Феномен политики: содержание, структура, функции и ресурсы политики как социального института
5. Развитие политической мысли в современный период.
Данный период включает политические концепции, которые появились на рубеже ХIХ и ХХ веков. Современную западную политологию невозможно представить без того вклада, который внесли в ее становление немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) и итальянский социолог Вильфредо Парето (1848-1923). Их значение определяется тем, что они обнаружили много тенденций, оказавших влияние на дальнейшее мировое развитие.
Автором теории рациональной бюрократии был М. Вебер. Общество на рубеже ХIХ-ХХ веков становилось все более сложно организованной системой, которая потребовала управления. Наиболее эффективной системой государственной организации М. Вебер считал бюрократию, поскольку она основывается на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократия характерны:
• разделение труда, обусловленный правами и законами;
• подчинение нижестоящих должностных вышестоящим;
• назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;
• оплата труда работников в соответствии с рангом;
• для служащих работа в государственном учреждении является основным занятием;
• служащий не является владельцем учреждения, в котором работает;
• отстранение от должности осуществляется вышестоящим органом и т.д.
Наличие этих правил привносит единообразие в деятельности государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства, ограничивает произвол начальника отношении подчиненного, устраняет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии.
Следует отметить, что рациональная бюрократия - всего лишь исполнительный орган, с помощью которого реализуется управленческая функция государства. Она не принимает политических решений, ее задача - выполнение распоряжений политической элиты.
В начале ХХ века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. Как средство, способное восстановить динамическое равновесие в обществе, итальянский социолог В. Парето рассматривал политическую элиту. С его точки зрения, эволюция человеческого общества есть история расцвета и упадка элиты, которая принимает все стратегические решения о развитии общества. Качество правящей элиты, призванной согласовывать различные группы интересов, в решающей степени определяет и возможности развития общества.
М. Вебер предлагал другие пути обеспечения стабильности. Не надеясь на институты представительной демократии (например, парламент), он видел выход в усилении авторитарной власти харизматического лидера, которого отличают исключительные способности, доблесть, что вызывает к нему со стороны населения абсолютную преданность и веру. М. Вебер предложил теорию плебисцитарной демократии, в которой харизматичный лидер опирается на прямую поддержку народа в борьбе против бюрократии, усиливается и не подотчетна ни перед кем. Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером, который выполнял бы роль независимого беспристрастного арбитра во всех спорах, задумывалась для обеспечения единства общества и его стабильности. Однако на практике эта идея привела в Германии до установления фашистской диктатуры в 30-х годах ХХ века.
6. Развитие политической мысли в Украине.
Политическая мысль в Киевской Руси.
В IX-XII в Киевской Руси произошло формирование феодального общества и стали развиваться понятия государства, права, политические взгляды, наука, литература, философия и т.д. В этом процессе важную роль играло христианство.
До наших дней дошло немало тогдашних письменных источников и памятников: летописи, политико-религиозные трактаты отдельных лиц, религиозных деятелей, сборники и своды законов и т.п. Среди них следует отметить «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» Илариона, «Русскую правду», «Остромирово Евангелие», «Изборника Святослава», «Слово о полку Игореве», «Послание» Клементия Смолятича, «Поучение» Владимира Мономаха и др. Так, в частности, последний призывает не совершать беззаконие не только самим князьям, но и их слугам. Однако общий уровень развития политики, философии, права в Киевской Руси был довольно низким. С политической точки зрения Киевская Русь была далека от демократической (античной) модели западной цивилизации.
Особенности политической мысли в Украине в 16-17 вв.
В истории общественно-политической жизни в Украине XVI-XVII вв. имел место идейно-политического движение, связанное с освободительной борьбой украинского народа. Это был период, когда на смену бурному расцвету пришел этап упадка и распада, длительного иноземного порабощения.
Большую роль в формировании политического сознания украинского народа сыграла Киево-Могилянская академия. Это учреждение стало первым высшим учебным на восточнославянских землях.
Чрезвычайно велика роль принадлежит казачеству. Именно ему мы обязаны благодарить за Конституцию Пилипа Орлика 1710 года. Несмотря на то, что эта Конституция не была воплощена в жизнь, она имеет большое значение как документ, который впервые в истории Украины де-юре зафиксировал принципы, положенные в основу государственно-политического устройства.
Политическая мысль в Украине конца 19 - начала 20 вв.
Этот этап развития социально-политической мысли в Украине связано с фигурой известного ученого и политического деятеля М. Драгоманова. Он разделял марксистские идеи о социализме как более прогрессивный строй и положительно относился к спенсеривськои теории эволюции.
- Выдвинул теорию существования Украине на условиях автономии в демократической РФ
- Единственный путь перехода к новому политическому строю кроме эволюции - мирные движения широких народных масс
- Стремился к социализму, но говорил, что это дело далекого будущего
- Рассмотрение нац вопрос: в идеях и целях развития - интернациональное, общечеловеческое, а почва или основа суп развития - национальное.
- Сторонник общин
- Чем больше в сус-е политических свобод, тем больше в нем национальных прав
М. С. Грушевский (1866 - 1934). Он провозглашал идею приоритетов интересов народа, общества над интересами государства, основа укр. народа - крестьяне, а главная его цель - земля и воля. Однако Грушевский стоял на принципах федерации, рассматривая ее не как потерю свободы, а как путь к новым возможностям развития, однако условием была только демократическая федерация, а иначе он отстаивал позиции независимости -
В. Липинский. Только собственное государство спасет народ от расписания и кровавой анархии. Идеология - движущая сила нац возрождения. Украинных должна быть независимой монархией наследственного характера с обязательной передачей унаследованной гетманской власти. Считал возможным союз с Россией и Беларусью. Большое значение придавал субъективному фактору при формировании государства.
Политическая программа базировалась на:
1) гарантия неприкосновенности личности;
2) обеспечение права частной собственности на землю;
3) проведение аграрной реформы;
4) объединение всех украинских земель
Д. Донцов интегральный националист
- Национализм - мировоззрение, к должно стимулировать все начинания человека
- Главная цель - воля к власти
- Сторонник сосиального даврвинизму
- Никакого самоопределения для других народов, проживающих на Украине
- Политический сепаратизм
- Гуманизм и демократия несовместимы с нац. идеей.
В Украине:
'В 1989 г. Государственный комитет СССР по науке и технике официально утвердил номенклатуру специальностей научных работников под общим названием "Политические науки". В ней впервые предусматривалась специализация по политическим наукам, что создало возможности для защиты кандидатских и докторских диссертаций, в это же время политологию стали преподавать в высших учебных заведениях.
'С 1990 г. политология начала внедряться как учебная дисциплина в высших учебных заведениях. В последнее время объем изучения политологии в высших учебных заведениях увеличено. Эта дисциплина введена в перечень специальностей подготовки специалистов.
'Впервые подготовку специалистов-политологов было начато в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. Впоследствии их стали готовить в Одесском, Донецком, Львовском, Восточноукраинском (Луганск), Черновицком, Прикарпатском, Ужгородском университетах, Национальном педагогическом университете им. М. П. Драгоманова (Киев), Национальном университете "Киево-Могилянская академия". В негосударственной формы собственности Таврическом экологическом институте (Симферополь) открыт первый в Украине политологический факультет.
7. Личность как первичный субъект и объект политики.
В основе разносторонних интересов социальных субъектов лежат разные потребности: экономические, социальные, психологические и др. Потребности порождают желание реализовать определенные потребности используя политическую власть. Каждая социальная группа старается воздействовать на формы политической власти, определенные направления и формы ее деятельности, только для того, чтобы политическая власть рассматривала интересы именно этой группы. Формы воздействия могут быть непосредственными или через политические партии, общественные организации и движения.
Из вышесказанного следует, что объектом политики, прежде всего, есть власть. К ней стремятся политические силы, которые отстаивают интересы тех или иных социальных групп общества.
Объектом политики в разных сферах общества есть отношения социальных групп по вопросам жизненно важным для этих групп, а так же отношения между социальными группами и государственными институтами. В первом случае речь идет про такие понятия, как собственность, власть, морально – этические нормы, а в другом – про формы и методы реализации экономической, общественной, социальной политики и др.
Субъектом политики могут быть: личность, организация или социальная группа, которые способны создавать политику и провоцировать существенные изменения в политических отношениях (самостоятельное, непосредственное участие в политической жизни относительно собственных интересов, воздействия на поведение и состояние других субъектов).
Способность творить политику характеризуют термином политическая субъектность, она зависит от объективных возможностей действовать (ограниченных структурой политических сил и уровнем развития субъекта) и субъективных возможностей (мотивации, знаний, умений, последовательности действий).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС (источник политического поведения, мотивация)

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ (понимание отношения людей к своим политическим интересам)





ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (способ и характер построения центров управления политической сферой общества)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (взаимосвязи субъектов политики, субъектов и объектов политики)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (активность субъектов политики, направленная на реализацию политических интересов)
8. Политическое отчуждение личности.
Политическая деятельность и политическое поведение. Человек является первичным субъектом политики, который характеризуется:
* Разной участием в политической жизни;
* Разными возможностями влияния на власть;
* Степени политической активности.
Проблема личности как субъекта политической деятельности не сводится только к условиям, в которых осуществляются ее политические функции. Многое зависит от политической активности человека, от степени реализации им своей роли субъекта политики. В этом отношении обычно выделяют два аспекта - участие рядовых граждан в общественно-политической жизни и политической деятельности лиц, для которых политика становится практически профессиональным занятием.
Политическая деятельность - это сознательная, целенаправленная деятельность людей или крупных общественных групп по реализации своих политических интересов, целей, участие в управлении государственными, общественными делами.
Для обозначения действий рядовых граждан в сфере политики применяется понятие «политическое поведение».
Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп) на деятельность политической системы.
Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и политическое отчуждение.
Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
К политическому участию можно отнести:
* Действия по делегированию полномочий (электоральное поведение);
* Активистской деятельности, направленной на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
* Посещение митингов и участие в демонстрациях;
* Участие в деятельности партий и групп интересов.
Политические режимы имеют значительное влияние на политическое участие. В авторитарных режимах значительная часть населения отстранена от политического участия, тогда как в демократическом обществе участие - это действенное средство самовыражения граждан, обеспечиваемый институтами правого государства, и исполняющее функции социализации и воспитания граждан.
Потребность в политической участия зависит от конкретной обстановки и личных качеств индивида.
Формы политического участия зависят от свойств индивида (пол, возраст, род занятий, образование и т.д.), вид режима правления, вид конкретной социально-экономической ситуации. Для политического участия характерны две формы:
* Прямая, реализованная в непосредственных действиях индивидов (митинги, демонстрации, забастовки, референдумы и т.п.);
* Косвенная, характеризующееся их включением в политику через избранных представителей, партии, общественные организации и движения.
Политическое участие может быть организованной, например, деятельность политических партий и неорганизованной, например, мятеж, а также систематической, например, выборы, и периодической, например, демонстрации.
В современном обществе должны быть создан равные возможности для политического участия граждан.
Политическое поведение лица может характеризовать не только активная позиция, но и отчуждение.
Политическое отчуждение - процесс, который характеризуется восприятием политики, государства, власти как посторонних, чужих сил, которые господствуют над человеко, подавляют ее.
Политическое отчуждение фиксирует наличие разрыва между обществом и человеком, оно проявляется в бессилии индивида влиять на развитие политических событий, восприятие человеком политических институтов как враждебных ее интересам. Политическое отчуждение обусловлено и такими причинами, как потеря социальных идеалов, разочарование в любых властных структурах, психологическая усталость от бесконечного потока политической демагогии, непродуманных решений и откровенно циничной лжи.
Проявлениями отчуждения является конформизм, социальная апатия, абсентеизм, отсутствие интереса к политическим знаниям, событий, отказ от выполнения общественного долга как форма протеста против политики, власти, ее лидеров.
9. Политическая социализация индивидов и их участие в политической жизни.
Понятие социализации было введено в научный оборот к конце XIX в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французским социопсихологом Г. Тардом. Они понимали под ним «процесс развития социальной природы человека и формирования личности под влиянием социальной среды». На рубеже 50-60-х гг. XX в., по аналогии с этим понятием было сформулировано и понятие «политической социализации», под которой понимается процесс восприятия и усвоения индивидами соответствующих политических ценностей, норм и правил поведения в данном обществе и активного воспроизводства ими политических знаний и опыта, осуществляемых в общении и деятельности.
Политическая социализация – это процесс усвоения определенных политических знании, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике.
Политическая социализация- процесс приобщения и освоения индивидом в течении своей жизни политических знаний, норм и ценностей общества, в рамках которого он существует.
- Продолжается всю жизнь
- Может приобретать формы как открытого, так и скрытого влияния на человека (передача опыта) Политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачу информации, чувств или ценностей. Пример - изучение общественных дисциплин. Скрытая политическая социализация - это передача неполитических установок, которые влияют на политические отношения, на принятие политических решений или поведения.
- Двусторонний процесс. Связывается с одной стороны с приобретением нового опыта, а с другой- с утратой или отказом от определенных ценностей, норм и представлений, которые были для него основными определенное время.
ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИМЕЕТ ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ
СУБЪЕКТЫ | ОБЪЕКТЫ | |
Агентуры | Агенты | Социализант |
Институты, которые осуществляют процесс- семья, система образования, СМИ, полит.институты- партии, правительственные организации, властные структуры. | Люди- родители, друзья, преподаватели, журналисты, политики, политологи | Человек, которого приобщают к политическому процессу |
Субъект политики всегда активно действует, распространяя своё влияние на объект.
Функции процесса социализации: информационная, ценностно-ориентированная, нормативная
Этапы процесса политической социализации ПО ВОЗРАСТНОМУ КОЭФФИЦИЕНТУ – 3 - 16 (18) – 40- 60
1. 3-4 года- семья.
2. Школьные годы- государственная система воспитания (+газеты, журналы, литература)
3. После окончания школы до 25-30 лет. Формальные и неформальные молодежные объединения имеют приоритетное влияние. На тех, кто учится, влияют традиции учебных заведений, студенческие организации, изучение социально- политических дисциплин.
4. Человек, наконец-то, занимает какое-то стабильное место в жизни. Четкий круг занятий, семья, определенная профессия, постоянная работа. Если деловые и профессиональные интересы прямо не связаны с политикой, а условия жизни вполне удовлетворительные, полит.активность индивида падает. Если жизненные условия не устраивают человека, то именно это становится фактором политической активизации. Индивид присоединяется к политическим движениям, политическим партиям.
5. Пожилой возраст. У пенсионеров появляется много свободного времени, которое они часто посвящают политике. Полит.взгляды этого периода скорее консервативные.
Гражданское созревание человека или приобщение его к политике происходит поэтапно. Оно наминается уже в раннем возрасте, когда через семью, ближайшее окружение, СМИ, ребенок приобретает первые сведения о политике. На этапе первичной социализации дети получают начальные представления о правильном или неправильном поведении, поступках. Считается, что ребенок проходит четыре подэтапа первичной социализации: политизация - осознание детьми существования внешней (по отношению к семье) власти; персонализация - понимание детьми политической власти через персонализирующие их фигуры; идеализация - приписывание политическим деятелям исключительно положительных качеств; институциализация - поворот в сознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению о власти.
ЭТАПЫ ПО ХАРАКТЕРНЫМ ЧЕРТАМ
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - этап, когда процесс социализации связывается с конкретными политическими акторами. Билл Клинтон- Америка, Пиначет- диктатура. Система, режим, идеология представляется только личностью.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ определенные образцы, политические мифы, образы человека- American smile, россияне- матрешки. Действуют на эмоциональном уровне. Главным является эмоциональный фактор восприятия политики.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ процесс, этап, когда оформляется определенная система знаний, целостная мировоззренческая концепция, самостоятельные политические ориентации.
Истины от родителей, моральные принципы с детства.
Социализация- первичная и вторичная
Первичная – непосредственно приобретение политических знаний и установок
Ресоциализация (вторичная) - проекция собственных черт характера, детского опыта, своего окружения на политические ценности и ориентации
ТИПЫ и модели политической социализации:
гегемонистский тип негативное отношение личности ко всему за границами своей политической системы; характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
плюралистский тип - признание человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; характеризуется высоким уровнем политической активности масс, мобильностью общественных ценностей, взглядов, провозглашение равноправия всех людей мира.
Конфликтный тип- формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающей цель собственной политизации и сохранении лояльности к своей группе и ее поддержке; лояльность к собственной группе и нетолерантность по отношению к другим
Гармонический – характеризуется психологически нормальными отношениями человека с институтами власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям;компромисс между властью и человеком, где первая защищает интересы человека во всех сферах, а вторая признает и выполняет гражданские обязанности.
Под политической социализацией следует понимать всю совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Это понятие шире, чем политическое воспитание или просвещение, так как включает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политической линии, не только стихийное влияние, но и собственную политическую активность субъекта.
В результате процесса политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию и позицию. Изменения в модели политической культуры такая осуществляются посредством политической социализации.
Политическая социализация имеет место в любой стране и при любых формах правления, поскольку правящие круги стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для руководства нормы политического поведения и участия в политике.
Процесс политической социализации нацелен на решение следующих основных задач: передачу новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания; создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта, для политической деятельности и творчества всех желающих; преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.
Особый интерес к содержанию и возможным последствиям процесса политической социализации обусловлен двумя новыми явлениями. Во-первых, процесс социализации стал более заметным и определенным за счет расширения системы школьного образования во всем мире. Технологическая революция, открывая возможность создания современной системы школьного образования, одновременно сделала функционально необходимым относительное выравнивание опыта социализации, которой подвергаются дети самых различных слоев населения. В силу этого политические лидеры имеют возможность передачи политических ценностей широким слоям молодежи с помощью определенного числа каналов, которыми можно манипулировать. Во-вторых, это служит распространению «духа участия» в общественной жизни среди членов всех современных политических систем. Независимо от реального распределения фактической власти, лидеры вынуждены теоретически обосновывать свое право на руководство поддержкой со стороны тех, кто оказывается в зависимости от принимаемых ими решений. Символически, распространение «духа участия» знаменует собой изменение статуса индивидуума, лишенного официальных должностей: из «субъекта» он превращается в «гражданина».
Процесс политической социализации протекает непрерывно на пройтяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.
страница 1страница 2страница 3 ... страница 12страница 13
скачать
Другие похожие работы: