| Анализ работы по реализации предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профильного обучения старшеклассников в МОУ СОШ № 8 в 2009-2010 учебном году
В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени обучения в целях создания условий подготовки школьников к выбору профессии и осуществления непрерывного образования в МОУ СОШ № 8 организована предпрофильная подготовка в 9-х классах (составлена программа «Предпрофильная подготовка учащихся МОУ СОШ № 8», утвержден план деятельности по разработке системы предпрофильного обучения и созданию условий для ее реализации на практике), и профильное обучение школьников.
Концепция профильного обучения МОУ СОШ № 8 - это модель внутришкольной профилизации (на собственных ресурсах), при которой через систему урочной деятельности даются академические знания базисного минимума в рамках БУП - 2004 г. В 11 «А» классе естественно-математического профиля, в 11 «Б» классе гуманитарного профиля. Нормативно-правовая база эксперимента опирается на: - Федеральный закон «Об образовании» в редакции 2007 года, который предусматривает вариативность образования, индивидуализацию обучения; - Концепцию модернизации образования, выдвигающую идею доступности, качества и приоритетности образования; - приказ МО РФ № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного стандарта и Федерального БУПа»» - приказы управления образования администрации Фурмановского муниципального района. В школе разработаны следующие локальные акты по внедрению идей профильного образования: Устав ОУ, Положение о профильных классах, Положение о портфолио, рекомендации к созданию рабочей программы базовых, профильных, элективных, предметных курсов по выбору. Рабочие программы рассмотрены на заседаниях школьных предметных МО, согласованы с заместителем директора по учебной работе и директором школы. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) и с целью анализа состояния образовательного процесса администрацией школы были проведены проверки выполнения образовательных программ, результаты обобщались в аналитических таблицах. В результате обобщения аналитического материала, анализа прохождения образовательных программ на основе записей в классных журналах и графиков прохождения учебного материала выявлено следующее: весь учебный материал, предусмотренный рабочими программами, изучен в полном объеме, с соблюдением последовательности в его изучении, обозначенной в графиках прохождения программного материала. Кадровое обеспечение образовательного процесса также является
важным моментом и условием профилизации. Работу в профильных классах и классах предпрофильной подготовки осуществляют учителя первой и высшей квалификационной категории.
Предпрофильная подготовка
Одним из направлений реализации Программы развития школы «через качественное образование к самоопределению личности» является работа по проблеме дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями; построения на ее основе гибких индивидуальных образовательных программ; переход к профильному обучению, как к стратегической линии развития старшей школы. Реализация идеи профилизации старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
В 2009-2010 учебном году школа продолжила работу по Программе предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. При этом решались следующие задачи:
выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;
оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
формирование у учащихся опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение;
формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
формирование учебно-практической самостоятельности;
формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических для предметных областей.
Основным содержанием работы являлось уточнение образовательных запросов учащихся и их родителей, организация занятий курсов по выбору в 9 классе, включение учащихся в сетевое взаимодействие образовательных учреждений города, составление учащимися портфолио, подготовительная работа с учащимися 8 класса, анализ эффективности системы предпрофильного обучения.
Внутришкольное инспектирование уровня учебных достижений обучаемых проводилось в форме текущего, рубежного, итогового контроля, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Были предусмотрены дополнительные индивидуальные показатели образовательных достижений учащихся, позволяющие оценить более полно уровень подготовленности к продолжению образования по выбранному профилю обучения на старшей ступени. В этом отношении была разработана и введена комплексная модель индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений - «портфолио». Введение портфолио было нацелено на помощь в решении важных педагогических задач: - поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; - формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Преимущества портфолио: 1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие образовательного процесса. 2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности. 3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося. 4. Направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. 5. Позволяет уйти от жесткой системы оценивания к гибким условиям альтернативной оценки. Недостатки: 1. Внедрение данной формы оценивания требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей. 2. Возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания. 3. У учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный материал и опыт. 4. Неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. 5. Оптимальное время начала ведения портфолио. Практика показала, что некоторым учащимся за период 9-го класса весьма проблематично набрать портфолио. Следует отметить, что ведение портфолио в 2009-2010 учебном году носило в основном формальный характер вследствие недостаточной работы классных руководителей, непонимания всей значимости и необходимости ведения этого документа учащимися, пассивности со стороны родителей, отсутствия должного контроля со стороны администрации. Достижения, представленные учащимися в портфолио, низкого уровня или вообще отсутствуют. Причинами являются низкая мотивация большей части девятиклассников к учебной и определенным видам познавательной деятельности, их слабая творческая активность, недостаточный уровень самооценки результатов личных достижений, неготовность к самомониторингу и рефлексии выпускников основной школы. Опыт ведения портфолио показал необходимость усовершенствования структуры «портфеля ученика», решения вопроса о выдаче итогового документа по портфолио.
Одним из направлений предпрофильной подготовки является информационная работа с учащимися и их родителями. В первой четверти классным руководителем 9 класса были проведены классный час и родительское собрание, посвященные организации предпрофильной подготовки. Информационная и профориентационная работа включала в себя знакомство с учреждениями общего, профессионального и дополнительного образования города, с ВУЗами и ССУЗами, расположенными на территории Ивановской области. Буклеты многих профессиональных учебных заведений, собранные в методическом кабинете школы были постоянно востребованы учащимися. Классными руководителями было проведено анкетирование учащихся 8-9 классов с целью выявления их образовательных запросов, изучения степени готовности к осознанному выбору профессии. Для оказания помощи учащимся 9 класса, а так же учащимся 7-8 классов с целью познания ими своих возможностей и способностей, их сопровождения педагогом-психологом школы было проведено несколько исследований: тест Д.Голланда по определению профессионального типа личности, «Диагностики профессиональных предпочтений» (опросник «Я предпочту»). По результатам диагностики с учащимися и их родителями проводилась индивидуальная работа как педагогом-психологом, так и классным руководителем, и администрацией школы.
Учебный план школы на 2009-2010 учебный год составлен с учетом организации предпрофильной подготовки – по 3 учебных часа в неделю на 34 учебных недели. Была проведена работа по составлению, экспертизе и утверждению новых программ курсов по выбору для учащихся 9 класса. Продолжилась работа по созданию банка программ курсов по выбору. Учителями школы было разработано достаточно большое количество программ курсов, чтобы у учащихся была возможность выбора. Курсы, получившие на презентации наибольшее количество выборов учащихся, были включены в расписание учебных занятий.
Все 30 учащихся 9 класса посещали краткосрочные курсы по выбору либо в своей школе, либо в других образовательных учреждениях. Каждый имел возможность в течение года посетить 2-3 курса. Это позволило учащимся получить интересующую их информацию, оценить свои силы и принять ответственное решение.
В течение учебного года учащиеся посещали в школе следующие курсы по выбору:
№
| Название курса
| Количество часов
| Учитель
| 1
| Функции и их графики
| 34 часа
| Е.А.Рева
| 2
| Профессиональное самоопределение
| 34 часа
| Л.В.Чалова
| 3
| Химия в жизни общества
| 8 часов
| Г.П.Лебедева
| 4
| Закономерности наследования признаков. Решение генетических задач.
| 8 часов
| Г.П.Лебедева
| 5
| Программирование на языке TurboPascal
| 8 часов
| Н.А.Чешева
| 6
| Основы стилистики
| 8 часов
| Н.Н.Ивина
| 7
| Решение задач повышенной сложности по физике
| 8 часов
| А.Б.Шашина
| Среди школьных курсов наибольшей популярностью пользовались курсы «Функции и их графики», «Основы стилистики», «Решение задач повышенной сложности по физике», «Закономерности наследования признаков. Решение генетических задач», «профессиональное самоопределение». И это понятно, так как учащиеся преследовали цель не только пополнить свои знания по предмету, но и подготовиться к выпускным экзаменам.
Поскольку школа являлась частью муниципальной сети предпрофильной подготовки, ученикам 9 классов предоставлялось право и возможность посещения курсов в других образовательных учреждениях муниципального района. В структуре сетевого взаимодействия учителями нашей школы были организованы межшкольные курсы «Профессиональное самоопределение» (педагог-психолог Л.В.Чалова), «Функции и их графики» (учитель Е.А.Рева). Эти курсы посещали учащиеся не только нашей школы, но и других школ.
18 учащихся школы посещали следующие курсы по выбору в других образовательных учреждениях:
№
| Название курса
| Место проведения
| Количество учащихся
| 1
| Основы рекламного дела
| МОУ СОШ № 1
| 2
| 2
| Домашняя лаборатория
| МОУ СОШ № 7
| 3
| 3
| Автомеханик
| ПЛ № 7
| 8
| 4
| Клуб юных друзей милиции
| ЦДТ
| 5
| Как видно из таблицы, наиболее востребованными курсом был «Автомеханик» в ПЛ № 7, который посещали юноши 9 класса.
Таким образом, при реализации сетевого взаимодействия предпрофильной подготовки школа осуществляла связи с другими образовательными учреждениями по типу «школа-школа», «школа – ПЛ». С целью мониторинга эффективности работы по предпрофильной подготовке был проведен опрос учащихся, который показал, что посещение курсов по выбору повлияло на выбор способа и направления продолжения образования после 9 класса на 64% учащихся, 93 % учащихся определились с профилем дальнейшего образования:40 % выпускников приняли решение продолжить образование в 10-х классах школ города, 13 % планируют поступать в учреждения среднего профессионального образования, и 47 % решили обучаться в учреждениях начального профессионального образования. Можно считать, что задачи предпрофильной подготовки учащихся, поставленные в начале года, были выполнены. При организации работы в следующем учебном году необходимо учесть следующие рекомендации:
при проведении курсов по выбору более активно применять проектные и исследовательские формы;
найти возможность привлечения к ведению курсов работников среднего и высшего профессионального образования;
полнее использовать возможности сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями города;
шире использовать современные информационные и коммуникационные технологии;
творчески подходить к работе по формированию портфолио выпускников 9-х классов.
Профильное обучение
В федеральном эксперименте по введению профильного обучения школа участвует второй год. Необходимость создания профильных классов в школе была обусловлена двумя основными факторами: - во-первых, желанием родителей, и, конечно, самих учащихся изучать углубленно ряд предметов в обычной общеобразовательной школе; - во-вторых, потребностью в более основательной подготовке наших учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, так как прослеживается разрыв между уровнем подготовки учащихся общеобразовательных школ и уровнем вступительных экзаменов в ВУЗ. Профильное обучение отвечает общим требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальному объему учебного времени (33 часа в неделю); максимальному лимиту санитарной нагрузки (36 часов в неделю). В 2008 году на базе школы созданы два типа профильных классов: естественно-научный и общеобразовательный с гуманитарной группой. Учебный план и организация учебного процесса в профильном классе отвечает общим принципам. В учебном плане присутствует обязательный набор базовых общеобразовательных предметов, уровень подготовки по которым должен соответствовать вводимым государственным образовательным стандартам. В профиле выделяются профильные общеобразовательные предметы, которые изучаются на повышенном уровне, определяющие направленность естественно-научного профиля: математика, физика, химия; гуманитарной группы общеобразовательного класса: русский язык, литература, история. В целях внутрипрофильной специализации обучения введены элективные курсы, которые выбираются по желанию учащихся: « Решение иррациональных уравнений», «Методы решения задач по физике», «Углубленное изучение темы:»Вещества и их свойства», «Углубленное изучение темы: «Взаимоотношения организма и среды», «Основы отраслевого законодательства», немецкий язык «Второй иностранный язык». Методическое обеспечение профильного обучения Работа по формированию структуры профильного обучения в школе сопровождается решением задач методического обеспечения учебного процесса. Необходимо выделить главные проблемы, связанные с методическим сопровождением профильного обучения и обозначить пути их решения. 1. Проблема программного обеспечения учебного плана. Это проблема, без решения которой нельзя утверждать, что в школе осуществляется качественное профильное обучение. Действующих программ по профильным дисциплинам, отвечающим условиям профильной подготовки, практически нет. Что же касается программного обеспечения спецкурсов и элективных курсов, - имеются в очень незначительном количестве и требуют определенной доработки. Следовательно, решать эту проблему должна сама школа силами учителей. На сегодняшний день решение проблемы - создание модифицированных (авторизованных) программ обучения. 2. Обеспечение учебной литературой профильных дисциплин и элективных курсов. На настоящий момент учебных пособий по элективным курсам нет совсем. Практика преподавания элективных курсов показывает, что учителю приходится использовать до 5-6 различных учебных пособий для самостоятельной работы учащихся. Очевидно и другое, что организация обучения только по конспектам, без самостоятельной работы учащихся с учебной литературой не дает желаемого результата, если не сказать больше - такое обучение дефектно. Возможные пути решения этой проблемы: - создание комплектов различных учебных пособий в кабинетах. Учащиеся работают с ними на уроках, получают на руки при изучении той или иной темы; - приобретение учебных пособий в библиотеку школы (понятно, что за счет школы), как минимум на параллель. Это крайне затратный для школы путь. Другой путь, практикуемый в школе, - разработка учебно-методических пособий учителями-предметниками. Эти пособия содержат опорные конспекты по теории, наиболее типовые примеры с решениями, задания для самостоятельной работы учащихся, тестовые материалы. 3. Организация внешних связей с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. На сегодняшний день ОУ не сотрудничает ни с одним образовательным учреждением начального, среднего и высшего профессионального образования. Проведенный анализ хода эксперимента по организации предпрофильной подготовки на II ступени обучения и профильного обучения в 11-х классах в 2009-2010 учебном году позволяет считать работу ОУ удовлетворительной и сделать следующие выводы: 1. Поставленные цели и задачи организации предпрофильной подготовки в школе II ступени и профильного обучения в 11-х класах в 2009-2010 учебном году в основном выполнены. 2. Уровень обученности во всех экспериментальных классах соответствует прогнозируемому, что свидетельствует о выполнении следующих психолого-педагогических условий: - соответствие процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям учащихся; - личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей; - создание образовательной среды, способствующей познавательному развитию ребенка. 3. Западающим звеном учебной деятельности в классах предпрофильной подготовки является качественный показатель успеваемости. 4. Внедрение портфолио как новой формы оценивания требует серьезной доработки: систематической работы по повышению квалификации учителей, решения проблемы учебного времени, оптимального времени начала ведения портфолио, развития у учащихся мотивации достижений, умения самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, систематизировать и анализировать собственный материал и опыт, активного привлечения родителей. Таким образом, необходимость перехода старшей ступени на профильное обучение очевидна. При этом важно организовать: 1. Компетентностно-ориентированный образовательный процесс в системе предпрофильной подготовки. 1.1. Информационную поддержку педагогов на региональном уровне через Интернет или дистанционное обучение; 1.2. Финансовую поддержку ОУ; 1.3. Оснащение школы современным учебно-лабораторным оборудованием, методическими материалами. Это повысит познавательную мотивацию учащихся, заинтересованность учителя в качестве своего труда. 1.4. Изучение микросоциума, выявление профессиональных потребностей обучающихся, установление связи с Центром занятости населения. 1.5. Прогнозирование развития профильного обучения. 1.6. Педагогический мониторинг состояния и результатов профильного обучения. 2. Учителям-предметникам усилить личностно-ориентированную направленность образовательного процесса, вести непрерывную работу по повышению качества образования школьников. 3. Классным руководителям классов предпрофильной подготовки и профильного обучения ориентировать внеклассную работу на развитие образовательных потребностей учащихся, формирование положительной мотивации к обучению. 4. Педагогу-психологу Чаловой Л.В. развивать у учащихся способности к самоанализу и самооценке через систему педагогических и психологических отношений. 5. Педагогическому коллективу рассмотреть вопрос об оптимальном времени начала ведения портфолио, внедрения его элементов в начальной школе. 6. Административному аппарату продумать вопрос взаимодействия школы с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального обучения на договорной основе. Организация компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе предпрофильной подготовки, позволит реализовать в 2010-2011 учебном году следующие цели: • Формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение; • Формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических для предметных областей; • Формирование учебно-практической самостоятельности; и задачи: • Индивидуализация учебного процесса (личные индивидуальные программы и индивидуальные учебные планы подростка); • Сохранение общей учебной мотивации и развитие специальных учебных интересов; • Формирование готовности перехода в старшую профильную школу; • Овладение системой базовых социальных компетентностей.
|
|