NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аспектный анализ современного урока начальной школы Вместо вступления




Аспектный анализ современного урока начальной школы
Вместо вступления

«Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала часто не позволяют осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления»

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 г.
Проблема психолого-педагогического анализа урока в начальной школе всегда вызывала большой интерес, как ученых-педагогов, так и практиков – методистов, руководителей школ, учителей.

Для ученого основная цель педагогического анализа уроков это выявление причин положительных и отрицательных явлений педагогического процесса, зависящих от содержания общего начального образования, технологий его преломления в учебно-методических комплектах той или другой системы, профессиональной подготовки и компетенции учителя и т.д.

Для методистов, руководителей школ анализ уроков один из путей выявления, изучения и оценки результативности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, экспертной оценки авторских программ, пособий, учебных планов, аттестации учителя и т.д.

Для осуществления должностного контроля за учебно-воспитательным процессом в школе директор или его заместитель могут привлечь к работе внешних экспертов, в том числе педагогических работников учреждений дополнительного образования или специалистов из органов управления образования. Все члены экспертной группы действуют в соответствии с приказом по образовательному учреждению и утвержденным планом-заданием (2). Каждый из них, как правило, использует метод документального контроля, проводит анкетирование, собеседование , посещает и анализирует учебные занятия и т.д. Однако, «низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала часто не позволяют осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления» (1)

Этап подготовки к посещению учебных занятий

как выявление сущности деятельности контроля

на современном этапе

Мне хотелось бы сначала осмотреться вокруг.

Если можно, конечно... – тихонько сказала Алиса.

Осматривайся на здоровье! – сказала Овца, –

Только выражайся точнее. Вперед, направо и

налево ты смотреть можешь, но как ты

собираешься смотреть назад, я право, не знаю!

Может у тебя глаза на затылке?

Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье


Проверка и оценка достижений младших школьников, приобретенных ими в результате обучения, является одной из самых существенных сторон процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Практически этот компонент является результатом всего учебно-воспитательного процесса (содержания, методов, организационных форм проведения уроков, средств обучения и т.д.). Он должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической науке, выраженных в основных приоритетах и целях образования в первом звене.

Сущность деятельности контроля и оценки учебного занятия в том, что она создает возможность установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учителя определяется, прежде всего, по осознанности, прочности, практической направленности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Социальная функция руководителя школы, посещающего урок, проявляется в том, в ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений и навыков установленным государством эталонам (стандартам). Следовательно, этап подготовки к посещению учебного занятия включает, прежде всего, момент изучения этих эталонов, то есть соответствующих нормативных документов, раскрывающих содержание общего начального образования. Как правило, это Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (начальное общее образование), Федеральный базисный учебный план, учебные программы и учебники.

Следует учесть, что в Федеральном базисном учебном плане предложено лишь годовое распределение часов. Это дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года на принципах дифференциации и вариативности. В Федеральном компоненте Государственного стандарта раскрываются образовательные стандарты по каждому учебному предмету.

Образовательные стандарты по учебному предмету включают такие разделы как: цели изучения учебного предмета, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускника по предмету, который подлежит контролю. Требования к уровню подготовки выпускников много меньше минимума содержания, который должен быть предъявлен каждому ученику. Именно этот аспект дает основание для утверждения гуманистического характера и личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников, что, как правило, проявляется в учебно-методических комплектах (УМК) начальной школы.

Вследствие этого необходимо проявить интерес к дидактической системе, по которой обучаются дети. Каждая современная дидактическая система имеет свою Концепцию и свой УМК, включающий систему пособий для ученика и учителя. Основное учебное пособие школьника по каждому учебному предмету – личностно-ориентированный УЧЕБНИК. Дополняющие его пособия – хрестоматия по предмету, словари, тетради для самостоятельных работ. Методический аппарат учителя это, прежде всего, Концепция дидактической системы, учебные программы, сборники контрольных работ, тесты, поурочные методические разработки.

УМК, в основе которых лежат классические концептуальные основы обучения, достаточно полно обеспечивают преемственность с традиционной системой обучения. Это, прежде всего, УМК «Школы России», «Начальная школа XXI века», и др.

Большое признание имеют и УМК неклассических (развивающих) систем обучения – «Л.В. Занкова» и «Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова».

Однако, в последние годы все чаще учитель, являясь сторонником развивающей системы обучения, выбирает для своих учеников учебные пособия из учебно-методических комплектов классических систем обучения. Например, будучи сторонником системы Л.В. Занкова, предпочитает учебно-методический комплект по окружающему миру автора классической системы обучения. Как правило, это не мешает учителю реализовать обучение, которое «идет впереди развития». Практика показала, что «теоретическое» деление на развивающие и классические (традиционные) системы обучения скорее дань истории развития традиционной системы обучения, а не истинное положение дел. Все учебники, допущенные Министерством образования в практику работы школ, построены на принципах развивающего обучения.

В настоящее время все более широкое распространение получает постнеклассическая (постразвивающая) система обучения «Перспективная начальная школа». Построенная на методических основах развивающих систем обучении, она вбирает опыт классических систем обучения, учитывая необходимость формирования прочных знаний, умений и навыков. Закладывая в свою технологию личностно-ориентированный подход и новое содержание федерального компонента государственного стандарта, учитывает целесообразность организации воспитания детей и за рамками урока посредством кружковых и факультативных форм занятий.

Задание №1 для педагогов со стажем и опытом работы по учебникам развивающих систем.

Обратите внимание на авторов учебников УМК «Перспективная начальная школа». Это поможет Вам ответить на вопрос: представители каких систем обучения разрабатывали концепцию постразвивающей системы?

Если Ваши ученики обучаются по этим учебникам, Вы – наш соавтор.

Подпишите своей фамилией УЧЕБНИК №1 – основное пособие этой системы.

Учебника №1 это результат творчества учителя, овладевающего новой системой обучения. Это его поурочное планирование, методические разработки уроков и конспекты внеклассных мероприятий, проверочные работы и дневники наблюдений за учениками, коллекции полезных ископаемых своего края и пр. Практические это бесценный опыт учителя, воплощенный в его личных документах.
Фото концепции, программы и учебников на весь разворот (авторы _Чуракова Н.А., Чекин, Захарова, Федотова, Трафимова должны быть хорошо видны (можно через лупу), сфоторафировать и корочка этой работы, показатьЧуракову Р.Г.

В арсенале учителя начальных классов около шести довольно распространенных в практике работы школ УМК. При выборе «своего» УМК каждый учитель исходит, прежде всего, из личных предпочтений. Часто на это влияет профессионализм учителя, или его возможность в течение ближайших четырех лет освоения нового УМК ежедневно повышать свою квалификацию. «Далеко не каждый учитель захочет брать на себя дополнительный труд разбираться в оригинальном авторском подходе к тем или иным темам, когда так удобно пользоваться старыми конспектами, где каждый урок расписан по минутам!» (Е. Басовская)

Каждый УМК имеет свои теоретические и методические особенности, которые, безусловно, сказываются на технологии проведения урока. Учитывая этот фактор, проверяющему целесообразно выяснить, какой УМК предпочел учитель? Соблюдает ли он «концептуальную чистоту» этого УМК или отбирает учебники из разных комплектов? В последнем случае следует обратить внимание на наличие соответствующих учебных программ именно этих комплектов и профессиональное мастерство учителя, выраженное в умении их совмещать.

В заключении следует проанализировать состояние текущего контроля знаний обучающихся, просмотрев контрольные тетради учащихся, классный журнал, аналитические материалы, фиксирующие уровень продвижения учащихся в обучении и развитии. Но последнее требование выполнимо только при условии, что учитель считает нужным иметь такие аналитические материалы или их наличие обусловлено решением педагогического совета школы.

Предварительная подготовка к посещению учебного занятия поможет проверяющему с меньшим количеством недочетов и ошибок провести «краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования», как того требует одно из писем МО РФ, посвященных правовому обеспечению контроля со стороны руководителей образовательных учреждений (2).
Таблица 1 Этапы подготовки к посещению урока



Основные задачи этапа подготовки эксперта к посещению учебного занятия

Соответствующие документы и учебно-методические пособия

1

Изучение государственных эталонов (стандартов), определяющих содержание начального образования

1.Федеральный компонент государственного стандарта (начальное общее образование)

2. Концепция УМК

2

Ознакомление с той частью образовательной программы, которая изучается в момент посещения урока

1.Учебная программа, соответствующая УМК

2.Тематическое планирование учителя

3

Ознакомление с методическим обеспечением образовательной программы

1.УМК для школьников (учебники, словари, хрестоматии, тетради для самостоятельных работ, интернет)

2. УМК для учителя (методические пособия)

4

Анализ состояния текущего контроля

1.Классные журналы

2. Контрольные работы детей

5

Предварительный отбор аспектов анализа учебного занятия

Госстандарт и новые технологии



Содержание образования. Поле смыслов.
- Разве имя должно что-то значить? – проговорила Алиса с сомнением.

-Конечно, должно, - ответил Шалтай-Болтай и фыркнул.

- Возьмем, к примеру, мое имя. Оно выражает мою суть! А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно…Ну, просто чем угодно!

Льюис Кэрролл «Алиса в Зазкркалье»
Общее развитие школьников во многом зависит от содержания образования. Исследование ученых и педагогическая практика убедительно показали, что обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для этого необходимые условия. Этот вывод был еще раз подтвержден в конце прошлого века, когда экспериментально проверялось усвоение содержания образования школьниками начальных классов, обучающихся по развивающим и традиционным системам обучения.

Однако о каком содержании образования, традиционной и развивающей системах обучения шла речь?

Исследователи затратила много усилий, выясняя значение этих педагогических понятий. Однако к единому мнению не пришли. Однозначного определения этим педагогическим понятиям нет.

Мы присоединяемся к тем исследователям, которые считают, что в основании подхода к определению того или иного педагогического понятия могут лежать разные идеи. Это и позволяет по-разному трактовать его сущность. В силу этих обстоятельств постараемся, каждый раз пояснять значения тех педагогических терминов, которыми мы будем пользоваться.

Прежде всего, проясним значение такого термина как «содержание начального общего образования». Это понятие предлагается в достаточно обобщенном виде в таких документах как «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы», «Федеральный компонент государственного стандарта общее образование (начальное общее образование)». «Базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российского образования, реализующих программы общего образования». Раскрывают содержание образования и «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», и концептуальные «Примерные учебные программы». Во всех этих документах говорится о необходимости приведения содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствии с требованиями современного общества.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила цели российского образования на современном этапе. Она подчеркнула необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования с учетом основных направлений модернизации общего образования обращает внимание на деятельностный характер образования, нацеленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности. Безусловно, к общим учебным умениям начальной школы относятся и умения читать, считать и писать. Это самые основные общие учебные умения начальной школы, без которых все остальные лишены всякого смысла.

В примерных учебных программах разных систем обучения усилена прикладная, практическая направленность содержания всех учебных предметов.

Теоретически в цепи обучения предметным и универсальным (общим) знаниям, умениям и навыкам появилось новое звено. Звено логического завершения обучения – формирование способности применять (использовать) эти универсальные ЗУНы в практической деятельности повседневной жизни (см. приложение № ). Появление этого звена это не только ответ на современные требования стандартов и реализации Концепции модернизации российского образования. Формирование способности использовать приобретенные знания и умения – это естественный ответ каждому ученику на вопрос «зачем учиться?» И необходимость этого возникает не где-то в будущем или за стенами школы, а в рамках самого «естественного» процесса обучения.

Однако способности применять не сводится к сумме общих учебных и предметных знаний и умений. Эта способность является той новой возможностью, которую приобретает ребенок в результате обучения. Именно опыт работы в реальных условиях, опыт изучения окружающего мира, является тем увязывающим звеном между знаниями, умениями и способностью применять. Опыт, как совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, является еще одной составляющей способности применять.

Задание №2 для любознательных читателей.

Назовите геометрическую фигуру, на которую авторы поместили основные компоненты содержания современного начального образования. Как Вы думаете, почему именно на этой геометрической фигуре?
Рисунок: Лента Мебиуса с подписями: общие учебные умения, навыки; предметные ЗУНы, способность применять

Содержание образования в современном понимании это целостная система, представляющая собой совокупность равноправных, взаимодополняющих и взаимодействующих составляющих, Перечислим эти составляющие.

Прежде всего, это предметное содержание начального общего образования, предложенное в учебных программах как основы образовательных областей. В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования прописан перечень знаний, умений и навыков по каждому из обязательных для изучения предметов. Несмотря на то, что все предметные знания, умения и навыки в «Концепции содержания непрерывного образования» рассматриваются в качестве средств, а не целей развития ребенка, целесообразно подчеркнуть значимость предметного содержания. Средствами развития школьников могут стать только усвоенные знания и сформированные умения и навыки.

В результате освоения предметного содержания начального образования при соответствующей технологии учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения и навыки.

Это новое программное содержание начального образования, прописанное в государственном документе тремя условными разделами.

Так, например, методы познания окружающего мира объединены в раздел "Познавательная деятельность". К ним отнесены: наблюдение объектов окружающего мира, проведение простейших измерений разными способами, использование соответствующих приборов и инструментов; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставления предметов; работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Раздел "Речевая деятельность и работа с информацией" представлен первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения, использования информации. Систематизированы и перечислены умения, характеризующие приемы работы с учебником, художественными, научно-популярными текстами. Необходимо научить детей осуществлять поиск необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеке.

Умения и навыки планирования, самоконтроля, оценки результатов деятельности, учебного сотрудничества отнесены к разделу «Организация деятельности».

Сложность усвоения этого программного материала в том, что в отличие от таблицы умножения или правописания безударных гласных, учитель, как правило, не планирует усвоение этого нового содержания образования. Формирование общих учебных умений часто идет «попутно», вместе с изучением конкретных предметов, тем, разделов.

Третья составляющая нового содержанием начального образования – умения применять (использовать) полученные ЗУНы в практике повседневной жизни. Если учесть, что трансляция «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, эти умения также могут быть сформированы в результате освоения предметного содержания начального образования.

Так, например, стандарт начального образования по литературному чтению предусматривает воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Стандарт по математике нацелен на воспитание интереса и потребности школьников использовать математические знания при изучении окружающего мира, в повседневной жизни. Стандарт по окружающему миру говорит о необходимости воспитания у детей потребности заботиться о своем здоровье, участвовать в созидательной деятельности по охране природы и памятников культуры. Стандарт по технологии предусматривает формирование умений использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной и повседневной жизни.

Опыт рефлексирования – важнейшая составляющая современного содержания начального образования. Интеллектуальные способности рефлексирования проявляется в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным, в желании ставить и решать учебные задачи, задавая себе вопрос: «Почему надо выполнить те или иные действия, всегда ли их нужно выполнять при решении учебных задач?» Умение оценить свой вклад и общий результат работы, строить свое поведение с учетом возможных реакций окружающих, обнаружить недостаточность своих знаний для решения задач нового типа, критично, но не категорично, оценивать мысли и действия других людей – также результат рефлексии.

Опыт эмоционального отношения к действительности – одна из составляющих содержания образования. Впервые обозначенная И.Я. Лернером, она приобретает особую значимость в наши дни. «Воспитание как первоначальный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированный в общий процесс обучения и развития» (Концепция модернизации). Обновленное содержание образования должно сыграть ключевую роль в формировании у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, ответственности и правового самосознания.

В связи с новым содержанием образования, структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение предметных знаний и умений, интеллектуальное развитие, опыт рефлексирования, практического применения приобретенных знаний и умений, эмоционального отношения к действительности. Все представленные цели равноправны.

страница 1страница 2 ... страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: