Феномен политики: содержание, структура, функции и ресурсы политики как социального института
Феномен политики: содержание, структура, функции и ресурсы политики как социального института.
Политика - это действия (греч. "Государственные дела"), направленные на власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий.
Согласно социальной трактовке, политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста его социальной неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально-однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе вместе с делением людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных. Общественные изменения были производными от неолитической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией историки связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появлению городов. В конечном счете, это привело к изменениям во властных отношениях.
Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой.
Характерные черты политики:
Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий.
Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности.
Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для всего общества.
Связь с действиями и интересами больших масс людей.
Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает обращение к механизмам власти.
Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.
К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.
Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.
Политические отношения - отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.
Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс. Иногда его отождествляют с политикой.
Функции в обществе характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:
а) поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
б) разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
в) авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
г) предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).
Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это — поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.
Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» — воздействия общества на политику — и функции «вывода» — влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Структура П: 1. Политический интерес. 2. Политическое сознание. 3. Политическое действие. 4. Политическое отношение. 5. Политические институты (гос-во, партии). П-ка также включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами.
Политология как наука и учебный предмет.
Политология как наука в нашем гос-ве формировалась очень поздно. На то был ряд причин, среди которых можно выделить такие как общая недооценка общественной теории, вообще функции теории завершались на комментировании идеологии, вообще общество не имело политического воспитания и политической силы.
Можно проследить такой путь развития политической науки: в период античности существовал универсализм общественно-политической мысли, все охватывала единственная наука - философия. позже философии отделилась теория государства и права, затем социологические и психологические подходы к изучению политики и лишь в середине ХХ в. формируется наука политология со своими закономерностями и методами. В СССР она появляется в конце 70-х гг основные причины обращения нашего общества к политологии - новое видение мира и необходимость разработки нового политического курса, изучения реального положения вещей в нашем гос-ве.
2. Политология как наука, ее объект и предмет.
Политология - наука о политике и ее взаимоотношения с человеком и обществом.
Предметом политологии является группа закономерностей отношений социальных субъектов по поводу завоевания, удержания и использования политической власти.
Политология является наукой, объектом которой является изучение полит жизни общ-ва, хотя частично его изучают и экономические науки и социология, и философия ...
3. Категории и закономерности политологии как науки.
Исходный теоретический материал познания любой науки составляют понятия (или категории) науки, отражающие существенные черты ее предмета. Понятие раскрывают или необходимые связи, узловые пункты науки, или наиболее существенные элементы ее структуры. Осн. понятия, которыми оперирует наука, назыв. категориям: политика, пол. власть, пол. ф-ции, пол. система, пол. режим, пол. плюрализм, пол. интересы, пол. ценности, пол. дея-ть, правовая гос-во, прив. собственность, соц. слои и группы, обществ. мысль, культура, цивилизация, обществ-во и др.
"Политическая власть" является центральной категорией политологии.
Группы закономерностей:
1 - политико-экономические закономерности, отражающие взаимоотношения между экономикой общ-ва и полит властью. здесь полит власть выступает порождением экономической власти, эк интересы выступают причиной полет действий людей, в свою очередь полет власть характеризуется определенной самостоятельностью и тоже влияет на экономику, однако самостоятельность полет власти нельзя абсолютизировать.
2 - политико-системные закономерности: характеризующих развитие полит системы по своей структуре
3 - политико-психологические закономерности отражают взаимоотношения между лицом и властью
4. Системы методов политологического познания.
Критически-диалектический метод (конкретный полет анализ политической жизни, учета влияния на политику разных сфер жизни, рассмотрение всех полет явлений в развитии и взаимосвязи),
политико-сиситемний м. (рассматривает политику как целая система и взаимосвязи в ней),
политико-идеалистический или Поведенческая метод (исследование общественных политических явлений через изучение и наблюдение поведения отдельных людей и общественных групп),
политико-сравнительный (древнейший; сопоставление двух (или более) половины объектов (или их частей), которые имеют общие хар-ки),
эмпирико-социологический (т.е. использование методов, присущих социологии: опрос, анкетирование, статистический анализ.)
Основным объектом этих исследований является функционирование политических институтов, действия политических субъектов, динамика социальной мысли.
Функции политологии:
Теоретико-познавательная (расширяет диапазон знаний, дает новые данные про политическую жизнь общества)
Методологическая (включает способы, методы и принципы теоретического исследования политики и практической реализации полученных знаний)
Мировоззренческая (определяет нормы цивилизованного политического поведения, влияет на умение оценивать политические действия)
Прогностическая (направлена на предсказание путей развития политических процессов)
Интегративная (объединяет, консолидирует)
Прикладная (обеспечивает определение практических шагов, использование политологических концепций в реальной жизни)
3. Зарождение и развитие политических учений в стародавнем времени.
Первые попытки систематизировать знания о политике и предоставить им наукообразную форму начинают делаться с VI-IV вв. до н.э. такими учеными, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и др.
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг до н.э.) - знаменитый философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции политики.
В основе его политического учения лежали принципы строгого порядка, основанного на нравственных нормах. Одним из самых влиятельных политических учений было конфуцианство, согласно которому:
• идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и другими людьми;
• «благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера;
• государство является большой семьей, где правитель - это отец, а подданные - его сыновья.
Платон (427-347 гг до н.э.) - один из величайших мыслителей в истории человечества.
Основу учения древнегреческого философа об обществе и государстве составили диалоги «Государство», «Политик», «Законы».
Основные положения политического учения Платона:
• существует вечный и неизменный мир идей и и мир явлений; последний является искаженной копией мира идей;
• общество является отражением вечных идей, существующих независимо от действительности; важнейшая непосредственная форма существования общества - государство;
• идеальное общество состоит из трех состояний: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев;
• каждое состояние занят своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление; стоит защищает общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два состояния не имеют ни собственности, ни семьи;
• государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Идеальным государством является совершенная аристократия - правление философов-мудрецов. Остальные четыре формы государства - тимократия (правление честолюбцев), олигархия, демократия и тирания - не являются совершенными.
Особенно заначимо, что Платон первым указал на взаимосвязь политики и государства с социальными изменениями (разделение труда, появление классов, неравенства).
Аристотель (384-322 гг до н.э.) - выдающийся древнегреческий философ, ученик Платона. Свои основные социально-политические взгляды выразил в работе «Политика».
Теория Аристотеля:
• утверждала, что государство является результатом естественного развития человека (семьи, поселка), а не божьего промысла, и тем самым отрицали возможность существования идеального государства;
• рассматривала город-государство как высшую форму общения людей, отражающий сущность человека («политической животные»), - в человеке заложено инстинктивное стремление к совместного проживания, результатом чего является семья, община и, наконец, государство;
• определяла главную цель государства как достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.
Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям:
1) количества правящих;
2) цель правления.
Среди них:
• монархия, аристократия и полития являются правильными формами, поскольку правители в таких государствах преследуют общее благо для всех граждан;
• тирания, олигархия, демократия - неправильные, поскольку служат корыстным интересам правителей;
• лучшей формой является полития - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретным выражением идеи о смешанный режим, воплощает все лучшие черты аристократии (добродетели правителей), олигархию (богатство) и демократию (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в пользу среднего класса.
Цицерон (106-43 гг до н.э.) - римский оратор, государственный деятель, писатель. В работах «О государстве» и «О законах» попытался сформулировать механизмы усовершенствования римского государства.
Согласно Цицерону:
• государство является «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов»;
• в основе их согласия лежат присущие человеческой природе качества - ум и справедливость, которые составляют естественное право, высший, истинный закон;
• источником этого высшего закона является божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Этот закон распространяется на всех людей, и отменить или ограничить его невозможно.
• наилучшим является смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократия (мудрость правителей) и демократии (свободу народа).
Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения руководителей и руководимых. Тем самым он сформулировал основы теории правового государства.
4. Развитие политических учений в эпоху средних веков и нового времени.
В эпоху средневековья (V - ХV в.н.э.) философско-этическая концепция политики в Западной Европе вытесняется религиозной концепцией. В средние века господствовал религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Он исходил из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для того, чтобы наказать или вознаградить людей.
Августин Аврелий (354-430) - епископ Гиппонський, один из создателей христианской политической теории. В своем сочинении «О граде Божием» он выразил свою политическую доктрину.
Августин противопоставляет церковь и государство: «град божьей» и «град земной». Град земной включает дьявольскую волю, становится общественным тираном. Истинная же государство, по мнению Августина, будет реализована только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных и грешных.
Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью, как Богу, так и человеку.
Глубокий отпечаток на развитие политической мысли наложили христианство и римо-католическая церковь. На протяжении всей эпохи Средневековья шла жестокая борьба между папством и светскими феодалами, монархами за руководящую роль в обществе. Центральной проблемой политической мысли был вопрос о том, какая власть (организация) должна быть приоритетной: духовная (церковь) или светская (государство). За доминирование церковной власти выступал Фома Аквинский.
Аквинский Фома (Тома Аквинат 1226 -1274 гг) - средневековый мыслитель, который значительно обогатил религиозную концепцию государства.
Фома Аквинский считал:
• государственная власть исходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной;
• несмотря на божественную природу государственной власти, ее достояние и использования зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми;
• возмущение народа против власти монарха является смертным грехом, поскольку равнозначно выступлению против Бога;
• светская власть, в свою очередь, должна последовать христианские заповеди и не угнетать народ; в противовес сброса тирана является правомерным.
В ХVI-ХVII вв. различные социально-политические силы и идейные движения ослабляют власть католической церкви. В результате реформации церкви государство освободилась от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Освободившись от философско-этической политической концепции древнего мира и религиозной концепции средневековья, политическая мысль приобретает светский характер. Появляется гражданская концепция политической мысли, отправной точкой которой становится индивид - гражданин.
Макиавелли Никколо (1469-1527) - выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель. В работах «Властелин» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» сформулировал предмет и метод политологии. Н. Макиавелли в течение 14 лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику, что называется, изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепила его в мысли, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.
Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем:
• он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других сфер жизни общества (экономики, культуры и т.д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки.
• политическая наука должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н. Макиавелли, окончательно освободил ее от религии;
• он различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию менять друг друга, отражая тем самым состояние общества;
• он сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея круговорота добра и зла. Выделив шесть форм государств, он рассматривал три из них как «плохие во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хорошие сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). По Макиавелли, монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Н. Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, объединяющая достоинства монархии (сильно объединяющий фактор), аристократия (мудрость и добродетельную правления) и демократии (свобода и участие народа в управлении).
• он отделил политику от морали, сформулировал противоречивый, но вечный принцип «цель оправдывает средства» (позже политику, основанную на культе насилия, назвали «макиавеллизмом»). Политика, по его мнению, не должна основываться на нравственных принципах, а исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует согласовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами.
Новое время.
Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедший на смену теории божественного происхождения государства.
Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778), хотя их интерпретации значения общественного договора отличались друг от друга.
Томас Гоббс считал:
• что в догосударственном существовании человека господствовали инстинкты, шла «война всех против всех»;
• в поисках выхода из хаоса, для обеспечения общественного порядка индивиды заключили между собой общественный договор;
• люди отказались от части своих естественных прав, передав их в ведение государства;
• в обмен на права граждан государство призвано гарантировать порядок в обществе.
Так Томас Гоббс обосновывал необходимость абсолютной, единой и неделимой власти в форме абсолютной монархии.
Родоначальник либеральной идеологии Дж.Локк трактовал идею общественного договора иначе:
• поскольку главной ценностью является свободная личность, постольку необходимо ограничение власти государства;
• с этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору главная и единственная функция государства - защита естественных и неотчуждаемых прав человека: на жизнь, свободу и собственность.
Для того чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не покушалась на права и свободы личности, Дж.Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая по его мнению, определяет политику государства. Целостность государства и выполнения им своих основных задач, по его мнению, способно обеспечить конституционное правление, при котором власть была бы ограничена законом и разделена. Дж.Локк был сторонником ограниченной монархии.
Идею Дж.Локка о разделении властей и другие проблемы государства активно разрабатывал французский ученый Шарль Монтескье (1689-1755), который:
• считал, что природа человека, ее склонность к злоупотреблению властью вызывает потребность в разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан.
• выделил три типа правления: республику, монархию и деспотию. Идеальным типом правления является демократическая республика, но в тот период он оказался неосуществимым. В условиях социального неравенства добиться политической и морального единства общества, прямого правления народа было невозможно;
• более жизненной считал аристократическую демократию, при которой правление монарха уравновешивается правлением представителей народа.
Теория разделения властей - большое достижение Монтескье. Эту идею сначала разрабатывал Аристотель и Цицерон, а затем Аквинат и Локк. Впервые она нашла свое воплощение в законодательном акте в период правления Кромвеля. Анализируя британскую политическую систему, где был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его.
Новое время предложил отличную от античности теорию демократии, пригодную для больших национальных государств, которые стали возникать в тот период. Одним из ее создателей был французский социолог и историк Алексин де Токвиль. Исходя из анализа политического опыта США, он сделал ряд важных выводов:
• распространение демократии является мировой тенденцией, вызванной утверждением социального равенства и упадком аристократии; остановить этот процесс невозможно;
• демократия обладает рядом преимуществ: она является верховенством большинства; способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политическую свободу и широкое участие масс в управлении. Все эти достоинства, согласно Токвилю, как наиболее полно воплотились в американской политической системе, ее учреждениях и Конституции;
• демократии присущи определенные недостатки, она несовершенна. Прежде всего, демократии угрожает индивидуализм, проявлениями которого являются эгоизм, политическая апатия граждан, их безразличие к общественным проблемам.
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
скачать
Другие похожие работы: