Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Психолого-педагогические основы обучения математике умственно отсталых школьников. Роль математических знаний, умений и навыков в коррекции, развитии и социальной адаптации умственно отсталых школьников. Особенности усвоения математического материала умственно отсталыми школьниками. Особенности формирования математических знаний, умений и навыков у учащихся школы VIII вида. Коррекция познавательной деятельности умственно отсталых учащихся в процессе обучения математике.
Учитель и ученик в процессе обучения. Руководство учебной деятельностью учащихся в процессе обучения математике.
Реализация дидактических принципов обучения на уроках математики (принципы индивидуального и дифференцированного подхода, доступности, систематичности, научности, сознательности и активности, коррекционно-развивающей и практической направленности обучения, сочетания слова, наглядности и практической деятельности, непрерывности повторения учебного материала, опоры на сохранные анализаторы, связи общеобразовательной и трудовой подготовки и др.
Методы обучения математике и особенности их использования при обучении детей с нарушением интеллекта. Психологические основы методов обучения математике в школе VIII вида. Зависимость методов обучения от конкретной дидактической задачи, содержания, средств и организационных форм обучения математике, психо-физических и возрастных особенностей учащихся, состава класса.
Особенности использования различных методов и приемов обучения математике в младших и старших классах школ VIII вида.
Средства обучения математике. Психологические основы применения средств наглядности при обучении математике. Классификация средств наглядности, их значение в формировании математических знаний, коррекции и развитии познавательной деятельности учащихся, требования к их использованию в учебном процессе. Игровой материал на уроках математики, его назначение и особенности использования. Учебники математики для учащихся школ VIII вида. Методический аппарат учебника. Рабочие тетради по математике для учащихся школ VIII вида, другие учебно-дидактические материалы. Технические средства обучения. Кабинет математики. Компьютерные технологии в изучении математики в школе VIII вида.
Тема 3. Организация обучения математике умственно отсталых школьников. Урок математики
Особенности урока математики в школе для умственно отсталых учащихся. Типы уроков математики в зависимости от основной образовательной задачи. Структура уроков разных типов. Зависимость структуры урока от его задач, содержания и состава учащихся. Современные требования к уроку.
Урок и система уроков математики. Анализ урока математики. Анализ урока математики (психолого-педагогический, методический).
Подготовка учителя к преподаванию математики. Планирование учебного материала: тематические и поурочные планы. Требования к содержанию плана урока.
Контроль и учет состояния математической подготовки учащихся. Методы учета (устный опрос, наблюдение, письменные работы, контрольные работы, программированные задания).
Цель, содержание и методика проведения контрольных работ в младших и старших классах. Контрольные работы по элементам геометрии. Дифференциация требований к учащимся с различным возможностями в усвоении математических знаний.
Оценка знаний учащихся по математике. Индивидуальный подход при учете успеваемости учащихся в зависимости от интеллектуальных и возрастных особенностей, состояния эмоционально-волевой сферы. Роль различных видов текущей и итоговой проверки знаний и их оценка. Воспитание у учащихся критического отношения к результатам своего учебного труда. Оценка устных ответов и письменных работ. Итоговая оценка знаний и умений.
Тема 4. Методика проведения устного счета на уроке математики
Значение устного счета (образовательное, коррекционно-развивающее, практическое) и его место в структуре урока математики. Устные и письменные вычисления. Особенности овладения устными вычислениями умственно отсталыми школьниками. Организация устного счета. Цель устных вычислений. Зависимость организации устных вычислений, содержания методики проведения устного счета от темы урока, цели устного счета, содержания и структуры урока, состава учащихся. Индивидуальный и дифференцированный подход. Требования к подбору упражнений и их содержанию.
Приемы устных вычислений. Обучение учащихся умениям пользоваться общими и частными приемами устных вычислений. Формы ведения устного счета. Методика проведения устного счета в младших и старших классах. Виды обратной связи. Оценка знаний и умений учащихся при устном счете.
Тема 5. Домашняя работа по математике. Формирование у учащихся умений самостоятельного выполнения математических заданий
Домашняя работа по математике (содержание, объем, учет индивидуальных возможностей учащихся). Задания, способствующие закреплению знаний, систематизации и обобщению, готовящие к последующей работе. Дифференцированный подход при определении характера домашней работы (различная цель, индивидуализация способа выполнения, объема). Содержание заданий (репродуктивного типа, воспроизводящие, тренировочные, познавательно-практического, познавательно-поискового, творческого типа). Подготовка учащихся к выполнению домашней работы и методика проведения самоподготовки в школе-интернате и в домашних условиях.
Тетради по математике. Требования к ведению тетрадей. Орфографический режим при выполнении письменных работ, исправление ошибок.
Тема 6. Внеклассная работа по математике в школе VIII вида
Задачи внеклассной работы по математике в школе для умственно отсталых учащихся и ее виды. Требования, предъявляемые к внеклассной работе. Организация и содержание внеклассной работы в младших классах. Внеклассная работа в старших классах. Уголок математики, его содержание. Использование материалов уголка математики на уроке и во внеклассное время. Математическая газета. Ее содержание, работа с ней.
Организация работы математического кружка. Содержание, планирование. Экскурсии с целью сбора математической информации, применения математических знаний. Математические вечера. Олимпиады.
Тема 7. Пропедевтический период обучения математике
Психолого-педагогическое обоснование необходимости подготовительного периода обучения математике в школе для умственно отсталых учащихся. Цель и задачи пропедевтического периода обучения математике.
Всестороннее изучение учителем готовности школьников к учебным занятиям по математике. Представление о размерах, форме предметов. Пространственные, количественные и временные представления учащихся, поступающих в 1 класс.
Содержание подготовительного периода обучения математике умственно отсталых учащихся.
Методы, приемы работы, формы организации обучения математике в подготовительный период.
Наглядные пособия, дидактические игры в подготовительный период.
Сенсо-моторное воспитание учащихся на уроках математики. Развитие речи, формирование навыков умственной и учебной деятельности, самостоятельности учащихся в подготовительный период обучения математике.
Тема 8. Методика изучения чисел первого десятка и арифметических действий с ними
Задачи изучения первого десятка в школе VIII вида.
Психологическая готовность к усвоению понятия числа и особенности овладения им умственно отсталыми детьми.
Содержание, система изучения нумерации чисел в пределах 10.
Методика ознакомления с числами первого десятка (получение чисел, ознакомление с цифрой, соотношение количества, числа, и цифры, место числа в числовом ряду, счет в пределах 10, сравнение чисел, состав числа). Ознакомление со свойствами отрезка натурального ряда чисел. Ознакомление с нулем, Виды упражнений для закрепления счетных навыков.
Задачи изучения сложения и вычитания в пределах 10 и место этой темы в курсе математики.
Наглядные пособия и дидактический материал при обучении сложению и вычитанию в пределах 10.
Объединение предметных множеств и пересчитывание результатов как подход к сложению чисел. Удаление правильной части предметного множества и пересчитывание результата как подход к вычитанию чисел.
Прием выполнения сложения и вычитания в пределах 10. Ознакомление учащихся с названиями компонентов и результатов сложения и вычитания.
Практическое ознакомление с переместительным свойством сложения. Организация уроков, планирование материала в 1 классе, использование средств наглядности, ТСО, дидактических игр.
Тема 9. Методика изучения нумерации целых чисел
Задачи изучения нумерации целых чисел. Место в программе по математике. Особенности и основные трудности усвоения нумерации умственно отсталыми учащимися.
Методика изучения нумерации чисел второго десятка. Психолого-педагогическое и методическое обоснование необходимости выделения второго десятка как концентра в системе изучения целых неотрицательных чисел. Система изучения нумерации в пределах 20. Понятие однозначного и двузначного числа. Поместное значение цифры в числе. Использование наглядных и технических средств обучения при изучении нумерации второго десятка.
Методика изучения нумерации в пределах 100, 1000, многозначных чисел. Система изучения, методы и приемы работы. Наглядные и технические средства обучения, дидактический материал. Особенности использования микрокалькулятора, дидактических игр. Виды упражнений. Методика ознакомления с классами и разрядами, с таблицей классов и разрядов. Работа со счетами.
Тема 10. Методика изучения сложения и вычитания целых чисел
Задачи изучения сложения и вычитания целых чисел. Место в программе по математике. Особенности усвоения данных арифметических действий умственно отсталыми учащимися.
Методика изучения сложения и вычитания в пределах 20. Приемы выполнения вычислений. Средства наглядности и дидактический материал.
Система изучения сложения и вычитания в пределах 100. Устные и письменные вычисления. Порядок выполнения действий в примерах со скобками. Методы и приемы, наглядные и технические средства обучения, дидактический материал. Виды упражнений.
Изучение взаимосвязи действий сложения и вычитания. Ознакомление со способами проверки действий.
Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 и многозначных чисел. Устные (общие и частные) и письменные вычислительные приемы. Система, методы и приемы, наглядные и технические средства обучения, дидактический материал. Обучение учащихся выполнению вычислений с помощью микрокалькулятора.
Тема 11. Методика изучения умножения и деления целых чисел
Задачи изучения умножения и деления целых чисел. Место в программе по математике. Особенности усвоения данных арифметических действий умственно отсталыми учащимися.
Особенности изучения табличного умножения и деления умственно отсталыми учащимися.
Методика изучения табличного умножения и деления в школе VIII вида. Система изучения. Ознакомление с взаимосвязью умножения и деления. Наглядные и технические средства обучения.
Методика изучения внетабличного умножения и деления. Арифметические действия первой и второй ступени. Система изучения, методы и приемы работы, использование средств наглядности и ТСО.
Особенности и основные трудности усвоения вычислений с многозначными числами.
Методика изучения устных и письменных приемов умножения и деления в пределах 1000 и многозначных чисел.
Методика использования законов, правил порядка арифметических действий с многозначными числами. Составление примеров.
Тема 12. Методика изучения величин, чисел, полученных при измерении, и арифметических действий с ними
Место и значение величин в системе обучения математике учащихся школы VIII вида. Задачи изучения величин, единиц измерения, метрической системы мер и арифметических действий с числами, полученными при измерении величин.
Основные трудности и особенности усвоения знаний и навыков по данной теме умственно отсталыми учащимися. Педагогические пути преодоления этих трудностей.
Система и методика изучения длины, массы, емкости, стоимости, единиц измерения этих величин. Практические работы по изготовлению единиц измерения длины. Измерения.
Методика изучения чисел, полученных при измерении величин. Сравнение чисел, полученных при пересчете элементов предметных множеств и при измерениях величин.
Методика изучения преобразований чисел, полученных при измерениях.
Система и методика изучения приемов устных и письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел, полученных при измерении величин.
Методика изучения мер времени. Задачи развития временных представлений у учащихся школы VIII вида. Особенности представлений о времени у умственно отсталых школьников. Система и методика формирования временных представлений и представлений о единицах измерения времени у учащихся школы VIII вида. Методика формирования навыков измерения времени. Виды задач на вычисление времени, методика их решения.
Наглядные и технические средства обучения, дидактический материал, приборы, измерительные и чертежные инструменты.
Тема 13. Методика изучения обыкновенных дробей
Задачи изучения дробей в школе VIII вида. Особенности и основные трудности усвоения обыкновенных дробей умственно отсталыми школьниками.
Место обыкновенных дробей в программе по математике школы VIII вида. Значение изучения дробей для расширения понятия о числе, для практической деятельности учащихся.
Система изучения дробей.
Формирование понятия доли и дроби. Получение дроби. Запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель. Виды дробных чисел по отношению их к единице. Приемы объяснения преобразования дробей. Ознакомление с основным свойством дроби. Сравнение дробей.
Виды практических работ, упражнения.
Методика изучения сложения и вычитания дробей и смешанных чисел. Умножение и деление дробей и смешанных чисел на целое число.
Наглядные пособия и дидактический материал.
Нахождение одной и нескольких частей числа и нахождение числа по одной части.
Тема 14. Методика изучения десятичных дробей и процентов
Задачи изучения десятичных дробей и их место в программе по математике школы VIII вида. Значение изучения десятичных дробей. Особенности и основные трудности усвоения десятичных дробей умственно отсталыми школьниками. Система изучения десятичных дробей.
Наглядные средства при изучении десятичных дробей.
Методика изучения десятичных дробей. Получение, запись десятичных дробей. Нумерационная таблица с разрядами целых чисел и десятичных долей. Преобразование десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями.
Выражение числа, полученного при измерении десятичной дробью и десятичной дроби целым числом, полученным при измерении в метрической системе мер.
Методика изучения процентов в школе VIII вида. Запись десятичной дроби в виде процентов. Нахождение одного и нескольких процентов от данного числа, нахождение числа по одному проценту.
Тема 15. Методика обучения учащихся решению арифметических задач
Понятие текстовой задачи. Ее структура. Психолого-педагогическое обоснование роли задач в системе математической подготовки, коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы и социальная адаптация умственно отсталых школьников. Психологическая характеристика процесса решения задач.
Классификация задач (простые и составные, приведенные и неприведенные). Классификация простых и составных задач.
Особенности восприятия и решения задач умственно отсталыми учащимися.
Система текстовых задач в программе по математике школы 8 вида.
Подготовительная работа с учащимися к решению простых задач.
Методика решения простых арифметических задач.
Переход от решения простых задач к составным.
Методика решения составных задач. Обучение учащихся составлению арифметических задач.
Тема 16. Изучение элементов геометрии
Значение геометрического материала в математической подготовке умственно отсталых школьников, его место в программе по математике.
Внутрипредметные связи геометрического и арифметического материала. Связь элементов геометрии с другими учебными предметами и профессионально-трудовой подготовкой умственно отсталых учащихся.
Особенности геометрических представлений, понятий, навыков и умений у умственно отсталых школьников.
Задачи и содержание элементов геометрии в школе VIII вида.
Наглядные и технические средства обучения, дидактический материал. Чертежные и измерительные инструменты и приборы.
Методы и приемы изучения геометрического материала, планирование геометрического материала.
Организация изучения геометрического материала в младших и старших классах школ VIII вида. Практические работы по черчению, измерению, конструированию, моделированию.
Развитие и коррекция пространственных и геометрических представлений, моторики учащихся в ходе изучения геометрического материала.
Методика изучения линии, точки, отрезка, луча. Работа с линейкой. Измерение, построение отрезков. Действия с отрезками. Взаимное положение отрезков на плоскости.
Методика формирования понятия масштаба.
Осевая и центральная симметрия. Симметричные и симметрично расположенные фигуры. Ось и центр симметрии. Построение симметричных фигур относительно оси и центра симметрии.
Методика изучения окружности и круга. Работа с циркулем.
Методика изучения углов и многоугольников. Работа с чертежным угольником и транспортиром. Измерение и построение углов. Виды углов и многоугольников, их свойства. Построение. Ознакомление с периметром геометрических фигур, измерение и вычисление периметра многоугольника. Методика изучения площади геометрических фигур. Ознакомление с единицами измерения площади. Приемы обучения измерению и вычислению площади прямоугольников (квадратов).
Методика изучения геометрических тел. Методика ознакомления с полной и боковой поверхностью, измерением и вычислением полной и боковой поверхности параллелепипеда (куба). Развертка куба. Объем. Методика измерения объема тел. Ознакомление с единицами измерения объема. Измерение и вычисление объема параллелепипеда (куба).
Методика ознакомления с диаграммами. Чтение и вычерчивание диаграмм.
Методика решения задач геометрического содержания.
Спец. методика обучения естествознанию
Тема 1. Содержание, система и принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Учебные программы по естествознанию для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Анализ программ. Принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Преемственность программы по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 1-4 классов и программы по природоведению для детей, обучающихся в 5-х классах с программами по естествознанию для учащихся старших классов.
Тема 2. Методы и приемы обучения естествознанию
Понятие «методы обучения». Классификация методов обучения. Характеристика словесных, наглядных и практических методов обучения. Психологические основы методов обучения естествознанию в специальной школе. Зависимость методов обучения от конкретной дидактической задачи, содержания, средств и организационных форм обучения естествознанию. Особенности использования различных методов и приёмов обучения естествознанию и их сочетания в младших и старших классах специальной школы.
Тема 3. Формы организации учебной работы по естествознания
Формы организации учебно - познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида их взаимосвязи и взаимозависимость. Урок как основная форма учебной работы по естествознанию. Типы уроков. Особенности проведения уроков естествознания. Лабораторные занятия, их место и значение в системе обучения естествознанию. Экскурсии в природу, их место, значение, методика проведения. Экскурсии в музеи, зоопарки, зоосады на сельскохозяйственное производство, значение, организация, особенности проведения. Практические занятия на пришкольно - опытном участке, их место, значение и особенности организации. Внеклассная работа по естествознанию. Значение, формы и виды внеклассных занятий по естествознанию. Кружковая работа, содержание, организация и методика работы. Организация и методика проведения массовых мероприятий естествоведческого характера (вечера, КВНы, неделя естествознания и др.). Чтение научной, художественной и научно- популярной литературы природоведческой тематики.
Тема 4. Использование технических средств обучения на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Виды технических средств. Значение и методика применения аудио- записей, диапозитивов, слайдов, транспарантов, кино- и видео- фильмов в специальной (коррекционной) школе. Оформление и использование мультимедийных презентаций. Подготовка учителя к уроку с использованием технических средств обучения. Построение урока естествознания с применением технических средств обучения.
Тема 5. Использование программированных заданий на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Возможность использования элементов программированных заданий, их значение для систематического контроля за знаниями учащихся. Виды программированных заданий: перфокарты, перфоконверты, графические, цифровые и буквенные задания. Методика их использования на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Тема 6. Методика проведения уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Значение уроков развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности как пропедевтического курса. Дидактические и коррекционно- воспитательные цели уроков. Содержание элементарного естествоведческого материала в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Методика проведения предметных уроков и экскурсий в природу в младших классах. Систематические наблюдения за погодой и изменениями в природе и фиксация результатов этих наблюдений. Ведение календарей природы и труда людей.
Тема 7. Методика проведения уроков природоведения в специальной (коррекционной) школеVIII вида
Значение уроков природоведения как пропедевтического курса. Дидактические и коррекционно- воспитательные цели уроков. Формы организации учебно - познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках природоведения. Систематические наблюдения за погодой и изменениями в природе и фиксация результатов этих наблюдений. Ведение календарей природы и труда людей и индивидуальных дневников наблюдений в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тема 8. Организация материальной базы преподавания естествознания
Кабинет естествознания, его назначение и оборудование. Подбор и хранение методических пособий. Средства наглядности, применяемые на уроках естествознания, требования к ним и классификация. Живые и другие натуральные пособия. Изобразительные пособия (таблицы, схемы, диапозитивы, фильмы, модели, муляжи и т.д.). Лабораторное оборудование (нагревательные, измерительные, оптические приборы, химическая посуда и т.д.). Экскурсионное оборудование. Сбор природного материала, изготовление самодельных пособий. Комплекты учебного оборудования по темам каждого раздела естествознания. Дидактические материалы для специальной школы, их назначение и особенности. Технические средства на уроке естествознания. Компьютер, обучающие и контролирующие программы. Уголок живой природы, его значение и организация. Подбор и организация ухода за растениями и животными. Озеленение класса и школы. Школьный учебно-опытный участок. Его значение в организации и проведении коррекционной и профориентационной работе.
Тема 9. Методика преподавания раздела «Неживая природа» в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Место раздела «Неживая природа» в программе по естествознанию для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержание, значение и задачи изучения неживой природы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Основные структурные компоненты темы «Тела, вещества, явления», методика раскрытия выделенных понятий на конкретных примерах. Основные структурные компоненты тем «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Почва». Основные понятия, формируемые в данных темах, место и значение тем. Методика и техника постановки школьных опытов.
Тема 10. Методика преподавания раздела «Растения» в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Место раздела «Растения» в программе по естествознанию для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Значение и особенности изучения раздела «Растения» в 7 классе коррекционной школы. Анатомо - морфологическая характеристика органов растений. Структура урока по теме «Общие сведения о цветковых растениях». Методика проведения уроков с анатомическим и физиологическим содержанием. Реализация принципа краеведения и сезонности в преподавании естествознания. Многообразие методов и приёмов преподавания раздела «Растения».
Тема 11. Методика преподавания раздела «Животные» в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Место и система изучения животного мира в программе по естествознанию для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Значение и особенности изучения раздела «Животные» в 8 классе коррекционной школы. Содержание, используемые методы и методические приёмы по данной теме: Элементы проблемности, прием сравнения, коррекционно - практическая направленность в обучении, реализация межпредметных связей, опыты и наблюдения в учебном процессе. Использование таблиц, коллекций, чучел, рисунков, фотографий, применение технических средств обучения при изучении животного мира. Методика изучения отдельных уроков по темам «Беспозвоночные» и «Позвоночные».
Тема 12. Методика изучения раздела «Человек» в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Система, структура и особенности построения раздела «Человек» в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Пропедевтика системы знаний о человеке на предметных уроках в младших классах. Особенности уроков с анатомическим и физиологическим содержанием. Возможности постановки эксперимента, использования проблемной ситуации в процессе изучения раздела «Человек». Особенности применения таблиц, схем, скелета человека, анатомического атласа, магнитной доски, технических средств обучения и других наглядных пособий в 9 классе при изучении раздела «Человек». Использование публикаций в периодической печати на уроках естествознания в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Спец. методика преподавания истории
Тема 1. История как учебный предмет в специальной коррекционной школе
Место истории как учебного предмета в системе учебных дисциплин коррекционной школы. Роль изучения истории в воспитании учащихся. Распределение материала с учётом идейно-тематической направленности. Система и содержание курса истории России в 7-9 классах коррекционной школы. Характеристика программы. Принципы её построения. Характеристика учебника «История Отечества». Соотношение программы по истории с учебником. Взаимосвязь рассказов и характер изложения исторического материала. Система заданий и оформление учебника.
Тема 2. Психологические особенности усвоения общественно-исторического материала учащимися коррекционной школы
Значение представлений и понятий при изучении истории. Особенности усвоения исторического материала учащимися с нарушением интеллекта, обусловленность содержанием школьного курса, возрастом и особенностями интеллектуального развития детей с нарушениями интеллекта. Некоторые особенности восприятия и запоминания исторических фактов. Система формирования знаний - этапы; ориентировка в пространстве и времени. Преодоление трудностей восприятия исторического материала; примитивизм и модернизации исторических понятий. Характер изложения материала учителем. Воспроизведение выученного, особенности. Работа учителя по развитию и коррекции речи, памяти, мышления на уроках истории.
Тема 3. Усвоение общественно-исторического материала в 3-6 классах на уроках чтения как важнейшее пропедевтическое условие изучения систематического курса истории в 7-10 классах коррекционной школы
Идейно-тематический принцип группировки общественно-исторического материала в книгах для чтения в 3-6 классах, содержание и объем, постепенное его увеличение, расширение и углубление содержания рассказов об успехах нашей Родины, о героическом труде людей, о революции и революционерах, взаимоотношениях людей в обществе, календарных праздниках в книгах для чтения. Углубление и расширение объема знаний краеведческого характера. Подготовка учащихся к самостоятельному изучению курса истории. Роль учителя истории в группировке ранее изученного материала.
Тема 4. Общедидактические цели и задачи обучения истории в коррекционной школе и их реализация в программе и учебной книге по истории 5 класса
Реализация основных задач обучения. Образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Взаимосвязь задач обучения. Соответствие программного материала с содержанием учебника 5 класса. Выделение опор и символов. Система развития мыслительной деятельности. Работа над произношением, использование исторической терминологии. Организация познавательной деятельности. Умение учителя правильно планировать учебный материал с учетом программных требований. Основные учебные умения и навыки. Требования к знаниям.
Тема 5. Формирование исторических представлений и понятий. Временные понятия. «Лента времени»
Развитие конкретных и образных представлений о прошлом как одно из важнейших условий правильного понимания исторического материала. Система поэтапного формирования исторических понятий. Формирование у учащихся общественно-политических представлений и понятий в соответствии со сложившимся социальным опытом и интересами учащихся. Особенности формирования понятий исторического времени. Выражение последовательности исторических событий во времени. Историческая периодизация. Представление об историческом времени и временных отношениях. Процесс развития представлений у учащихся об историческом времени. Создание представлений отдаленности, продолжительности и синхронности исторических событий. Основные дидактические приёмы и средства формирования временных представлений на уроке. Лента времени. Виды. Особенности пространственных представлений и их развитие. Отражение исторических событий в пространстве. Запас и особенности пространственных представлений учащихся коррекционной школы к началу систематического курса «История Отечества». Исторические даты. Точные и приблизительные. Работа учителя по развитию запоминания и соотнесения исторической даты с событием во времени. Роль «Ленты времени». Особенности работы по формированию исторических пространственных представлений в специальной (коррекционной) школе. Подведение учащихся к пониманию исторической карты. Отбор карт к уроку. Особенности изучения исторической карты в коррекционной школе.
Тема 7. Особенности реализации общих и специальных дидактических принципов в обучении истории в специальной школе, методы обучения
Реализация общедидактических принципов в обучении истории. Учет требований олигофренопедагогики и олигофренопсихологии при изучении учебного материала по истории на различных годах обучения. Реализация специальных дидактических принципов в обучении истории в коррекционной школе и их учет при фронтальной и индивидуальной работе с учащимися.
Тема 8. Основные методические подходы к преподаванию курса «История Отечества» в специальной (коррекционной) школе. Система методов на уроках истории. Соотношение общих и специальных методов при обучении истории детей с нарушением интеллекта.
Метод устного слова. Устное слово как важнейший источник формирования исторических знаний. Краткое сообщение и объяснение, развернутое картинное описание и повествование, сюжетный рассказ. Особенности восприятия детьми различных видов изложения исторического материала. Место рассказа учителя на уроке. Рассказ учителя как средство активизации работы над текстом книги. Использование элементов характеристики в рассказе для создания образных представлений о событиях прошлого. Место работы с историческими терминами. Краеведческий материал. Приёмы работы над развитием познавательной самостоятельности учащихся: беседа по вопросам, требующим выяснения простейших причинных и следственных связей, определения преемственности между событиями и их оценки. Решение доступных познавательных задач в процессе беседы. Требования к вопросам учителя и ответам учащихся. Беседа на разных этапах урока. Беседа как прием сообщения исторических знаний. Методы проведения беседы на разных годах обучения истории.
Методы работы с печатными текстами. Виды печатных текстов и их значение в процессе приобретения исторических и общественно-политических знаний. Основные приемы работы над текстами книги для чтения в 3-6 классах. Способы активизации работы с текстами: выборочное чтение, сочетание чтения и работы с иллюстративным материалом, привлечение внимания к средствам художественной выразительности читаемого текста. Приемы словарной работы в процессе чтения. Работа с учебником на уроке истории. Особенности понимания исторического текста учащимися коррекционной школы. Отбор учителем материала книги, предназначенного для чтения в классе. Чтение текста и ответы на вопросы, расположенные на полях. Комментированное чтение и выборочное чтение. Сочетание работы с текстом и иллюстрациями учебника. Словарная работа. Работа над планом статьи. Сочетание рассказа учителя с работой над учебником. Использование художественной литературы, документальных источников и периодических изданий.
Использование средств наглядности. Роль наглядных пособий в создании исторических представлений. Виды исторических изображений и особенности их восприятия младшими учащимися. Принципы отбора иллюстративного материала.
Тема 9. Основные формы организации учебной работы при обучении истории
Урок истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Место урока истории в системе общеобразовательных предметов, коррекционная направленность, структура, особенности построения. Роль урока истории в решении задач развивающего обучения.
Типы уроков истории в коррекционной школе. Особенности проведения различных типов уроков. Их дидактические цели и основные пути реализации через содержание и структуру. Основные дидактические требования к структуре вводного урока, сообщения новых знаний, комбинированного, повторно-обобщающего, урока-экскурсии.
Структура урока истории, приемы закрепления исторического материала. Дозировка учебного материала на уроке истории в связи с особенностями восприятия и памяти детей с нарушениями интеллекта. Первичное закрепление. Текущее и тематическое повторение. Особенности и разнообразие видов повторения в зависимости от класса. Игровые моменты при закреплении и повторении пройденного исторического материала.
Тема 10.Учет знаний на уроке истории
Текущий и контрольный учёт. Основные формы учета знаний по истории (устный опрос, письменные работы, карточки-задания, выполнение схем, составление плана местности исторического события и т.д.). Основные критерии оценки знаний по истории в коррекционной школе.
Тема 11.Виды и формы задания на дом по истории
Разнообразие видов заданий на дом по истории (устные ответы по изученной теме или разделу; составление плана изученной местности; подготовка ответов по карте, картине, составление таблиц; подбор материала из газет и т.д.). Учёт индивидуальных особенностей учащихся в связи с домашними заданиями.
Тема 12. Развитие детей с нарушением интеллекта в процессе изучения истории и формирования у них нравственно-гражданских качеств, патриотизма, интернационализма, добросовестного отношения к труду
Понимание учащимися коррекционной школы основных принципов существования нашего государства. Участие школьников в общественно-полезном и производительном труде. Формирование сознательного отношения к выполнению правил для учащихся, знание Устава школы. Педагогическое руководство ученическим самоуправлением. Основы гражданского, нравственного и эстетического воспитания, разрешение их в процессе изучения современного исторического материала. Сравнение прошлого с настоящим. Участие школьников в жизни школы. Воспитание на традициях бережного отношения к человеку, формирование моральных убеждений, правил. Личность учителя истории.
Тема 13. Особенности изучения с учащимися коррекционной школы основ государства и права
Система формирования правовых норм и обязанностей. Цели изучения основных прав и обязанностей. Правовое обучение и воспитание как составная часть социальной адаптации учащихся коррекционной школы. Роль правового обучения и воспитания в соблюдении норм общежития и предупреждения правонарушений. Особенности понимания учащимися коррекционной школы элементов правовых знаний. Связь изучения конституционных прав и обязанностей граждан России с практической подготовкой выпускников школы к жизни и общественно-полезному труду.
Тема 14. Методика изучения элементов правовых знаний в коррекционной школе
Внеклассная работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы. Реализация правовых знаний в процессе социально-правовой и трудовой адаптации. Пользование законами, понимание их.
Тема 15. Внеклассная работа по истории в коррекционной школе, её задачи, содержание, формы
Образовательно-воспитательное значение внеклассной работы по истории. Формы внеклассной работы (внеклассное чтение, исторические экскурсии и туристические походы, просмотр кинофильмов и спектаклей исторического содержания, исторические утренники, исторические газеты и кружки, творческие работы учащихся по истории). Единство урочной и внеурочной работы по истории и особенности её в коррекционной школе с учётом возрастных особенностей учащихся. Организация, содержание и методика краеведческой работы. Работа школьных управленческих коллективов. Краеведческая работа. Роль учителя истории в организации внеклассной работы.
Тема 16. Подготовка учителя к работе на уроке истории
Необходимые качества учителя-историка. Подготовка учителя к уроку. Особенности планирования учебного материала, тематическое планирование уроков истории в коррекционной школе. Организационные формы работы, направленной на формирование интереса ученика к предмету. Кабинет истории, его создание, требования. Содержание кабинета. Оснащение. Роль учителя в паспортизации кабинета, создание методического арсенала.
Методика занятий по социально-бытовой ориентировке
Тема 1. Курс «Социально-бытовая ориентировка»: цели, содержание, технология обучения
Цели и задачи курса. Значение курса «Социально-бытовая ориентировка». Его место в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида. Понятие «социальная адаптация». Программы курса социально-бытовой ориентировки для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Основные подходы к определению содержания социально-бытовой подготовки. Анализ альтернативных программ данного курса. Структура программы. Основные разделы программы. Требования к знаниям, умениям и навыков учащихся.
Тема 2. Методы обучения курса «Социально-бытовая ориентировка»
Словесные, наглядные и практические методы обучения, используемые на уроках СБО в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Понятия «Метод обучения» и «Прием обучения». Классификация методов обучения в зависимости от источника знаний.
Характеристика словесных методов обучения, специфика их использования в процессе обучения Социально-бытовой ориентировке.
Характеристика практических методов обучения, специфика их использования в процессе обучения Социально-бытовой ориентировке.
Характеристика наглядных методов обучения, специфика их использования в процессе обучения Социально-бытовой ориентировке.
Дидактические игры, специфика их использования в СКОШ VIII вида, особенности применения дидактических игр в младших и старших классах. Выбор методов обучения. Зависимость выбора от: дидактической цели урока, его содержания, возраста учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся.
Тема 3. Урок СБО в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.
Урок как основная форма обучения. Понятие об уроке как о целостной динамической системе, включающей в себя все вопросы обучения и воспитания. Взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов урока. Дидактическая цель урока как системообразующий компонент урока; типы уроков в зависимости от их дидактической цели. Этапы урока. Цель и содержание каждого из них. Сообщение знаний, работа учителя по организации усвоения знаний учащимися. Закрепление знаний. Повторение знаний, формирование устойчивых навыков, приемы работы. Проверка и оценка знаний учащихся, задачи этого этапа и способы организации проверки знаний. Взаимосвязь и взаимозависимость всех структурных компонентов урока. Дидактическая цель – определяющий фактор построения структуры урока.
Нетрадиционные формы проведения урока, возможности их использования в СКОШ VIII вида.
Подготовка учителя к уроку. Этапы подготовки: предварительный (тематическое планирование), непосредственный (работа над планом и конспектом урока). Самоанализ учителем урока. Критерии эффективности урока.
Основные виды урока СБО. Урок практических работ. Урок-тренинг знаний, умений и навыков. Урок практических работ. Его значение в системе курса «Социально-бытовая ориентировка». Организация учащихся на урок. Сообщение темы и задач урока. Сообщение или повторение теоретических сведений. Ознакомление с объектом работы. Составление плана работы. Упражнения по ознакомлению с правильными приемами работы. Практическая работа. Оценка качества выполненной работы. Подведение итогов.
Урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх. Урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх. Организация учащихся на урок. Сообщение теоретических сведений. Сюжетно-ролевые игры. Запись в тетрадь. Подведение итогов.
Экскурсия как один из способов организации и проведения урока. Организация и проведение экскурсии.
Тема 4. Особенности изучения разделов курсов «Социально-бытовая ориентировка»
Особенности изучения разделов «Личная гигиена», «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище».Знакомство с программой. Изучение методики работы по данным темам. Особенности изучения разделов в зависимости от годов обучения. Основные методы обучения. Средства обучения. Особенности изучения разделов «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура поведения», «Учреждения, организация и предприятия».Знакомство с программой. Изучение методики работы по данным темам. Особенности изучения разделов в зависимости от годов обучения. Основные методы обучения. Средства обучения.
Спец. методика обучения изобразительной деятельности
Тема 1. Изобразительное искусство, его сущность и виды. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития, обучения и воспитания детей
Изобразительная деятельность как вид художественной деятельности, способствующей всестороннему развитию личности человека, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. Рисование, лепка, аппликация и конструирование как основные виды изобразительной деятельности; их общепедагогические, диагностические и коррекционно-развивающие ресурсы. Методика преподавания изобразительной деятельности как наука; ее задачи, предмет, связь с другими науками.
Тема 2. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности овладения изобразительной деятельностью детьми с нарушениями речевого развития
Детский рисунок как феномен художественной культуры. Специфика детского рисунка. Возрастная периодизация этапов детского изобразительного творчества. Особенности психофизического развития детей с нарушениями интеллектуального развития, негативно влияющие на процесс и результаты их изобразительной деятельности (несформированность высших функций восприятия, внимания, памяти, недостаточность интеллектуальной функции (аналитико-синтетической деятельности); отсутствие должного апперцептивного фона в зрительном восприятии; специфическое инактивное, слабо дифференцированное восприятие всего окружающего; низкая работоспособность, быстрая утомляемость и истощаемость; отсутствие интереса к наблюдению и выраженного эмоционального реагирования; индифферентное, пассивно-безразличное отношение к цвету, недостаточное развитие эстетического вкуса; в целом неполнота и неточность представлений об окружающем мире; неполноценность моторно-тактильных ощущений; слабое развитие мелких мышц руки; запоздалое и неполное включение речи в развитие и др.). Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: схематичность рисунка; примитивность, уплощенность формы предмета и ее двухмерное выражение; фрагментарность, подчеркнутая геометризация и непропорциональность изображений; несоблюдение реальной окраски; неточность пространственного размещения предмета и его элементов; статичность изображения; устойчивая тенденция действовать графическими штампами и др.
Тема 3. Изобразительная деятельность в системе педагогической работы общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями интеллектуального развития
Различные направления в педагогике искусства. Анализ программ по развитию изобразительного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста (XIX-XXI вв.). Зарубежный и отечественный опыт. Коррекционно-развивающий потенциал детской изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание умственно отсталых детей. Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с интеллектуальными нарушениями. Принципы построения и содержание коррекционно-образовательных программ по изобразительному искусству в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с умственной отсталостью. Связь занятий (уроков) по изобразительному искусству с другими видами детской деятельности, занятиями (уроками). Преемственность в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Тема 4. Методы обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития дошкольного и младшего школьного возраста
Методы обучения; взаимосвязь наглядных и словесных методов и приемов обучения изобразительной деятельности. Значение игровых приемов обучения. Методы ознакомления с предметом. Значение зрительной, осязательного и двигательного способов ознакомления с предметом. Организация наблюдения предметов и изображений. Использование образцов. Показ способов изображения. Методы, обеспечивающие усвоение технических навыков. Словесные методы обучения и особенности применения их в коррекционно-образовательном процессе ДОУ и школы для детей с интеллектуальными нарушениями. Беседа и рассказ на занятиях (уроках) по изобразительному искусству. Методы активизации воображения и творческого начала при обучении изобразительной деятельности.
Тема 5. Занятие (урок) как основная форма обучения изобразительной деятельности детей
Модификация традиционных методов и приемов обучения изобразительной деятельности как фактор повышения продуктивности и усиления коррекционно-развивающей направленности занятий (уроков) по изобразительному искусству с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Общая организация деятельности детей на занятиях (уроках) по изобразительному искусству. Структура занятия (урока) по изобразительному искусству. Развитие общедеятельностных умений детей с нарушениями умственного развития при обучении изобразительной деятельности. Значение речи детей и речи педагога для активизации познавательных процессов в ходе выполнения изображений и поделок; оречевление действий. Развитие основных средств и функций речи, коммуникативной активности детей на занятиях (уроках) по изобразительному искусству. Особенности оценки детских изобразительных работ. Организация само- и взаимооценки рисунков детьми. Пропедевтический период в обучении рисованию умственно отсталых детей: задачи, содержание и методы коррекционно-образовательной работы. Развитие познавательного интереса к занятиям, желания передавать впечатления об окружающем мире с помощью разных видов изобразительной деятельности как центральная задача пропедевтического этапа. Дидактические игры, игровые приемы и занимательные упражнения, используемые в пропедевтическом периоде и в процессе дальнейшего обучения изобразительной деятельности.
Тема 6. Предметное и сюжетное рисование (лепка) в системе коррекционно-образовательной работы с умственно отсталыми детьми
Всемерное развитие и обогащение восприятия детей как основа овладения предметным рисованием (лепкой). Приемы обогащения восприятия детей (последовательная, поэтапная постановка целей наблюдения в соответствии с порядком построения рисунка; чередование рисования с анализирующим наблюдением; концентрация внимания детей на отдельных сторонах и свойствах изображаемого предмета; систематическое повторное привлечение детей к рассматриванию предмета, побуждение к сравнению выполняемого рисунка с натурой, с геометрическими эталонами, другими предметами такой же формы; дополнительное (к зрительному способу) тактильно-моторное изучение плоскостного предмета; перемещение предмета из одного положения в другое для уточнения его конструкции; включение практической деятельности детей в процесс изучения объекта изображения; использование моделей, которые до начала рисования могут быть разобраны на части; способ «пассивных» движений; создание игровых, занимательных ситуаций и т.д.). Композиция как наиболее целесообразное размещение составных частей сюжетного рисунка. Прием иллюстрирования отрывков из литературных произведений и специально подобранных рассказов-описаний. Слово как средство организации изобразительной деятельности, средство развития речи и мышления детей в процессе предметного рисования и лепки. Вербализация изобразительных действий на всех этапах работы над предметным рисунком (лепкой) в целях углубления анализирующих способностей детей, коррекции их психофизических и речевых нарушений, активизации речевой деятельности. Механизмы формирования художественного замысла в предметном и сюжетном рисунке (лепке) детей и соответствие их определенному возрасту. Содержание занятий (уроков) по предметному и сюжетному рисованию (лепке) в ДОУ и школе для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Тема 7. Декоративно-прикладное искусство и декоративное рисование (лепка) в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
Специфика декоративно-прикладного искусства. Виды народных художественных промыслов, с которыми знакомятся дети в специальных (коррекционных) ДОУ и школах. Коррекционный потенциал декоративного рисования и лепки. Особенности декоративного рисования, обеспечивающие формирование и совершенствование технических умений и навыков, развитие зрительно-двигательной координации рисующего, преодоление недостатков тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук и т.д. Развитие чувства симметрии, цвета, технических навыков в декоративном рисовании. Содержание занятий (уроков) по декоративному рисованию (лепке) в ДОУ и школе для детей с нарушениями умственного развития.
Тема 8. Аппликация и конструирование в системе коррекционно-образовательной работы с умственно отсталыми детьми
Своеобразие изображения и техники исполнения в аппликации. Вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону как два этапа процесса выполнения аппликации. Оборудование и материалы для выполнения аппликации. Предметная, сюжетная и декоративная аппликация. Роль образца в аппликационных работах. Подвижная аппликация как способ овладения детьми умениями рационально размещать объекты при составлении композиции, передавать их движение и т.д. Коллективная аппликация. Содержание занятий (уроков) по обучению аппликации в ДОУ и школе для детей с нарушениями интеллектуального развития. Конструирование как вид моделирующей деятельности. Изобразительное и техническое конструирование. Виды конструирования в детском саду и школе для умственно отсталых детей. Коррекционно-развивающий потенциал конструирования. Основные приемы обучения конструированию. Содержание конструирования в разных возрастных группах ДОУ, в начальных классах школы VIII вида. Режиссура занятий (уроков) по выполнению коллективных аппликационных или конструктивных работ.
Тема 9. Ознакомление умственно отсталых детей с произведениями изобразительного искусства
Умение целенаправленно рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества как основа полноценного восприятия произведений изобразительного искусства. Методические приемы, способствующие раскрытию содержания картины, установлению ее сходства с реальностью, выражению детьми собственного отношения к изображенному. Методические приемы, способствующие раскрытию содержания картины, имеющими нарушения речи. Составление рассказа по картине, книжной иллюстрации как прием активизации речевой и интеллектуальной деятельности детей. Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста эстетических предпочтений и переживаний в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства.
Спец. методика обучения ручному труду
Тема 1. Цели, задачи и содержание трудового обучения и воспитания в коррекционной школе
Профессионально-трудовая реабилитация социальная адаптация и интеграция лиц с нарушениями интеллектуального развития. Адекватизация профессиональных намерений подростков с нарушениями интеллектуального развития. Комплексная диагностика профессиональных возможностей, склонностей, намерений как основа определения профиля трудового обучения в старшизх классах специальной школы.
Цели и задачи трудового обучения и воспитания в коррекционной школе.. Программы профессионально-трудового обучения и воспитания в специальной школе. Виды труда и содержание трудового обучения и воспитания по программам в коррекционной школе VIII вида.Профильная подготовка учащихся с нарушениями интеллектуального развития к профессионально-трудовой деятельности, соответствующей их психъофизическим возможностям. Общетрудовые навыки и умения умственно отсталых школьников. Значение трудового обучения и воспитания в общем развитии ребёнка и в коррекции психолого-педагогических недостатков.
Тема 2. Значение трудового обучения и воспитания в общем развитии умствен отсталых школьников и в коррекции психофизических недостатков
Основные направления педагогической работы по коррекции вторичных нарушений у умственно отсталых детей
Место, роль и значение трудового обучения и воспитания в коррекции психофизических недостатков учащихся..
Тема 3. Оборудование учебного процесса по трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Кабинет трудового обучения в коррекционной школе: оборудование и оформление. Требования к его организации. Материалы и инструменты. Особенности комплектования учебно-материальной базы с учетом коррекционной направленности профессионально-трудового обучения. Умственно отсталых учащихся. Организация рабочего места учителя и ученика. Культура труда.
Тема 4. Наглядные пособия и их место на уроках труда в специальной (коррекционной) школе
Виды наглядных пособий в организации учебного процесса по трудовому обучению и воспитанию. Принципы отбора изделий для изготовления на уроках. Место технологических заготовок (коробочки, гофрированный картон, флаконы и т.д.) в деятельности детей, нуждающихся в коррекционном развитии. Разработка и изготовление наглядных пособий для проведения уроков трудового обучения и воспитания. Внесения изменения в наглядный материал для работы с умственно отсталыми детьми.. Инструкционные карты. Виды, методика их применения. Значение их использования в профессионально-трудовом обучении детей с нарушениями интеллектуального развития.. Требования к содержанию и оформлению.
Тема 5. Формы, методы и организация трудового обучения и воспитания умственно отсталых учащихся
Формы организации детей на уроках труда: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Классификация методов трудового обучения. Специфика методов трудового обучения и воспитания в работе с умственно отсталыми детьми.: операционного диктанта, анализа образца, сообщение технико-технологических сведений, инструктажей. Преимущества и недостатки операционного диктанта. Место и время его использования в структуре урока. План анализа образца и его значение в обучении планированию работы учащихся в ходе изготовления изделия. Роль совместной деятельности учителя с детьми.
Методика сообщения технико-технологических сведений (материалы, инструменты, деятельность человека и конечный продукт) на уроках трудового обучения учащимся с недостатками интеллектуальной сферы. Вводный, текущий и заключительный инструктаж. Правила и способы инструктирования детей в специальной коррекционной школе. Оценка и проверка знаний и умений на уроках трудового обучения.
Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей с нарушением интеллекта
Тема 1. Теоретико-методологические основы здоровьесбережения детей с проблемами в развитии
Принципы Л.С. Выготского в диагностике и формировании здоровья аномальных детей. Принцип природосообразности. Влияние учебно-воспитательного процесса в специальных школах и ДОУ на состояние психического, физического и социального здоровья детей. Система оздоровления учащихся в Российской Федерации.
Тема 2. Классификации нарушений двигательной сферы аномальных детей различных категорий
Двигательная сфера человека как система взаимозависимостей и взаимосвязанности различных психофизиологических функций. Двигательные нарушения детей и необходимость их классификации. Теоретико-методологические подходы к коррекции, абилитации и реабилитации нарушений двигательной сферы. Моторно-висцеральная регуляция деятельности организма человека (М.Р. Могендович).
Тема 3. Роль психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов в развитии и сохранении здоровья детей
Общие вопросы психолого-медико-педагогического обеспечения деятельности системы специального образования. Психолого-медико-педагогический консилиум в специальной школе, ДОУ, его роль и значение в развитии и сохранении здоровья детей. Роль врача и учителя физической культуры в работе консилиума.
Тема 4. Охранительные режимы в специальных школах как здоровьесберегающие технологии
Принципы охраны здоровья детей в специальных коррекционно-образовательных учреждениях. Охранительные режимы в специальных школах и ДОУ, их значение и содержание. Прогулки во второй половине дня, их цели, задачи, содержание и зачимость.
Тема 5. Технология паспортизации состояния здоровья учащихся
Программы здоровья в школе, классах, семье. Паспортизация состояния здоровья учащихся как уникальная технология их оздоровления. Выбор показателей Паспорта здоровья. Аналитическая работа по данным паспортов здоровья индивидуально, в классах, школах. Соревнования по состоянию здоровья. «Тропы здоровья» в школе и ДОУ. Дозирование оптимальных физических нагрузок.
Тема 6. Организация и содержание занятий по лечебной физической культуре
Важность и необходимость занятий лечебной физической культурой детей с ослабленным здоровьем и грубыми нарушениями моторики и физического развития. Программно-методические требования к занятиям лечебной физической культурой в специальных коррекционно-образовательных учреждениях.
Тема 7. Технологии оздоровления учащихся при зрительном и нервно-психическом утомлении
Технологии Б.В. Сермеева, В.Ф. Базарного, В.А. Ковалева. Работа в режиме дальнего зрения. Экологический букварь. Создание общешкольного режима оздоровления детей. Окраска стен, воздухообмен в классе, световой коэффициент и другие гигиенические показатели оздоровления учащихся.
Тема 8. Двигательные оздоровительные технологии
Технология обучения грамоте детей средствами крупной и мелкой моторики. Двигательные режимы, направленные на развитие основных физических качеств человека. Их влияние на психосоматические функции ребенка.
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: