Аналитическая справка по работе библиотек цбс кмр с детьми за 2011 год
Организация руководства чтением детей в семье является сегодня одним из приоритетных направлений деятельности. Потребность в общении по поводу прочитанного со взрослыми проявляется на всех этапах читательского развития личности. Для дошкольника и младшего школьника семья наиболее значимый фактор. Но многие родители некомпетентны в выборе литературы, проявляют лишь формальный интерес к чтению своих детей, исключают обсуждение прочитанного.
Организуя мероприятия для родителей и детей, библиотекари устраивают семейные вечера, часы общения, проводят круглые столы, конкурные программы, что позволяет установить между детьми и родителями отношения сотрудничества и взаимопонимания.
Для детей прошёл урок доброты «Что на свете дороже всего», посвящённый Дню семьи. Дети вспомнили пословицы о семье, домашнем очаге и уюте. Ребята заранее выучили стихи о маме и папе, сестре, бабушке и дедушке, принесли свои семейные фотографии, попытались нарисовать генеалогическое дерево.
Для родителей проводятся индивидуальные и коллективные беседы о воспитании детей, о предотвращении конфликтов в семье, о проведении совместного досуга. Предлагаются книги для семейного прочтения. Организуются выставки семейных рисунков, поделок.
Но больше всего ребятам нравятся семейные конкурсные программы, праздничные вечера.
Совместный творческий час «Оригами для всей семьи» познакомил детей и родителей с историей возникновения искусства складывания фигурок из бумаги. Это увлекательное занятие, одинаково интересное и детям, и взрослым, открывает неограниченные возможности для развития фантазии и пространственного воображения. В ходе занятия дети при помощи взрослых осваивали искусство оригами. Итогом занятия стало прекрасное настроение, замечательные поделки и желание продолжить осваивать искусство оригами.
Фольклорный праздник «Здравствуй, барыня – широкая Масленица!». Весёлые скоморохи встречали читателей уже в фойе библиотеки шутками-прибаутками, знакомили с традициями этого старинного праздника. Дети приняли участие в игровой программе, ну а для взрослых были заготовлены конкурсы на знание пословиц и поговорок о Масленице и Весне. Внимание детей и взрослых привлекала красочно оформленная выставка с яркими иллюстрациями масленичных гуляний, литературой фольклорного содержания и информацией о каждом дне масленицы. Каждый пришедший в этот день в библиотеку угощался вкусными блинами, а на память о празднике получил буклет с оригинальными рецептами приготовления блинов.
2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми
Детство, период взросления, юность – это периоды, которые являются основополагающими в становлении каждого человека, именно тогда происходят большие перемены. С одной стороны, ребенок меняется физически, что увеличивает его возможности, с другой стороны, общество ставит перед ним новые задачи и требования. Именно восприятие маленьким человеком этих требований и задач определяет психологию личности будущего индивида, его восприятия жизни общества.
Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия), вследствие чего маленький человек на пути взросления, где особую роль играет подражание окружающему обществу, сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Ни один человек не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и т. д. зачастую подают разнонаправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из-за отсутствия жизненного опыта.
Работники детского отдела стараются наладить контакт и построить свои отношения с ребенком, подростком. Приглашают их на массовые мероприятия, на занятии кружков и клубов.
Ребята, состоящие на внутришкольном учете, приняли участие в табак-шоу «Курильщик – сам себе могильщик!». В первом туре «Табак – дьявольское зелье» они отвечали на вопросы, связанные с историей и опасностью табака. Во втором туре «Этикет говорит «нет!» подростки участвовали в «антирекламе курения». Третий тур «Курить – здоровью вредить» напомнил подросткам о вреде табака. Четвертый тур «Преступление и наказание» рассказал о наказаниях, предусмотренных законом для курильщиков. Заключительная часть называлась «Умей сказать нет»!», где с помощью тренинга «Как отказаться от предложения закурить» ребята отказывались от предложенной сигареты.
В игровой программе «Зимняя сказка» девочки из Губернаторской школы-интерната для детей с девиантным поведением познакомились с обычаями празднования Нового года в разных странах. Старушка-веселушка загадывала загадки о зиме и о Новом годе, знакомилась с участницами конкурсов «Резюме с сушками», «Маскарадный костюм», «Весёлый бухгалтер» и др.
В связи с возникновением в молодёжной среде всё новых и новых формирований экстремистской направленности назрела потребность в разъяснении сложившейся ситуации подросткам. Для девочек из Губернаторской школы был проведен познавательный час «Экстремизм в молодёжной среде».
2.4.10. Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом благополучия нации в целом. В силу особенностей своего психофизического развития дошкольник и младший школьник впитывает подобно губке все многообразие проявлений человеческой жизни. А среди этих проявлений много как хорошего, так и плохого.
Воспитанию хороших привычек, культуры внутреннего мира ребенка, возвращению детей к красоте слова и благородным поступкам, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, формированию интереса к творческой, познавательной деятельности способствуют проводимые библиотекой мероприятия.
Урок здоровья «Чай душистый, ароматный и на вкус всегда приятный» познакомил детей с народными традициями чаепития, целебными свойствами чая. После небольшой исторической справки о появлении чая, самоварах, дети отгадали загадки о чайнике, сахаре, лимоне, самоваре, ответили на вопросы викторины. Затем приступили к завариванию чая в специальном заварнике по всем правилам.
На игровой программе «На помощь к Василисе Прекрасной» дети помогали Василисе Прекрасной разобраться в лекарственных растениях. Ведущая показала детям энциклопедию «Лекарственные растения», рассказала о лекарственных растениях и их целебных свойствах. Для ребят проводились конкурсы: «Целительный» (угадать в каких случаях можно применять то или иное растение), «Загадочный» (отгадать загадку о лекарственном растении), «Внимательный-наблюдательный» (определить по внешнему виду, что за растение). В заключение девочки прочитали стихи о крапиве, подорожнике, мать-и-мачехе.
В летние каникулы много мероприятий проводилось на свежем воздухе (см. раздел Летние каникулы).
Дети принимали активное участие в развлекательной программе «Азбука здоровья». На виртуальном автобусе все отправились в страну Здоровья. Сначала ребята сделали разминку, вспомнили утреннюю гимнастику. Затем побеседовали о вреде курения и пользе спорта в жизни человека, научились делать контактный массаж «Ты – мне, я – тебе!», узнали, какие овощи и фрукты полезны для здоровья, вспомнили основные правила гигиены. В заключении библиотекарь провела с детьми сеанс релаксирующей, расслабляющей терапии.
На спортивном часе «Если хочешь быть здоров» ребята среднего школьного возраста соревновались в ловкости, умении прыгать со скакалкой и преодолении сложных препятствий. Азарт соревнования захватил всех участников, радости детей не было предела. Еще долго после праздника они обсуждали свои победы и промахи.
2.4.11. Правовая культура
В Центральной библиотеке функционирует Центр правовой информации, оказывающий консультационные услуги преимущественно взрослым и юношеству. В конце 2011 года по запросам классных руководителей среднего и старшего звена школы студенты – волонтеры проводили для школьников правовые классные часы «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Экстремизм».
Знать свои права и уметь отстоять их – главная обязанность гражданина Российской Федерации.
Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка прошло на литературном часе «Я имею право». На примере литературных героев дети узнали, в каких сказках нарушаются их права. А на примере детских песен было показано, как герои свои права реализуют. В заключение часа были показаны фрагменты из мультфильмов, где нарушались права героев. («Сказка о попе и работнике его Балде», «Чипполино», «Золушка» и др.)
Прошла беседа «Наши права». После исторической справки о появлении Конвенции по правам ребенка ребятам была предложена викторина по сказкам. Они определяли, какие права героев были нарушены. Итогом беседы был вывод о том, что к людям надо относиться с уважением, вниманием, и они ответят вам тем же.
Ролевая игра «Конвенция о правах ребёнка». Перечислив основные пункты конвенции, с детьми провели ролевые игры по мотивам русских народных сказок. Дети с увлечением включились в игру, сочувствуя, и переживая за любимых героев. В завершении мероприятия все ребята получили памятки «Мои права».
Познавательный час для старшеклассников «Уголовная и административная ответственность», подготовленный совместно со студентами-волонтерами, помог ребятам узнать об основных задачах закона, о том какие виды ответственности существуют, какое наказание грозит несовершеннолетнему подростку за совершение противоправного действия. Для закрепления услышанного, были рассмотрены несколько ситуаций из повседневной жизни ребят, проведено обсуждение.
Для учащихся 9-11 классов прошел час рассказа «Я гражданин России». На мероприятии шел разговор о Конституции РФ, о правах, обязанностях и ответственности граждан России. Вниманию школьников была представлена слайд-презентация «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних».
Также детский отдел Центральной библиотеки выполняет запросы юных читателей по правовым вопросам с использованием материала из тематической папки «Правовое воспитание».
2.4.12. Поддержка и популяризация чтения.
В целях приобщения детей и подростков к чтению художественной литературы и пропаганды книг лучших детских писателей, работники детского отдела проводят разнообразные мероприятия.
Всё чаще работники библиотеки используют читательский опыт юных книголюбов для популяризации чтения среди мало читающих сверстников. Особенно популярны выставки, оформленные на основе книг просмотра формуляров лучших читателей. В детском абонементе на выставке «Со многими неизвестными…» были представлены самые читаемые детективы. Два месяца на детском абонементе функционировала выставка-откровение ученицы восьмого класса «Когда я отдыхаю, книжки добрые читаю», на которой была представлена фотография девочки, отзывы о прочитанных книгах и сами произведения.
Ежегодно в детской библиотеке на основе просмотра читательских формуляров выявляется «Суперчитатель года» и оформляется книжная выставка прочитанных им книг. В 2011 году самым лучшим читателем стала одиннадцатилетняя девочка с разнообразными читательскими интересами, поэтому разделов на выставке получилось много: «По лесным тропинкам», «Мои домашние питомцы», «Мир вокруг нас», «По дорогам сказки», «Мои любимые стихи». На выставке были представлены фотографии школьницы, отзывы о прочитанных книгах, а также вопросы викторины, которую она сама составила.
Все мероприятия, проводимые нашей библиотекой, направлены на популяризацию чтения и пропаганду чтения. Главной особенностью всех мероприятий, проводимых в библиотеке, является атмосфера доброты и творчества, игры и веселья.
В рамках клуба «Видеолицей» проводятся литературно-художественные часы, беседы, видеолектории. После показа фильма или мультфильма (в 2011 году это были «Золушка», «Морозко», «Аленький цветочек», «Каштанка», «Карлик нос», «Маугли») школьники читают вслух отрывки из произведения, по которому сделана экранизация, обсуждают, отвечают на вопросы, слушают рассказ библиотекаря о творчестве писателя.
Весь год юные читатели посещали «Галерею лучших читателей», развернувшуюся в фойе библиотеки. Чтобы попасть на стены экспозиции, нужно было не только прочитать определенное количество книг, но и принимать активное участие в литературных викторинах, конкурсах.
2.4.13. Другие актуальные направления
Год Космонавтики
«Полет в неизведанное» информационный час, посвященый Году космонавтики, 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. Библиотекарь рассказала ребятам о жизни первого космонавта, его детстве, юности, годах учебы. В видеофильме были использованы фотографии и кадры кинохроники старта космического корабля «Восток» с человеком на борту, ребята услышали голос самого Юрия Гагарина, его обращение ко всему народу перед самым полетом.
«Полет в космос» конкурсно-игровая программа. Разделившись на 2 команды-экипажа, сами стали космонавтами и совершили космическое путешествие. На протяжении всего полета за работой команд наблюдал Центр управления полетом (жюри). Экипажи космонавтов побывали на космических планетах «Звездалия», «Сказочной» и «Лунная». Команды испытали себя в конкурсах «Звездная личность», «Кто быстрее соберет звезды», «На чем летают в сказках» и отгадывали космические загадки. Подкрепившись в космической столовой, попробовали себя в роли космических поэтов на конкурсе «В минуты отдыха». Закончив путешествие по неизведанным планетам, команды приземлились и получили медали.
Познавательная игра «Звездный час» выявила самых эрудированных ребят. Знания детей о космонавтах, об освоении космического пространства, астрономии позволили самым начитанным выйти в финал. Финальное задание написать как можно больше слов из слова «космонавтика» удалось выполнить не всем.
Также была проведена познавательная игра- соревнование для детей среднего школьного возраста «Звёзды зовут». Игра проведена по аналогии с телевизионным шоу «Своя игра».
Разделившись на 2 команды- экипажи космического корабля, ребята отправились путешествовать по космическому пространству. 1 раунд «Космическая мозаика» (о звездах, планетах, космических объектах)
2 раунд «Живые существа и космос», 3 раунд «Космические задачи».
В каждом раунде по 10 вопросов. Сложность вопроса увеличивалась по возрастающей от 1 вопроса к 10. Результаты фиксировались на табло. В 3 раунде команды задавали вопросы по очереди соперникам. Отвечая на вопросы, команды оживлено обсуждали ответы.
К памятной дате были оформлены выставка детских рисунков «Парад планет», информационный стенд «Он был первым» и книжная выставка «Космос от А до Я».
2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми
Прививая интерес к книге, чтению, библиотеке, работники библиотеки уделяют большое внимание индивидуальной работе с детьми. Периодически проводится анализ читательских формуляров, что помогает определить круг чтения детей, составляются рекомендательные списки по наиболее запрашиваемых темам. Ведется индивидуальное руководство чтением детей со слабой техникой чтения, также текущее индивидуальное информирование по темам: приключения, фантастика, детективы, в мире животных, в мире искусства, для чего применяются рекомендательные и информационные списки литературы.
Круглый год библиотека собирает отзывы на прочитанные книги «Прочитай сам, посоветуй другу», самые популярные книги выставляются на выставку «Почитай: советует сверстник».
В индивидуальной беседе с ребятами, библиотекарь узнает, чем интересуются школьники, как читают выданные им книги, какую литературу имеют дома. Проводя рекомендательные беседы, библиотекарь стремится не только расширить читательские интересы школьников, но и углубить их, постепенно направляет детей от легкого чтения к более сложному.
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения
К этой категории читателей относятся: учителя школ, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги, родители. Эта группа читателей выделена на детском абонементе и читальном зале.
При работе с руководителями детского чтения задачи библиотеки из года в год остаются неизменными - методическое обеспечение в помощь проведению уроков и внеклассных мероприятий, своевременное информирование о новинках литературы, сотрудничество с педагогами в привлечении детей к чтению и в проведении массовых мероприятий.
Обзоры новых поступлений, картотека сценарных материалов, тематические подборки статей помогают педагогам в профессиональной деятельности, в организации внешкольных мероприятий.
4. Работа с детьми в сельских библиотеках
Обслуживание детей в библиотеках ЦБС района
| Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговыдача |
Всего по ЦБС | 6631 | 100598 | 193213 |
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 11страница 12
скачать
Другие похожие работы: