NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аспектный анализ современного урока начальной школы Вместо вступления


Анализ организационных форм учебного занятия

Я никому ничего не даю в руки. Это бесполезно: тебе

нужно, ты и бери! – сказала Овца Алисе.

Интересно, почему это бесполезно? – размышляла

Алиса, пробираясь на ощупь между столами и стульями.

В дальнем конце лавки было очень темно. – Что это?

Чем ближе я подхожу к цели, тем дальше она уходит от

меня!

Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье

Анализ – метод исследования, основанный на разложении целого на составные части и отдельном исследовании каждой из выделенных частей.

Рассматривая учебный процесс как единое целое, при анализе выделяют, прежде всего, его организационные формы.

Одной из форм организации учебного занятия в современной начальной школе, как и в прошлом веке, является комбинируемый урок, в котором решается целый ряд учебных (познавательных) задач: повторения ранее пройденного материала, усвоение новых знаний или способов действий, обобщение материала, контроль и пр. Однако, как правило, особенно во 2-4 классах, на уроке доминирует решение одной из учебных задач, например, определение свойств воды, или формирования навыка использования алгоритма умножения столбиком и т.д. Именно результативность выполнения этой дидактической задачи определит успех урока.

С этой точки зрения в начальной школе можно выделить уроки следующих типов:

урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебной деятельности (урок «открытия» нового знания);

урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков;

урок применения знаний, умений и навыков,

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

урок повторения знаний, умений, навыков;

контрольный урок, то есть, урок проверки предметных знаний, умений, навыков, сформированности интеллектуальных умений или умений решать практические задачи.
Задание №4 для очень осведомленных читателей.

Какие «типы» уроков пытался проиллюстрировать художник по просьбе автора?
Два рисунка:

1. Дети за партами все склонились над своими тетрадями (контрольная работа). Учитель стоит у стола. На доске видно, что записано два варианта 2. Учитель с указкой у классной доски, где вывешена таблица, дети за партами тянут руки, один ребенок отвечает стоя.

Таблица 5. Формы организации учебных занятий




Целевое назначение

урока

Тип урока

Результативность

обучения


1

Первичное усвоение

новых знаний и (или)

способов учебных

действий


Урок первичного предъ-

явления новых знаний и

(или) способов учебных

действий

Воспроизведение своими

словами правил, понятий,

алгоритмов; выполнение

действий по образцу,

алгоритму




2

Применение усваива

емых знаний или спо

собов учебных

действий

в условиях

решения учебных

задач и упражнений


Урок овладения

новыми умениями или

формирования

первоначальных навыков

Правильное воспроизведе

ние образцов выполнения

учебных действий; безо-

шибочное применение

усвоенных алгоритмов и

правил при решении

учебных задач



3

Применение умений и

навыков в условиях

решения учебных

задач

повышенной

сложности



Урок применения знаний,

умений и навыков

Самостоятельность

при решении учебных

адач повышенной слож

ности отдельными

учениками или основ

ным коллективом класса

4

Систематизация

знаний

или способов действий


Урок обобщения и

систематизации ЗУНов

Умение сформулировать

обобщенный вывод, вести

полемику.


5

Закрепление ЗУНов

или подготовка к

контрольной работе


Урок повторения ЗУНов

Безошибочное решение

задачи выполнение упражне

ний, правильные ответы

умение находить и исправ-

лять ошибки



6

Проверка уровня

усвоения предметных

ЗУНов или сформи

рованности

общих учебных

умений, навыков




Контрольный урок


Результаты контрольной

или самостоятельной работы


7

Решение задач, которые

невозможно решить в

рамках одной выше

названной формы

учебного занятия


Комбинированный урок


Запланированный

результат



Примечание: Усвоение=понимание +запоминание

Овладение =усвоение+применение знаний и способов учебных

действий в условиях решения учебных задач.
Все большую значимость в начальной школе приобретают сравнительно новые формы проведения учебных занятий, которые помимо выше перечисленных познавательных задач, решают специфические только им свойственные задачи. Приведем примеры таких специфических задач и назовем сравнительно новые формы проведения учебных занятий, где эти задачи реализуются.

Урок в библиотеке, Интернет-клубе, в компьютерном классе, в предметном кабинете школы. Это может быть как урок первичного предъявления новых знаний, так и заключительный урок по теме. Однако в любом случае одной из задач этого урока является формирование умений детей работать с новыми источниками информации – картотекой библиотеки, статьями в Интернете, коллекцией полезных ископаемых и т.д.

Учебная экскурсия в краеведческий, исторический, художественный музей, по историческим местам города. Специфическая дидактическая задача урока – формирование первоначальных навыков получения новой информации за пределами учебного заведения.

Учебный поход в лес, поле, парк, заповедник, ферму и т.д. Основная задача учебного занятия – формирование умений школьников работать с дополнительными информационными источниками путем непосредственного изучения явлений окружающего мира.

Лабораторный практикум. Основная цель занятия – формирование первоначальных навыков получения новых знаний посредством проведения опытов и экспериментов с использованием простейшего лабораторного оборудования.

Урок решения практических задач. Основная задача урока – изучение окружающего мира средствами математики.

Заседание школьного клуба. Одна из задач урока – формирование умений делового общения.

Таблица 6

Сравнительно новые формы организации учебных занятий




Специфика целевого

назначения учебного

занятия

Форма организации

учебного занятия

Результативность

обучения

1


Непосредственное

( в отличие от опосре

дованного) изучение

явлений окружающего

мира



Учебная экскурсия

Учебный поход



1) Применение ЗУНов при

изучении явлений окружа

ющего мира в реальных жизненных ситуациях.

2) Творчество в оформл

нии отчетов


2

Практическая направ

леность изучаения

теоретических поло

жений



Урок решения практи

ческих задач



Использование средств

математики в целях изу

чения окружающего мира

3

Открытие и

использование экспе

римента как способа

проверки выдвинутых

гипотез


Лабораторный практикум

с использованием простей

шего оборудования

(часто проводится

в условиях работы

«научного» клуба)

Умение использовать

лабораторное оборудова

ние; самостоятельное от

крытие свойств веществ, закономерности явлений

и т.д.


4

Использование

средств

новых технологий при

решении учебных

задач


Урок в библиотеке,

компьютерном

классе,

музее, школьном

кабинете (химии, физики,

биологии, истории,

литературы,

лингафонном )


Ярко выраженное желание

научиться пользоваться

дополнительными источ

никами информации или

сформированное умение

пользования

дополнительными

информационными

источниками


5

Формирование умения

учебного сотрудни-

чества (умения

договариваться,

распределять работу,

оценивать свой вклад

в общий результат)


Заседание клуба



Уровень самостоятельнос

ти отдельных школьни

ков и классного

коллектива при проведе

нии учебного занятия или

его фрагмента



6

Обучение способам

контроля и самооценки деятельности

Урок любого типа с целе-

вым назначением – усво

ение школьниками спосо

бов самоконтроля и

и самооценки

Умение учащихся

самостоятельно находить

и исправлять

ошибки, определять

степень успешности

Аспектный анализ как основной вид анализа урока.
«Так вот», сказал Кролик. «Это – Поиск, и поскольку я его

организовал…»

«Что ты с ним сделал?- спросил Пух.

«Я его организовал. Это – ну, если все одновременно ищут меня

в разных местах».

Алан Александр Милн Вини Пух и философия обыденного

языка
Термин «анализ урока» мы будем употреблять в смысле реализации особой деятельности со стороны наблюдателя (далее эксперта), который одновременно решает две задачи – аналитическую и проектировочную.

Аналитическая задача решается с позиций современного содержания начального образования и новых технологий, проектировочная – с позиций оценочного анализа и «саморекомендаций» по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Главным критерием оценки педагогической технологии будем считать ее результативность, а «вершиной» результативности деятельности эксперта – обеспечение условий самоанализа и саморекомендаций со стороны автора урока по совершенствованию личной технологии.

Мы считаем, что основным видом анализа урока является его аспектный анализ (3). Что же мы понимаем под этим?

Аспектный анализ УРОКА – это детальное и всестороннее рассмотрение его как ЕДИНОГО ЦЕЛОГО под определенным углом зрения (основанием, аспектом). Причем, выбор аспектов зависит как от теоретической потребности, так и возникшей практической необходимости.

Как правило, отбор аспектов (оснований) определяется на этапе подготовки к посещению урока и часто «диктуется» целью посещения и типом урока.

Аспектами анализа урока начальной школы могут быть цели (задачи) урока, основное содержание, формы обучения, самостоятельная работа учащихся, практическая направленность урока, структура урока, результативность урока и т.д.

Независимо от выбора аспекта основные моменты урока при его анализе обязательно будут замечены экспертом, а следовательно, выделены и оценены с точки зрения их целесообразности и результативности. Для доказательства этого утверждения приведем протоколы двух наблюдателей одного и того же «фрагмента» учебного занятия при условии, что каждый наблюдатель выбрал свое основание для анализа урока.
Фрагмент урока. В процессе урока (прошло 13 минут) учитель сообщает классу о целесообразности проведения групповой работы, цель которой изучение полезных ископаемых родного края. Учитель предлагает классу разбиться на 4 группы, напоминая, что это надо сделать «как всегда». Учащиеся встают со своих мест, самостоятельно делятся на четыре группы, и выбирают «лидера». Под его руководством они быстро оборудуют рабочие места: переставляют столы и стулья, берут со стола учителя наборы цветных карандашей, лупы, коробки с коллекциями полезных ископаемых. Все проходит очень организовано, без вмешательства со стороны учителя. Через две-три минуты каждая из групп, приступает к работе.
Фрагмент аспектного анализа по основанию – структура урока.

Динамическая пауза проведена на 14-ой минуте урока в процессе подготовке к следующему этапу урока. Основная цель динамической паузы – смена видов деятельности. Все учащиеся в течение 3-х минут находились в движении, переставляя столы, стулья, оборудуя рабочие места коробками с коллекциями полезных ископаемых, лупами, справочниками. Во время динамической паузы учащиеся под руководством четырех «лидеров» проявили организованность и самостоятельность, что, безусловно, является показателем результативности системы предыдущих уроков.

Организационный момент подготовки учащихся к исследовательской деятельности прошел в условиях динамической паузы, что, безусловно, является сильной стороной обучающей технологии учителя.
Фрагмент аспектного анализа урока по основанию – содержание урока.

В условиях динамической паузы можно было наблюдать результативность предыдущих уроков по формированию способов организационной деятельности: учащиеся умеют договариваться, распределять работу между собой. Динамическая пауза не прервала урок, как это часто бывает, когда у детей «устают пальчики, после того, как они долго писали». Её можно рассматривать как организационный момент, призванный сыграть значимую роль при усвоении нового содержания в условиях исследовательской групповой работы.
При аспектном анализе любой фрагмент урока может быть рассмотрен под тем или иным углом зрения как специально организованный технологичный процесс для достижения педагогических целей в условиях реализации намеченного содержания образования в соответствии с замыслом и конечным результатом урока. Основными участниками этого процесса являются школьники и учитель.

Какие бы аспекты не выбрал эксперт для анализа урока, он должен попытаться самостоятельно до собеседования с учителем на основе материалов наблюдения реконструировать цель, основное содержание и процессуальную часть урока. Совпадение точек зрения учителя и эксперта (это выясняется после урока в процессе краткого собеседования с учителем) не только показатель результативности урока, но критерий грамотно проведенного аспектного анализа.

При условии, что эксперт в качестве аспекта выбрал технологию урока, он поставил перед собой задачу ответить на вопрос: с помощью каких методов, приемов, средств, организационных форм был достигнут необходимый результат. Наблюдения за деятельностью и поведением учащихся в классе - основной источник информации о том, понимают ли ученики, чем они заняты, осознают ли они цель своей работы, усваивают ли материал, не устают ли они от однообразной деятельности и т.д.
Задание для строгого читателя: Внимательно рассмотрите рисунок. Какой аспект для наблюдения выбрал эксперт?

Три шутливых рисунка: наблюдатель смотрит в подзорную трубу на класс (детей и учителя) Внизу в кругах то, на что нацелена подзорная труба – работа в парах; ученик, который поднял руку; учитель, помогающий ученику у доски.

Оценка санитарно-гигиенических условий, в которых находятся дети во время занятий, важнейший аспект анализа современного урока.

Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для наглядной работы мелом), соответствие мебели возрасту учащихся, осанка учащихся, уровень освещенности рабочего места, проведение физкультминуток, чистота помещения все должно интересовать проверяющего. Заметим кстати, что несоблюдение правил техники безопасно­сти на уроке, не только повод, но и причина вмешательства проверяющего в ход урока.

В зависимости от выбора аспекта анализ учебного занятия может быть кратким (оценочным) или структурным (поэтапным). При условии, что аспектов несколько, и они затрагивают задачи урока, его содержание, технологию, санитарно-гигиенические условия проведения урока, результативность, говорят о полном (развернутом) анализе урока.

Таблица 7
Ведущие аспекты анализа урока





Ведущие аспекты анализа урока

Объекты наблюдения

1

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

- Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

- Результативность решения дидактической задачи урока ,

2

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

3

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению основной триединой образовательной цели


4



Формы обучения

- Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

- Целесообразность использования

УМК

5

Результативность урока



Достижение цели и основной дидактической задачи урока



Таблица 8
Возможные аспекты анализа урока

1

Практическая направленность урока


Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для решения школьникам

2

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

-Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока. - Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3


Структура урока

(Структурный анализ)


Соответствие структуры урока основной

дидактической задаче

4



Гигиенические требования


Температурный режим, проветривание класса, освещенность, соответствие классной мебели росту детей, осанка детей, чередование видов деятельности, динамические паузы



Выбор аспектов не может быть ограничен выше названными основаниями. Он определяется целью посещения урока, авторской технологией учителя, грамотностью эксперта. Каждому, кто решился на анализ урока, необходимо помнить - аспектом анализа урока не может быть то, чего на уроке не было. Непродуктивно после посещенного урока говорить о том, чего бы ты хотел, но не увидел на уроке.

страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: