NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сведения о цбс


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

О РАБОТЕ МУК «ЦБС»

БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

С ЮНОШЕСТВОМ

ЗА 2011 ГОД
Сведения о ЦБС


Название ЦБС (точно по Уставу)

Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», МУК «ЦБС»

Адрес:

почтовый индекс

652420

район

Кемеровская область

населенный пункт

город Березовский

улица, дом

пр. Ленина, 19

сайт библиотеки

МУК «ЦБС - berezcbs.ucoz.ru,

краеведческий сайт МУК «ЦБС» - kraeved.my1.ru

электронная почта (e-mail)

berezcb@mail.ru

ICQ («аська»), скайп

404-972-352

Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс)

Безлепкина Марина Михайловна, +7-(384-45)-3-03-90,

факс: +7-(384-45)-3-10-08

Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом)

Маер Инна Борисовна,

+7-(384-45)-3-10-08

Методист по работе с юношеством (ФИО, тел. с кодом)

Заведующая юношеской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс)

-

Зав. отделом культуры (ФИО, тел. с кодом)

Заречнева Наталья Леонидовна – начальник Управления культуры и кино г. Березовский,

+7-(384-45)-3-27-21


АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С МОЛОДЕЖЬЮ В БЕРЕЗОВСКОМ

ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ В 2011 ГОДУ:
2011 год для МУК «ЦБС» Березовского городского округа остался очень проблемным в плане показателей по работе с юношеской аудиторией читателей.

Согласно последним статистическим данным, численность населения города Березовский составляет 49 596 человек (данные 2011 года), из которых детей (возрастная категория от 0 до 14 лет) – 8496 человек (данные на 1 января 2010 года), возрастная категория от 15 до 24 лет - 7111 человек (данные на 1 января 2010 года).

В 2011 году по-прежнему продолжается тенденция сокращения школ. Так, закрыта вечерняя школа, филиал Томского гуманитарного университета, в учебных заведениях сокращаются комплекты старших классов, например, в средней школе № 8 в 2011 году уже нет 10-х и 11-х классов.

По данным Управления образования, в 2009 году учащихся 9-11 классов было 1002 чел., в 2010 г. – 859 чел., т.е. на 143 чел. стало меньше, и эта тенденция прослеживается на протяжении последних 5-7 лет. В 2011 году старшеклассников – чуть больше 500 человек.

Отсутствие работы и выбора учебных заведений в г. Березовском создает отток населения от 17 до 24 лет в более крупные города. Не имея возможности приобрести жилье в больших городах, молодежь формально остается жителями Березовского, но фактически проживает, работает, а также проводит досуг и получает информационное (в том числе библиотечное) обслуживание в других городах. В итоге самая активная читательская категория, студенчество, а также работающая молодежь (вынужденная искать работу вне города), становится все менее представленной в общем количестве читателей МУК «ЦБС».

Таким образом, фактически из статистической цифры в 7111 человек мы имеем дело с охватом гораздо меньшего юношеского населения. В 2011 году он составляет 68 %, что при современном нежелании получать информацию из книг достаточно высокий показатель.

Здесь также следует учитывать невысокий уровень информационных потребностей жителей небольших городов (или тех, кто остался в небольших городах, то есть не студенты), а также все расширяющиеся возможности современных информационных технологий. В городе работают две компании, предоставляющие услуги Интернета: «Медиа-Дом» и «Сибирь-Телеком», и также стали популярны интернет-услуги, предоставляемые операторами мобильной связи. Все эти компании в настоящее время активно и успешно развивают рынок, снижая тарифы на услуги, предлагая доступный каждому Интернет, даже с мобильного телефона. В городе набирает обороты Интернет-телевидение.

На фоне не очень широких возможностей библиотек города, их недостаточной конкурентоспособности по сравнению с другими институтами, предоставляющими и распространяющими информацию, мы, тем не менее, хорошо понимаем свои задачи и ту высокую миссию, которую всегда возлагало на библиотеки государство.

В 2010 году библиотеки МУК «ЦБС» обнаружили значительное снижение показателей работы с юношеством. Решить проблему отсутствия этой категории читателей в библиотеках нелегко. Мы взяли курс на изменение стиля обслуживания юношества. В отношении комплектования фондов библиотек приоритетное положение занимает именно эта категория читателей, в первую очередь приобретаются новинки для юношеского сектора литературы. Конечно, того, что есть на сегодняшний день, тоже мало, но все-таки больше, чем в 2010 году: например, 360экземпляров книг на сумму 43 тысячи 470 рублей против прошлогодних 7213, 6 рубля, на которые были приобретены 44 экземпляра книг для юношеского абонемента ЦГБ. Мероприятия, предлагаемые этой категории, носят более современный характер – больше диспутов, волонтерских акций, исследовательских, дистанционных форм;

Усилена и более скоординирована работа с городскими молодежными объединениями и организациями. Так, с Социальным молодежным центром проводятся многочисленные совместные мероприятия, мы участвуем в городском Бродвее, организующимся Отделом молодежи города, в качестве ведущих одной из популярных площадок.

Даже в кадровой политике мы стремимся следовать потребностям молодежи: интересные, инициативные, молодые специалисты, разрабатывающие новые формы, умеющие поладить с молодежью, взяли на себя организацию обслуживания на юношеском абонементе ЦГБ. Надеемся, что это принесет желаемые результаты. А пока эти библиотекари действительно увеличили показатели за 2011 год в своем отделе.

В 2012 году на базе юношеского абонемента планируется организовать работу молодежного объединения, уже сейчас разрабатывается несколько новых для нашей ЦБС форм работы с этой аудиторией, среди которых дистанционные конкурсы и игры, квесты, экспедиции, флеш-мобы, акции, волонтерские движения и т.д.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Таблица 1

Обслуживание юношества

в библиотеках ЦБС города (района)




Зарегистрированные пользователи

Посещения

Книговыдача

Всего по ЦБС

4889

15449

61159

В том числе по отдельным юношеским подразделениям

1249

6428

10205

Юношеская аудитория – самая трудная для любого воздействия во все века и времена. И, конечно, жаловаться на современную молодежь – это брюзжание. Однако если объективно рассуждать, то действительно, интерес молодежи к чтению и, следовательно, к библиотеке значительно ниже, чем, скажем, 15 лет назад. Это уже заметно невооруженным глазом и скрыть уже невозможно. Этому, конечно, есть объяснение.

Во-первых, на наш взгляд, интерес к чтению книг никуда не делся, просто у современного человека, молодого ли, взрослого ли, нет времени при ставшей бичом современности неорганизованности, разболтанности и недисциплинированности современного молодого человека, который скорее простит себе невыполненные уроки, чем неотправленные друзьям смски;

К тому же, во-вторых, нет времени и желания разбираться в многочисленном бурном потоке разномастной литературы. Подчас прислушаться к рекомендациям хочется, но нет доверия даже к библиотекам. Например, по словам одного из читателей юношеского абонемента, он поддался соблазну взять книгу с полочки под названием «Рекомендуем прочитать» (вполне зарекомендовавшую себя и в мировом и в библиотечном сообществе) – про Лиса Улисса. Он объявил библиотекарям, что зря потратил столько времени, книга не произвела на него никакого впечатления, что сюжет затянут, конфликт не ясен, а художественные особенности сомнительны и уж лучше почитать что-нибудь вроде действительно живых, динамичных, веселых романов Андрея Белянина. (Честно признаться, такого мнения придерживаюсь и я, хотя понимаю, что Белянин – вообще сомнительная литература для юношества – вечно пьяные джинны, не совсем красивые в моральном смысле отношения полов, юмор низкого пошиба, игры с понятиями «дьявол» и «ангел», шутки по поводу расовой принадлежности и т.д., но читать интересно, весело и легко – примечание И. Маер). Так что советы библиотекарей, обзоры, беседы, рекомендации в этом смысле для молодежной аудитории могут быть мало эффективны.

В-третьих – наш пресловутый Интернет. Он приучил человека к быстрому получению информации. К тому же в интернете за короткое время можно почерпнуть большое количество информации. В библиотеку при этом обращаются в крайнем случае, если Интернет «ответил отказом».

В-четвертых, среди молодежи становится модным читать электронные книги, которые совершенно бесплатно и без всякого учета можно получить все в том же Интернете.

И получается, что в библиотеку юношество если и идет, то только не читать, а, например, заниматься подготовкой учебных заданий, то есть – эпизодически. И, к тому же, надежнее обратиться в библиотеку, наверняка располагающую большими по сравнению с небольшим городом возможностями.

И в-пятых – удобное расположение нашего города по отношению к областным библиотекам. Любой прилежный студент начинает поиск нужной информации с областных библиотек.

Таблица 2

Динамика обслуживания юношества за период 2008-2010гг.

Год

Зарегистрированные пользователи

Посещения

Книговыдача

2009

4851

21904

93047

2010

5057

18050

66863

2011

4889

15449

61159


Из таблицы 2 следует, что:

  1. На протяжении нескольких последних лет количество пользователей остается стабильным (в пределах 4800);

  2. Однако заметно упали такие показатели, как посещения и книговыдача. Это свидетельствует о том, что молодые люди в библиотеку приходят в связи с разовыми акциями – школьными заданиями, на массовые и досуговые мероприятия, в качестве участников городских мероприятий, проводимых библиотекарями, библиотекари проводят мероприятия в стенах учебных заведений, на площадях, в ходе городских праздников и т.д.

  3. Динамика отрицательная, юношество все меньше нуждается в услугах библиотек города.


Таблица 3

Характеристика состава зарегистрированных

пользователей юношеского возраста (15-24 г.) по ЦБС




Всего

Старше

классников

учащихся ПУ

студентов

работающеймолодежи

безработной

молодежи

Абс. числа

4889

2999

747

516

451

176

%

100

61

15

11

9

4


Таблица 4
Обслуживание детей в библиотеках ЦБС муниципального образования (города, района)




Зарегистрированные пользователи

Посещения

Выдача

документов

Всего по ЦБС

7920

23547

78885



ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ (создание собственных программ и проектов и участиев региональных и федеральных программах).
Библиотекарями МУК «ЦБС» продолжается работа по созданию Электронной энциклопедии «Дорожа своим шахтерским «Я» (Сектор краеведения). В 2011 году были разработаны три новых корпоративных проекта:

  • К юбилею Сектора краеведения ЦГБ создан сетевой информационно-библиографический ресурс «Краеведение» http://kraeved.my1.ru/, который является частью официального сайта МУК «ЦБС» г. Березовский (реализуется с января). Автор проекта – заведующая Сектором краеведения Полосухина Т.Д.

  • Благотворительный проект «Этот удивительный мир» с целью оказания помощи в социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков, проживающих в Государственном учреждении здравоохранения «Областной детский санаторий для больных туберкулезом» (реализуется с января). Авторы проекта – библиограф Корташова О.А. и заведующая Сектором краеведения Полосухина Т.Д.

Работа была отмечена благодарственным письмом ГУЗ «Областной детский санаторий для больных туберкулезом» и стала финалистом Областного конкурса «Доброволец года».

  • Электронный краеведческий журнал «Край Берез» (реализуется с сентября). Автор проекта – заведующая Сектором краеведения Полосухина Т.Д. В этом журнале будут опубликованы материалы молодежной конференции «Наш экомир». Весь первый номер будет посвящен экологии.

  • Кроме того, продолжается работа по программам юношеского абонемента ЦГБ «Сила духа» и «Библиогид». Одним из положительных результатов реализации программы «Сила духа» можно считать то, что мероприятия этой программы стали популярными и традиционными для юношеского абонемента, обеспеченные участниками в силу своей значимости. Например, ставшая традиционной акция «Чистое слово» планируется и на 2012 год, несмотря на завершение программы. В рамках этой программы также прошли Конкурс агитбригад «Путь в космос», посвященный 50-летию первого полета человека в космос 12 апреля 1962 г., туристический слет, посвященный Международному дню туризма. В программе слета – тест-викторина «Животный и растительный мир Кемеровской области», выставка «Советы бывалых туристов», полоса препятствий, конкурс бивуаков. В рамках программы «Библиогид» проходят такие значимые мероприятия, как презентация «Твой мост в будущее» совместно с Центром занятости в рамках мероприятия «Ярмарка учебных мест», Мастер-класс «Карьера +», выставка-просмотр «Как устроиться на работу» для учащихся ПЛ-18 и другие.

В библиотеке «Родник» продолжается работа по программе «Край мой – гордость моя». В данной работе освящаются вопросы экологии, формируется экологическая культура школьников (разработчик заведующая библиотекой З.С. Самсанович). Цель мероприятий – научить молодое поколение правильно вести себя на природе, охранять лес, кормить птиц, делать им кормушки, то есть быть полезным и благодарным природе.

В рамках библиотечной целевой программы «Пихтовая родина» (разработчик заведующая библиотекой З.С. Самсанович) была посажена «Аллея работников культуры» из 30 саженцев сосен, в которой приняли участие и работники МУК «ЦБС», сформированы тематические папки о птицах, животных, растениях нашего края, регулярно проходят практические занятия по сбору и обобщению краеведческого материала. Кроме того, ЗульфияСагитовнаСамсанович привлекает старшеклассников к поисково-исследовательской работе по сбору и оформлению материала о фронтовиках, ушедших на Великую Отечественную войну из Барзасского военкомата. Для этого организуются экскурсии-практикумы в городской и областной архивы, военкомат, краеведческие музеи города и области.

В библиотеке «Гармония» продолжается работа по комплексной целевой программе «Березовский Кедр - памятник природы» Программа еще в 2009 г. была одобрена Администрацией города, но пока все ограничивается газетными публикациями и акциями по уборке территории вокруг кедра.

В январе 2011 года Центральная городская библиотека оказывает информационную поддержку и научное сопровождение Городского дистанционного конкурса «Эрудит-круиз», организованного при участии Социального центра молодежи. Он стал инновационной формой работы с юношеством.

Цели и задачи конкурса:

  • Стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в рамках предметных заданий.

  • Привлечение внимания школьников к углубленному изучению родного края, а также использования в учебной сфере современных информационных технологий.

  • Развитие логического, творческого мышления школьников, пробуждения интереса к решению нестандартных задач.

  • Выявление наиболее способных учащихся для дальнейшей их поддержки.

На участие в конкурсе свои заявки прислали более 100 обучающихся образовательных учреждений города. Специально для участников конкурса во всех филиалах системы были подготовлены книжные выставки, которые помогли решить предложенные задания. Победители конкурса в каждой возрастной категории получили Дипломы. За период проведения конкурса в библиотеки города записались более 100 читателей. Выполнено более 500 краеведческих справок по вопросам конкурса. 1 февраля на сайтах Социального центра молодежи (www.molodez-ber.samomu.net) и сектора краеведения ЦГБ www.kraeved.my1.ru были выложены правильные ответы на вопросы конкурса с указанием источников.

Краеведческий конкурс «Эрудит-круиз» объединил школьников в изучении интересных краеведческих вопросов, специально подготовленных и разработанных на основе краеведческого фонда МУК «ЦБС» специалистами библиотек города. Краеведческий сектор ЦБС обеспечил информационное сопровождение данного проекта, а также осуществил оценку предоставленных конкурсных работ. Награждение победителей конкурса также прошло в стенах ЦГБ. Сообщения о ходе и результатах конкурса опубликованы на сайтах СЦМ и МУК «ЦБС».

В библиотеке «Родник» работает мини-музей старинных вещей, который вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. В музей входит домашняя утварь, музыкальные инструменты, ручная вышивка. В течение 2001 г. архив музея пополнился новыми экспонатами – баян, настольные часы, вышивки.

В библиотеке «Гармония» продолжает свою работу музей шахты «Березовская», открытый 27 мая 2009 г. по инициативе бывшего директора шахты Ткаченко В.А. В музее регулярно проходят экскурсии для жителей города, делегаций и групп из нескольких человек.
В МУК «ЦБС» реализуются такие программы:
Например, библиотечная целевая программа «Пихтовая родина» МУК «ЦБС» г. Березовский Кемеровской области на базе сельской библиотеки «Родник» на 2010-2012 гг.

Основание для разработки –

  • Необходимость воспитания экологической культуры и грамотности населения,

  • консолидации совместных усилий различных ведомств в деле сохранения и возрождения окружающей среды;

  • формирования общественного сознания и гражданской позиции по отношению к окружающему миру.

Цель программы - Комплексное содействие в воспитании уважительного отношения к природе, антипотребительской позиции в окружающей среде, формировании экологической культуры населения

Задачи:

  • изучить уровень знаний по экологии у детей среднего школьного возраста;

      • объединить усилия различных структур (организаций, СМИ и т.п.), осуществляющих мероприятия по формированию у детей знаний по экологии, выработке норм правильного поведения с учетом ситуации;

      • создать в библиотеке современный информационный массив по экологическим вопросам;

      • обеспечить информационно-библиографическую поддержку читателей и специалистов, по проблемам экологии.

      • принимать участие в общественно значимых мероприятиях поселка

      • организовать экологические марши по восстановлению леса и родника

Ожидаемые конечные результаты программы - Реализация данной программы будет способствовать:

  • координации межведомственного взаимодействия различных структур, профессионально работающих по проблемам экологии;

  • модернизации деятельности библиотеки, расширению ее функциональных возможностей и услуг, оказанию бесплатной консультативной помощи и информационной поддержки учащихся школы и жителей поселка;

  • проведению более содержательной работы, и в конечном итоге - более успешной экологической обстановке поселка.

Выработанные инновационные методики распространения экологической культуры, способствующей всестороннему развитию личности, станут базой для разработки аналогичных моделей в других библиотеках ЦБС города, Кемеровской области, Сибирского региона, России в целом.
Название «Березовский кедр-памятник природы»

срок реализации: 2009-2012

краткое содержание программы или проекта: расширение партнерства с правоохранными организациями, развитие экологического просвещения.

цели и задачи программы и проекта: библиотеки города -информационные экологические центры, участвовать в охране окружающей среды;

формы и методы реализации программы или проекта: уборка территории вокруг кедра, охранять его.

полученные или ожидаемые результаты. Стали публиковаться статьи на тему сохранения чудо-кедра.

Указать, какие программы получили финансовую поддержку, размеры финансирования. Нет поддержки.

Это могут быть: отдельные программы библиотеки или отделов, блоки по работе с юношеством в комплексных программах, индивидуальные программы.

  • «Библиогид»

  • «Сила духа»

  • «Край мой – гордость моя» - небольшие, но удачные программы, реализующиеся в МУК «ЦБС» с 2009 года и принесшие свои плоды – школьные учителя, принимающие участие в ее реализации, вносят свои предложения по составлению плана мероприятий на год. Удобно и легко работать с учебными учреждениями.

Еще одна из программ - «Березовский кедр-памятник природы»

  • срок реализации: 2009-2012 г

  • краткое содержание программы или проекта: расширение партнерства с правоохранными организациями, развитие экологического просвещения.

цели и задачи программы и проекта: библиотеки города -информационные экологические центры, участвовать в охране окружающей среды;

формы и методы реализации программы или проекта: уборка территории вокруг кедра, охранять его.

полученные или ожидаемые результаты. Стали публиковаться статьи на тему сохранения чудо-кедра.
4. ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮНОШЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

Культурно-досуговая деятельность ЦБС г. Березовский в 2011 по-прежнему занимает основное место и время. Мы вынуждены привлекать внимание своих посетителей тем, что им интересно, в том числе пропагандировать чтение доступным нам образом и наиболее действенным способом – через досуговые мероприятия, идя навстречу пользователю.

Наиболее важными направлениями в работе библиотек березовской ЦБС в 2011 году можно назвать, конечно, патриотическое, краеведческое, нравственно-эстетическое. Большинство наших мероприятий направлены на воспитание названных выше качеств личности.

Традиционно библиотеки города проводят множество разноплановых мероприятий духовно-нравственного направления. Например, библиотекарь зала периодических изданий Н.Ф. Калашникова много лет руководит молодежным клубом «Флорина», где девушки учатся создавать цветочные композиции из живых цветов и подручного материала своими руками. В библиотеке традиционными стали выставки таких композиций к Рождеству и Новому Году, Дню святого Валентина и 8 Марта, Дню шахтера и города, Дню пожилого человека и т.д. На заседаниях этого клуба царит творческий дух и романтичные настроения.

Для молодежи, старшеклассников и учащихся профессионального училища библиотекари проводят многочисленные литературно-музыкальные композиции эстетического, духовно-нравственного характера. Среди них такие, как «Насмешливое мое счастье», посвященная жизни А.П. Чехова, час красоты «Огонь, мерцающий в сосуде», литературно-музыкальная композиция «Солнце моей жизни Федор Достоевский» - интересное, романтичное, красивое мероприятие, с традиционной инсценировкой.Участники композиции очень удачно совпали с образами писателя и его жены Анны Григорьевны Сниткиной. В ходе композиции зачитаны фрагменты писем, использованы отрывки современного телесериала, посвященного Достоевскому. Литературно-музыкальные композиции Натальи Леонидовны Паппел, Главного библиотекаря читального зала ЦГБ, неизменно отличаются лиричной, чуть печальной ноткой, и при этом вызывают неподдельный интерес к описываемой личности у любой аудитории.

Нравственно-этическим проблемам и здоровому образу жизни посвящаются такие мероприятия, как час толерантности «Прикоснись ко мне добротой», диспут «Время – жить», посвященный здоровому образу жизни и отношению молодежи к проблеме наркомании. В ходе этого мероприятия проведено анкетирование учащихся ПЛ № 18 и старшеклассников города. В ходе нравственного воспитания молодежи библиотека ставит своей задачей не только безоговорочно правильное отношение к здоровому образу жизни. Цель – направить мышление подростков и юношества в нужном русле. Ничто так не способствует этому, как разъяснение, примеры, дополнительные знания. Часто случается, что молодежь тянется к плохому только потому, что не знает, чем опасно то или иное увлечение. Поэтому владение большей информацией – вот то, что поможет и взрослым, и детям понять друг друга и предотвратить беду. Именно эту цель преследовало мероприятие «Мир проблем? Мир возможностей!», в ходе которого ребята пытались объяснить смысл и идеологические основы некоторых молодежных объединений, таких, как растаманы, эмо, готы и др. В итоге, получив новые знания об этих явлениях, молодые люди пришли к выводу, что не стоит безрассудно отдаваться какому-то мало изученному и кажущемуся модным веянию, опасному для жизни либо не приносящему никаких новых знаний, никакой пользы. Чтобы стать идеологом нового, достаточно просто быть самим собой. Индивидуальность и простота – вот что решит проблемы с общением, пониманием, популярностью в среде сверстников. Нет необходимости добиваться этого необычным видом, манерами, всякого рода глупостями, в том числе вредными привычками.

Не только проблемы общения ставят библиотекари во главу угла при проведении мероприятий для юношества. Воспитание активной жизненной позиции – одно из важных направлений в работе библиотек с этой категорией пользователей. Для детей и молодежи в библиотеках проводятся такие мероприятия, как, например, акция «Чистое слово», призванная сформировать у молодежи потребность в сохранении и бережном отношении к родному языку и речи, многочисленные Громкие чтения для детей, обсуждения, дайджесты и рекомендательные списки литературных новинок для наших читателей, викторины и конкурсы, в том числе дистанционные, походы, экскурсии и т.д.

Успешны, популярны у молодежи и школьников города мероприятия экологической и краеведческой направленности. Так, в июле школьники и молодежь города приняли участие в эколого-краеведческой экспедиции в поселок Барзас, на место расположения старинной сапропелитовой шахты «Барзасская-1». В ходе экспедиции ребята исследовали куски этого редкого полезного ископаемого, провели эксперименты с ним и услышали историю существования шахты, которую рассказала исследователь, краевед и заведующая библиотекой «Родник» З.С. Самсанович.

Целью экспедиции было пополнение материалами фонда краеведческого музея библиотеки «Родник» по истории шахты, которая действовала на территории поселка Барзас в 30-е годы двадцатого столетия.

Работа по изучению геологического памятника «Барзасская рогожка» ведется березовскими школьниками на протяжении многих лет. Результаты были представлены на городских и областных научно-практических конференциях. Все исследования опирались на публикации в газетах и научно-популярных журналах, поэтому родилась идея организовать экскурсию-экспедицию на место расположения шахты, которая занималась разработкой этого уникального месторождения. В экспедиции приняли участие 10 активистов Социального центра молодежи, дети – победители российских конкурсов краеведческих исследовательских работ и корреспонденты областной газеты «Кузбасс» и городской газеты «Мой город». Ребята познакомились с трагической историей шахты и ее руководителей, и, конечно, уникальным месторождением древних углей «Барзасская рогожка». Подробнее - в разделе «Краеведение».

Программа экспедиции «По следам истории»:

  • Экскурсия в краеведческий музей библиотеки «Родник» Централизованной библиотечной системы города Березовский. Знакомство с историей шахты, которая действовала на территории поселка Барзас в 30-е годы двадцатого столетия.

  • Полевые работы. Знакомство с месторождением древних углей. Фото- и видеосъемка собственных сюжетов: природа, находки, хронология событий, макросъемка.

  • Организация лагеря экспедиции. Разведение костра, устройство стоянки и приготовление обеда в походных условиях. Принципы утилизации отходов на природе.

Большое внимание в библиотеках ЦБС уделяется экологическому направлению работы. Работа МУК «ЦБС» по экологическому просвещению и воспитанию в 2011 году разнообразна и содержательна. Мероприятия, проводимые библиотекарями, носят более массовый характер, охватывают большее количество проблем и имеют большую практическую направленность. Кроме того, одним из важных факторов успешной работы в этом направлении мы считаем системный характер проводимых мероприятий. Для обеспечения этой системности в библиотеках ЦБС организованы эколого-краеведческие клубы (Лесовичок», «Юный краевед», «Школа здоровья» и т.д., разработаны целевые библиотечные программы, такие, как «Пихтовая родина». Это позволяет выработать правильную стратегию воспитания экологической культуры молодежи и следовать намеченному плану, переходя от этапа к этапу. В рамках экологического месячника 2011 года в ЦБС Березовского прошло около 20 массовых мероприятий, которые посетили более 830 человек.

Библиотеки города следуют календарю экологических дат, не пропуская практически ни одной. Мы всегда отмечаем День Земли, День воды, Дни защиты от экологической опасности, День птиц и т.д.

Традиционно Всемирный День Земли в 2011 году библиотеки города отметили акцией «Колокол мира», прошедшей в конференц-зале ЦГБ 21 марта при активном участии Городского рериховского общества. Эта акция посвящена дню весеннего равноденствия. Впервые колокол мира, отлитый из монет, пожертвованных людьми со всего земного шара, прозвучал в 1971 году. А в России его голос можно слышать с 1998 года. Эту акцию посетили более 60 человек, среди гостей были поэты, музыканты. Звон Колокола Мира прозвучал в нашем зале, как и во всем мире, ровно в 12 часов дня. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды. День Земли дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.

Апрель проходит под знаком Дней защиты от экологической опасности. Библиотеки системы активно участвуют вразличного рода мероприятиях экологической направленности. Так, ярко и интересно в библиотеках прошел Международный день птиц (КВН «На планете птичий день», познавательно-развлекательная викторина «Путешествие в Птицеград», праздник «Кто лучше всех выводит трели» и другие). Этому дню была посвящена познавательная игра «Пернатые соседи», которая прошла 9 раз, почти в каждом классе школы № 15 ее посетили 265 учащихся, с радостью, удовольствием и огромным успехом. Примечательно, что эта игра может быть интересна как для малышей, так и для более старших учащихся и даже пожилых людей (была проведена для Совета пенсионеров в Управлении ПФР по г. Березовскому). Основной интерес в ней составляют неизвестные сведения о птицах, радом с которыми мы все живем: воробьи, голуби, синицы. Оказывается, обыкновенные воробьи, например, достойны сравнения с волками или акулами в метафорическом смысле, потому что так они ведут себя по отношению друг к другу. Родители кормят только тех воробьешат, которые активно и старательно открывают клюв, остальные не получают ни пищи, ни родительской защиты. Ввиду долгой по времени кладки яиц воробьи вылупляются и, следовательно, развиваются не одновременно. Это позволяет более старшим и сильным птенцам совсем не по-братски обращаться с младшими, вплоть до вытеснения их из гнезда. И другие интересные, удивительные, забавные сведения о жизни птиц узнали ребята, посетившие это мероприятие.

Несколько значимых мероприятий, посвященных экологии, прошло 26 апреля, в день памяти об экологической катастрофе в Чернобыле. В Центральной городской библиотеке совместно с социальным центром молодежи был открыт конкурс эссе на тему «Чернобыль – боль души», в учреждениях СРЦ «Берегиня» 26 и 27 апреля прошли встречи с ликвидаторами Чернобыльской аварии «Чернобыль – невидимая смерть», организованные библиотекой «Меридиан». Способствуют определению своего индивидуального мнения и отношения к заданной теме такие мероприятия, как конкурс эссе «Чернобыль – невидимая смерть», организованные Социальным центром молодежи при участии библиотек МУК «ЦБС». 26 апреля библиотекари ЦБС приняли участие в работе городской молодежной конференции «Молодежь в современном мире: наш Эко-мир», которая состоялась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1». Конференция объединяла семь секций, охватывающие все аспекты проблем экологии:

I. «Здесь будет город сад ...» (экология культурных ландшафтов)

II. «Леса Кузбасса» (экология сред)

III. «Начни с дома своего» (урбоэкология, архитектурная и рекреакционнная экология)

IV. «Мир в капле росы» (фотовыставка)

V. «Экодизайн» (выставка изобразительных работ)

VI. «Я хочу жить в здоровом обществе» (экология социальных групп)

VII. «В человеке все должно быть прекрасно ...» (экология личности)

В результате на конференции было представлено более 50 проектных, исследовательских, творческих работ и рефератов учащихся образовательных учреждений, затронуты самые разнообразные проблемы экологии нашего города.

Ольга Владимировна Беспалова, главный библиотекарь юношеского абонемента Центральной городской библиотеки МУК «ЦБС», стала ведущей одной из самых интересных и захватывающих секций – «В человеке все должно быть прекрасно ...», где состоялась дискуссия на тему экологии личности, экологии духа. Каждый ее участник старался отстоять свою точку зрения, свой взгляд на высказывания великих мудрецов и ученых о чистоте человеческой души. Ольге Владимировне удалось смотивировать участников и присутствующих зрителей на активное высказывание своей позиции и стремление доказать свою точку зрения.

В конференции приняли участие и другие специалисты Централизованной библиотечной системы, возглавив состав жюри в секциях «Я хочу жить в здоровом обществе» (экология социальных групп) и «В человеке все должно быть прекрасно ...» (экология личности).

В этом году библиотеки ЦБС принимают активное практическое участие в экологическом движении. Так, мы участвовали в городской акции «2011-й – год леса». Одна из библиотек города, «Родник», 2 год работает по эколого-просветительской программе «Пихтовая родина», в которую входит и практическая часть. Участники программы, библиотечный клуб «Юный краевед», занимались высадкой деревьев и кустарников на территории библиотеки и около нее, очисткой родника, организовывали экологический десант в поселке Барзас. Это, возможно, не так много в масштабах планеты, но очень и очень полезно, а главное – радостно для детей, участвующих в этих занятиях. Из них вырастут не просто селяне. Уже сейчас большинство членов клуба «Юный краевед», который посещают 24 человека, учащиеся 4-5 классов, мечтают заниматься экологией профессионально.

Мероприятиями, рождающими интерес к изучению родной истории, заставляющими задуматься о себе как о личности, о патриотических чувствах, можно назвать и такие, как библиотечный урок «Наказание длиною в жизнь», посвященный трагичному и страшному периоду истории нашей страны, периоду политических репрессий, неоправданных с точки зрения современников арестов, ссылок, расстрелов, заключений граждан Советского Союза. На библиотечном уроке «Наказание длиною в жизнь», прошедшем 27 октября в зале краеведения и библиографии ЦГБ, старшеклассникам 15 лицея и школы № 16 была предложена история существования на территории Кемеровской области трудовых лагерей для заключенных, сосланных, раскулаченных, переселенных граждан. В ходе мероприятия учащиеся осваивали работу с правовой литературой, изучив 58 статью Уголовного кодекса СССР, существовавшего в 20-40 годы ХХ века. С помощью небольших заданий библиотекарь наглядно показала учащимся, за какие провинности в Советском Союзе можно было получить большой тюремный срок и даже лишиться головы, начиная с 12 лет. Так, 58 статья предусматривает страшные наказания за такие преступления: три колоска пшеницы, в любое время года собранные на колхозном поле; хлеб, завернутый в газету с изображением вождя народов; анекдот с политическим, и т.д. Также ребятам было предложено сравнить условия содержания в лагерях советского режима, например, СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), и фашистских лагерях, например, Освенцим. Оказалось, что фашисты содержали своих заключенных в более человеческих условиях. В завершение урока ребята почтили память невинно репрессированных людей минутой молчания.

Одним из самых важных блоков в патриотическом воспитании пользователей ЦБС можно назвать блок майских мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.

Примерно треть мероприятий была посвящена Великой Отечественной войне, героическому подвигу народа.

Во всех библиотеках ЦБС прошли уже ставшие традиционными и популярными литературно-музыкальные композиции, такие, например, как «…Здесь говорят одни лишь камни», построенные в популярной форме поэтического монтажа, сопровождающегося видео- и аудеооформлением. С интересом и вдохновением в краеведческом секторе ЦГБ проходят литературные странствия «Детство войны», в которых ребятам предстоит не только вспомнить и прочитать, прослушать литературные отрывки из произведений военных лет, современные произведения о войне, но и принять участие в настоящем поиске своих родных во всех возможных источниках, начиная от Книги памяти и заканчивая Интернет-сайтами, предлагающими такие возможности. Кроме этого, пришедшим на встречу также предлагается живой рассказ очевидца тех военных лет, встреча с Н.Б. Кисель, которая не понаслышке знает те тяжелые времена, в годы войны она была девочкой, принявшей на свои маленькие плечики тяжесть труда, голод, лишения.

Многие мероприятия 2012 года были посвящены Году Космоса. Кроме краеведческих, которые описаны в соответствующем разделе и картах инноваций, можно отметить также и эти:

Например, Игра «Космический КВН», прошедшая в читальном зале ЦГБ.

Цель: расширить знания детей о космосе и известных космонавтах, пробудить интерес к изучению литературы о космосе.

В процессе игры «Космический КВН» школьники узнавали много новых и интересных фактов о космонавтике и космонавтах, сведения из их жизни, суеверия и приметы для благополучного полёта в космос. Учащиеся продемонстрировали свои знания о космосе через игры и конкурсы:

«Викторина юного космонавта»,

«Байконур» (составить как можно больше слов из этого слова),

«Космический словарь» (кто больше вспомнит слов, связанных с космосом),

Кроссворд «8 планет»,

«Пантомима» (показать встречу с инопланетянами),

«Космический зоопарк» (нарисовать космическое животное).

В конце мероприятия дети ознакомились с литературой о космосе и космонавтике.

Городской конкурс «Путь в космос» прошел на юношеском абонементе ЦГБ. Задачи конкурса:

1. Активизация интереса детей и подростков к знаменательному событию – 50-летию первого полета человека в космос;

2. Изучение жизни и подвигов космонавтов, ученых, конструкторов, их деятельности и вклада в развитие российской космонавтики;

3. Продвижение познавательного чтения среди подрастающего поколения;

4. Стимулирование творческой активности молодежи;

5. Патриотическое воспитание юных граждан.

Учредителями конкурса выступили МУК «Централизованная библиотечная система» и Управление молодежной политики, физической культуры и спорта г. Березовский. Организаторы конкурса – Центральная городская библиотека МУК «Централизованная библиотечная система» и МУ «Социальный центр молодежи». В конкурсе приняли участие учащиеся 7-9-х классов из 6-ти школ города.

Структура проведения конкурса:

1. Были сформированы 6 команд, порядок выступления определялся жеребьевкой перед началом Конкурса.

2. «Визитка» - ребята представляли команду и ее девиз.

3. «Знатоки» - каждой команде задавались по 3 вопроса на тему истории космонавтики.

4. «Конкурс капитанов» - интеллектуальное задание на сообразительность.

5. «Домашнее задание» - юмористическая фантазия на тему космоса.

Все участники хорошо подготовились, показав неплохие знания, смекалку, творческий потенциал, находчивость, умение работать в команде и чувство юмора.

В рамках Областной Недели Жизни можно отметить, например, урок мужества «Бухенвальдский набат», для учащихся 8 классов. Цель - напомнить, какой ценой сохранена жизнь на земле. Задача - рассказать о хрупкости и ценности каждой человеческой жизни.

Неделя толерантности прошла в клубе «Радуга», это детский клуб, но несколько ребят достигли 14-летнего возраста.

06.10.11. Презентация цикла бесед «Мы живем среди людей». День 1 или «Понедельник». Цель - воспитание терпимости, доброжелательного и доброго отношения прежде всего к людям, живущим рядом. Основной девиз мероприятий – «Доброта спасет мир!». Встречи носили элементы споров, дискуссий. Думается, какие-то зерна доброты и терпимости были заброшены в детские души.

300-летию великого ученого, М.В. Ломоносова, также посвящались выставки, электронные презентации и т.д. Так, в ЦГБ состоялся вечер – портрет «Великий сын России». Цель: показать жизненный путь великого учёного, раскрыть личность В.М. Ломоносова как человека путём подробного рассмотрения его детства и юности, рассказать учащимся интересные факты его жизни. За всю историю России ни один крестьянин не смог повторить судьбу М. Ломоносова. Его случай – уникальный. Этот неординарный человек в течение короткой жизни смог стать основоположником и первопроходцем российской науки. Школьники познакомились с историей становления Ломоносова как учёного, с помощью фрагментов из фильма узнали о его личной жизни и жизни его семьи, прослушали стихи Ломоносова в исполнении городского поэта. Слайды и музыка помогли наглядно представить учащимся особенности быта того времени.

В рамках Недели детской книги в детской библиотеке «Дружба», например, был проведён праздник «Каждому человеку путь открыт в библиотеку». В ходе мероприятия ведущая рассказала историю праздника. Затем провели разминку: За одну минуту каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов. Праздник продолжили интересные конкурсы:

- Конкурс «Знаете ли вы сказки?»: Слушая отрывки, команды должны определить, из каких они сказок. Если знают, называют и автора. Очки распределяются так: за правильное название сказки и её автора – 3 очка, только за правильное название сказки – 2 очка, за быстрый ответ добавляется одно очко. Если не одна команда не даёт правильного ответа, ведущий обращается к болельщикам.

- Конкурс «Собери пословицу» Команды получают карточки, на которых записаны отрывки из известных пословиц. Необходимо восстановить полный текст. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием. За каждую пословицу – 1 балл.

- Конкурс «Капитаны» Вопросы капитанам команд.

- Конкурс болельщиков «Подскажи словечко»

- Конкурс «Домашнее задание»

Команды показывают сценки на тему «Берегите книгу!»

Инсценировка басни «Две книжки»

Инсценировка стихотворения «Как Коля читал»

В заключении команды задавали друг другу вопросы по сценкам, называли правила чтения и бережного отношения с книгой. Жюри подвели итоги игры. Победители награждены.

Праздник провели с целью привлечения к чтению, воспитанию вдумчивого читателя. В празднике поучаствовало 28 человек. Стали новыми постоянными читателями 9 человек.

В течение недели с интересом 42 человека рассмотрели выставку из 15 книг «Читали папы, читали мамы, теперь читаем мы!».
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

В 2011 города было проведено 16 мероприятий для данной категории пользователей библиотечных услуг. Ими воспользовались 42 семьи, в которых 73 ребенка, находящиеся в социально опасном положении.

Основные направления мероприятий библиотек города, работающих с социально опасными семьями:

  • Экологическое

  • Правовое

  • Литературно-эстетическое

  • Патриотическое и др.

Библиотекари проводят мероприятия для различных возрастных категорий таких пользователей, разносят по домам и классам информационные письма для ребят и их родителей, регулярно помогают таким детям выполнять домашние задания, объединяют их в группы для помощи ветеранам войны и труда, разносят вместе книги на дом пожилым читателям, работают в «Книжкиной больнице» и т.д.

В 2011 году для ребят из семей, находящихся в социально опасном положении были проведены следующие мероприятия: тематический вечер «На пути к профессии», азбука права «Каждый ребенок имеет право», вечер памяти погибших в Великую Отечественную войну «Цветы и порох», час позитива «Мир проблем? Мир возможностей!» и др.

Одна из основных функций библиотеки – распространять полезную информацию. Ввиду недостаточных возможностей библиотек ЦБС в обеспечении явки членов семей, оказавшихся в социально опасных ситуациях, на мероприятия, предлагаемые системой, библиотеки давно и эффективно используют опыт распространения полезной информации в информационных письмах.

Для мам и пап, по мнению библиотекарей, непосредственно, а для детей – как следствие, могут оказаться полезными письма на тему «Ребенок имеет право», где описываются права детей согласно Конвенции о правах ребенка, а также описаны меры ответственности в случае несоблюдения этих прав.

Родителям также адресованы и такие письма, как «Удивительный мир сказки», оформленные красочными картинками, привлекательными предложениями от библиотек города, а также приведена одна из японских сказок, которая могла бы понравиться маленьким членам семей. Мы надеемся, что такое письмо убедит родителей в необходимости воспитывать детей при помощи сказок и литературы вообще либо хотя бы прочитать уже имеющуюся сказку своим малышам.

Для молодых родителей, подростков и старшеклассников разработано информационное письмо «Что такое образ жизни», в котором библиотекари рассуждают на заданную тему, определяя главные жизненные ценности – семью, здоровье, любовь… Это письмо призвано направить мысли молодых людей к здоровому образу жизни, формированию здоровых жизненных ценностей.

Для подростков и старших школьников библиотекари подготовили информационное письмо «Работа летом», в котором разъяснялось, каким образом должен действовать школьник, желающий получить работу в период летних каникул, на каких работах можно использовать труд школьника, каким образом, с какого возраста, какие специалисты помогут решить все необходимые вопросы, какие документы нужны для трудоустройства, какие этапы пройдет соискатель и другое.

Информационные письма были отправлены практически в каждую семью.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Таблица 4 - Показатели по формированию информационной культуры ЦБС за 2011 год

Традиционно в МУК «ЦБС» самой популярной формой мероприятий по формированию информкультуры являются библиотечные уроки и экскурсии


страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:


Сведения о цбс

Сведения: 4 стр.

Сведения о цбс

Сведения: 11 стр.