Анализ работы педагога психолога мбоу верхнеобливской оош за 2012 2013 уч год
Анализ работы педагога - психолога
МБОУ Верхнеобливской оош
за 2012 - 2013 уч. год
Основная цель моей работы является оказание необходимой своевременной комплексной личностно ориентированной, психологической помощи обучающимся, в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного cамоопределения.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1) Изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифферинцированого подхода в процессе обучения и воспитания.
2) Пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении учащимися факторов риска утраты здоровья.
3) Реализация программ преодоления учащимися трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно - развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения.
4) Создание психологических условий для реализации образовательных программ. Профориентационная работа, работа с одарёнными детьми, идейно нравственное воспитание учащихся.
Свою работу в учреждении веду по направлениям:
Психопрофилактическое
Цель: повышение психологической компетентности каждого участника педагогического процесса.
Диагностическое
Цель: изучение индивидуальных особенностей участников педагогического процесса, динамику их развития.
Коррекционное
Цель: коррекция познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных и межличностных отношений.
Консультативное
Цель: помощь участникам педагогического процесса в решении возникающих проблем.
В рамках психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения провожу традиционные диагностические исследования в классах, с наиболее сложными периодами школьной жизни. В этом году мной использовались следующие методики:
- для обследования первоклассников на этапе адаптации в школьной среде «Лесенка успеха» (оценивание по 3 уровням: высокий, средний, низкий), беседы с учениками на темы «Отношение к учителю», «Отношение к предмету» (положительное, отрицательное, нейтральное),беседа с учителем.
- для обследования пятиклассников на этапе адаптации социометрия - «Поставь отметку другу».
Эмоциональное отношение к учебным предметам, учителям - «Эмоциональный градусник».
Экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации
- профориентационные методика Е.А Климова «Определение типа будущей профессии».
В начале года была проведена «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников», с целью оценки степени готовности школьника к обучению в школе, выявление его индивидуально – психологических особенностей, личностного потенциала и адаптационные возможности. В исследование принимало 11 первоклассников, из них 8 мальчиков и 3 девочки, результаты выявили:
В результате исследования выявлено:
-неблагоприятный психологический климат в семье - нет
-низкий уровень самооценки в поведенческой деятельности у - 4
-низкий уровень школьной мотивации у- 3 ,
-негативное отношение к школьным предметам у- 2,
-негативное восприятие учителя - нет
-слишком высокий уровень школьной мотивации по сравнению со сведениями полученными от классного руководителя ребят -2
На основании результатов данного исследования можно сделать следующие
ВЫВОДЫ: Уровень школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, или наоборот — говорить о положительной динамике в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые для него отношения. На уровень школьной мотивации влияет совокупность факторов- это психологический климат в семье первоклассника, складывающиеся отношения с одноклассниками, учителями, установки, связанные с учебой и школьной жизнью в целом. Таким образом, в формировании школьной мотивации значительную роль играет социальное окружение ребенка (родители и педагоги).
Также в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации к среднему звену, было проведено исследование в 5классе, с целью изучения степени и особенностей приспособления школьников к новым социально – педагогическим условиям обучения. С использованием следующих методик: тест школьной тревожности Филипса; модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой; метод незаконченных предложений.
В роли исследуемых было 18 учащихся – из них 10 девочки и 8 мальчиков, ранее обучающие в одном классе. В течение всего этого времени за школьниками велось наблюдение, как на уроках, так и внеурочное время, в ходе которого было замечено, что школьники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений. Однако необходимо отметить, что в начале года показатели общей тревожности всегда завышены. На уроках могут кричать с места, постоянно делаются замечания следующим ученикам – Рылач А, Калашникова А, Голоборщев М, Кисленко Т, . Не сформированы такие умения и навыки, как:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение принимать и соблюдать правила жизни школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками.
Пятиклассникам были предложены вопросы из теста школьной тревожности Филлипса. самые высокие уровни тревожности, преобладают по следующим показателям:
1. общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. страх ситуации проверки знаний – переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей.
3. страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, тревога по поводу оценок, ожидание негативных оценок.
По результатам второй методики (анкеты школьной мотивации), которые приведены видно, что у школьников выражена достаточно хорошая школьная мотивация, что характеризует у многих наличие стремления выполнять предъявляемые школой требования, побуждает их проявлять активность.
При качественной обработке результатов было отмечено, что в классе не существует конфликтных отношений между учащимися и классным руководителем, почти все ответили, что им нравится их педагог. Также ответы учащихся на вопрос о домашних заданиях, позволяет судить о не загруженности детей. На вопросы об одноклассниках, большинство класса ответило, что «у меня много друзей в классе» -86% учащихся в и «мне нравятся мои одноклассники» - 86%.
При интерпретации результатов анкеты «незаконченных предложений» не было выявлено тревожных детей, но были отмечены «эмоционально неблагополучные» ответы, которые могут свидетельствовать о повышенной тревожности учащихся. Что еще раз подтверждает результат теста Филипса, который показал высокий уровень тревожности по показателям: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Наиболее часто встречающие «неблагополучные» ответы: «на контрольной я волнуюсь», « мне страшно когда я отвечаю у доски », «если я получу двойку, меня накажут» и др.
По результатам диагностик выявлено наличие тревожности у учащихся в данном классе, и поэтому проводилась развивающая работа по проблеме школьной тревожности с целью снижения тревожности у учащихся до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме. Занятия проходили раз в неделю. После завершения цикла была предложена повторная диагностика. Полученные результаты свидетельствуют о снижении школьной тревожности.
Анализ результатов диагностики адаптации учащихся к средней школе
Тест школьной тревожности Филлипса за период 2012-2013 (на начало и конец учебного года):
- Страх проверки знаний 67% - 32%
- Общая тревожность 50% - 18%
- Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 74% - 32%
- Страх самовыражения 35% - 18%
Для дальнейшей работы с детьми, учителям были даны следующие рекомендации:
- формировать необходимые учебные умения и навыки у детей;
- воспитывать правильное отношение к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их, опосредованно относится к собственным успехам, неудачам;
- формировать правильное отношение к результатам деятельности других детей;
- развивать адекватное отношение к оценкам и мнениям других людей.
Была проведена профориентационная работа, используемый комплекс методик позволяет выявлять особенности учащихся (характер, уровень умственного развития, тип личности, склонность к той или иной профессии. По результатам диагностики проводились тренинговые занятия и консультации, которые позволяют учащимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора. Консультации родителей 9 кл. «Будущая судьба ребенка»
Исходя из полученной информации в результате анкетирования был сделан вывод, что учащиеся 9 класса еще не совсем задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности. Проведенная работа в 9 классе никак не повлияла на самоопределение учащихся, это прозвучало и при индивидуальной беседе и после повторного анкетирования. Я считаю, что это происходит из-за низкого уровня притязаний школьников, т.к. учащиеся ни к чему особенно не стремятся, довольствуются тем, что само идет к ним в руки. И также с введением ГИА по основным предметам требования к знаниям учащихся стали несколько выше, чем раньше, когда учащиеся сдавали экзамены в привычной форме. И поэтому 9 учащихся класс, собираются поступать в средние специальные заведения, 3 учащихся собираются идти в 10 класс, одна учащаяся еще не определилась.
Перед проведением пробного тестирования, итоговой аттестации учащихся проводилось психологическое сопровождение подготовки к сдаче ГИА. Были даны рекомендации детям, родителям и педагогам по подготовке к ГИА, проведены тренинговые упражнения психологической готовности к экзамену "Как противостоять стрессу".
Кроме выше перечисленных диагностических исследований за это время проводились и другие, так например, проводился ежегодный мониторинг процесса воспитания среди учащихся «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе», среди учащихся 6, 7, 8,классов (всего учащихся).
В результате чего было выявлено, что в нашей школе доминирующими ценностями являются: позитивное отношение к труду и к своему здоровью. Для школьников ценность здоровья является приоритетной. Они понимают, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивируют его и связывают с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Они способны противостоять попыткам вовлечь их в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постараются не допустить этого в отношении других.
В дальнейшей работе педагогам необходимо уделять больше внимания самоопределению, самореализации учащихся. Развивать такие качества как толерантность, ощущение личной свободы. Постоянно вести коррекцию самооценки школьников. Уделять наибольшее внимание развитию гуманистических ценностных отношений подростка к миру, к людям, к самому себе.
Были проведены следующие занятия: профилактика суицидального поведения среди детей и подростков «Самый тёмный час- перед рассветом», проведена диагностика среди подростков «девиантного поведения», семинар - тренинг для классных руководителей «Толерантность учителя», классные часы в 7-8 классах «Межличностные отношения», тренинги для учащихся «Учимся решать конфликты мирно», деловая игра «Я и коллектив», индивидуальные беседы с учащимися по вопросам ЗОЖ, поведения.. .
Кроме этого постоянно изучается психологический климат в детских коллективах. По необходимости даются рекомендации классным руководителям и педагогам по коррекции работы с классом. Через учащихся, которые в классе занимают лидерские позиции, желательно наладить взаимоотношения с классом; развивать у них организаторские склонности и т.д. Проводится работа на сплочение класса с использованием различных психокоррекционных программ, а также внеклассная работа с учащимися со стороны классного руководителя.
Были проведены следующие занятия: профилактика суицидального поведения среди детей и подростков «Самый тёмный час- перед рассветом», проведена диагностика среди подростков «девиантного поведения», семинар - тренинг для классных руководителей «Толерантность учителя», классные часы в 7-8 классах «Межличностные отношения», тренинги для учащихся «Учимся решать конфликты мирно», деловая игра «Я и коллектив», индивидуальные беседы с учащимися по вопросам ЗОЖ, поведения.. .
Постоянно идет обновление банка литературы, в основном использую интернет-ресурсы.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: