Аспектный анализ современного урока начальной школы Вместо вступления
Таблица 2
Составляющие содержания образования, отраженные в документах об образовании
№ | Составляющие содержания образования | Документы |
I | 1. Общие учебные умения и навыки: познавательная деятельность; речевая деятельность и работа с информацией; организация деятельности 2. Целостная система универсальных знаний, умений и навыков. | 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное общее образование) 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года |
II | Предметное содержание образования (ЗУНы по русскому языку, литературе, иностранному языку, математике, окру- жающему миру, ИЗО, музыке, техноло- гии, физической культуре) | 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное общее образование) 2. Примерные учебные программы АПН. |
III | 1.Деятельностное, практическое содержание образования, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях 2.Освоение практически значимых научных представлений и навыков | 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное общее образование) 2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы |
IV | Способность к рефлексии – важнейшая составляющая умения учиться, самостоятельно добывать знания. | Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) |
V | Опыт эмоционального отношения к действительности (Опыт личной ответственности) | 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (ключевые компетенции) 2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) |
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает следующие обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык (изучается со второго класса), Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология (информационно-коммуникативные технологии вводятся как учебный модуль с третьего класса), Физическая культура.
Как мы уже говорили, требования к уровню подготовки школьников, окончивших начальную школу, сформулированы в Госстандарте в достаточно обобщенном виде по каждому учебному предмету. Разноуровневое представление знаний позволяет учитывать индивидуальность ребенка и строить обучение в «зоне его ближайшего развития».
Необходимо обратить особое внимание на то, что стандарт дает каждому ребенку "шанс" освоить все содержание образования на уровне Обязательного минимума и того дополнительного материала, который предлагает учебно-методический комплект.
Вместе с тем, документ определяет требования, которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности – для тех детей, которые по каким либо причинам не могут усвоить все представленное в УМК содержание образования. То, что учащийся начальной школы должен обязательно усвоить из предъявленного материала, составляет содержание другого раздела этого же документа – «Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу». Он даст возможность всем выпускникам начальной школы продолжить обучения в 5-9 классах основной школы.
Появление «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ» в Госстандарте продиктовано необходимостью сохранить единое образовательное пространство, с одной стороны, и стремлением достичь уровня начального образования, соответствующего XXI веку, с другой стороны. Обязательный минимум содержания образования XXI века должен сформировать у школьников целостный взгляд об окружающем их мире через изучаемые предметы.
Разноуровневое представление знаний
Федеральным компонентом Госстандарта общего образования 2004 года
(начальное общее образование)
№ | Разделы стандартов общего образования по предметам | Целевое назначение | Уровень обученности |
1 | Цели изучения конкретного предмета | Конкретизация целей развития, освоения содержания, воспитания | Высокий или удовлетворительный уровень |
2 | Обязательный минимум содержания образовательной программы по предмету | Содержание, которое должно быть предъявлено каждому ученику | Высокий уровень |
3 | Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу | Объект контроля и оценки знаний школьников в объеме требований – «знать/понимать, уметь, использовать ЗУНы в практической деятельности и повседневной жизни» | Удовлетворительный уровень |
Примечание: раздел «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» выделен в документе в общий раздел межпредметных связей.
Педагогическая технология учебно-методического комплекта
нового поколения и для нового поколения
Учебники такого рода непременно должны быть вписаны в некую
единую систему. Если уж ребятам рассказывают
приключенческие истории на уроках русского
языка, - будет совершенно нелогично пытаться обучать их
математике и другим предметам в строгой традиционной манере.
Играть, так играть! И Академкнига», исходя из тех же
соображений, предлагает начальной школе все необходимое и
«Литературное чтение» Н.А. Чураковой, и «Математику» А.Л.
Чекина и «Окружающий мир» О.Н. Федотовой.
Е .Басовкая
Преобразование самого урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых образовательных технологий. И это правомерно. Содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть. Заметим кстати, что все современные педагогические технологии носят развивающий характер. Как ученые, так и практики, посещающие учебные занятия в начальной школе, отмечает существенные изменения в самой структуре урока, методах, приемах и средствах его проведения. Безличностный характер взаимодействия учителя и класса уступает место личностному включению учащихся в процесс взаимного общения, внешняя мотивация вытесняется процессом формированию осознанного мотива учения. Репродукция знаний заменяется их продуктивным воспроизведением в условиях решения творческих или практических задач.
Важнейшей составляющей новой технологии стал личностно-ориентированный подход: ориентация на среднего ученика уступает место индивидуальному подходу. От вербальных методов обучения технология «шагнула» к учебнику, словарям и справочникам, а от непосредственного обучения к опосредованному через учебник или (дистанционному) через Интернет.
В научном понимании и употреблении термин «Педагогическая технология» неоднозначен.
«Российская педагогическая энциклопедия» рассматривает педагогическую технологию, как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Не противоречит этой точки зрения понимание педагогической технологии как составной процессуальной части дидактической системы. В этом случае речь идет о технике реализации содержания учебного процесса, точнее о проектировании и воспроизведении педагогических действий, в частности методов и приемов обучения и воспитания, гарантирующих успех усвоения содержания. Следует подчеркнуть, что прогнозируемость результатов является качеством педагогической технологии, которая выражается в некоторой гарантии достижения определенных целей (13) . Безусловно, результаты использования одной и той же технологии тем или другим учителем могут быть различными, поскольку «технология» это еще и его личное мастерство . Однако при равном массиве внедрения разных технологий, результаты каждой из них всегда близки к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
В настоящее время совершенствование педагогических технологий неизменно связано с разработкой нового содержания учебно-методических комплектов (УМК). Именно они призваны сыграть основную роль в реализации единства содержания образования и процессуальной части учебно-воспитательного процесса, что теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.
УМК создаются на основании новых концептуальных положений, которые закладываются в учебные программы, а затем и в учебники Учебные программы, описывая составляющие содержания образования в соответствии со стандартными требованиями изучаемых предметов, ориентирует учителя в годовом объеме этого содержания и последовательности его изучения в течение 4-х лет. В свою очередь, УМК раскрывает содержание всех компонентов программы, закладывая современные технологии обучения, которые и определяют совместную деятельность детей и учителя.
Например, УМК «Перспективная начальная школа», следуя концептуальным положениям, предлагает содержание начального образования в полном объеме современных государственных эталонов и «программирует» различные формы обучения, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности. В связи с этим каждый УЧЕБНИК из учебного комплекта это еще и инструмент по организации учебных форм обучения УЧЕНИКА на уроке и вне урока.
Новая технология УМК ставит УЧЕБНИК в центр всех его составляющих (словарей, справочников, хрестоматий, тетрадей для самостоятельных работ, интернета) и реализуется через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих методике обучения как гуманитарным, так и естественно-математическим предметам.
Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую единую для всего комплекта структуру УЧЕБНИКА. В каком- то смысле, учебник становится «самоучителем» для ребенка, его настольной книгой.
Основные типические свойства учебно-методического комплекта, характеризующие новую технологию УМК: комплектность, инструме нтальность, интерактивность и интеграция.
Комплектность – означает, что методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это, прежде всего, единство установки формирования общих учебных умений: умения работать с учёбником и с несколькими источниками информации (учёбником, справочниками, простейшим оборудованием, интернетом), умение делового общения (работа в парах, малым и большом коллективе). Это обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок. Использование единой системы обозначений во всех учебниках УМК. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учёбника в зону словарей. Наличие сквозной внешней интриги, героями которой являются брат и сестра (Миша и Маша), их одноклассники и преподаватель – Евдокия Васильевна. Комплектность это еще и общий метод ПРОЕКТОВОВ, растянутый на все четыре года обучения.
Инструментальность – это, прежде всего, размещение в корпусе самого учебника методического аппарата, организующую самостоятельную учебную деятельность детей посредством использования всех компонентов УМК (словарей, справочников, хрестоматий, рабочих тетрадей, интернета). Предметно-методические механизмы каждого учебного пособия помогают ученику самостоятельно открывать и формулировать новые закономерности или правила при изучении нового материала, способствуют практическому применению получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач, провоцируют желания к деловому общению или самоконтролю.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения – «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» (…), недостаточно включить словари разного толка во все учебники. Необходимо создать условия целесообразности их применения при решении конкретных учебных задач в условиях индивидуальной или групповой работы школьников. Необходима система специальных упражнений, провоцирующая поиск информации внутри учебника, в комплекте в целом и за его пределами.
В свою очередь, учет разноуровневого развития школьников предусматривает дифференциацию учебных заданий (хотя бы по мере трудности), что, в свою очередь, влечет за собой включение в корпус учебника других предметно-методических механизмов. Это и специальные указания, призывающие детей к высказыванию разных точек зрения на одно и тоже наблюдаемое явление. Это и требование применить при выполнении задания простейшие инструменты (лупу, рамочку, линейку, компас, термометр, цветные карандаши в качестве маркеров и пр.). Это специальное выделение заданий повышенной трудности цветной рамочкой, и т.д.
Инструментальность УМК предусматривает организацию индивидуальной, парной и групповой работу детей. То, что ученик не может выполнить самостоятельно, работая с учебником, ему предлагают сделать с помощью соседа по парте (парная работа) или в условиях групповой работы. А то, что представляет трудность для конкретной малой группы, становится доступным в процессе коллективной деятельности, которую учитель планирует при подготовке к уроку, следуя методическим указаниям комплекта.
Задание для читателя, который, обладая чувством юмора, является еще и собственником этой монографии.
Обведите красной рамочкой тот рисунок, где художник проиллюстрировал парную работу школьников, а рисунок, где проиллюстрирована групповая работа – раскрасьте.
Два рисунка: рис.1-ый – Маши и Миша за партой. Перед ними учебники. Миша рассказывает что-то Маше; рис.2-ой – учащиеся сидят группами за общими столами. На столах лабораторное оборудование.
Интерактивность – совершенно новое требование технологии современного учебного комплекта. Авторы комплекта понимают интерактивность как организацию с помощью УМК учебной деятельности ребенка за рамками урока, методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к компьютеру. Internet - адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное создание условий использования компьютера во всех школах.
Кроме того, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Их объединяет то, что каждый из них является членом одного и того же научного клуба для младших школьников. Для любителей природы и математики это клуб «Мы и окружающий мир», для любителей литературы и русского языка – клуб «Ключ и заря». Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, - настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление к общению (к переписке) с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в эмоциональной дополнительной поддержке. Это, как показал эксперимент, каждый четвертый ученик в классе.
Интерактивность это ещё и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей как «Язык и литературное чтение» и «Естествознание. Обществознание» и «Технология».
Интеграция - важнейшее основание единства методической системы новой технологии. Это, прежде всего, понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.
Именно это типическое свойство стало основой разработки интегрированного курса “Окружающий мир”, в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, математика, ОБЖ.
Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируется такие образовательные области, как язык, литература и искусство. Курс литературного чтения выстраивается как синтетический: предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика, музыка), как с являем художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора.
Интеграция является основой разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую “картину мира”: картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т.д.
Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего не только своими, но и средствами других предметов общепредметные задачи по формированию познавательной, речевой и коммуникативной деятельности школьников.
В связи со всем выше сказанным, одной из проблем технологии нового учебного комплекта становится формирование у ребенка навыка самостоятельной работы с учебником. Это одна из основных и наиболее сложных методических задач УМК. Ее решение, начинается с первой встречи ребенка с учебником, и продолжается в течение всех четырех лет обучения.
Обучение ребенка приемам работы с учебником начинается с изучения пиктограмм, которые едины для всего УМК. В результате усвоения указаний пиктограмм учебника, дети, не умея читать, с первых уроков самостоятельно работают с ним. Так, например, одна из пиктограмм предлагает школьникам внимательно рассмотреть рисунок и рассказать, что же там изображено. Другая – учит придерживаться «очереди» (читать «столбики» по цепочке), третья – просит раскрасить или нарисовать картинку, четвертая – повторить опыт, используя иллюстрации последовательности его проведения и т.д.
Постепенно пиктограммы учебника призывают к более сложным видам учебной деятельности. Следуя их указаниям, дети в условиях индивидуальной, парной или групповой работы, изучают оглавление и «заглядывают» в словари учебника, проводят эксперименты, находят статьи в хрестоматии и Интернете, «совершают походы» в картинную галерею учебника по литературному чтению, иллюстрированный словарь учебника по окружающему миру, математический словарь учебника по математике.
Безусловно, формирование общих умений поиска и использования полезной информации, находящейся в собственном учебнике не сводится к навыку использования его пиктограмм и оглавления. УМК предусматривает механизмы, организующие выход за рамки учебника в поле других источников информации. Речь идет о технологии обучения детей первоначальным умениям поиска необходимой информации в словарях и справочниках, в том числе и на электронных носителях, в каталогах библиотек, посредством переписки и бесед со взрослыми.
Так, например, учебники русского языка и литературного чтения обучают детей работать с орфографических словарем («Пиши правильно»), орфоэпическим («Произноси правильно»), этимологическим словарем («Происхождение слов»), обратным и толковым словарями. Учебник по окружающему миру знакомит учащиеся с иллюстрированным и энциклопедическим словарями, которые помещаются в корпусе самого учебника. Начиная с третьего класса, ученики обучаются работать и со Словарем математических терминов.
В третьем и четвертом классах словари, помещенные в учебниках русского языка, обслуживают все предметные области. А в учебниках по окружающему мира, математике и технологии появляются соответствующие пиктограммы.
Сформированность общеучебных умений, навыков и способов деятельности в работе с источниками информации через освоение предметное содержание всех образовательных областей в начальной школе, решает и проблему преемственности ступеней образования. Это то умение, которое позволяет обучающему успешно продолжать образование на последующих ступенях (уровнях) образования по любому учебнику 5-го , рекомендованному МО и науки РФ,
Таблица 4 Типические свойства новой технологии УМК
№ | Типические свойства новой технологии УМК | Характерные признаки типических свойств новой технологии УМК |
1 | Комплектность | Методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований: система обозначений, наличие справочников в корпусе каждого учебника и общих словарей и справочников, обмен информацией между учебниками путем перекрестных ссылок, единая внешняя игровая интрига, и т.д. |
2 | Инструментальность | Размещение в корпусе самого учебника методического аппарата, организующего самостоятельную учебную деятельность детей посредством использования всех составляющих УМК (словарей, справочников, хрестоматий, рабочих тетрадей, интернета). |
3 | Интерактивность | Обеспечение средствами УМК учебной деятельности ребенка за рамками урока (общение со школьниками посредством организации заочного научного клуба младшего школьника и обращения к компьютеру (интернет-адреса). |
4 | Интеграция | Создания единого синтетического, интегрированного курса по изучению мира, окружающего ребенка. |
страница 1страница 2страница 3 ... страница 8страница 9
скачать
Другие похожие работы: