NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аспектный анализ современного урока начальной школы Вместо вступления



Примечание:

Анализируя урок по аспекту «самостоятельная работа учащихся», целесообразно отметить:

1) уровень подготовленности класса и отдельных школьников к выполнению такого вида деятельности (результативность технологии учителя);

2) значимость самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока.

3) деловое сотрудничество учеников (взаимопомощь)

4) количество повторений учителем и учениками новых терминов (правил, алгоритмов).

Приложение №….

Способность использовать (применять) ЗУНы. Поле смысла.

Прежде всего, проанализируем само содержание понятия «способность практически использовать научные представления и навыки». «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы» обращает наше внимание на то, что «в системе образования продолжает развиваться негативная тенденция, выраженная в серьезном отставании российских школьников от сверстников индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков».

Совершенно ясно, что способность использовать (применять) полученные знания и умения тесно переплетается с общими учебными умениями. Формирование этих умений происходит через освоение предметного содержания. Следовательно, усвоение способов (инструментов) познавательной деятельности, способов поиска и организации информации, способов организации своего труда, способов общения происходит в учебных ситуациях.

В идеале, эти же способы должны быть задействованы ребенком в реально существующих жизненных ситуациях. Например, ребенок представляет информацию в табличном виде, подчиняясь требованиям заданий из учебников по математике, окружающему миру или русскому языку. Но вот…табличный способ подачи информации стал инструментом ученика. Тогда ученик испытывает потребность использовать табличную форму подачи материала при подготовке доклада об озерах страны, характеризуя различия их глубин и площадей. Или ученик обращаться к словарю не только по требования учителя (учебника), но и при выяснении со сверстниками значения популярного сегодня слова – «инсталляция». При этом необходимо осознавать, что ни таблица, ни словарь, ни Интернет не будут использованы, если не сформированы навыки работы с этими источниками информации. В этом случае таблица, словарь, Интернет слишком сложные «инструменты» для решения возникшей проблемы.

Таким образом, общие учебные умения (универсальные) являются одной из составляющих способности применять. От уровня сформированности этих умений зависит потенциальная возможность использования знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Безусловно, одной из составляющих способности применять является предметные знания и умения. Коль скоро мы говорим об обучении, то именно содержание этого обучения и должно быть задействовано ребенком в решении жизненных задач. Изучая меры длины, спросите ребенка, уместится ли птичка колибри на его ладони, каков его рост и рост его младших друзей. Изучаемые грамматические конструкции, должны «узнаваться» во встречающихся газетных статьях; исследуемые математические отношения – в объявлениях о сезонных распродажах, в расписаниях вылетов и прилетов самолетов… Умение определять степень прозрачности воды, должно способствовать решению купаться ли нет в грязном водоеме; умение вычислять площадь – «спасти» от лишних для ремонта рулонов обоев.

Приложение №

Математика, 4 класс, второй урок по теме «Алгоритм деления столбиком».

Дидактическая система «Перспективная начальная школа».

УМК: Учебник математики, 4 класс, ч.2, автор учебника Чекин А.Л.; Математика в вопросах и заданиях (для самостоятельной работы №2), авторы Захарова О.А., Юдина Е.П.

Автор урока: Байкова Н.С. – учитель начальных классов Троицкой начальной школы Московской области.
Цель и дидактическая задача урока: развитие математической речи учащихся, усвоение математического понятия «алгоритм деления столбиком, формирование умения использования алгоритм деления столбиком.
Усваиваемые математические термины: «запись делимого», «первое промежуточное делимое», «остаток первого промежуточного деления», «число цифр в записи неполного частного».

Ход урока.

На доске записана тема урока – «Алгоритм деления столбиком многозначного числа на однозначное и двузначное» и два примера: 24368:6 и 56928:15 (упр.42, с.17)

После традиционного приветствия учитель просит детей обратить внимание на классную доску, где записаны тема урока и примеры, и предлагает ученикам в условиях парной работы решить эти примеры.

Ученики договариваются между собой, кто какой пример решает, и приступают к выполнению задания. Одновременно к классной доске вызываются Лена и Кирилл, которые решают эти же примеры.

На выполнение задание потребовалось около 2-х минут. Те из учеников, которые не справляются с делением многозначного числа на двузначное число, помогает образец решения на доске. Целевое назначение этапа – формирование умения использования алгоритма деления.

Учитель положительно оценивает решение Лены и Кирилла, и просит класс рассказать о тех последовательных шагах алгоритма деления столбиком, которые помогли сравнительно быстро решить эти примеры, не прибегая к действиям последовательного вычитания делителя из делимого. В условиях фронтальной работы ученики проговаривают алгоритм деления числа 24368 на 6 и числа 56928 на 15.

Целесообразно отметить, что дети делают это с большим желанием (а некоторые и с удовольствием) и практически без ошибок, правильно употребляя такие математические термины как «число», «цифры», «запись делимого», «первое промежуточное делимое», «остаток первого промежуточного деления», «число цифр в записи неполного частного».

Далее ученики делают вывод, что алгоритм деления столбиком многозначного числа на двузначное число не отличается от алгоритма деления столбиком многозначного числа на однозначное число. Этот этап урока, цель которого развитие математической речи детей и усвоения самого понятия «алгоритм деления», длится около 4-х минут

На следующем этапе урока учитель предлагает школьникам самостоятельно решить оставшиеся четыре примера из упражнения №42. В течение 2-3-минут учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые затрудняются (учитель узнает об этом по поднятым рукам). Через 2-3 минуты к столу учителя начинают подходить школьники, которые выполнили задание. Учитель быстро просматривает работы детей, и, возвращая тетради, просит их помочь тем одноклассникам, которые решают медленнее остальных.

Следует отметить, что поднятых рук стало больше. Это говорит о результативности предыдущих уроков: форма делового сотрудничества, когда один ученик помогает другому, является традицией организации урока. В общей сложности этап, цель которого формирование навыка вычислений с помощью алгоритма деления, длился около 6 минут.

Далее учитель предлагает всем самостоятельно прочитать задачу №43 и начертить схему к задаче. Правильность выполнения этого требования проверяется на доске: один из учеников выписывает условие и требование задачи с помощью схемы на доске и поясняет схему. В то время, как класс самостоятельно решает задачу, двое выполняют задание на «крыльях» доски (класс их решений не видит). Учитель в течение самостоятельной работы детей оказывает индивидуальную помощь тем, кто затрудняется с делением числа 864 на число 8 (наиболее распространенная ошибка – «потеря» нуля).

После того, как все справились с задачей, учитель просит класс обратить внимание на решения Оли и Андрея. На доске записаны два способа решения одной задачи. Расхождение в третьем действии. Если в первом рулоне 108 м, то во втором 108.7 или 864-108 ? Кто из учеников прав? После соответствующей «экспертизы» решений все признали, что задача может быть решена тем и другим способам. На этот этап урока, основная цель которого повторение решения задач на «части», ушло около 6 минут.

На следующем этапе школьники самостоятельно находили корни уравнений, выполняя задание №21 из «Тетради для самостоятельной работы». Учитель предупредил весьма распространенную ошибку в записи корня уравнения, напомнив детям, что ответ к выполнению задания будет написан так : 12 – корень уравнения.

В заключении урока дети сделали вывод, что алгоритм деления столбиком им пригодился и при решении примеров, и при решении задач, и при решении уравнений.

Приложение №

Расчеты эффективности урока по методике В.П. Беспалько

Количество учеников в классе – М……………………………………

Длительность учебного занятия – Т…………………………………..

Дидактический ресурс учителя МТ…………………………………






Основные этапы учебного занятия


ti – дли-

тельнос

этапа

nj–число

учащих

ся,

включен

ых в уч.

деятельность

ni tj–дидак-

тичес

кий

ресус

этапа

1














2














3










































































































Отсюда определяется показатель эффективности урока (коэффициент эффективности): Кэф=(n1t1+ n2t2+ n3t3+ n4t4+…+ nxtx) : МТ

Приложение …

Виды и формы организации контроля в образовательных учреждениях*

(Краткое изложение приложения №3 к письму Минобразования России от 10 сентября 1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контольной деятельности»)

Внутришкольный контроль – главный источник диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.

Основным объектом инспектирования является деятельность педагогических работников, а предметом – соответствие результата их педагогической деятельности законодательству РФ и иным нормативно-правовым актам, включая приказы и распоряжения по образовательному учреждению, решения педагогических советов.

Само положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

Целями контроля являются:

совершенствование уровня деятельности общеобразовательного учреждения;

повышение мастерства учителей;

улучшение качества образования в школе.

Задачи внутришкольного контроля:

осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта;

анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе; оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

При оценке качества работы в ходе внутришкольного контроля учитывается:

качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсии и др.);

уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся;

степень самостоятельности учащихся;

владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности;

создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата;

умение скорректировать свою деятельность.

Методы контроля результатов учебной деятельности: наблюдение, устный опрос, письменный опрос, беседа, анкетирование, тестирование, проверка документации.
Приложение №

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2005 года №АФ-59/03

с 2006-07 учебного года в образовательной практике могут использоваться, как равноправные, два пакета документов (1,2), определяющие содержание общего образования и базисного учебного плана:

1) приказы Минобразования России от 9 февраля 1998 г №322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» и от 19 мая 1998 г. №1235 «Об утверждении Обязательного минимума содержания начального общего образования»;

2) приказы Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерного учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Начиная с 2006/07 учебного год, началось поэтапное введение в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации нового федерального базисного учебного плана в – I,Y и X классах виду (п.2 приказа №1312).

Необходимо иметь ввиду, что:

- Базисный учебный план и примерные учебные планы (недельные) от 1998 года разработаны с учетом «Обязательного минимума содержания начального общего образования», утвержденного МО РФ 19 мая 1998 г. №1235.

- Базисный учебный план и примерные учебные планы (недельные) от 09.03.04 разработаны в соответствии с «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (начальное образование)», утвержденного приказом МО РФ от 05.03.04 №1089.

- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года имеет существенные отличия от «Обязательного минимума…» 1998 г.

Приложение …..

Фронтальный опрос



Учитель

Что оценивается

Ученик

Что оценивается

1

Система вопросов

Расчет на воспроизводящий или продуктивный характер деятельности

Ответы на вопросы учителя

1.Правильные (ошибочные) ответы

2. Краткие (да, нет) или

полные, развернутые ответы

3

Комментарии

Оценочные (молодцы, хорошо) или содержательные (с указанием ошибок и обращением за помощью к другим ученикам)



Комментарии по поводу ответов одноклассников

Оценочные

(он ответил правильно или неправильно, я с ним согласен) или

содержатель –ные (полный развернутый, правильный ответ) комментарии

3

Поурочный балл

Выставляется в конце урока (или сразу после опроса), комментируется или не комментируется

Выставляется с участием детей

Комментарии Детей

Отношение детей к своей оценке (самооценка)

или к оценке одноклассника



Приложение …..
Беседа



Учитель

Что оценивается

Ученик

Что оценивается

1

Постановка проблемы

Учитель подвел учащихся к формулировке проблеме, или сам сформулировал проблему

Первая реакция учеников на постановку проблемы

Первые самостоятельные суждения по поводу решения или преобразующие воспроизведение прочитанного (услышанного) ранее

2

Уточняющие вопросы

Характер вопросов (подсказывающие или подводящие к решению проблемы)

Решение проблемы учениками

Желание учащихся участвовать в обсуждении проблемы (количество поднятых рук). Полные развернутые ответы, приближающие к решению проблемы. Самостоятельность выводов.

3

Комментарии и подведение итогов

Оценочные (хорошо работали) или содержательные по поводу важности сделанного учениками «открытия»

Комментарии со стороны учеников

Самооценка или оценка вклада в решение проблемы одноклассниками. Четкость формулировок «открытых» свойств, правил, понятий…



Словарь

Метод обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по реализации образовательных целей.

Мотивация учения – опредмеченная потребность, побуждающая совершать деятельность, направленную на ее удовлетворение.

Образовательная технология – способ проектирования поэтапного осуществления образовательной деятельности с учетом имеющихся ресурсов образовательной среды путем выделения последовательности процедур и операций, выполнение которых гарантирует достижение планируемых результатов образования всем (или значительному большинству) обучаемых.

Термин – однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т.д. Термин является элементом языка науки, введение которого обусловлено необходимостью точного и однозначного обозначения данных науки.

Понятие – мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Педагогическая оценка – оценивание проявляемого качества обученности, но не личности ребенка. Оценить – значит установить степень, уровень, качество чего-нибудь.

Образование – целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающейся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней (Закон РФ «Об образовании», 13.01.1996)

Обучение – целенаправленный процесс формирования у человека знаний, умений, навыков, интеллектуальных качеств и способов деятельности.

Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений, навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Формирование – развитие.

Знания – проверенные практикой результаты познания окружающего мира. По степени обобщенности можно выделить следующие группы знаний, изучаемых в начальной школе: факты, понятия, закономерности, законы, оценочные знания и т.д.

Умения – способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.

Навыки – способность выполнять какие-либо действия автоматически, без самоконтроля


Литература

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы .Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №803
2. О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений. Письмо МО РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 – М.,: Межведомственный информационный бюллетень, 2001, №15, с.28-31.
3. Чуракова Р.Г. Педагогический анализ учебного занятия. – М., Знание, 1990
4. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной дидактической системы обучения). - М., Академкнига/Учебник, 2006
5. Чуракова Р.Г. Дидактические система Л.В. Занкова. Диалоги с оппонентом и сторонником. – Самара, «Корпорация Федоров», 2001
6.Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ от 09.03.04 № 1123). – М., : Вестник образования, 2004, №8, с.3-4.

7. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (начальное общее образование). Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.04 № 1312 -. М.: Вестник образования России, 2004, №8, с.4-13.
8. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ от 05.03. №1089) – М.,: Вестник образования России, 2004, №12, с.18
9.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное образование), – М.,: Вестник образования России, 2004, №12, с.18-66.
10.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утвержден приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322), - М.: Настольная книга учителя начальной школы, 2002, с.83-96
11.Обязательный минимум содержания начального образования (Утвержден приказом Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1235), - М.: Настольная книга учителя начальной школы, 2002, с.108-117
12.Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу, - М.: Настольная книга учителя начальной школы, 2002, с.122-127
13.Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Методическое письмо) Минобразования России от 19.11.98 №1561/14-15,-М.: Сборник нормативных документов МО РФ, 2002-2003, с.212-235
14.И.Я. Лернер, Учебный предмет, тема, урок. - М.: Знание, 1988.
15.Беспалько В.П. Разработка методики дидактической оценки урока. – ж. Советская педагогика, 1985, №5.
16. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996, В.П. Беспалько, Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995,
17.Ф.Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы . Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №803
18.Басовская Е. Обзор учебников по русскому языку для начальной школы. Ж. Вестник учебной и детской литературы. – 2007, №1

1 Примечание:

Образовательная технология – способ проектирования поэтапного осуществления образовательной деятельности с учетом имеющихся ресурсов образовательной среды путем выделения последовательности процедур и операций, выполнение которых гарантирует достижение планируемых результатов образования всем (или значительному большинству) обучаемых.
Приложение №

Черновик индивидуальных пометок учителя при изучении УМК по окружающему миру, 1 класс

1. Условные обозначения

Маша, Миша, Жучка, вертолет + условные обозначения
2. Каждый разворот примерно 2 часа, если 2 ч. в неделю и 1 ч., если 1 ч. в неделю
3. Методика работы с разворотами:

Большое полотно + кадры

4-5 уроки:

(адрес ученика) + Ознакомление с селом Мирное + первый план пути из дома к школе (переход улицы, безопасность)

6-7 уроки:

Признаки предмета (сенсорные эталоны)

Что мы чувствуем: видим, слышим, чувствуем запахи, шершавость языка, мягкость шерсти Жучки
4. Методика проведения экспериментов (опытов)

1. Мешочки с предметами (парная работа) – кожа

2.Холод +тепло (на столе учителя стаканы с водой) – кожа Что чувствуем?

3.Обоняние (запах) – парная работа: пакетики с чаем, конфеты, пахучая трава, лимон, кофе Что чувствуем ?

4. Определение вкуса (пакетики с соком) Кто-то пьет сок, остальные наблюдают

5. Звук: двое выходят из класса и просят определить, кто из них говорит

6. Видят и отбирают зерна риса, проса, семечки (парная работа)

Вывод- органы чувств

Тетрадь, задание 3, 5, 6
5. Мир, который нас окружает – мир природы, который не создан человеком + изделия человека из того, что создала природа (1—11)

Тетрадь: задание 1, 2

Тетрадь: задание 4, 7, 8 (органы чувств + изделия)
6. Животные – их признаки (12-13) Можно начать с Хрестоматии, с.4 + Тетрадь (с.11) Деление на зверей, птиц, насекомых (без обобщений)

Признаки диких и домашних+ общие и частные (тетрадь : задания 10, 11
7. Выделение из мира животных – насекомых (16-17)

Признаки животных + признаки насекомого

Тетрадь, задание 12 (изделия насекомых)

Хрестоматия, с.5

8. Растения – часть живой природы. Дышат (первый раз появляется понятие дыхание растений) как и животные, тем же воздухом!

Они растут, размножаются, гибнут без воды и воздуха + ОНИ ЖИВЫЕ

Хрестоматия,с.6
9. Деление растений на травы, кустарники и деревья.

Общие признаки и частные, отличающие их друг от друга

Тетрадь, задание 13, 14,15,16 Хрестоматия, с.8

Многие растения имеют плоды

На с. 29 учебника и с. 9 Хрестоматии = закрепление понятия плод (плод на месте цветка + внутри плодов семена)
10. Расселение (интересно только опытом)
Парная работа: с.29 (синяя полоска)

Эксперимент (зеленая полоска)
11. Урок по теме «Наша Родина Россия»

Герб, флаг, гимн
12. Вступление в клуб в конце года

страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: