NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

Основы дидактики специальной педагогики.Особые образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья и содержание специального образования.


Принципы специального образования (принцип педагогического оптимизма, принцип раннего педагогического вмешательства, принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования; принцип взаимосвязи образования с развитием языка, мышления, речи и коммуникации; принцип деятельностного подхода к обучению; принцип индивидуального и дифференцированного подхода к образованию; принцип социокультурной детерминированности образования; принцип природосообразности; принцип усиления педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся с особыми образовательными потребностями). Особенности реализации общепедагогических принципов в условиях специального образования.

Методы специального образования. Особенности реализации общепедагогических методов в условиях специального образования. Специальные педагогические приемы.

Формы организации образовательного процесса. Система специальных средств коррекционно-педагогической помощи лицам с особыми образовательными потребностями.

Воспитание и его специфические особенности в системе специального образования.

Педагог и психолог системы специального образования: профессиональная характеристика и пути профессионального роста.

Тема 7. Организация специального образования

Общая характеристика современной системы коррекционно-образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-социально-педагогический патронаж.

Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченной трудоспособностью.

Педагогические системы специального образования. Образование лиц с нарушениями зрения; образование детей с нарушениями речи; образование лиц с нарушениями слуха; специальное образование лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности; образование лиц с нарушениями опорно-двигательной системы; ранний детский аутизм и проблемы образования; образование детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями; образование хронически болеющих детей.

Тема 8. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями

Понятие об интеграции в специальной педагогике. Развитие интеграционных процессов в России и за рубежом. Виды интегрированного обучения, их достоинства и недостатки, возможности реализации применительно к той или иной категории детей с ограниченными возможностями.


МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Основы генетики

Тема 1. Генетика человека

Методы изучения генетики человека. Генеалогический, цитогенетический, биохимический, близнецовый, онтогенетический и популяционный методы. Генеалогический метод изучения характера наследования признаков. Анализ родословных. Кариотип человека. Идеограмма хромосом человека, номенклатура. Хромосомные болезни человека и методы их диагностики. Биохимический метод в генетике человека. Значение комбинации цитогенетического и биохимического методов. Гибридизация соматических клеток как метод определения групп сцепления и локализации генов у человека. Использование близнецового метода для разработки проблемы "Генотип и среда".Выявление гетерозиготного носительства с помощью онтогенетического метода и значение его для медико-генетических консультаций. Популяционный метод как метод определения частоты встречаемости и распределения отдельных генов среди населения. Изоляты.

Тема 2. Наследственные болезни

Общая классификация наследственных заболеваний. Этиология и патогенез, диагностика и лечение наследственной патологии. Роль наследственных и средовых факторов в патогенезе болезней. Связь между возрастом родителей и частотой наследственных аномалий. Предрасположение, генетическая индивидуальность, специфическая наследственная резистентность. Общие закономерности патогенеза наследственных болезней.

Тема 3. Профилактика и лечение наследственных болезней

Основные принципы терапии. Общие понятия об этиологической,

патогенетической и симптоматической терапии, витаминотерапия, индукция и ингибиция метаболизма, диетотерапия, хирургическое лечение.

Медико-генетическая консультация и ее основные функции и методы. Расчеты риска при болезнях с наследственной предрасположенностью. Пренатальная диагностика: инвазивные и неинвазивные методы. Характеристика отдельных видов профилактики и лечения наследственных болезней.
Основы нейрофизиологии и ВНД
Тема 1. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка, «принцип доминанты». Соотношение структуры и функции, онтогенез нервной системы. Баланс тормозных и возбудительных процессов. Саморегуляция. Гомеостаз. Прямые и обратные связи. Координация реакций организма. Законы раздражения. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Нервная ткань. Классификация связей отделов мозга. Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга. Системы мозга (лимбическая система, ретикулярная формация; специфические, неспецифические и ассоциативные системы). Латерализация функций, межполушарная асимметрия. Интегративные механизмы. Функциональные системы. Гетерохрония. Динамическая локализация функций. Нейрофизиологические механизмы психических процессов. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Нервная система и высшая нервная деятельность. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы. Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней среды. Динамический стереотип. Учение о доминанте. Значение биоритмов. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка. Нейрофизиологические механнизмы сна.

Тема 2. Строение и функции нервной системы человека.

Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, надстволье, средний, межуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе и медиаторах. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдромы двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: расстройства гнозиса, праксиса, речи. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные, детский церебральный паралич. Неврологические основы патологии речи. Значение стресса в детском возрасте. Поражение нервной системы алкоголем. Электротравма.

Невропатология
Тема 1. Общее представление о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдромы двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы.

Роль черепно-мозговых нервов и значение нарушения их функций в организме человека. Нарушения функций черепных нервов с I по XII пары. Причины и механизмы их возникновения, формы заболеваний. Бульбарная группа нервов. Ее основные функции и их нарушения. Бульбарный и псевдобульбарный параличи. Механизмы их возникновения, основные признаки: состояние мышечного тонуса, рефлекторной сферы и др. Дифференциальная диагностика этих параличей. Значение этих параличей в формировании структуры дефекта и патологии речевой функции. Методы, позволяющие определить наличие бульбарного и псевдобульбарного параличей. Приемы выявления симптомов орального автоматизма.

Вегетативная нервная система: симпатический и парасимпатический отделы. Возрастные особенности функций вегетативной нервной системы.

Центры регуляции вегетативных функций. Синдромы поражения вегетативной нервной системы (гипоталамические синдромы) – этиология, клиническая картина, значение для дефектологии.

Тема 2. Синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии.

Роль анализаторов в системе адаптации организма.

Классификация агнозий (зрительной, слуховой, тактильной).

Характеристика предметной, оптико-пространственной, буквенной, лицевой, цветовой, симультанной агнозий, нарушения слуховой памяти, слуховой аритмии, амузии. Виды нарушений праксиса (моторная, кинестетическая,зрительно-пространственная, регуляторная апраксия). Их клинические особенности. Значение агнозий и апраксий для обучения, трудовой деятельности и право-левой ориентировки у детей. Методы выявления агнозий. Методы исследования апраксий.

Тема 3. Общие представления о болезнях нервной системы

Инфекционно-воспалительные заболевания нервной системы.

Менингиты и энцефалиты. Полиомиелит. Этиология, патогенез, классификация, клиническая картина. Тактика педагога-дефектолога при обучении детей, перенесших острые нейроинфекции.

Травматические болезни нервной системы.

Патогенез черепно-мозговой травмы. Виды закрытой черепно-мозговой травмы. Основные характеристики этих состояний. Остаточные явления ушиба головного мозга и их роль в формировании дефекта. Адекватность оценки состояния ребенка при травме и тактика педагога-воспитателя при этом.

Наследственно-органические заболевания нервной системы, перинатальная патология

(ДЦП, ММД, гидроцефалия).

Гидроцефалия. Микроцефалия. Причины появления. Состояние головного мозга. Основные признаки заболевания. Особенности педагогического подхода к этим детям.

Детский церебральный паралич. Характер изменений в головном мозге.

Причины и механизмы развития детского церебрального паралича. Основные признаки его проявления. Классификация видов детского церебрального паралича. Его значение в формировании дефекта. Основные принципы коррекции.

Мигрень. Вегетативная дистония. Функциональные заболевания нервной системы.

Нарушения мозгового кровообращения. Эпилепсия.

Причины нарушения мозгового кровообращения в детском возрасте.

Виды нарушений мозгового кровообращения. Общемозговые и очаговые симптомы при разных видах нарушения мозгового кровообращения.

Остаточные явления этого нарушения и их значение в формировании дефекта.

Эпилепсия, этиология и патогенез. Международная классификация эпилептических припадков (парциальные и генерализованные припадки). Общая характеристика парциальных припадков: простые парциальные припадки, сложные парциальные припадки, парциальные припадки с вторичной генерализацией. Генерализованные припадки: абсансы, миоклонические, клонические, тонические, тонико-клонические и атонические припадки. Фебрильные судороги (простые и атипичные). Эпилептический статус, основные причины возникновения, характеристика. Психопатологические расстройства при эпилепсии. Основные принципы диагностики и лечения эпилепсии.

Медико-психологический подход к коррекции детей с нарушениями интеллекта.

Тема 4. Интеллектуальное развитие ребенка и его нарушения

Понятие об интеллекте. Мышление, умственные способности. Понятие об интеллектуальных нарушениях. Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушений. Характеристика видов умственной отсталости в МКБ-10. Главные клинические критерии олигофрении. Этиология умственной отсталости.

Тема 5. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с интеллектуальной недостаточностью. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии

Особенности медико-психолого-педагогического консультирования детей с отклонениями в развитии. Организация работы по обследованию детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Лечебно-педагогический комплекс.

Тема 6. Абилитация и реабилитация больных с заболеваниями нервной системы

Организация лечебно – педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями.

Принципы абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей. Принципы абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей. Принципы абилитации и реабилитации детей с детскими церебральными параличами. Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития. Роль педагога – дефектолога в восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы.
Психопатология
Тема 1. Исторический обзор и основные положения психопатологии

История развития общей психиатрии. История развития детской психиатрии. Клинико-физиологические основы психопатологии.

Тема 2. Симптомы психических расстройств

Расстройства процесса познания. Аффективные и эффекторные расстройства.

Тема 3. Основные психопатологические синдромы

Синдром ранней детской невропатии. Гипердинамический синдром. Синдром ухода из дома и бродяжничества. Синдром страхов. Синдром патологического фантазирования. Синдром РДА. Синдром дисморфофобии. Церебрастенический синдром. Синдром расстройства сознания. Судорожный синдром. Психоорганический синдром.

Тема 4. Психические расстройства при соматических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, травмах черепа

Соматические заболевания. Детские инфекции. Нейроинфекции. Интоксикации. Травмы черепа.

Тема 5. Психические расстройства при психоневрологических болезнях

Эпилепсия. Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз. Реактивные состояния. Психопатия.

Тема 6. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими психоневрологические расстройства

Методы клинического обследования детей с психоневрологической симптоматикой. Неправильное воспитание детей как одна из причин нарушения психического здоровья. Коррекционное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями. Коррекционное воспитание детей при ранней детской невропатии. Коррекционное воспитание детей при ранней детской невропатии. Коррекционное воспитание детей при нарушениях ЭВС и общения. Коррекционное воспитание детей с трудным поведением.
Клиника интеллектуальных нарушений
Тема 1. Понятия об интеллекте и интеллектуальных нарушениях.

Определение интеллекта. Интеллект – интегрированная система познавательных процессов. Интеллект как иерархия уровней познавательного отражения. Интеллект как результат межфункциональной интеграции познавательных процессов. Интеллектуализация познавательных функций – осознанность, категориальность, системность, интериоризация. Суждение как высшая форма мышления – главная характеристика интеллекта. Теоретические подходы к определению интеллекта: тестологический подход. Факторные модели интеллекта (Л. Терстоун, Т. Келли, Д. Векслер, Р. Кэтелл). Модели интеллекта (Б.Г. Ананьева, Б.Н. Величковского). Социокультурное влияние на познавательные возможности человека. (Дж. Брунер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Сброе, А.Р. Лурия). Интеллектуальное развитие в рамках культурно-исторической теории формирования ВПФ. (Л.С. Выготский). Концепция интеллектуального развития ребенка. Ж. Пиаже. Исследование природы интеллекта, как психолого-педагогической проблемы обучаемости. Показатели обучаемости. Уровень обобщенности знаний, широта их применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учебе. Индивидуальный интеллект – способности человека к самостоятельному открытию новых знаний, применение их в нестандартных проблемных ситуациях (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова). Интеллект, обучаемость, уровень умственного развития в работах К.М. Гуревич, Н.С. Литвак, Н.К. Акимовой. Процессуальный подход в изучении внутренних закономерностей операционально-процессуальной динамики мышления, разработанный С.Л. Рубинштейном. Процессуально-динамические основы интеллектуальной деятельности в детском возрасте (Л.А. Венгер). Интеллектуальные способности как результат и предпосылка обучения. Интеллектуальные нарушения – недостаточность в разной степени тяжести способности образовывать понятия, суждения, умозаключения, адекватные действительности (В.М. Банщиков, В.В. Ковалев). Основные клинические формы интеллектуальных нарушений: умственная отсталость и деменция. Умственная отсталость – тотальное недоразвитие психических функций, непрогредиентность. Деменция – распад сформированных интеллектуальных функций. Распределение умственной отсталости в зависимости от тяжести проявлений в МКБ-10. Пограничная интеллектуальная недостаточность, как промежуточное состояние между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью.
Тема 2. Исторические этапы в развитии учения об умственной отсталости.

Определение умственной отсталости в отечественных и зарубежных школах. Зарождение учения о слабоумии. Пинель, его взгляд на слабоумие. Эскироль, Сеген, Вуазен, Бурневиль и др. специалисты в развитии учения об умственной отсталости. Развитие учения об умственной отсталости у детей за рубежом в первой половине ХХ века. Определение и изучение умственной отсталости в зарубежных и отечественных школах. Расширение понятия умственной отсталости в работах зарубежных психиатров (A.Tredgola, L. Penrose, K. Agachi, D. Zervis). Исследование анатомии мозга при грубых степенях недоразвития в трудах таких авторов, как И.Б. Штерн, М.О. Гуревич, И.П. Мержеевский. Основные положения учения об олигофрении в работах Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, С.С. Мнухина и др. Исследование клиницистов, физиологов, психологов в изучении клиники умственной отсталости (Г.И. Поляков, И.М. Филимонов, И.С. Преображенская, Е.П. Кононова, В.И. Лубовский, Е.Н. Марциновская, А.И. Мещерекова). Исследование функций человеческого интеллекта, работа С.С. Корсакова – отечественного психиатра. Значение для клиники умственной отсталости работ отечественных психиатров и невропатологов (Т.П. Симсон, Г.И. Россолимо, П.В. Кащенко и др.). Патофизиологические процессы в изучении мозговой деятельности в трудах И.П. Павлова. Л.С. Выготский и его учение о коррекции и компенсации дефектов. Умственная отсталость в диагностике интеллектуальных нарушений. Современное состояние учения об умственной отсталости. Клинико-психологические и социально-педагогические аспекты проблемы. Эпидемиология умственной отсталости. Распространенность умственной отсталости в разных странах. Преобладание умственной отсталости у представителей мужского пола. Возрастной аспект и критерии социальной адаптации.

Тема 3. Этиология и патогенез умственной отсталости.

Изучение нарушений психического развития, как универсальной формы реакции детского организма на негативное воздействие не только биологических факторов, но и неблагоприятных социально-психологических воздействий (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, И. Ангмейр, А.Н. Голик) и психолого-педагогических позиций (В.В. Лебединский, И.И. Мамайчук, Г.А. Волкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.)

Рассмотрение проблемы нарушенного развития в работах отечественных психиатров (Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, М.С. Вроно, В.В. Ковалев и др.)

Учение о дизонтогенезе. «Дизонтогенез (Дизонтогения)», «аномалия развития», «ретардация», «регресс» - понятия, отражающие различные стороны проявлений нарушенного развития. Различение понятий дизонтогенез и дизонтогения (Д.Н. Исаев и др.). В основе дизонтогенеза – различные патогенетические механизмы, которые обуславливают нарушения психического развития в виде различных психопатологических форм (дизонтогений). Ретардация – запаздывание или приостановка психического развития общего (тотального) или частичного (парциального) характера.

Умственная отсталость – тотальная ретардация разной степени выраженности с ведущими признаками интеллектуального дефекта без прогредиентности (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, Д.Н. Исаев, Л.С. Выготский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский и др.

Парциальная психическая ретардация - неравномерное развитие отдельных компонентов и свойств психики ребенка. Непрогредиентное снижение интеллектуальных функций при парциальной психической ретардаций (В.В. Ковалев).

Этиология умственной отсталости. Наследственный характер и типы наследования умственной отсталости. Экзогенно представленные (внутриутробные пери- и постнатальные) факторы.

Этиологическая роль культурных и социальных факторов в патогенезе умственной отсталости и задержек психического развития. Понятие социокультурной депривации в отечественной психиатрии. Наследственный фактор и степени тяжести умственной отсталости. Доминантно, рецессивно и полигенно наследуемые формы умственной отсталости (Б.А. Леденев, Г.С. Мариничева, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина). Хромосомные патологии, их природа. Мутагенные свойства ионизирующей радиации, токсических веществ, лекарственных препаратов. Эндогенные нарушения метаболизма, старение организма, вирусные инфекции и др. (Н.П. Бочков, Н.П. Дубинин, Е.Т. Давиденкова, И.С. Либерман).

Экзогенные вредности. Интранатальная гипоксия и родовая травма. Хронические заболевания матери. Умственная отсталость, вызванная токсоплазмозом. Деменция, обусловленная комариным или клещевым энцефалитом.

Вирусные инфекции (коревая краснуха, грипп, инфекционный гепатит, листериоз, цитомегалия и др.), обладающие избирательным нейротропным действием. Лекарственные препараты, принимаемые матерью во время беременности (антибиотики, сульфаниламидные препараты, барбитураты и др.). Хронический алкоголизм родителей. Употребление алкоголя матерью во время беременности. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору.

Этиологические факторы в постнатальный период: нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты), дистрофические заболевания, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травмы. Установление основного этиологического фактора для правильной терапии и профилактики различных форм умственной отсталости.

Тяжесть клинических проявлений умственной отсталости в зависимости от времени поражения (период бластогенеза, первый, второй и третий триместры беременности, перинатальный, ранний постнатальный период). Патологические изменения в структуре ЦНС (воспалительные процессы, очаговые некрозы, рубцовые изменения, недоразвитие формирующихся структур мозга). Симптомы и синдромы поражения различных отделов ЦНС (стволовой части мозга, подкорково-диэнцефальной области, мозговых оболочек, вентрикулярных областей), исследование электрической активности мозга детей с умственной отсталостью (несформированность α-ритма, патологические медленные волны во всех областях коры головного мозга, снижение уровня функциональной активности мозга). Патологические изменения ВНД при умственной отсталости в исследованиях В.И. Лубовского (инертность нервных процессов, недостаточность концентрации раздражительного процесса, неустойчивость условно-рефлекторных связей).

Постгипоксические изменения в мозге (нарушения миелинизации, внутримозговые кровоизлияния, некроз). Классификации умственной отсталости. Основные критерии классификации: степень глубины интеллектуального дефекта, обучаемость, степень социальной адаптации. Этиологический, этиопатогенетический, клинико-патологический, клинико-психологический подходы в построении классификации (Д.И. Азбукина, Н.И. Озерецкого, Г.Е. Сухаревой, С.С. Мнухина, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаева, В.В. Ковалева, Л.С. Выготского). Клиника и патогенез ведущего нарушения у детей с умственной отсталостью, недоразвитие способности к отвлечению и обобщению. Особенности соматического, неврологического и психического состояния.

Тема 4. Общая характеристика умственной отсталости.

Структура психических нарушений. Специфические нарушения эмоционально-волевой сферы (недоразвитие сложных дифференциальных эмоций, непосредственность переживаний, тугоподвижность психических процессов, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций, неадекватность поступков). Особенности восприятия детей с умственной отсталостью (недостаточность аналитико-синтетической деятельности мозга, бедность и ограниченность отражения окружающей действительности). Недостаточность целенаправленного внимания, нарушение его распределения в процессе мыслительной деятельности, слабость логической памяти. Недоразвитие познавательной деятельности и речи. Нарушение речи умственно отсталых детей в исследованиях В.И. Лубовского, В.Г. Петровой. Позднее развитие речи при умственной отсталости (усвоение семантической стороны родного языка). Недостаточность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Нарушения иннервации речевого аппарата. Особенности речи умственно отсталого ребенка: мало глагольных форм, отражающих качество и свойства предметов, ограничение запаса наречий, предлогов, стойкие нарушения синтаксических связей согласования и управления, трудное овладение звуко-буквенным анализом и синтезом. Психолингвистический анализ нарушений речи в работах Р.И. Лалаевой (недостаточность специфических механизмов порождения речевого высказывания, нарушение семантического строя внутренней речи, внутреннего программирования, грамматического структурирования и лексического развертывания). Нарушения речи при осложненных формах умственной отсталости (моторная и сенсорная алалия, псевдобульбарная дизартрия). Степени психического недоразвития по МКБ-10.

F70 – легкая степень умственной отсталости (усвоение программы 5-6 классов средней коррекционной школы, навыков общения, самообслуживания, низкий уровень абстрактного мышления, низкая социальная компетенция, недостаточность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи).

F71 – умеренная степень умственной отсталости, затруднение развития речевых навыков и самообслуживания, овладение неквалифицированным и несложным трудом.

F72 – тяжелая форма умственной отсталости. Речевые навыки и моторика минимальны, неспособны к самообслуживанию, общению, при постоянном наблюдении и контроле автономность существования на резко сниженном уровне.

F73 – глубокая умственная отсталость. Минимальное развитие сенсомоторики, невербальный уровень общения, неспособность контролировать физиологические отправления, необходимость постоянного ухода.

Тема 5. Дифференциальные формы умственной отсталости.

Наследственно обусловленные и экзогенно обусловленные формы умственной отсталости. Клинико-патогенетические формы. Наследственно обусловленные формы умственной отсталости: синдромы с множественными врожденными аномалиями. Умственная отсталость при хромосомной патологии. Частоты встречаемости. Аутосомные и сцепленные с полом аномалии. Синдром Дауна (регуляторная трисомия, мозаицизм, несбалансированная транслокация). Типичные признаки болезни Дауна (плоская кисть, широкие и короткие пальцы, прогнатизм, макроглоссия, эпикант, гипертелоризм, синдактилия). Особенности психического дефекта. Социальная адаптация. Синдром Шерешевского-Тернера, распространенность у женщин, ринотипические особенности, диспропорции телосложения, ведущие симптомы. Синдром Клайнфельтера, ведущие признаки, особенности структуры интеллектуального дефекта.

Синдром ХУУ. Конституциональные особенности мужчин. Психопатологические нарушения (эксплозивные реакции, дромомания, клептомания). Наследственные (моногенные) формы умственной отсталости: синдром Нунан, синдром Мартина Белла. Генетические синдромы с неясным ходом наследования: синдром Вильямса, синдром Корнелии Д Ланге, синдром Рубинштейна-Тейби. Умственная отсталость при наследственных дефектах обмена. Нарушения обмена аминокислот: фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинения. Болезни накопления. Мукополисахаридозы. Гаргоилизм. Наследственная патология соединительной ткани, нарушение обмена кислых мукополисахаридов. Фенотипические и психические особенности. Липидозы: болезнь Тея-Сакса, болезнь Нимана-Пика. Лейкодистрофии. Этиология, патогенез, диагностика. Симптомы заболевания. Психопатологические нарушения, степень интеллектуального дефекта.

Тема 6. Экзогенно обусловленные формы умственной отсталости.

Умственная отсталость вследствие внутриутробного поражения. Эмбриопатия при поражении вирусом коревой краснухи. Тяжесть клинической картины в зависимости от времени поражения.

Поражение плода бледной спирохетой (врожденный сифилис). Степени клинического недоразвития. Аномалии развития, неврологическая симптоматика.

Паразитарные заболевания в клинике умственной отсталости. Токсоплазмоз, пути передачи инфекции.

Неврологические и психопатологические синдромы (церебрастенический, психопатоподобный, судорожный и др.).

Паразитологические и иммунологические методы исследования причин умственной отсталости.

Синдром алкогольной фетопатии.

Тема 7. Умственная отсталость вследствие перинатальной патологии.

Гемолитическая болезнь новорожденных. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. Частота встречаемости. Патогенез: отек тканей, анемия, желтуха. Последствия поражения мозга при гемолитической болезни. Билирубиновая энцефалопатия. Экстрапирамидные двигательные расстройства, дефекты слуха, умственная отсталость. Психоорганический синдром, нарушение психических процессов (тугоподвижность, медлительность, инертность мышления, ослабление памяти) и речевых расстройств (аграмматизм, дизартрия, алалия, афазия).

Умственная отсталость, обусловленная асфиксией, родовой травмой. Клиническая картина: утомляемость, истощаемость, психомоторное возбуждение, расторможенность влечений, судорожные припадки. Последствия раннего постнатального экзогенно-органического поражения головного мозга при перенесенных энцефалитах, энцефаломиелитах, менингоэнцефалитах.

Зависимость клинической картины болезни от состояния реактивности нервной ткани. Возрастной критерий в выраженности интеллектуального дефекта. Последствия нарушений (кисты, рубцы, разрастание соединительной ткани, вентрикуломегалия, склеротические изменения). Психоорганический синдром, прогноз психопатологической симптоматики.

Тема 8. Смешанные по этиологии формы умственной отсталости (экзогенно-эндогенные).

Микроцефалия: истинная (наследственная) и вторичная (церебропатическая).

Краниостеноз.

Гидроцефалия. Клинические формы гидроцефалии: наружная, открытая (сообщающаяся) и закрытая (оклюзионная). Острая, хроническая, компенсированная и декомпенсированная гидроцефалия. Причины гидроцефалии. Токсоплазмоз и гидроцефалия. Клинические проявления гидроцефалии (увеличение размеров мозговой части черепа, расширенная венозная подкожная сеть, вегетативно-эндокринные расстройства, расстройства зрительных функций.). Неврологические расстройства (нистагм, спастические парезы, параличи конечностей, мышечная дистония, расстройство координации). Степень психического недоразвития. Особенности речи, памяти, восприятия. Декомпенсированная гидроцефалия (церебрастения, судороги, эксплозивность).

Врожденный гипотиреоз.

Тема 9. Атипичные и осложненные формы умственной отсталости.

ДЦП. Причины возникновения. Клиническая характеристика неврологического синдрома. Тотальное недоразвитие психики. Разные степени тяжести. Лобная недостаточность. Нарушения активирующей системы мозга, надстволья и ствола, лимбических структур. Отсутствие инициативы, нецеленаправленность, грубое недоразвитие активного внимания (В.В. Ковалев, Е.М. Мастюкова, Е.И. Кириченко, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, М.В. Ипполитова). Двойная гемиплегия, атонически-астатическая, гемипаретическая формы ДЦП. Сложный патогенез двигательных нарушений: спастичность, ригидность мышц, парезы, недоразвитие установочных рефлексов, кинестетических функций, зрительно-мозговой координации. Состояния эмоционально волевой сферы: зависимость, эмоциональная незрелость, психастения. Особенности поведения: раздражительность, беспокойство, агрессивность. Астено-невротические нарушения по типу повышенной истощаемости процессов возбуждения и торможения. Психопатоподобные формы поведения. Нарушения речи и сенсорно-пространственных функций.

Тема 10. Деменция – клиническая форма умственной отсталости.

Этиопатогенез. Классификация деменции. Органическая, эпилептическая, шизофреническая деменция. Этиология деменции резидуально-органического генеза. Виды органической деменции по Г.Е. Сухаревой. Органическая деменция как клиническая модель поврежденного психического развития, клинико-психологическая структура дефекта. Наследственно-дегенеративные заболевания ЦНС. Инфекционное, травматическое поражение мозга в постнатальном периоде в возрасте старше 3-х лет.

Сочетание интеллектуального дефекта с психоорганическим синдромом (снижение умственной работоспособности, расстройство памяти, внимания, и поведения). Проявление деменции в раннем возрасте – утрата поздно приобретенных навыков (речь, навыки самообслуживания, опрятности). Характерные признаки деменции у детей: общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, преобладание эйфорического настроения. Особенности деменции в школьном возрасте: нарушение умственной работоспособности, целенаправленности, снижение памяти, внимания. Распад сформированных школьных навыков, расстройство поведения. Распад предпосылок интеллектуальной деятельности, памяти, внимания, побуждений, произвольной регуляции деятельности. Отграничение резидуальных органических деменций и прогрессирующих деменций при текущих органических заболеваниях головного мозга. Структура интеллектуальной недостаточности и сопутствующих психических нарушений при резидуальных деменциях в зависимости от возраста, времени поражение, характера и тяжести основного заболевания, его локализации.

Деменция при прогрессирующих органических заболеваниях нервной системы. Патогенез. Прогрессирование клинических симптомов с постепенным нарастанием слабоумия. Специфические неврологические и соматические расстройства синдромов, сочетающихся с деменцией: нейрокутинные, синдромы двигательных расстройств, сочетающиеся с дефектами зрения, с наследственными нарушениями обмена веществ. Туберозный склероз. Частота встречаемости, патогенез: прогрессирующее слабоумие с системным поражением кожи, судорожным синдромом, дефектами зрительной системы. Нейрофиброматоз. Болезнь Реклингаузена. Болезнь Стерджа-Вебера. Болезнь Альцгеймера, частота встречаемости. Патоанатомические изменения мозга. Стадии развития заболевания. Первые признаки заболевания: раздражительность, снижение активности, непереносимость нагрузок, утрата первичных навыков, ухудшение сна. Нарастание забывчивости, снижение концентрации внимания, затруднение привычной деятельности. Дезадаптивность поведения. Сосудистая деменция.

Этиология, склероз и инфаркт мелких и средних сосудов мозга вследствие атеросклеротических процессов и артериальной гипертензии. Клиническая симптоматика: головные боли, головокружения, обмороки, слабость, бессонница, гипомнезия, ипохондрические черты личности. Прогноз, отграничение от транзиторных нарушений мозгового кровообращения. Болезнь Пика. Отличие от болезни Альцгеймера: преобладание лобного синдрома, раннее начало. Поведенческие нарушения. Этиология, течение, интенсивность расстройств. Локализация пораженных мозговых структур относительно асимметрии полушарий. Неврологическое, нейропсихологическое, психологическое обследование. Болезнь Гентингтона. Патоморфология: атрофия мозга с обширной дегенерацией лобных долей и базальных ганглиев. Стадии развития заболевания. Дезадаптивность поведения, депрессивно-тревожные личностные изменения. Прогрессирующие хореоформные движения. Исход заболевания. Деменция при шизофрении. Непродуктивные и продуктивные формы. Эмоционально-волевые нарушения, снижение инициативы творческой и интеллектуальной активности, отгороженность, замкнутость. Параноидальный синдром. Бредовые идеи отношения, воздействия, преследования. Кататонический и гебефренический синдром. Деменция при эпилепсии. Нарастание вязкости и застреваемости мыслительных процессов, трудность переключения, гипомнезия, скудность словаря. Слащавость, завистливость.

Тема 11. Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности.

Изучение проблемы пограничной интеллектуальной недостаточности отечественными и зарубежными специалистами (Е. Boder, B.P. Rourke et al., A. Zert, V. Schols et al., B.A. Shaywits, R.A. Barkley, R.A. Ring). Отечественная школа (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, И.Л. Крыжановская, К.С. Лебединская). Психический дизонтогенез. Этиология пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Этиопатогенез. Временный характер нарушений, компенсация при создании условий обучения и развития (Г.Е. Сухарева). Систематика ЗПР по работам Т.А. Власовой и М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. ЗПР конституционального происхождения. Гармонический неосложненный, психический и психофизический инфантилизм. Соматогенная и психогенная ЗПР, роль гипо- и гиперопеки. ЗПР церебрального органического генеза, характерные осложняющие синдромы. Клинико-психологическая структура ЗПР различного генеза, особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Патогенетический принцип классификации В.В. Ковалева. Дизонтогенетические, энцефалопатические формы; в связи с дефектами анализаторов и органов чувств; вследствие дефектов воспитания и дефицита информации. Дефицитарное психическое развитие. Зависимость психических отклонений от модальности, времени возникновения, степени выраженности первичного дефекта. Задержка психического развития при ДЦП. Современные подходы к изучению задержек психического развития. Эволюционно-динамический поход. Негативные и продуктивные психопатологические симптомы.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тема 1. Предмет, цель, объект и задачи психолого-педагогической диагностики.

Предмет психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов развития. Цель психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ.

Объект психолого-педагогической диагностики. Задачи психолого-педагогической диагностики. Здоровье детского населения на современном этапе развития общества. Современные представления об отклоняющемся развитии. Категорий детей с нарушениями развития: нарушения интеллекта, задержка психического развития, сенсорные нарушения (нарушения зрения и слуха), нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, эмоциональные нарушения, сложная структура дефекта. Общие и специфические особенности детей с нарушениями развития.

Специфические этические проблемы психолого-педагогической диагностики лиц с отклонениями в развитии. Этические требования к специалисту сферы образования.
Тема 2. История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной отечественной и зарубежной психологии.

Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом. Первые дифференциально-диагностические критерии (Ж. Эскироль, Э. Сеген). Тесты (А. Пьерон, Ф. Гальтон, Дж. М. Кеттелл, Э. Крепелин, А. Бине, Т. Симон). Интеллектуальный коэффициент (IQ) (В.Штерн).

Проективные техники — «пятна» Роршаха, ТАТ Меррея и Моргана, фрустрационный тест Розенцвейга. Тест Д. Векслера ( шкала Векслера— Бельвью) (WAIS,WISC). Тест Дж. Равена. Тесты Т.Бразельтона. Денверский тест развития. Шкалы Н.Бейли. Таблицы развития А.Гезелла. Оценочная шкала поведения младенца -Neonatal Behavioral Assessment Scale (NBAS). «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Русская адаптация KID-шкалы (И.Чистович, Ж.Рейтер, Я.Шапиро).

Развитие психолого-педагогических методов исследования в России Рефлекторная теория психической деятельности (И.М. Сеченов), теория условных рефлексов (И.П. Павлов), теория взаимосвязи психической деятельности с нервными процессами (В.М. Бехтерев). Психологическое тестирование Г.И. Россолимо. Понятие «психологический профиль». Методика целенаправленного наблюдения (А. Ф. Лазурский). Положения Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, о об этапах диагностического исследования. Дифференциальной диагностика. Условия нормального формирования психического развития.

Тема 3. Методологические принципы и задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей (комплексное изучение, системный подход, динамический подход, выявление и учёт потенциальных возможностей ребёнка, качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребёнка, раннее диагностическое изучение, единство диагностическое и коррекционной помощи). Этапы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей (скрининг, дифференциальная диагностика, выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребёнка).

Тема 4. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития.

Медицинское обследование в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии (компьютерная томография головы, реоэнцефалография (РЭГ), электроэнцефалография, эхоэнцефалография, ядерно-магнитно-резонансная томография); генетических методов исследования (клинико-генеалогический, молекулярно-генетический, цитогенетический). Педагогическое изучение детей с нарушениями развития.

Индивидуальные программы развития. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребёнка. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияния на развитие ребенка. Психологическое изучение детей с нарушениями развития.

Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития. Подходы к изучению личности детей и подростков с нарушениями развития. Проективные методики (Тест Розенцвейга, Тест Роршаха,«Тест тематической апперцепции» (ТАТ), тест цветовых выборов Люшера, тест «Нарисуй человека»).

Тесты «Дом—дерево—человек», «Рисунок семьи», Несуществующее животное».

Тема 5. Характеристика методов изучения детей с нарушениями развития.

Направления проверки психодиагностических методик на надежность. Теоретическая и прагматическая валидность. Виды валидности, обусловленные особенностями методик и статусом внешнего критерия. Репрезентативность. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса педагогов (родителей), метод экспериментального изучения ребенка (психологический эксперимент). Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков. Тесты (Тест Векслера, Тест «Прогрессивные матрицы Равенна», Тест структуры интеллекта Амтхауэра). Графические методы тестирования. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития.

Тема 6. Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни

Краткая характеристика возраста. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни. Обзор диагностических шкал. Тесты Т.Бразельтона. Денверский тест развития. Шкалы Н.Бейли. Таблицы развития А.Гезелла. Оценочная шкала поведения младенца -Neonatal Behavioral Assessment Scale (NBAS). «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Русская адаптация KID-шкалы (И.Чистович, Ж.Рейтер, Я.Шапиро).

Психологический (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.) подход к оценке развития ребёнка раннего возраста в отечественной психодиагностике. «Диагностика психического развития детей первого года жизни» (О.В.Баженова, 1986), «Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет» (Е.О. Смирнова, Н.Л. Галигузова, И.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, 2002) «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева,1994г.).

Показатели нервно-психического развития детей в основе физиологического подхода (Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, Н.М. Аксарина, С.М. Кривина, М.Ю. Кистяковская, Н.Ф. Ладыгина, Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова, Е.П. Бомбардирова и другие исследователи). «Шкала нервно-психического развития», созданная Л.Т.Журбой и Е.М.Мастюковой (1981г.) и дополненная Э.Л.Фрухт.

Тема 7. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста

Краткая характеристика возраста. Методики обследования ребёнка раннего возраста. «Показатели нервно-психического развития детей», дополненные для детей второго года К.Л. Печорой, для детей третьего года - Г.В. Пантюхиной. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет» (Е.О. Смирнова, Н.Л. Галигузова, И.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, 2002). Диагностика форм общения ребенка со взрослым, диагностика развития предметной и игровой (на 3-ем году) деятельности. «Методика психолого-педагогического обследования детей раннего возраста» (Е.А.Стребелева, 1994) для определения уровня развития познавательной деятельности. Определение специфических образовательных потребностей ребенка раннего возраста и путей коррекционного воздействия.

В рамках диагностики речевого развития методика «Первичной оценки коммуникативного развития детей раннего возраста» (В.П.Балобанова, Т.А.Титова, И.А.Чистович, 2002), созданной на основе KID-шкалы и CDI, и «Опросника для родителей (первые слова)», а также анкеты для родителей, разработанных в ИКП РАО на базе MacArthur CDI (О.Е.Громова, 2003), «Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го годов жизни» (Ю.А.Разенкова, 1998).

В рамках обследования слуха ребёнка раннего возраста «Педагогическое обследование слуха ребёнка раннего возраста» (Шматко Н.Д.).

Тема 8. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.

Краткая характеристика возраста. Обзор существующих методик. Методика Н.И. Озерецкого («Шкала моторного развития Линкольн-Озерецкого»), тесты Д. Векслера («Дом животного», завершение картинок, «Геометрические схемы-фигуры», лабиринты), зрительно-Моторный Гештальт-Тест Л. Бендер («Motor-Gestalt-Test», 1938), прогрессивные матрицы Равена, рисуночный тест "Человек" (F.L. Goodenough, D.B. Harris), тест Роршаха, тест "Дерево" (К.Кох), тест "Дом-дерево-человек" (J.N. Buck), адаптированный Т.Г. Хоментаускасом (1989) вариант методики «Моя семья», "Пиктограмма" (А.Р.Лурия), "Несуществующее животное" (М.З. Дукаревич), методика «Нарисуй целое» (А.А. Катаевой, 1978). «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения» (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, 1972). «Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации» (1978), «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей» (Забрамной С.Д. -М.: Просвещение, 1995г). «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7 лет)» /Под. ред. Е.А. Стребелевой, 1994,1998- М.: Просвещение, 2004г. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к обучению в школе. «Узор» Л.И.Цеханской; "Графический диктант" (Д.Б. Эльконина, 1997), "Образец и правило" (А.Л. Венгера, 1993), «Программа диагностики психологической готовности к школе» Н.И. Гуткиной (1993), «Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)» (Е.А. Стребелева, 1998, 2004).

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Тема 9. Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста.

Краткая характеристика возраста. Особенности психолого-педагогического изучения младших школьников. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушениями развития. Тест цветовых пятен Роршаха, Тематический апперцепционный тест (ТАТ, в детском варианте — CAT),«Незаконченные предложения» Сакса и Леви, Фрустрационный тест Розенцвейга, методики исследования уровня притязаний Хоппе и самооценки Дембо - Рубинштейн. Особенности процедуры проведения психологического исследования подростков с нарушениями развития.

Тема 10. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогического консилиума и медико-педагогической комиссии.

Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в образовательных учреждениях. Цели и задачи ПМПк. Организация деятельности ПМПк. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК. Государственная система помощи детям с ОВЗ.



страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: