NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



1. Педагогический мастер-класс

Технологический подход  по А. В. Машукову [4]


Построение мастер-класса на основе данного подхода предполагает введение модели обучения педагогов на основе образовательной технологии французских педагогических мастерских. Основными элементами такой технологии проведения мастер-класса являются индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.

Проблемная ситуация характеризует определенное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые, потребности: потребность быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы — необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса — групповая работа (малые группы могут определяться мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Он разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет собой сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами — социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

Афиширование — представление результатов деятельности участников мастер-класса и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

Технологический подход по Г. А. Русских [8]


Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

  • дается краткая характеристика учащихся класса, обосновываются результаты предварительной диагностики, прогнозируется развитие учеников;

  • кратко характеризуются основные идеи технологии (методики);

  • описываются достижения в работе;

  • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии (методики);

  • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

Представление системы учебных занятий:

  • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии (методики);

  • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать участникам занятий.

Проведение имитационной игры:

  • учитель-мастер проводит учебное занятие с педагогами, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

  • слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Моделирование:

  • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии (методики) учителя-мастера;

  • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу участников и управляет ею;

  • мастер совместно с педагогами проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

Рефлексия:

  • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Для проведения мастер-класса на основе деятельностного подхода мы предлагаем следующую модель:

Этапы работы
мастер-класса

Содержание
этапа

Деятельность мастера

Деятельность
участников

1

2

3

4

1. Ориентировочно-мотивационный

Задача: обеспечение мотивации участников
мастер-класса


Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия, направленное на мотивацию участников на совместную

Организует с помощью различных методик знакомство с участниками и осуществляет (при необходимости) деление на группы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. Организуют знакомство
в группе, опре-

Продолжение

1

2

3

4




деятельность, организация работы в группах: определение ролевых позиций, правил групповой работы

Организует работу по определению ролевых позиций в группе, правил групповой работы

деляют необходимые роли. Предлагают правила работы в группе. Выстраивают алгоритм совместной деятельности


2. Актуализация субъектного опыта участников

Задача: обеспечение активности участников
в предстоящей деятельности


Определение уровня подготовленности участников к восприятию опыта мастера, актуальности его исследований

Ведет поисковую беседу, направленную на диагностику потребностей и уровня готовности педагогов к восприятию нового опыта



Участвуют в беседе, делятся подобными педагогическими проблемами и способами их практического решения

3. Целеполагание

Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий

Определение темы и цели занятия. Вовле­чение участников в целеполагание

В ходе беседы или практической деятельности предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия. Побуждает к постановке цели и задач мастер-класса


Активно участвуют в определении личностно значимой цели занятия

Продолжение

1

2

3

4

4. Информационно-деятельност­ный этап

Задача: знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности; создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определенных умений; обеспечение практической деятельности участников по освоению технологии, приемов, методов и т. д.

Знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности

Применение на практике полученных знаний: конструирование учебного занятия, фрагментов занятий с использованием освоенной технологии (методики)

Показывает приемы, методы, способы деятельности, свои «изюминки», комментирует их
Выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею

Организует совместное обсуждение разработанных моделей учебного занятия. Организует обмен мнениями участников, дает оценку происходящему



Анализируют предложенные приемы, методы, способы деятельности, осваивают их в практической деятельности

Выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия, фрагментов занятий в режиме освоено технологии (методики)

Обсуждают авторские модели, разработанные во время учебного занятия


Окончание

1

2

3

4

5. Рефлексивный

Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей

Организует дискуссию

Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний, результативности достижения цели. Оценивают полученный опыт и возможность применения в дальнейшей практике


А вот какие рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса дает Артур Викторович Заруба, кандидат педагогических наук, учитель года России–1992.

Подготовка к мастер-классу:

1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.

2. Определите цели и задачи, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе в связи с темой.

3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для участников.

4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.

5. Придумайте неожиданные предметы или открытия, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.

6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.

7. Составьте подробный план занятия.

8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса.

9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.

10. Когда все готово — дайте команду организаторам, что можно начинать.

Проведение мастер-класса:

1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).

2. Сами говорите только в микрофон (если аудитория большая) и следите, чтобы участники тоже давали ответы в микрофон (в зависимости от аудитории), чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса участников по звуку в колонках.

3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.

4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.

5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу мастер-класса жюри непонятен предмет преподавания).

6. Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в вашу идею мастер-класса.

7. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.

8. Старайтесь показывать не только себя, но и участников мастер-класса.

9. Не бойтесь задавать трудные вопросы.

10. Проведите в конце краткий анализ занятия с участниками».

Мы считаем, что для успешности проведения мастер-класса полезно следовать следующим советам:

1) Помните, что если вы хотите учить других, то необходимо постоянно учиться самому. Только практическая деятельность и работа над собой помогут научиться хорошо говорить и передавать свои знания и умения другим.

2) Только тогда поверят мастеру, если он живо и убежденно говорит о собственном выборе, о собственной стратегии деятельности.

3) Когда говорите, помните тему мастер-класса и не отходите от нее далеко. Имейте при себе план-конспект, и если забыли мысль, не стесняясь, посмотрите в него и продолжайте свое выступление. Это лучше, чем «искать нужные слова» или же «заполнять паузу».

4) Учитесь управлять аудиторией. Не давайте ей увлечь себя. Владейте всегда собой, будьте тверды и спокойны, тогда вы будете «держать» слушателей в своих руках.

5) Приводите в своей речи побольше фактов, примеров из собственной деятельности, поменьше употребляйте общих, ничего не значащих фраз.

6) Не прерывайте спрашивающего, дайте ему высказаться, внимательно наблюдайте за ним, для того чтобы обдумать и дать исчерпывающий ответ. Если вы не знаете, что ответить, стоит в этом признаться, пояснив свою позицию.

7) Никогда не говорите слишком долго. Для успешного проведения мастер-класса важно создать ситуацию взаимодействия с аудиторией, совместного творчества, деятельности.

3. Мастер-класс как конкурсное мероприятие

В практику проведения республиканского (заключительного) этапа конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года Республики Беларусь 2011» впервые в качестве оцениваемого конкурсного мероприятия был включен мастер-класс. Всем участникам финала конкурса предлагалось провести мастер-класс продолжительностью 45 минут для студентов выпускных курсов педагогического университета согласно предметному профилю конкурсанта. Тему мастер-класса, его содержание и формы взаимодействия со слушателями каждый участник конкурса определял сам. В целом, это нововведение положительно оценено и участниками конкурса, и методистами, принимавшими участие в подготовке конкурсных выступлений, и студентами, и преподавателями университета. Многие студенты говорили, что такие занятия-практикумы, встречи с ведущими педагогами страны, деятельностный характер освоения нового очень эффективны в приобретении педагогических навыков и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Введение в конкурсные мероприятия мастер-класса, на наш взгляд, позволяет поднять на новый, более высокий уровень методическую работу не только с педагогами — участниками конкурса, но и с педагогической общественностью вообще. В процессе участия в районных, областных этапах и при подготовке к республиканскому этапу каждый участник конкурса не раз проводил свой мастер-класс, вовлекая в знакомство с собственными педагогическими находками все больше и больше учителей. Благодаря конкурсу, в республике появилась и быстро распространилась новая форма передачи педагогического опыта — мастер-класс.

Вместе с тем введение в конкурс данного мероприятия породило и немалые проблемы его оценивания. Если в обычной методической практике каждый мастер-класс имеет свой более-менее положительный отклик, доброжелательно принимается коллегами и в той или иной мере одобряется педагогами, то в условиях конкурса были необходимы строгие критерии ранжирования и оценки каждого мастер-класса.

В педагогической литературе выделяются следующие критерии оценки мастер-класса:

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уро­вень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмету, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная каждым участником мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Системность. Отражение в мастер-классе основных идей опыта собственной педагогической деятельности.

В процессе подготовки республиканского этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2011» шел отбор критериев, разрабатывались показатели оценки мастер-класса как конкурсного мероприятия. Специально проводились семинары, в том числе семинар-практикум с педагогами — членами клуба «Хрустальный журавль», направленные на отработку и апробацию шкалы оценивания мастер-класса. За основу брались содержательные аспекты (системность, реализация предметных целей), профессиональные умения мастера (умение эффективно организовать и управлять деятельностью обучаемых) и личностные качества педагога (эксклюзивность, общая культура).

Предлагаем критерии и показатели оценки мастер-класса, которые использовались при проведении конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2011».

Критерии

Показатели

Оценка
до 5 баллов

1

2

3

Системность и содержательность

Отражение основных идей опыта собственной педагогической деятельности




Соответствие содержания мастер-класса заявленной теме




Оперирование предметными знаниями




Направленность на содержательно-методические аспекты преподавания предмета




Технологичность
и управление деятельностью участников мастер-класса

Четкость алгоритма занятия (структура, этапы)







Оптимальность использования методов, способов включения в деятельность участников занятия




Оптимальность и целесообразность форм организации деятельности участников мастер-класса





Окончание

1

2

3




Оптимальность обеспеченности занятия средствами обучения




Наличие приемов поиска и открытия (удивления, озарения)




Наличие приемов мотивации участников занятия (актуализация, проблематизация, «разрыв» и т. д.)




Использование приемов и средств дифференциации деятельности участников мастер-класса




Умение мобилизовать творческий потенциал участников мастер-класса




Наличие рефлексии и обратной связи на занятии




Эффективность

Эффективность полученных результатов для участников мастер-класса




Практическая значимость представленных методических находок и достижений для участников мастер-класса




Умение педагога оценить результативность совместной деятельности




Эксклюзивность

Выраженность авторской индивидуальности




Выраженность инновационной идеи




Наличие оригинальных приемов, методов, способов, средств организации мастер-класса




Общая культура

Эрудиция




Владение аудиторией (артистизм, выразительность речи, способность к импровизации)




Стиль общения, коммуникативные качества педагога





Согласно регламенту заключительного этапа конкурса «Учитель года», за день до проведения мастер-класса в жюри конкурса подается программа его проведения по следующей форме:

  • Тема.

  • Цель.

  • Задачи.

  • Ход проведения мастер-класса

  • Список литературы, используемой при подготовке к мастер-классу.

  • Приложение.

В приложении дается основной раздаточной материал, который предлагается участникам мастер-класса.

Форма проведения мастер-класса зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в форме мастер-класса окупятся возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений и активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

В приложениях предлагается технологически описанные модели мастер-классов, которые проводились во время конкурса. На диске — варианты видеозаписей мастер-классов, проведенных на конкурсе в 2011 году.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников образования республики.

Для подготовки и проведения мастер-класса можно использовать следующую литературу:

  1. Галицких, А. А. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре / А. А. Галицких // Воспитание школьников. — 2003. — № 2.

  2. Гузова, Л. П. Развитие профессиональной культуры учителя — фактор успешной работы / Л. П. Гузова // Методист. — 2005. — № 2.

  3. Комарь, В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов-воспитателей / В. Д. Комарь // Науч.-метод. журн. зам. дир. шк. по воспитат. работе. — 2005. — № 1.

  4. Организация и проведение мастер-классов : метод. рек. / сост. А. В. Машуков, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области–2004» ; под ред. А. Г. Обоскалова. — Челябинск, 2007.

  5. Пахомова, Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта / Е. М. Пахомова // Методист. — 2005. — № 2.

  6. Пахомова, Е. М. Учитель в профессиональном конкурсе : учеб.-метод. пособие / Е. М. Пахомова, Л. П. Дуганова. — М. : АПКиППРО, 2006.

  7. Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учителей // Практика административ. работы в шк. — 2004. — № 5.

  8. Русских, Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности / Г. А. Русских  // Методист. — 2002. —  № 1.

  9. Русских, Г. А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика / Г. А. Русских // Методист. — 2004. — № 2.

  10. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. — М. : НИИ шк. технологий, 2005.

  11. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. — М. : НИИ шк. технологий, 2005.

  12. Творческая школа «Мастер-класс» / Е. Долинина [и др.] // Учитель. — 2003. — № 5.

  13. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие // А. В. Хуторской. — М. : Изд. центр «Академия», 2008.

  14. Материал из ПскоВики http://wiki.pskovedu.ru/index.php.

  15. Материал с сайта «Открытый класс» http://www.
    openclass.ru/node/1294/

  16. Можно воспользоваться следующими сайтами: www.
    openclass.ru, chel-siao.narod.ru, ist.rkc-74.ru, skorikovatv.narod.ru, irgali.narod.ru

приложения

страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: