Анализ методической работы
МБОУ «1- Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа»
АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
МБОУ «1- Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа»
За 2012 – 2013 учебный год
Зам. директора по УВР
Прокопьева М.Р.
2013 г.
АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ В 2012 -2013 УЧЕБНОМ ГОДУ.
Школа продолжает работу над темой «Повышение качества образования и воспитания через создание условий, способствующих самоопределению и самореализации личности обучающихся». В 2012 - 2013 учебном году решались следующие задачи:
Совершенствование педагогического мастерства учителей школы.
Профессиональное становление молодых учителей.
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий.
Обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.
Реализация ФГОС второго поколения в начальной школе (1,2 классы).
Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся
Создание педагогических условий для осознанного выбора профиля обучения.
Поставленные цели решались через совершенствование методики проведения уроков, самообразование учителей, развитие способностей и задатков учащихся, коррекцию знаний учащихся, организацию предпрофильного и профильного обучения.
Формы методической работы:
∙ Тематические педсоветы
∙ Методсовет
∙ Методобъединения учителей
∙ Открытые уроки, их анализ
∙ Предметные недели
∙ Школа молодого учителя
∙ Семинары
∙ Курсовая подготовка учителей
∙ Аттестация
∙ Педагогический мониторинг.
В 2012 – 2013 учебном году было проведено 4 тематических педсовета:
- Анализ и планирование работы на 2012-2013 учебный год
- Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной дея
тельности
- Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на
формирование личности каждого ученика
- Итоговый - анализ учебного года, задачи на новый год.
Были проведены следующие семинары для учителей:
- Модернизация ОУ путем организации в них дистанционного обучения
- Электронные образовательные ресурсы: составление, применение
- Как создать персональный Сайт учителя
Было проведено 4 заседания методсовета, где рассматривались следующие вопросы:
- Утверждение плана методической работы, программ и тематического планирования
курсов вариативной части учебного плана. ВШК на 2012-2013 уч.год.
- ФГОС в начальной школе.
- Анализ ГИА, ЕГЭ-2012. План подготовки к ГИА, ЕГЭ-2013. Качество образования.
Школьный тур олимпиад.
- Анализ качества образования за 1 полугодие. Итоги районных предметных олимпиад, конференции «Шаг в будущее»
- Анализ методической деятельности за год
Важным направлением работы МС является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей. Методический совет школы отслеживает обучение учителей на курсах, оказывает методическую и практическую помощь учителям, подавшим заявление на аттестацию, принимая непосредственное участие в экспертной деятельности по оценке профессионализма учителей.
В школе действует 5 методических объединений учителей. Каждое МО работает над своей методической темой, связанной с методической темой школы. Учителя работали над решением следующих задач: совершенствование педагогического мастерства, повышение уровня владения педагогами инновационными технологиями образования, привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности, развитие профильного обучения в школе старшей ступени, создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями. В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов, входящих в МО, над темами самообразования.
Традиционным видом методической работы остается проведение предметных недель. В этом году проведены все 5 запланированных недель. Во время предметных недель применялись самые разнообразные методы и формы их проведения:
МО учителей гуманитарных предметов:
- открытые уроки – 6
- Классный час к юбилею В.Высоцкого – 10 класс
- Литературный вечер к юбилею М.Цветаевой
- выставка книг и журналов «Олонхо»
- Литературный вечер, посвященный В.П. Миронову
- участие в районном Дне олонхо (Абагинская СОШ)
- Конкурс исполнителей фольклорных жанров
- Классные часы, посвященные В.П.Миронову
МО учителей математики и физики:
- Открытые уроки – математика – 4
- Конкурс знатоков физики – 11 класс
- Математическое путешествие по Байкалу – 6 класс
- «Брейн-ринг» – 8 классы
- Конкурс «Король и королева точных наук» - 9-11 классы
МО учителей естественного цикла:
Открытые уроки - 5
- Внеклассное мероприятие – «Эпоха Ивана Грозного» - 10 кл.
- Игра «Счастливый случай» по химии – 9 кл.
- По страницам «Красной книги» - 7 класс
- Охраняемые территории Якутии – 6 класс
- Маршрутная игра «Все обо всем» - 9-11 классы
МО учителей технологии, ИЗО, физкультуры, ОБЖ
- Открытые уроки - 5
- Первенство школы по волейболу – 7-11 классы
- Выставка прикладного творчества школьников
- Спортивная эстафета среди учащихся и родителей
- Военно-спортивная игра - 9 – 11 классы
МО учителей начальных классов
- Открытые уроки – 5
- Интеллектуальный марафон – 1-4 классы
- выставка творческих работ младших школьников
- К юбилею С.Михалкова – 2-4 класс
- Пионербол – 4 классы
Молодые педагоги активно участвовали в течение года во всех методических мероприятиях школы.
Первый год работает Сафонова З.Ф.- учитель русского языка и литературы; второй год работают Сивцева Т.А.- учитель якутского языка и литературы, третий год – Шараборина А.А.– учитель физики, Соватина М.В. – учитель информатики.
В апреле 2013 года молодые учителя показали открытые уроки в рамках районного семинара для молодых педагогов на базе Юнкюрской СОШ.
Дата | ФИО учителя | Урок, класс | Тема урока | Примечание |
17.04.13 | Сивцева Т.А. | Якутский литер. 7 кл. | «Куоратчыт» кэпсээн | |
17.04.13 | Якушкова И.В. | Русский язык, 10 кл. | Подготовка к ЕГЭ (частьС) | |
17.04.13 | Шараборина А.А. | Физика, 8 кл | Постоянный электрический ток | |
В течение всего учебного года все молодые педагоги активно участвовали в методической работе и общественной жизни школы.
Шараборина А.А. подготовила 1 призера районной конференции «Шаг в будущее», призера Корниловских чтений. Плодотворно работала как классный руководитель со своим 7 классом, который признан по итогам 2012-2013 у.г. лучшим классом среднего звена школы. Прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Сивцева Т.А. принимала активное участие в подготовке учащихся к районным конкурсам «Олонхо», «Куолу-2013», подготовила призера районной олимпиады по якутской литературе. Активно участвовала в культурных мероприятиях села.
Соватина М.В. провела семинар «Как создать персональный Сайт учителя». Работала над созданием Сайта школы.
Школа участвовала в методической работе района. В Корниловских чтениях участвовали 3 педагога: Халтанова А.Г., учитель начальных классов – «Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников», Шараборина А.А., учитель физики – «», Ксенофонтов М.В., учитель якутского языка и литературы- «Использование криптограмм на уроках якутской литературы» - 2 место.
В Абагинских чтениях приняли участие 2 педагога: Филиппова Л.И., учитель начальных классов – «Учебные задания как средство формирования коммуникативных УУД», Чемпосова Ф.С., педагог-библиотекарь – «Школьная библиотека – особая среда образования и воспитания» - 1 место.
Учителя начальных классов посетили семинары в школе №2 г. Олекминска.
Горбунова Г.П., старшая вожатая школы приняла участие в республиканском конкурсе «Вожатый года-2013», где заняла 4 место.
Повышение квалификации педагогами в прошедшем учебном году:
Всего педагогических работников | Кол-во педагогов (в том числе администрация как учителя) | Кол-во членов администрации | Кол-во педагогов, кроме учителей и администрации (воспитатели, логопеды, психологи и т.д.) |
28 | 26 | 3 | 2 |
Курсы | Из них повысивших квалификацию - 1 | Из них повысивших квалификацию как управленцев - 0 | - |
Фундаментальные | 2 | | - |
Проблемные | 3 | - | 1 |
Краткосрочные | | - | |
Авторские | | - | |
Переподготовка | | | |
Стажировка | | - | |
Всего кол-во и % | 7 – 27 % | - | 1 – 50% |
Дистанционные курсы | 2 | - | - |
В школе повышение квалификации ведется планово. По итогам учебного года 29% учителей прошли различные курсы ПК.
Динамика повышения квалификации педагогов школы
Учебный год | Количество учителей | Прошли курсы |
2008-2009 | 36 | 14 – 39% |
2009-2010 | 34 | 18 – 53% |
2010-2011 | 31 | 19 - 63% |
2011-2012 | 31 | 13- 42% |
2012-2013 | 28 | 8 – 29% |
Информация об аттестации членов администрации ОУ за период с 01.09.12. по 31.05.13. (по новому Положению на соответствие занимаемой должности)
Члены администрации, прошедшие аттестацию на соответствие занимаемой должности за отчетный период (ФИО) | Награждены на уровне района и выше (ФИО, награда) |
Якушкова И.В.- заместитель директора по ВР | нет |
Информация об аттестации педагогов за период с 01.09.12. по 31.05.13.
Количество прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности | Количество прошедших аттестацию на 1 категорию | Количество прошедших аттестацию на высшую категорию | Награждены на уровне района и выше (ФИО, награда) | |||||
Учителя, в том числе администрация как учителя | Педагоги кроме учителей и администрации школы | учителя, в том числе администрация как учителя | Администрация школы как управленцы | Педагоги кроме учителей и администрации школы | учителя, в том числе администрация как учителя | Администрация школы как управленцы | Педагоги кроме учителей и администрации школы | |
2 | - | 1 | - | | 2 | - | - | Шараборина А.А., учитель физики – знак «Надежда Якутии» |
По итогам 2012-2013 учебного года повысил свою категорию с первой на высшую 1 учитель – Халтанова А.Г., учитель начальных классов, 2 педагога прошли на соответствие занимаемой должности, 1 – на 1 категорию, 1 – подтвердил высшую категорию.
Информация об уровне категорий работников школы
Количество педагогов, не имеющих категории | Количество педагогов 2 категории или соответствующих занимаемой должности (по новому положению) | Количество педагогов 1 категории | Количество педагогов высшей категории | ||||
Учителя, в том числе администрация как учителя | Педагоги кроме учителей и администрации школы | Учителя, в том числе администрация как учителя | Педагоги кроме учителей и администрации школы | учителя, в том числе администрация как учителя | Педагоги кроме учителей и администрации школы | учителя, в том числе администрация как учителя | Педагоги кроме учителей и администрации школы |
3 | 0 | 9 | 0 | 9 | 1 | 6 | 0 |
Процент учителей первой и высшей категории составляет 57 %, что выше чем в 2011-2012 у.г. на 9%. Количество учителей без категорий увеличилось за счет прихода молодых учителей.
Информация об обобщении и распространении педагогического опыта
(уровень муниципальный и выше)
Достижения учителей в конкурсах, смотрах (название конкурса, ФИО участника, результат) | Участие в семинарах, открытые уроки и мероприятия | Публикации и выступления в СМИ (печать, телевидение и радио) |
Республиканский конкурс «Вожатый года»: 1 Горбунова Г.П..- 4 место Корниловские чтения: 1.Халтанова А.Г., уч. нач. классов - сертификат 2. Ксенофонтов М.В., уч. якут.языка и литер. - 2 место 3. Шараборина А.А., уч. физики - сертификат Абагинские чтения: 1.Чемпосова Ф.С., библиотекарь школы – 1 место 2. Филиппова Л.И., учитель начальных классов - сертификат | Открытые уроки в рамках районной недели молодых учителей: 1.Якушкова И.В..-учитель русского языка и литературы – «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», 10 кл. 2. Сивцева Т.А., учитель якут. языка и литературы – «Куоратчыт» кэпсээн, 7 кл. 3. Шараборина А.А., учитель физики – «Постоянный электрический ток», 8 кл. Обобщение опыта на респ. уровне в рамках фундам. курсов: 1.Прокопьева М.Р., учитель географии - «Программа интегрированного курса для 9 кл. «Народные промыслы народов Якутии» 2. Ксенофонтов М.В., учитель якут.языка и литер. – «Разновидности сочинений, прозаических и поэтических, применяемых на уроках якутской литературы» | Халтанова А.Г., учитель нач. классов - статья «О5ону аа5ыга умсугуйуу» - республиканский научно-методический журнал «Бастакы уктэл» №1 для учителей начальных классов национальных школ, 2013г. Ксенофонтов М.В., учитель якут.языка и литер. – статьи в газете «Олекма» Журнал «Чолбон» №3 Прокопьева М.Р., учитель географии Жирохова М.Н., учитель истории – работа в творческой группе по созданию УМК «Олекмоведение» |
Учителями школы в 2012-2013 у.г. дано в общей сложности более 30 открытых уроков и внеклассных занятий. Многие продемонстрировали высокий творческий потенциал . Многие уроки были проведены с использованием ИКТ, проектных технологий, с применением активных форм и методов. Все уроки посетили молодые педагоги. Но при этом среди учителей существует проблема организации уроков с позиции современных требований.
Целенаправленно велась работа по подготовке к ГИА, ЕГЭ. Учителями русского языка, математики, химии, биологии, истории, обществознания, физики, географии в течении года для 9-11 классов проводились элективные курсы, факультативные занятия и консультации по подготовке к ЕГЭ и ГИА. Были проведены срезы знаний, тренировочные и ДКР по всем основным предметам, в том числе дистанционно. Кроме этого выпускники 11 класса приняли участие в пробном ЕГЭ по математике в ППЭ-468 (2-Нерюктяйинская СОШ»). Учащиеся 10-11 классов обучились в зимней и весенней школе «Дьогур» в г.Олекминске.
Преемственность между ДОУ, начальной и основной школой осуществлялась по принятому плану. Занятия «Школы будущего первоклассника» с марта проводились в ДОУ «Тугутчаан» учителями Халтановой А.Г. и Филипповой Л.И. Проводились совместные заседания учителей начальной школы и воспитателей ДОУ.
Состояние информатизации в школе
Одной из актуальных задач для современной школы является освоение и внедрение в УВП новых информационных технологий. Сегодня в необходимости использования ИКТ убеждены все члены коллектива. Примерно 58 % учителей используют компьютер в своей работе. Часть учителей сами создают электронные версии уроков, для их создания используют в основном программу Power Point. Большинство открытых уроков в этом году были проведены с использованием ИКТ. Все семинары, педсоветы, круглые столы, многие классные часы также проводятся с использованием компьютерных технологий. Владеют ИКТ на уровне пользователя – 88% педагогов
- Из них используют ИКТ в образовательном процессе – 58%
- владеют ИКТ на уровне умения создавать образовательные ресурсы – 15%
- Сайт школы – schoolner1.moy.su
- Проведены семинары для учителей «Электронные образовательные ресурсы: составление, применение» и «Как создать персональный Сайт учителя».
В рамках проекта «Модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения» школа участвовала в эксперименте по дистанционному обучению. 16 выпускников 2012-2013 у.г. имели возможность обучаться по 4 предметам через образовательные ресурсы НП «Телешкола». Но в связи с пожаром в школе, нестабильным доступом и низкой скоростью к Интернет, не удалось реализовать эту программу в том объеме и качестве, который был запланирован.
Весной фирма ООО «ВИА-Инжиниринг» из г. Якутска оказала помощь школе после пожара - подарили 17 ноутбуков, мультимедийный проектор, экран. Создали беспроводной локальный портал для выпускников, теперь каждый из них имеет возможность выхода в Интернет, общения через видеомост, дистанционного обучения по математике и русскому языку. Для каждого выпускника в ноутбуках установлены программы «Testarius – математика, русский язык -2013», по которым дети могут заниматься самостоятельно дома. Кроме этого появилась возможность организации занятий по подготовке к ЕГЭ в режиме онлайн сразу со всем классом одновременно. К сожалению, в мае месяце из-за сильного паводка, отсутствия электричества дистанционные занятия с учащимися не были проведены.
В 2011-2012 учебном году повысилось количество участников дистанционных олимпиад и конкурсов по сравнению с прошлыми годами: «Русский медвежонок», «Кенгуру», дистанционные предметные олимпиады Центра развития мышления и интеллекта г. Самары.
Олимпиады, проектная деятельность
В 2012– 2013 учебном году была организована следующая работа с учащимися, мотивированными на обучение:
- в 1 полугодии проведен школьный тур предметных олимпиад.
- призерами районных олимпиад стали :
1. Борисова Саина, 4 кл.- 3 место по математике - учитель Халтанова А.Г.
2. Ермолаева Феня, 4 кл. – 3 место в метапредметной олимпиаде – учитель Халтанова А.Г.
3. Сукулов Павел, 8 кл.- 2 место по физике– учитель Шараборина А.А.
4. Артахинова Анжелика, 8 кл. – 1 место по математике – учитель Сукулова А.Р., 3 место по русскому языку – учитель Кондакова Г.Н.
5. Ермолаев Никита, 11 кл. – 2 место по обществознанию– учитель Елистеева А.Е., 3 место по русскому языку – учитель Кондакова Г.Н.
6. Прокопьева Ксения, 11 кл. – 1 место по русскому языку– учитель Кондакова Г.Н., 2 место по якутскому языку как государственному – учитель Ксенофонтов М.В.
7. Нартахова Аина, 10 кл. – 1 место по русскому языку – учитель Якушкова И.В.
8. Курчатова Света, 10 кл. – 2 место по русскому языку – учитель Якушкова И.В.
9. Емельянов Михаил, 10 кл. – 1 место по якутской литературе – учитель Сивцева Т.А., 3 место по истории – учитель Жирохова М.Н.
10. Филиппов Эдуард, 8 кл. – 3 место по географии – учитель Прокопьева М.Р.
11. Жирохов Иван, 10 кл. – 1 место по географии – учитель Прокопьева М.Р.
12. Филиппов Леонид, 10 кл. – 2 место по физкультуре – учитель Балтуков Б.Г.
13. Рубцов Юрий, 9 кл – 3 место по по физкультуре – учитель Балтуков Б.Г.
14. Костромин Слава, 10 кл. – 1 место по технологии – учитель Варламов И.Р.
15. Будищев Иван, 10 кл. – 2 место по технологии – учитель Варламов И.Р.
16. Иванов Виктор, 10 кл. – 3 место по технологии – учитель Варламов И.Р.
Увеличилось количество участников различных дистанционных олимпиад и конкурсов: 90 учащихся школы с 1-11кл. приняли участие в дистанционной всероссийской олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок; по математике «Кенгуру». Приняли участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах по окружающему миру, русскому языкуи математике. По итогам данных олимпиад призерами стали: Борисова Саина, 4 кл. – Диплом 2 степени по окружающему миру; Иванов Коля, 3 кл. – Диплом 3 степени (учителя Жирохова Н.В. и Халтанова А.Г.); по русскому языку: Жирохов Саша, Попова Валя, 2 кл. – 2 место, Павлова Виолетта, 4б кл. – 3 место (учитель Филиппова Л.И.); Селлябиева Надя-3 место, Сольжиграсова Аина, 3 кл – 2 место (учитель Жирохова Н.В.); Филиппов Матвей, 5 кл. – 3 место (учитель Кондакова Г.Н.); Емельянов Миша, Курчатова Света, Моедо наталья, Нартахова Аина, Оболкина Люба, Филиппов Леонид, 10 кл, - 2 места, Жирохов Иван, Хастаева Настя, 10 кл. – 3 места (учитель Якушкова И.В.); по математике: Жирохова Саина, 2 кл.-1 место, Трубина Ларина, 2 кл. – 2 место, Рафаилова Алена, 2 кл, - 3 место (учитель Филиппова Л.И.); Соловьев Афоня, 2 кл. – 3 место (учитель Огушаева С.Е.).
Необходима системная многолетняя работа с мотивированными детьми для качественной подготовки участников олимпиад, начиная уже с 5 класса, ориентировать детей на республиканский уровень выполнения олимпиадных заданий.
Хорошие результаты показали учащиеся нашей школы в районных спортивных соревнованиях и выставках прикладного творчества. Учителем физкультуры Балтуковым Б.Г. подготовлены призеры районных соревнований по легкой атлетике, теннису, волейболу. Традиционно хорошие показатели имеют воспитанники кружка по шашкам и шахматам, руководимого Огушаевой С.Е. – призовые места на всех районных соревнованиях.
На районной выставке «Радуга Севера» хорошие результаты показали воспитанники кружка «Сатабыл» (рук. Варламов И.Р.) – Сукулов Павел, 7 кл, Иванов Виктор, 9 кл. – 1 место по резьбе по кости и 3 место по резьбе по дереву.
На районном конкурсе ораторского искусства «Куолу-2013» победителем среди среднего звена стала Артахинова Анжелика, 8 кл. (рук. Чемпосова Ф.С.).
Научно- исследовательская работа со школьниками
Число учащихся и учителей, занятых в проектно-исследовательской деятельности, стабильно высоко. Необходимо отметить, что в результате этой деятельности увеличилось не только количество участников проектно-исследовательской деятельности, но и существенно изменилось качество работ.
В районной конференции «Шаг в будущее» участвовало 12 учащихся по направлениям: гуманитарные науки – 2, история, краеведение – 2, мода и дизайн – 1, социология и педагогика – 3, технико-математические науки – 3, науки о земле -1. По итогам конференции награждены Дипломом 2 степени – Солдатова Люба, 7 кл. «Изготовление игрушки «Змейка» с использованием электрической цепи» (рук. Шараборина А.А.), Дипломом 3 степени – Иванов Виктор, 10 кл. – «Мини-паром» (рук. Варламов И.Р.).
В республиканской конференции «Шаг в будущее» принял участие 1 ученик.(Иванов Виктор).
Кроме этого, в Корниловских чтениях приняли участие 12 учеников и 2 стали призерами: Соловьев Данил, 5 кл. – 2 место «Изучекние физических свойств водоемов с.1-Нерюктяйинск, используемых в зимнее время» (рук. Шараборина А.А.), Горбунова Надя, 8 кл. – 3 место «Здоровье населения с.1-нерюктяйинск в цифрах» (рук. Сукулова А.Р.).
В Абагинских чтениях приняли участие 5 учащихся, из них призерами стал 1 ученика – Чемпосов Юлиан, 5 кл. «Использование техники в сельской семье» (рук. Чемпосова Ф.С.).
Приняли участие в районной конференции «Я-исследователь» для младших школьников 3 ученика.
Рекомендации:
Организовать целенаправленную системную работу учителей с учащимися по подготовке к предметным олимпиадам.
Учителям начальных классов и среднего звена шире использовать метод проектов в процессе преподавания и во внеклассной деятельности.
Продолжить и расширить начатую работу по привлечению учащихся к участию в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах. Шире использовать возможности Интернет.
Учителям пройти курсы ПК по ИКТ, дистанционному обучению.
Выводы:
Поставленные задачи методической работы педагогическим коллективом школы в основном реализованы.
Растет качество проведения учебных занятий
Растет активность учителей, их стремление к творчеству.
Наблюдается рост участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Но, наряду с имеющимися положительными результатами, в работе педколлектива имеются серьезные недостатки:
- мало публикаций в СМИ, методических изданиях по обобщению передового педагогического опыта.
- результаты наших учащихся на районных предметных олимпиадах по многим предметам низкие.
- Еще недостаточно используются возможности информационных технологий учителями и администрацией школы.
- квалификационный уровень педагогов школы невысокий, мало учителей высшей категории.
Рекомендации:
Отслеживать работу по накоплению и обобщению ППО – отв. Рук. МО, завучи
Продолжить практику дистанционного обучения учащихся и учителей.
Продолжить работу по реализации Программы информатизации школы
Начать 3 этап реализации программы развития школы «Адаптивная школа в условиях сельского социума».
Спланировать цикл открытых уроков по МО с учетом реальных возможностей по особо западающим вопросам.
Усилить работу по качественной подготовке к ЕГЭ и ГИА.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: