Анализ работы общеобразовательного учреждения в 2009-2010 учебном год
1.Анализ работы общеобразовательного учреждения в 2009-2010 учебном году.
1. Обеспечение реализации конституционного права граждан на общедоступность и бесплатность образования.
В 2009-2010 учебном году общеобразовательным учреждением проведен ряд мер по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями законодательства по соблюдению конституционных прав граждан на общедоступность образования: созданы условия для безопасного пребывания обучающихся в школе, обеспечены ученики учебниками, спланирован учебный процесс в очной форме, предусмотрено освоение основных общеобразовательных программ и специальной (коррекционной) программы 8 вида.
В 2009-2010 учебном году школой в соответствии с положением «О порядке учета детей, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных учреждениях Заводоуковского городского округа, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» продолжена работа по приведению в систему порядка ведения учета несовершеннолетних граждан,, проживающих на территории городского округа и подлежащих обучению. Оформлен журнал регистрации граждан в возрасте от 0 до 18 лет, подлежащих обучению, в который вносятся отметки о получении детьми образовательных услуг: с 3-х лет- дошкольное образование, с 7- лет начальное и основное общее образование, после 9 класса – среднее (полное) общее образование в разных формах, сведения о получении профессионального образования.
По результатам анализа данных учета выявлено, что 2 учащихся (Марченко Мария 9 класса выпуска 2010 года (Марченко Мария и Ручкина Олеся) не продолжают обучение, но планируют в текущем году поступление в учреждения начального профессионального образования. Сказывается недостаточный уровень организации работы в школе по профессиональной ориентации выпускников, своевременной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) по дальнейшему выбору детей дальнейшего получения ими образования.
Деятельность коллектива школы в части контроля посещаемости обучающимися учебных занятий проводилась в соответствии с выработанным алгоритмом действий по данному направлению: учет детей, подлежащих обязательному обучению и проживающих на территории школы, составление списков обучающихся, организация контроля посещаемости обучающимися учебных занятий, привлечение к ведению мониторинга посещаемости органов детского самоуправления, постановка на учет обучающихся, пропускающих уроки без уважительной причины, совместная деятельность с профилактическими органами, беседы с подростками данной категории, их родителями, проведение педагогических консультаций, работа наставников, привлечение учащихся к внеклассной досуговой деятельности, привлечение их в кружки и клубы по интересам.
В 2009-2010 учебном году в учреждении обучалось 7 детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей данной категории осуществлялось в общеобразовательных классах. На особом контроле у администрации стоял вопрос обучения детей-инвалидов ( 3 человека). Данная категория обучающихся пользуется бесплатно учебными, информационными, справочными ресурсами школьной библиотеки.
Анализ выявленных недостатков позволяет скорректировать задачи на новый учебный год:
- усилить взаимодействие структур профилактики безнадзорности по вопросам раннего выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
- повысить ответственность классных руководителей за своевременный и оперативный сбор сведений о пропущенных уроках обучающимися;
- создавать условия , обеспечивающие доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
2. Оценка состояния качества образования в 2009-2010 учебном году.
На начало 2009-2010 учебного года в общеобразовательном учреждении обучалось 94 ученика, на конец учебного года-94 ученика.
Показатель общей успеваемости по школе составил 100 %, показатель качественной успеваемости по итогам учебного года составил 37,9 % (положительная динамика в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляет 4,1%).
Показатели общей успеваемости обучающихся выпускного класса- 100%, показатель качественной успеваемости – 18 %.
Анализ государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 класса свидетельствует о следующих результатах деятельности по повышению качества образования в 2010 году: количество выпускников – 11 человек, в т.ч. 3 выпускника получили свидетельства об окончании специального (коррекционного) класса. Выпускники проходили государственную (итоговую) аттестацию по обязательным для сдачи экзаменов предметам в новой форме, по предметам по выбору – в традиционной форме. Общая успеваемость по алгебре составила - 100 % , качественная - 75 %, данный показатель снизился по отношению к прошлому году на 3 %. Общая успеваемость по русскому языку составила – 100 %, качественная успеваемость -73 %, данный показатель выше уровня прошлого года на 2 %.
Рейтинг предметов, сдаваемых выпускниками по выбору, является прежним по сравнению с предыдущим годом: наиболее востребованными из числа предметов по выбору остаются «Обществознание» и «Биология».
Сравнение результатов 2010 г по предметам по выбору в 9 классе с результатами 2009 г (показатель «средняя оценка») свидетельствует о положительной динамике: Средняя оценка по математике –3.9 ( в прошлом году- 3.8 ), по русскому языку – 3.8 ( в прошлом году -3.9 ).
Результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся, анализ проблем позволяет выявить типичные недостатки в подготовке обучающихся к экзаменам, в организации деятельности по повышению качества обучения:
- недостаточное использование «промежуточных» результатов учебной деятельности для планирования и корректировки контрольных мероприятий, своевременного принятия решений и анализа их реализации, слабое проведение анализа результатов,
- недостаточно качественный подход к проведению дополнительных занятий с обучающимися, отсутствием дифференцированного административного контроля, предусматривающего оказание адресной методической помощи учителям при подготовке обучающихся к экзаменам.
3. Анализ методической работы
Основными задачами методической работы школы в 2009-2010 учебном году были следующие:
1.Организация работы педагогического коллектива над методической темой
« Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников»;
2.Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями;
3.Привести в систему работу с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности;
4.Совершенствовать работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
5.Продолжить работу по формированию мониторинга развития педагогического коллектива.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
-аналитическая информация о состоянии работы, характеристика проблем и противоречий, нуждающихся в разрешении;
- педагогические мероприятия, обеспечивающие механизмы реализации задач методической работы;
-повышение квалификации педагогических работников;
- работа по выявлению и обобщению педагогического опыта;
- развитие педагогического творчества;
- диагностика педагогического профессионализма и качества образования;
- развитие учебно- методической и материально – технической базы.
Система методической работы школы включает в себя следующие формы работы: педагогические семинары, методические дни, предметные недели, обобщение передового опыта, курсы повышения квалификации, самообразование, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, аттестации.
В начале учебного года педагогическим коллективом были выбраны следующие целевые направления:
- формирование духовно-нравственной личности, обладающей навыками нравственного поведения;
- развитие научно- исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей;
- развитие системы защиты здоровья обучающихся;
-развитие положительной динамики качества знаний выпускников;
-развитие материально- технической базы школы, пополнение библиотечного фонда справочной, методической литературой, изданиями по инновационным процессам.
В структуре методической сети сохранена ведущая роль педагогического совета, вторым рабочим органом является методический совет, который руководит работой ШМО классных руководителей, оздоровительного и профилактического советов, творческих групп: «Изучение и внедрение в образовательный процесс технологий развивающего обучения», «Применение информационных технологий в образовательном процессе», «Организация исследовательской деятельности обучающихся» Данные объединения и творческие группы наиболее полно соответствуют образовательным и воспитательным задачам школы.
В целях обеспечения выбора направлений методической работы было осуществлено прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса. На основе диагностики составлен план методической работы, уточнён план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов.
Работа методического совета осуществлялась в соответствии с основными направлениями развития школы.
Для реализации методической темы были проведены тематические педсоветы в рамках Н-Заимской (базовой) школы:
«Педагогическое мастерство классного руководителя – залог эффективной работы с детским коллективом»;
«Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство залог здоровья участников образовательного процесса».
В подготовке педагогических советов участвовали все методические объединения и творческие группы, выбиравшие из своего состава преподавателей в инициативные группы, получившие необходимые рекомендации и список литературы от руководителя, ответственного за подготовку и проведение данных педсоветов. Формы проведения педагогических советов были разнообразны. Наряду с традиционными, использовались такие активные формы как деловая игра, работа в творческих микрогруппах. Эффективность работы в этом случае была достаточно высокой (по результатам опроса участников педагогического совета).
Контроль за выполнением решений педагогического совета возлагался на администрацию школы. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания и результативности обученности обучающихся.
Одним из направлений методической работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров в рамках курсовой переподготовки. План курсовой подготовки выполнен полностью.
В 2009- 2010 учебном году педагогические работники школы привлекались к анализу и самоанализу результатов образовательного процесса. При проведении мониторинга образовательного процесса, мероприятий промежуточной и итоговой государственной аттестации, каждый учитель показал владение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса. Особое внимание уделялось мониторингу качества образования в 9 классе. Материалы мониторинга являются частью портфолио учителя, который каждый учитель формирует уже третий год.
Развитию компетентности в вопросах подготовки портфолио способствовало проведение семинара «Портфолио учителя».
В течение учебного года в школе проводилась плановая работа с одарёнными детьми по следующим направлениям:
-обновление базы данных по одарённым детям: база данных обновлялась в течение года на основании результатов проведённых конкурсов, выставок, предметных олимпиад и предметных недель;
- проведение олимпиад, смотров- конкурсов, спартакиад, выставок работ учащихся: для отбора участников городского тура предметных олимпиад ежегодно проводятся школьные предметные олимпиады, конкурсы проектов. Традиционными являются конкурсы художественной самодеятельности «Фейерверк талантов», конкурсы чтецов, сочинений, рефератов, конкурсы юных поэтов, стенгазет.
В работу с одарёнными детьми педколлектив внедряет новые педагогические технологии: информационно- коммуникационные технологии, технологии проектной деятельности, технологии личностно-ориентированного обучения.
Недостатками в работе педагогического коллектива с одаренными обучающимися являются:
- недостаточная работа педагогов по подготовке участников школьных и районных олимпиад: отсутствие индивидуальных программ работы с одарёнными детьми; недостаточная работа учителей математики, физики, химии по организации факультативных занятий;
- разработка индивидуальных программ работы с одарёнными детьми с целью качественной подготовки к районным и областным турам предметных олимпиад и конкурсов.
- формирование научных обществ обучающихся в рамках предметов эстетического и математического циклов.
В планировании методической работы методические объединения старались отобрать тот комплекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.
В школе имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя. В предметных неделях приняли участие около 90% школьников первой и второй ступенях, что позволило расширить банк данных по одаренным детям.
В этом учебном году наиболее интересными были недели филологии, математики, искусства, включившие в себя школьные олимпиады, беседы и классные часы на соответствующую тематику, конкурсы, оформление плакатов и стендов в классах и рекреациях школы.
При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с обучающимися и педагогами: олимпиады; творческие конкурсы сочинений, сказок, поделок, моделей, кроссвордов; игры - КВНы, «Поле чудес», «Угадай мелодию»; диспуты; суды; круглые столы; посиделки; выставки; творческие отчёты; посещение музея; открытые уроки.
Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты, благодарственные письма и призы.
Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствовало развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Обучающиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель и школьной спартакиады вызвали большой интерес обучающихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.
Применение информационных технологий в образовательном процессе школы выросло. Семь компьютеров подключены к сети Интернет, учителя в своей работе используют данные ресурсы. В кабинете информатики подключена локальная сеть, позволяющая планировать и проводить уроки с использованием информации и материалов всемирной сети. Учителями – предметниками накоплен достаточный банк интерактивных версий уроков, презентаций, портфолио учителя и ученика.
Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.
Особое внимание в методической работе уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.
Основными направлениями посещений уроков были:
- владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;
- работа над формированием навыка самостоятельной работы обучающихся на уроке и во внеурочное время;
- формирование общеучебных компетенций;
- системность использования учителями – предметниками средств технического обучения и информационных технологий в учебно- воспитательном процессе.
- использование на уроке учебной и дополнительной литературы;
- здоровьесберегающие технологии на уроке.
Уроки с элементами игры и занимательности проводят Рычкова Л.Н., Чеченкова Л.Н., Юшкова М.Я., Бердюгина Н.И.
Уроки-экскурсии в своей практической деятельности используют Скорикова М.С., Ершова С.К., Гилева С.А., Зорина Н.Н.
Осваивают метод проектов Бердюгина Н.И., Земцов С.В
Видео-уроки проводят Чеченков А.В., Чеченкова Л.Н., Юшкова М.Я.
Свободно владеют технологией уроков по уровневой дифференциации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся Бердюгина Н.И., Юшкова М.Я.
Проблемно-поисковые уроки отмечаются у преподавателей Юшковой М.Я., Зориной Н.Н.
Уроки-конференции, уроки - диалоги проводятся учителями обществоведческих и словесных дисциплин Юшковой М.Я., Ершовой С.К.
Из анализа посещенных администрацией уроков у учителей прослеживается следующие тенденции в работе:
- 10% учителей производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей;
- у некоторых преподавателей домашние задания не носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- учителя не в полной мере используют в полном объеме ТСО, наглядные средства обучения.
Определенные недостатки в организации учебно - воспитательного процесса отмечаются у специалистов, имеющих небольшой стаж работы. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей.
По итогам методической работы за 2009 – 2010 учебный год можно сделать выводы:
1. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашей школе за этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочетаясь с курсовой переподготовкой, муниципальными и региональными семинарами и конференциями.
2. Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса.
3. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя и классного руководителя, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.
В школе созданы условия к непрерывному образованию, удовлетворению всех образовательных потребностей, повышению уровня обучения обучающихся:
Приоритетные направления методической работы на 2010 – 2011 уч год:
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: