Цбс г. Прокопьевска
10. Методическое обеспечение работы библиотек с юношеством
(анализ проведенных мероприятий, используемых форм и методов повышения квалификации библиотекарей, работающих с юношеством и молодежью)
Квалифицированных библиотечных кадров в системе на сегодняшний день не хватает, поскольку принимаем на работу людей без библиотечного образования. Поэтому мы считаем Школу начинающего библиотекаря – неотъемлемым элементом системы развития персонала, который включает краткий курс профессиональной адаптации и основ ББЗ.
В 2012 году сотрудниками методического отдела была разработана программа обучения, рассчитанная на четырнадцать лекций, обеспечивающая знакомство с библиотечной системой, ее структурой, традициями и основными регламентирующими документами (см. приложение 1).
В группу обучающихся вместе с новыми сотрудниками набрали библиотекарей уже отработавших 1-2 года, но не имеющих библиотечного образования (всего 20 человек). Занятия проходили в течение недели в конце ноября.
В целом почти все занятия приняли активную форму: беседа, вопрос-ответ с решением ситуационных задач, причем с примерами из собственной практики. Слушатели познакомились с электронными презентациями о работе библиотек ЦБС. Изучались основные библиотечные процессы; справочный аппарат библиотеки, его структура; работа по направлениям деятельности ЦБС. Проходили практические занятия по составлению библиографического описания на книгу, статью из периодического издания, поиску документов по СБА, в том числе и по электронному каталогу, выставленному на сайте ЦБС и другие. Удивление вызвала такая (казалось бы, скучная) тема, как библиотечная система страны, мира. Когда давались краткие сведения о крупных библиотеках - ведомственных, научных и других, многие слушатели сделали для себя открытия.
Зачетным стал последний день занятий. Преподаватели Школы (заведующие отделами центральной библиотеки, заведующие библиотеками, библиотекари-стажисты) определяли уровень знаний, полученный в результате обучения. Учащиеся успешно справились с предложенными заданиями:
- провести обзор литературы по определенной теме;
- проанализировать платные услуги библиотеки, в которой работает слушатель;
- проанализировать учетную статистику библиотеки за один день;
- выполнить читательский запрос;
- провести беседу с читателем при записи в библиотеку;
- раскрыть возможности справочного аппарата книги;
- раскрыть возможности электронного каталога ЦБС;
- внести предложения по усовершенствованию работы сайта ЦБС и другие.
Опрос, проведенный среди слушателей по окончанию занятий, дал положительные результаты. Практически все учащиеся отметили, что знания, полученные в Школе начинающего библиотекаря, позитивно отразятся на их дальнейшей работе в библиотеке.
В заключении хочется отметить, что в ходе обучения начинающими библиотекарями были высказаны конструктивные пожелания и предложения по усовершенствованию работы ЦБС. Процесс оказался взаимным.
Приложение 1.
План занятий Школы начинающего библиотекаря
26-30 ноября
Время одного занятия – 1ч. 20 м.
26 ноября | |||
Лекция 1 | Введение в библиотечную специальность. Корпоративные проекты ЦБС. | Клименко Н.М. – директор ЦБС | |
Лекция 2 |
| Семиколенных Н.Б. – заведующая методическим отделом ЦБ | |
Лекция 3 | Ведение библиотечной документации | Палий Л.А. – заведующая детской библиотекой № 13 | |
Лекция 4 | Информационные ресурсы библиотеки | Чумирина Е.В. – заведующая юношеской библиотекой | |
27 ноября | |||
Лекция 5 | Поисковый аппарат библиотеки | Ильина В.Ф. – заведующая информационно-библиографическим отделом ЦБ | |
Лекция 6 | Электронный каталог ЦБС | Калашникова О.В. – главный б-рь отдела комплектования и обработки | |
Лекция 7 | Библиографическое описание документа | Миронова Л.А. – заведующая отделом формирования единого фонда | |
Лекция 8 | Методика проведения библиографического обзора | Слепичкина И.А. – ведущий библиотекарь ЦДБ | |
28 ноября | |||
Лекция 9 | Культурно-досуговая деятельность библиотек | Хмелевцева С.А. – методист по работе с детьми | |
Лекция 10 | Методика оформления книжной выставки | Мерзлякова И.В. – заведующая б-кой № 1 | |
Лекция 11 | Рекламная деятельность библиотеки | Хмелевцева С.А. – методист по работе с детьми | |
29 ноября | |||
Лекция 12 | Индивидуальная работа с читателем | Боровских Л.А. – зам. директора по работе с детьми | |
Лекция 13 | Библиотечное краеведение | Акимбетова А.Г. – заведующая сектором краеведческой библиографии | |
Лекция 13 | Сервис информационных услуг муниципальных библиотек | Генне С.Ф. – зам. директора | |
Лекция 14 | Структура сайта МБУК «ЦБС» г. Прокопьевска | Семиколенных Н.Б. – заведующая методическим отделом ЦБ |
В ноябре для сотрудников ЦБС был проведен семинар «Лабиринты детской литературы: взгляд библиотекаря». На семинаре освещались основные положения Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Библиотекари классифицировали литературу последнего поступления по категориям информационной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона. По итогам семинара была создана рабочая группа по классификации информации для детей, которая будет определять возрастные рамки вновь поступающих изданий для детей и подростков.
страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16
скачать
Другие похожие работы: