Аспектный анализ современного урока начальной школы Вместо вступления
Протокол урока по окружающему миру во 2-м классе по теме «Звери».
Оборудование урока: УМК 2-го класса «Окружающий мир», авт. Федотова О.Н. и др.).
Автор урока: Ласеева Любовь Александровна, Рыбненская общеобразовательная школа Московской области
Дидактические задачи урока: Повторение материала «Классификация животных по заданным признакам – насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы. Изучение новой темы «Млекопитающие»: особенности строения, размножения, питания. Сверхзадача урока – продолжение формирования навыка работы с учебником и справочником учебника.
Условные обозначения: У – учитель; Д – ученик (дети).
Протокол урока
Оборудование урока: УМК 2-го класса «Окружающий мир», авт. Федотова О.Н. и др.).
Автор урока: Ласеева Любовь Александровна, Рыбненская общеобразовательная школа Московской области
Дидактические задачи урока: Повторение материала «Классификация животных по заданным признакам – насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы. Изучение новой темы «Млекопитающие»: особенности строения, размножения, питания. Сверхзадача урока – продолжение формирования навыка работы с учебником и справочником учебника.
Условные обозначения: У – учитель; Д – ученик (дети).
Протокол урока
У: Какие группы животных мы с вами уже знаем?
Двое готовы ответить немедленно (подняли руки). Все остальные ученики подняли руки только после того, как открыли учебники и повторили, прочитав по оглавлению, названия тех групп животных, которые они уже изучали (см. приложение №. )
Учитель не спешит. Он дает возможность всем детям найти в оглавлении учебника ответ на вопрос. Затем спрашивает одного из школьников, который и перечисляет, заглядывая в учебник, все изученные группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы.
У: А как мы отличаем насекомых от других животных?
Большинство учащихся открывают Словарик учебника. Там очень кратко описаны особенности строения этой группы животных: «Насекомые – самая многочисленная группа животных на Земле. Они имеют 6 ног. Тело покрыто твердой оболочкой. Разделено на голову, грудь, брюшко».
После ответа одного из детей, учитель спрашивает детей: Какие особенности строения рыб позволяют выделить их в особую группу животных?
Дети вновь быстро заглядывают в Словарик учебника и правильно отвечают.
У: Вы заметили, что мы с вами вспоминаем признаки, которые позволяют выделить животных в ту или другую группу? На какой вопрос мы с вами будем отвечать дальше?
Дальнейшее повторение материала (отличительные признаки животных) проходит аналогично: большинство детей смотрят в оглавление учебника и заглядывают в Словарик. Четверо опрошенных школьников отвечают полными ответами и безошибочно.
При повторении темы «Птицы» учитель задает вопрос: Почему пингвина, который не летает, тоже относят к группе птиц?
Д: Тело пингвина покрыто перьями. Он имеет голову, клюв, крылья и размножается с помощью яиц.
У: Назовите новую тему и сформулируйте проблему, которую нам всем предстоит решать при ее изучении.
Большинство детей готово ответить (это видно по поднятым рукам).
Д: Мы будем изучать новую тему «Звери».
У: А на какой вопрос мы с вами должны будем ответить, изучая новую группу животных, которая называется «Звери»?
Д: Чем звери отличаются от других животных?
У: Внимательно посмотрите на доску, где записаны вопросы, на которые вы должны найти ответы, самостоятельно изучая параграф «Звери». Приступайте к работе. Не забудьте обратить внимание на пиктограммы учебника.
Запись на доске: 1. Как зверей можно отличить от других животных?
2. Почему зверей называют еще млекопитающими?
3. Почему пингвин не зверь, а птица?
4. Есть ли летающие звери?
5. Какой зверь живет под землей?
6. Как питаются взрослые животные?
В процессе самостоятельной работы детей (изучение нового материала по учебнику) учитель оказывает индивидуальную помощь или организует группы, предлагая совместно обсудить вопросы, записанные на доске. Заключительная часть урока отведена фронтальной работе – ответам на эти вопросы.
Результаты парной работы, предложенные учебником, были «продемонстрированы» всему классу. Дети не без удовольствия, не называя зверей, изображали поведение кошек, собак, коров, белок.
Приложение №
Математика, 4 класс, второй урок по теме «Алгоритм деления столбиком».
Дидактическая система «Перспективная начальная школа».
УМК: Учебник математики, 4 класс, ч.2, автор учебника Чекин А.Л.; Математика в вопросах и заданиях (для самостоятельной работы №2), авторы Захарова О.А., Юдина Е.П.
Автор урока: Байкова Н.С. – учитель начальных классов Троицкой начальной школы Московской области.
Цель и дидактическая задача урока: развитие математической речи учащихся, усвоение математического понятия «алгоритм деления столбиком, формирование умения использования алгоритм деления столбиком.
Усваиваемые математические термины: «запись делимого», «первое промежуточное делимое», «остаток первого промежуточного деления», «число цифр в записи неполного частного».
Ход урока.
На доске записана тема урока – «Алгоритм деления столбиком многозначного числа на однозначное и двузначное» и два примера: 24368:6 и 56928:15 (упр.42, с.17)
После традиционного приветствия учитель просит детей обратить внимание на классную доску, где записаны тема урока и примеры, и предлагает ученикам в условиях парной работы решить эти примеры.
Ученики договариваются между собой, кто какой пример решает, и приступают к выполнению задания. Одновременно к классной доске вызываются Лена и Кирилл, которые решают эти же примеры.
На выполнение задание потребовалось около 2-х минут. Те из учеников, которые не справляются с делением многозначного числа на двузначное число, помогает образец решения на доске. Целевое назначение этапа – формирование умения использования алгоритма деления.
Учитель положительно оценивает решение Лены и Кирилла, и просит класс рассказать о тех последовательных шагах алгоритма деления столбиком, которые помогли сравнительно быстро решить эти примеры, не прибегая к действиям последовательного вычитания делителя из делимого. В условиях фронтальной работы ученики проговаривают алгоритм деления числа 24368 на 6 и числа 56928 на 15.
Целесообразно отметить, что дети делают это с большим желанием (а некоторые и с удовольствием) и практически без ошибок, правильно употребляя такие математические термины как «число», «цифры», «запись делимого», «первое промежуточное делимое», «остаток первого промежуточного деления», «число цифр в записи неполного частного».
Далее ученики делают вывод, что алгоритм деления столбиком многозначного числа на двузначное число не отличается от алгоритма деления столбиком многозначного числа на однозначное число. Этот этап урока, цель которого развитие математической речи детей и усвоения самого понятия «алгоритм деления», длится около 4-х минут
На следующем этапе урока учитель предлагает школьникам самостоятельно решить оставшиеся четыре примера из упражнения №42. В течение 2-3-минут учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые затрудняются (учитель узнает об этом по поднятым рукам). Через 2-3 минуты к столу учителя начинают подходить школьники, которые выполнили задание. Учитель быстро просматривает работы детей, и, возвращая тетради, просит их помочь тем одноклассникам, которые решают медленнее остальных.
Следует отметить, что поднятых рук стало больше. Это говорит о результативности предыдущих уроков: форма делового сотрудничества, когда один ученик помогает другому, является традицией организации урока. В общей сложности этап, цель которого формирование навыка вычислений с помощью алгоритма деления, длился около 6 минут.
Далее учитель предлагает всем самостоятельно прочитать задачу №43 и начертить схему к задаче. Правильность выполнения этого требования проверяется на доске: один из учеников выписывает условие и требование задачи с помощью схемы на доске и поясняет схему. В то время, как класс самостоятельно решает задачу, двое выполняют задание на «крыльях» доски (класс их решений не видит). Учитель в течение самостоятельной работы детей оказывает индивидуальную помощь тем, кто затрудняется с делением числа 864 на число 8 (наиболее распространенная ошибка – «потеря» нуля).
После того, как все справились с задачей, учитель просит класс обратить внимание на решения Оли и Андрея. На доске записаны два способа решения одной задачи. Расхождение в третьем действии. Если в первом рулоне 108 м, то во втором 108.7 или 864-108 ? Кто из учеников прав? После соответствующей «экспертизы» решений все признали, что задача может быть решена тем и другим способам. На этот этап урока, основная цель которого повторение решения задач на «части», ушло около 6 минут.
На следующем этапе школьники самостоятельно находили корни уравнений, выполняя задание №21 из «Тетради для самостоятельной работы». Учитель предупредил весьма распространенную ошибку в записи корня уравнения, напомнив детям, что ответ к выполнению задания будет написан так : 12 – корень уравнения.
В заключении урока дети сделали вывод, что алгоритм деления столбиком им пригодился и при решении примеров, и при решении задач, и при решении уравнений.
Приложение №
Фрагмент урока по математике 4-го класса на тему: Измерение площади с помощью палетки. Автор урока: Петухова Ю.А.,
Рогаческая общеобразовательная средняя школа Московской области.
Основная задача урока: формулировка правила измерения площадей криволинейных фигур с помощью палетки, дальнейшее формирование навыка работы с учебником при изучении нового материала.
Оборудование: учебники (авт. Чекин А.Л.), палетка.
Условные обозначения ВУ – высказывания учителя, ВД – высказывания учащихся.
Ход урока
Учитель просит школьников по оглавлению учебника назвать новую тему урока и открыть учебник на той странице, где находится эта тема. После этого Юлия Александровна зачитывает первые строки задания №275. Затем предлагает учащимся самостоятельно (про себя) внимательно прочитать лишь первый вопрос и, используя его словосочетания, сформулировать развернутый ответ.
Задание 275. Миша решил измерить площадь треугольника с помощью палетки. Для этого он расположил палетку так, как показано на рисунке.
Рис. 7 см.
Сколько клеточек палетки полностью находится в границе треугольника?
Минутная пауза. Затем все дружно поднимает руки. Учитель просит ответить Ваню.
Ваня: В границе треугольника находится 5 клеточек палетки (отвечая, ученик использует учебник)
ВУ. Ответ не точный. Внимательно прочитай еще раз вопрос и постарайся ответить правильно.
Ваня: В границе треугольника полностью находятся 5 клеточек палетки.
ВУ. Прочитайте второй вопрос и постарайтесь ответить, не допуская ошибок. Смелее используйте опорные слова вопросительного предложения.
Вопрос 2. Чему равна площадь ступенчатой фигуры, составленной из этих клеточек, если площадь одной клеточки равна 1 кв.см ? Пауза. И класс вновь готов ответить. Повезло Диме.
Дима внимательно смотрит в учебник и отвечает, преобразуя вопрос в ответ – Площадь ступенчатой фигуры, составленной из пяти клеточек, равна 5 кв.см, так как площадь одной клеточки равна 1 кв.см. Учитель очень доволен ответом.
Вопрос 3. Сколько клеточек палетки только частично находится в границе треугольника? Пауза.
ВД. Частично находятся в границе треугольника 4 клеточки палетки
Вопрос 4. Какая часть каждой такой клеточки находится в границе треугольника, а какая часть выходит за эти границы? Пауза более продолжительная.
ВД. Половина клеточки находится в границе треугольника, половина выходит за эти границы…Одна вторая часть каждой клеточки находится в границе треугольника, а половина каждой клеточки выходит за эти границы
Аналогично ученики отвечают и на оставшиеся 4 вопроса этого задания. В результате была подсчитана площадь данного треугольника.
Далее ученики самостоятельно проверяют правильность вычисления, достраивая треугольник до квадрата (требование учебника).
Приложение №
Таблица для сбора дополнительных данных на уроке
Аспект выбранный для наблюдения – самостоятельная работа школьников.
Цель наблюдения – ответ на вопрос: является ли самостоятельная работа детей условием включения класса и отдельных учеников в учебную деятельность по достижению дидактической задачи урока.
Ф.И.О. учителя | Класс, урок, временной интервал урока | |
1. Байкова Н.С. | 1. 4 «А» Урок математики (40 мин) | 2. Урок математики |
Объекты наблюдения | время наблюдения | время наблюдения |
1. Была ли на уроке самостоятельная работа? 2. Сколько времени она занимала? 3. На каких этапах была самостоятельная работа: - На этапе проверки домашнего задания - На этапе подготовки детей к усвоении новых знаний - На этапе изучении нового материала - На этапе закрепления нового материала
4. Характер деятельности учащихся при выполнении самостоятельной работы
5. Формы организации самостоятельной работы:
6. Подведение итогов самостоятельной работы 7. Оказание индивидуальной помощи отдельным ученикам со стороны учителя или учащихся при усвоении новых понятий или способов действий . | | |
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9
скачать
Другие похожие работы: