Доклад Использование элементов программирования на уроках географии при проверке и обобщении знаний учащихся
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Кудымкара
Методическое объединение учителей предметов
естественно - математического цикла
география
Доклад
Использование элементов программирования на уроках географии
при проверке и обобщении знаний учащихся
Выполнил:
Шляпина Галина Геннадьевна
учитель географии
высшая квалификационная
категория
Проверил:
Щукина Татьяна Ивановна
руководитель ШМО
2013
Содержание:
Стр.
Пояснительная записка………………………………………….. 3
Литература………………………………………………………... 8
Дидактические материалы……………………………………….. 9
Ответы……………………………………………………………… 43
Пояснительная записка
В преподавания географии особое место занимает проверка знаний учащихся. При этом используются разные педагогические технологии, методы, формы, приемы. Важнейшее место занимают словесные методы. Устный ответ ученика у доски содействует закреплению знаний, развитию умений связно излагать мысли, рассуждать, грамотно строить свою речь. Поэтому индивидуальный опрос - важное средство развития мышления, памяти, речи учащихся.
Однако практика показывает, что ограничиваться только устным опросом, словесными методами обучения нельзя. Всякое однообразие методики преподавания, однообразие методов, форм, приемов проверки знаний приводит к снижению активности школьников. Кроме этого, устный опрос вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Иногда неустойчивая эмоциональная сфера учеников не позволяет им отвечать на вопросы без ошибок, что приводит к снижению отметки.
В последние годы становится трудно мотивировать учащихся на получение знаний. Приходится искать новые формы, методы, внедрять современные технологии, как при обучении нового материала, так и проверке полученных знаний. Особо важную роль сейчас играет и фактор времени. Каждый учитель много раз задумывается, как сэкономить время на уроке, чтобы успеть сделать как можно больше: опросить по пройденному материалу, и объяснить новую тему, и закрепить полученные знания, и чтобы при этом была хорошая накопляемость отметок, и ученикам было интересно. Противоречие между возможностями школьного образования и возрастающим объемом знаний, необходимых человеку в современном мире, приводит к поискам таких приемов и методов обучения, которые бы давали экономию времени, позволяли его более рационально использовать.
Годом раньше я познакомилась с книгой Ю.Ю. Батия «Элементы программирования на уроках географии», где были описаны разные приемы быстрой и эффективной проверки знаний учащихся. Одним из возможных путей здесь является использование в обучении элементов программирования, когда учащиеся сразу дают ответы на поставленные вопросы и только после получения подтверждения правильности своих ответов продвигаются дальше. Особенно эффективны они в тех случаях, когда нужно быстро определить результаты, высвободить больше времени для других видов работы в классе.
В течение 2007-2008 учебного года мною были апробированы разные приемы быстрой проверки знаний при обучении географии в 6, 7 классах, составлены собственные дидактические материалы.
Предоставленные материалы составлены с учетом действующих программ и учебников по географии для 6 и 7 классов общеобразовательных учебных заведений, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации
Приемы, описанные ниже, используются для проверки знаний учащихся после изучения новой темы в конце урока, при проверке географических терминов на любом этапе урока, при обобщении знаний. При этом часто используются такие формы контроля, как самопроверка и взаимопроверка, при этом происходит быстрое оценивание каждого ученика. Следует подчеркнуть, что ниже описанные приемы носят вспомогательный характер и не заменяют другие виды закрепления и проверки знаний.
1.Цифровой диктант. Провожу с целью быстрой проверки знаний географических терминов, понятий.
а) На доске написан краткий ответ на вопрос и проставлена нумерация предложенных ответов. Зачитывает вопрос, учащиеся сверяют свой ответ с ответами на доске. Если ответ совпадает с одним из ответов на доске, записывают цифру. Проверить работы учащиеся могут самостоятельно, в парах и провести взаимопроверку либо проверка осуществляется самим педагогом. При этом можно применять компьютер, демонстрируя вопросы на экране.
б) Для того, чтобы быстро проверить, как учащиеся усвоили новый материал, можно провести после прохождения новой темы следующий диктант. Например:
Тема: « Евразия. Природные зоны (тундра)». Цель: проверить, как учащиеся усвоили новый материал. Читаю характеристику зоны тундр, дети выписывают только ту цифру, которая соответствует правильному высказыванию.
Во время чтения вопросов, чувствуя затруднения учащихся, можно более подробно остановиться на одном из них, напомнить тот момент урока, когда объяснялся данный факт, Таким образом, внимание ребят дважды направляется на новый материал. Данный вид цифровой работы может быть использован и при индивидуальной проверке домашнего задания. При этом текст задания записан на бумаге в виде карточки.
2. Буквенный диктант. Проводится при обобщении изученной темы. Вместо цифр используются буквы. При этом учащимся можно сказать о том, что если они задание выполнят правильно, то получится слово.
3. Графический диктант провожу при сравнении свойств географических объектов. Вместо цифр используются условные значки, штриховка. Например:
Тема: Обобщение по теме «Материк Австралия». Работа проводится по 2 вариантам. Учащиеся 1 варианта выделяют то, что характерно для Австралии,
2 варианта - то, что характерно для Африки. Но при этом правильный ответ записывают в виде


Может получиться следующий вид ответа:
1вариант


ключ


Для ускорения проверки можно зарисовать ключ правильных ответов, где условные знаки изображены наоборот. При прикладывания ключа сразу видно, как ученик выполнил работу, есть ли у него ошибки.
4. Графический диктант с использованием штриховки. Учащиеся заштриховывают либо закрашивают клеточку, которая соответствует правильному ответу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
| | | | | | | | | |
Ключ к заданию такой же. Если учащийся допустил ошибку в каком либо вопросе, в местах ошибок клетки не совпадут и можно быстро обнаружить ошибку. Например,
1 2 3 4 5 6 7 8
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Ключ
Из работы сразу видно, что учащийся допустил 2 ошибки во 2 и 7 вопросах.. Для быстрой проверки обращаюсь за помощью к ассистентам (наиболее сильные учащиеся), которые, проходя по рядам, прикладывают заранее подготовленный ключ ответов и оценивают работы своих одноклассников.
Использование элементов программирования при проверке знаний учащихся создает возможность постоянного обстоятельного изучения и проверки качества усвоения программного материала. Такая работа не требует больших затрат времени на подготовку, проведение и проверку. Она доступна всем учителям, независимо от условий школы. Учащимся 6,7 классов такая проверка знаний интересна, в этом возрасте они еще любят рисовать, чертить и поэтому данные виды работ выполняют с удовольствием. В последнее время для составления цифровых, буквенных, графических диктантов стала привлекать наиболее сильных учеников. Учащиеся с удовольствие составляют разные проверочные работы и сами проводят их в классе, при этом еще пополняют педагогическую копилку учителя. В будущем планирую составить и апробировать подобные диктанты в 8,9 классах.
На первых этапах апробации новых для меня видов проверки знаний проводила мониторинг эффективности данного вида деятельности. Ниже представляю результаты усвоения знаний учащихся 7 класса по теме: «Климатические пояса Земли». Первая работа в форме цифрового диктанта была проведена на первом уроке после объяснения нового материала. Проверка проходила в течение 5 минут. Из таблицы видно, на какие вопросы учащиеся не смогли ответить (отметки «2» и «3» во время первой проверки не ставлю). Вторую проверку знаний по этой же теме проводила после повторного объяснения в конце следующего урока. Результат в таблице. При обобщении знаний по теме «Атмосфера и климаты Земли» включила в буквенный диктант 6 вопросов темы, которая была на контроле. В таблице показано, на сколько вопросов по теме «Климатические пояса Земли» ответили учащиеся.
Ф.И ученика | Цифровой диктант по теме «Климатические пояса Земли» | Графический диктант по теме «Климатические пояса Земли» | Буквенный диктант по теме « Атмосфера» | ||||||||||
Номер вопроса: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | количество вопросов, выполненных правильно | |
1.Бражкина Наталья | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 |
2. Бушуев Роман | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 |
3.Васькина Диана | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 |
4. Власов Дима | - | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | 6 |
5.Демин Сергей | - | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | + | 5 |
6.Дровняшин Иван | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | 6 |
7.Евлинаренко Даша | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 |
8.Исыпова Настя | - | - | + | + | + | - | + | - | + | + | - | - | 4 |
9.Леонтьева Вероника | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | 6 |
10.Лобанова Настя | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 |
11.Мехоношин Руслан | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 |
12.Мехоношина Таня | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 |
13.Никитин Егор | - | + | - | + | - | - | + | + | - | + | - | - | 4 |
14.Новиков Илья | - | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | - | 5 |
15.Попов Артем | - | - | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - | 4 |
16.Сафронова Инга | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 |
17.Серебров Слава | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 6 |
18.Сысолетин Евгений | - | - | - | + | - | - | + | - | - | + | + | - | 4 |
19.Хозяшева Наталья | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | 6 |
20.Ярусова Ксения | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | 6 |
Из 20 человек -14 человек выполнили все 6 заданий, 2 человек сделали по 1 ошибке, 4 человека по 2 ошибки. Анализируя данные мониторинга можно сделать вывод, что система оценивания знаний с использованием элементов программирования эффективна, и ее можно использовать как один из приемов оценки знаний.
Литература
Батий Ю.Ю. Элементы программирования на уроках географии, 6 класс: из опыта работы.- Минск: Народная Асвета, 1972
Никитина Н.А.. Поурочные разработки по географии,6 класс. – М.: Вако, 2004
Никитина Н.А. Поурочные разработки, 7 класс. – М.: Вако, 2005
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: