦП). Коррекционно-компенсаторная помощь лицам, страдающим нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 10. Психологическая характеристика детей со сложным комплексным нарушением развития. Понятие о сложном нарушении развития. Классификация детей с сочетанными нарушениями. Психологические основы развития лиц со сложным дефектом.

Тема 11. Коррекция психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятия «развивающая» и «коррекционная» деятельность. Психологическая коррекция, главная задача, направления. Коррекция эмоционального развития ребенка, цель, подходы: психодинамический и поведенческий. Коррекция сенсерно-перцептивной и интеллектуальной деятельности. Психологическая коррекция поведения детей и подростков. Причины нарушения поведения детей и подростков. Коррекция развития личности, основные направления.

Тема 12. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Понятие «управление». Виды управления: стихийное и сознательное. Социально-психологическое воздействие. Средства воздействия в процессе межличностного взаимодействия: речевое воздействие (вербальная информация), неречевое воздействие (невербальная информация), вовлечение ребенка и подростка в специально организованную деятельность с целью удовлетворения потребности в общении в самоутверждении. Методы воздействия. Способы воздействия: прямой (убеждение и внушение) и косвенный.
Специальная педагогика
Тема 1. Специальная педагогика как система коррекционно-развивающего обучения

Изменение предмета специальной педагогики в течение ХХ века (от дефектологии к специальной педагогики). Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии: сенсорном (слуховом и зрительном восприятии), моторно-двигательном, интеллектуальном, речевом, эмоционально-личностном развитии и поведении.

Тема 2. Общие вопросы теории специальной педагогики

Основные понятия и термины специальной педагогики. Объект, предмет, цель, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Систематика и статистика нарушений в развитии человека. Предметные области современной специальной педагогики. Основные категории нарушений в развитии.

Тема 3. История развития специального образования и специальной педагогики как науки

Норма и отклонения в развитии человека в истории человеческой цивилизации. Современные представления о норме и ограничении возможностей в контексте различных наук (философия, медицина, психология, социология, педагогика).

Основные вехи в истории возникновения и развития специального образования, общие закономерности его становления и развития: социальное неприятие и агрессия в отношении лиц с ограниченными возможностями; осознание необходимости помощи; призрение; спорадические попытки обучения и осознание ценности специального образования; становление дифференцированной сегрегационной системы специального образования; интеграция как возможность выбора в современной системе образования.

Первые научные исследования проблемы отклонений в развитии человека. Развитие науки и влияние этого процесса на возникновение специальной (лечебной) педагогики как отрасли педагогического знания. Выдающиеся мировые и отечественные ученые и практики. Основные вехи развития советской дефектологии. Выдающиеся советские ученые-дефектологи и их вклад в теорию и практику специальной педагогики, специальной психологии и специального образования. Развитие специальной педагогики и специального образования в постсоветский период.

Тема 4. Научные основы специальной педагогики

Научные основания специальной педагогики:

философские основы (выдающиеся философы и мыслители о проблемах человека с психофизическими отклонениями от общепринятой нормы). Аксиологическая концепция отношения социума к лицам с ограниченными возможностями как методологическая основа изучения теории и истории специальной педагогики. Гуманизм и его влияние на философию специальной педагогики. Современная модель аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями: переход от культуры полезности к культуре достоинства);

социокультурные основы (роль социологии и культурологии в развитии теории и практики специальной педагогики). Социокультурная концепция образа жизни человека с ограниченными возможностями. Образ жизни и его составляющие: жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями как современный способ решения социокультурных проблем этой категории населения. Место и роль специальной педагогики в решении социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями);

правовые основы (современные международные правовые акты, направленные на охрану и защиту прав лиц с ограниченными возможностями). Важнейшие российские нормативно-правовые документы (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Законы и др.), направленные на охрану материнства и детства, на защиту прав, свобод и социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями. Законодательная и правовая основа специального образования в России. Перспективы ее развития);

экономические основы (понятие о благотворительности, ее конфессиональный и социокультурный смысл, экономическая целесообразность); краткая история экономических условий становления и развития специального образования в Западной Европе и России. Экономическая политика в области специального образования в СССР. Финансирование специального образования за рубежом. Постсоветские экономические проблемы специального образования. Экономическая целесообразность существующей системы специального образования. Экономические основы интеграции. Экономические проблемы жизнеобеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью;

клинико-физиологические основы (отклонения в развитии с точки зрения патофизиологии). Основные закономерности психофизического развития развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Биологические и социальные факторы, их роль в нормальном и отклоняющемся развитии. Виды детских отклонений в развитии и их причины. Аномалии врожденные и приобретенные. Понятие недостатка, ограничения. Сложность структуры и особенности процесса отклоняющегося развития;

психологические основы (гуманистическая психология и специальная психология как базовые психологические основы специальной педагогики); Л.С.Выготский о сложной структуре аномального развития; понятия компенсации, коррекции, адаптации в специальной психологии; общие принципы работы с «исключительным ребенком", предложенные Л.С.Выготским; роль и место современной специальной психологии как научной основы специальной педагогики;

общепедагогические основы (специальная педагогика как составная часть общей педагогики); общность целей при своеобразии путей и способов их достижения; общность основного понятийного аппарата, принципиальных вопросов теории и методологии; дидактических принципов и методов при их своеобразии в специальной педагогике; общность перспектив: гуманизация образования лиц с особыми образовательными потребностями через интеграцию и иные формы социокультурного взаимодействия; «школа для всех»; гуманизирующее влияние специальной педагогики на общую педагогику – «коррекционная педагогика».

Тема 5. Современная система специальных образовательных услуг

Медико-социальная профилактика и ранняя помощь. Медико-социально-педагогический патронаж. Базовая основа МСП- патронажа: психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), диагностические и реабилитационные центры, службы раннего и надомного обучения. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная деятельность и личность педагога система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.

Тема 6. Педагогика и специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: