NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Феномен политики: содержание, структура, функции и ресурсы политики как социального института


10. Сущность, основные теории, типы и стили политического лидерства.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема «идеального правителя» занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века. Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т.Карлейль и Р.Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф.Ницше, З.Фрейда, Г.Тарда, Г.Лебона.

Понятие лидерства. Лидерство - явление сложное и многогранное. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия лидерства и его природы.

Лидерство часто рассматривают как разновидность власти.Лидерство это управленческий статус, связанный с принятием решений и позволяющий влиять на поведение других людей.

Лидерство это влияние (В.Кац, Л.Эдингер), характеризующееся постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства.

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Согласно теории черт (Э.Богардус) природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой концепции среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность.

Факторно-аналитическая концепция является разновидностью теории черт. Ей представители различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией.

Ситуационная концепция (Р.Стогдилл, Т.Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий. Лидером человек может стать в конкретных условиях. Однако представители этой концепции не достаточно учитывают самостоятельность лидера, его способность влиять на ситуацию.

Теория конституентов (Ф.Стэнфорд) рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей.

Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

Рассмотренные выше концепции лидерства отражают, как правило, отдельные стороны этого сложного социально-психологического феномена. В последнее время широкое признание получают концепции, характеризующиеся комплексным подходом к анализу лидерства.

Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей и конституентов; систему взаимоотношений между лидером и последователем; конкретные условия и обстоятельства лидерства; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.

Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Обычно выделяют три общих функции: диагностическую (аналитическую), разработки программы деятельности, мобилизационную. Другие авторы к вышеназванным функциям добавляют инновационную, коммуникативную, организаторскую.

Коммуникативная функция направлена на упрочение каналов политической связи с целью предотвращения отчуждения граждан от власти.

Инновационная функция характеризуется возможностью лидера генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь.

В отечественной политологии чаще всего выделяют следующие основные функции политического лидера:

Интегративная заключается в согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей. Ориентационная функция связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, учитывающего потребности различных групп населения.

Инструменталистская характеризует способность лидера обеспечить механизм осуществления своего курса посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению.

Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.

Функция легитимации политического режима характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.

Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная М. Дж. Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера: знаменосца, служителя, торговца, и пожарного. Лидер-знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы. Лидер-служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение. Лидер-торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её. Лидер-пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.

В зависимости от характера цели и воздействия, оказываемого лидером на общество, Р.Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.

Консерваторы ориентируются на сохранении общества в неизменном виде. Реформаторы стремятся к преобразованию общества посредством реформ, затрагивающих и политическую систему. Революционеры ставят целью переход к принципиально новой общественной системе.

В соответствии с используемыми лидером методами управления выделяют авторитарное и демократическое лидерство. Авторитарное лидерство характеризуется единоличным направляющим воздействием, основанным на применении сил. Авторитарный лидер ориентируется на недемократические методы управления, не допускает критики. Демократический лидер уважительно относится к интересам и мнениям людей, открыт для критики.
11. Сущность, основные теории, функции и характерные черты политических элит.

Существенные различия в понимании сути элиты компенсируются общим для всех направлений и школ взглядом на нее как на неотъемлемый атрибут любой (независимо от исторической эпохи) политической системы. Наиболее общими причинами всегда и с неотвратимостью воспроизводящих элитные группы в сфере политики, в литературе чаще всего выделяют:

1. Биологическую, психологическую и социальное неравенство людей: различия в осуществлении и возможности участвовать в политической жизни. Не все люди одинаково политически активны и в равной степени мотивированы "жаждой" власти и "жаждой" славы. Как отметил известный британский философ и публицист Б. Рассел, хотя любовь к власти - "один из сильнейших мотивов, однако она довольно часто неравномерно распределена между людьми и часто бывает ограниченной многими другими страстями: к науке, спокойствия, удовольствия".

2. Негативное отношение части населения к политике.

3. Закон разделения труда, который требует наличия определенных профессиональных качеств и навыков в любом виде деятельности, включая и управления.

4. Престижность управленческого труда, возможность получения высокого морального (награды, звания) и материального (деньги, подарки) поощрение за свой труд.

5. Отсутствие эффективных способов контроля, идет "снизу", за деятельностью руководителей и влечет за собой желание последних обособиться от общества.

6. Психологическая прелесть власти как способа самореализации.

Эти и другие причины, порождающие элитизм, дают обоснование трактовать его как вечного спутника человечества.
Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции. К важнейшим из них относятся:

· Функция социального мониторинга, которая предусматривает постоянное изучение интересов различных социальных групп и построение субординации этих интересов;

· Стратегическая функция, которая подразумевает инициирование социальных изменений и выработку политических идеологических доктрин, конституций, законов, программ реформ;

· Интегративная функция - объединение общества на основе сформулированных элитой ценностей, преодоление между групповых недоразумений и конфликтов; в осуществлении этой функции участвует не только правящая элита, но и оппозиционная;

· Организационная функция - создание действенного механизма воплощения в жизнь политических замыслов, создание и коррекция институтов политической системы, назначение кадрового аппарата органов управления;

функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров: политики государственного масштаба не могут появиться из ниоткуда, они, как правило, связаны с определенными сегментами самой элиты: законодательной, исполнительной, региональной, партийной т.д.

Эффективность выполнения элитой указанных функций напрямую зависит от степени внутренней сплоченности групп, входящих в нее. В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:
1. Группы, которые различаются по объему своих полномочий и уровнем компетенции:

· Высшее элита - ведущие политические руководители (президент, председатель правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение. Именно этот численно незначительный слой людей принимает все важнейшие решения.

· Средняя элита (примерно 3-5% населения страны)-люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы), региональные лидеры (губернаторы, мэры крупных городов).

· Местная элита - ведущие политические фигуры местного уровня. Ниже структурный уровень элиты часто обозначается термином "субелита".

· Административная элита - высший слой государственных служащих: чиновники министерств, департаментов и других государственных органов. Эта элита менее зависима от результатов выборов, а потому менее прозрачна для общественного давления и контроля.
2. Группы, которые различаются по степени своей интегрированности в политическую систему:

· Правящая элита характеризуется реальным владением рычагами и механизмами осуществления властных решений;

· Оппозиционная элита при интегрированности в систему власти (оппозиция может быть представлена в парламенте) выражает взгляды, отличающиеся от взглядов доминирующей группы, представители этой элиты могут быть отнесены к лояльной или умеренной оппозиции;

· Контрэлита - исключена из системы властных отношений и отрицает существующую политическую систему, это так называемая нелояльна, непримирима элита.
3. Группы, которые различаются по характеру своего влияния на массы:

· Наследственная элита, которая имеет влияние через фактор "крови";

· Ценностная элита - основывает свое влияние на интеллектуальном и моральном авторитете;

· Функциональная элита: источником воздействия выступает наличие профессиональных знаний и способностей, необходимых для выполнения управленческих функций
4. Группы, которые различаются по способу своего формирования и методами давления на общественное мнение:

· Открытая элита. Этот тип элиты формируется благодаря выборам, принадлежность к ней определяется профессионализмом, ведомости, политическим статусом, экономическим влиянием. Заботясь о своем авторитете, элита пытается забрать из своего среды не результативные элементы, которые скомпрометировали себя в глазах общественного мнения.

· Закрытая элита. Отбор в элиту осуществляется из "круга себе подобных". Главным достоинством кандидата выступает исправность и готовность соблюдения установленного кодекса поведения. Эта элита непроницаема для общественного мнения, что неизбежно отражается на ее способности управлять общественными процессами.

Отношения между отдельными секторами элиты могут носить разнообразный характер: конфронтационный, конкурентный, партнерский.

· Конфронтационные внутренне элитные отношения могут наблюдаться в периоды общественных потрясений, когда различные элитарные группы ориентируются на прямо противоположные модели выхода из кризиса и перспективы развития. Конфронтационные отношения могут складываться и внутри идеологически единой элиты тоталитарной и авторитарной политических систем. Объектом конфликта выступает особое внимание фактического руководителя государства. Политическая "вес" человека определяется умением доказать свою преданность "вождю", "фюреру", "хозяину" и способность "обойти" и обезвредить соперников.

· В конкурентной модели объектом претензий выступает определенная должность во властной иерархии. Политический статус более зависим от деловой компетенции кандидатов, претендующих на эту должность.

· Партнерская модель предполагает согласие различных сегментов элит при необходимости соблюдения определенных правил игры, а также относительно базовых идеологических ценностей. Сплочению различных групп в единое целое способствует наличие у них общей для всех идеологии и мировоззрения. В основу элитной идеологии кладутся универсальные идеи о собственном мессианизм (моральном праве и обязанности руководить обществом, определять судьбу народа) и власти как высшей ценности, владение которой необходимо заслужить. Такой, в частности, была идеология советских коммунистов (сплоченной меньшинства, обязанного привести народ к "светлому будущему").

Особенности эволюции политической элиты Украины

Последнее десятилетие XX в. в Украине стало периодом становления новой постсоветской элиты. Главная особенность данного процесса - внутренняя противоречивость. С другой стороны, в недрах элиты до сих пор стабильно воспроизводятся образцы мировоззрения и поведения, которые были характерны для советской номенклатуры: стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и т.д. На воссоздание предыдущих стереотипов, как считает большинство политологов, влияют традиции, укоренились в сознании Украинский, преемственность объективных проблем и генетическая (кадровая) родство с советской элитой: по социологическим исследованиям, на конец 90-х pp. XX в. 75% политической и 61% бизнес-элиты составляли выходцы из старой партийной, советской, комсомольской и хозяйственной номенклатуры или эти люди находились на должностях, которые граничили с номенклатурными: заместители руководителей, начальники отделов. Еще в большей степени указанная преемственность прослеживается на региональном уровне. Тем самым подтверждается тезис макиавеллистскую школы елитологии о том, что, несмотря на коренное социальную трансформацию, часть старой элиты переходит в новую элиту. Генетическое родство современной элиты с советской наиболее существенной ее особенностью. Учитывая тот факт, что в старой иерархии представители современной элиты занимали далеко не первые роли, а, как правило, находились во втором и третьем ранге номенклатуры, их выдвижение в 90-х pp. XX в. многие склонны рассматривать как "революцию заместителей".
Но несмотря на факт тесной взаимосвязи с советским правящим классом, наиболее общие качественные характеристики претерпели в конце 90-х pp. XX в. - В начале третьего тысячелетия достаточно существенные изменения:

· Произошло ее значительное омоложение (по сравнению с советским периодом в семь-десять лет). Средний возраст представителя элиты конца 90-х pp. XX в. - Сорок пять лет;

· Значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества; населения продемонстрировало четко выраженное нежелание голосовать за рабочих и крестьян, в течение десятилетия доля этих слоев в элитарных кругах сократилась примерно в два с половиной раза;

· Увеличилось количество лиц с высшим образованием: если в советские времена рекрутирования происходило из круга лиц с высшим техническим образованием, то теперь в почете юридическое и экономическое образование.

Изменилась и сама система рекрутирования. В постсоветский период стало возможным номенклатурный путь наверх для субэлитных групп. Существенным признаком современной украинской элиты является ее структурная неоднородность. Она проявляется на уровне ценностных ориентаций. Выделяются три основных типа элиты зависимости от ее отношения к реформам, которые проводятся: либеральная, неконсервативные и социалистическая. Неоднородность проявляется также и на уровне извечных статусных позиций людей, составляющих нынешнюю украинскую элиту.
Кроме выходцев из кругов советской номенклатуры, в ней четко прослеживаются группы:

· Бывших диссидентов - противников коммунистического режима;

· Представителей бизнеса, которые сделали карьеру и положение в период перестройки и после нее;

· Бывших кадровых офицеров;

· Научной и художественной интеллигенции;

· Политиков, свободных от номенклатурного прошлого, заявивших о себе как о лидерах новых партий и движений.

Следствием неоднородности является слабость внутренних корпоративных взаимосвязей между отдельными звеньями элиты. Региональная элита в большинстве случаев находится в оппозиции к центральной, в пределах самой центральной элиты идет постоянная борьба за монопольное господство на политической арене. Конфликтные взаимоотношения складываются между различными сегментами экономической элиты. Опасность заключается в том, что каждая из них пытается использовать политическую власть для ослабления конкурентов.

Специалисты делают вывод, что, начиная с конца 90-х pp. XX в. проявилась тенденция к обособлению элиты от общества и стремление к самоизоляции. Кроме того, сочетание власти и собственности способствует расцвету различных фирм "аппаратного" предпринимательства, когда политики, используя преимущества своего положения, начинают непосредственно заниматься бизнесом.

Таким образом, процесс формирования новой демократической элиты в стране далек от своего завершения, выдвижение на главные политические судьбы людей принципиально иной, чем современная, генераций политиков - дело скорее завтрашнего, а не сегодняшнего дня.
12. Типология и рекрутированния политических элит.

Во рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижения людей к активной политической жизни. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирования элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран есть каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, вхождение в которые дает людям возможность достичь власти.
К таким относятся:

· Политические партии. Особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти все ступени партийной иерархии. Так делали свою карьеру М. Тэтчер, Ф. Миттеран, Г. Колль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах.

· Бюрократический аппарат. Значительная часть чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых стран, как Япония и Швеция.

· Церковь и церковные религиозные организации. Этот канал рекрутирования более характерен для испанских стран и стран с сильным влиянием католицизма.

· Профсоюза. Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих стран. Бывший президент США Р. Рейган и бывший президент Польши Л. Валенса "вошли в большую политику" как лидеры профсоюзных движений.

· Экономические институты, сфера бизнеса.

· Армия. Влияние этого фактора особенно велик в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Три последних премьер-министров Израиля - боевые генералы.

· Система образования играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной руководят исключительно люди, которые закончили Оксфорд или Кембридж и имеют одну или два высших образования, чаще юридическое и экономическое. Американский истеблишмент (этим понятием в США называют правящую элиту), как правило, состоит из выпускников университетов, принадлежащих к так называемой "Лиги плюща", среди которых Гарвардский, Уэльский и Пристонький.

Универсальными являются и основные системы рекрутирования элиты. Система рекрутирования - это механизм формирования и воспроизводства элиты, включающей в себя критерии, порядок и круг лиц, осуществляющих отбор. Современная наука трактует их соответственно как антрепренерская систему и систему гильдий.

Система гильдий предусматривает закрытый и неконкурентный характер отбора, который осуществляется достаточно узким кругом лиц (селекторатом), медленное продвижение кандидатов вверх, к власти. Отбор осуществляется по определенным (достаточно ограниченных) социальных групп или партий. Относительно кандидатов выдвигается много формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность перед высшим начальством. Обновления элиты происходит поведано и нерегулярно. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в Древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В XX в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита КПСС в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) политических системах. Крайним выражением системы гильдий стал номенклатурный способ формирования элиты в СССР. Элита подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии.

При антрепренерский системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале - всем населением через выборы) и из разных по своему положению групп. Присутствует тенденция регулярного обновления элиты. Критерии отбора ориентируются в первую очередь, на личные качества кандидата, на его умение привлечь к себе внимание людей, на способность доказывать свою компетентность.

Использование каждой из систем может иметь неоднозначные последствия как для самой элиты, так и для общества в целом. Так, система гильдий, с одной стороны, формирует однородную элиту, обеспечивает предсказуемость и преемственность политического курса. Но, с другой - ее длительное использование приводит к отрыву элиты от общества к ее старение: бюрократизации, а в результате - к вырождению властвующей группы и потери ею способности к управлению обществом. Антрепренерский способ рекрутирования элиты характерен для современных демократических обществ, обеспечивает динамизм и гибкость элиты, более полную легитимацию ее власти. Но у этой системы есть свои недостатки.

К важнейшим необходимо отнести:

· Неустойчивость внутренней структуры элиты, возможность возникновения конфликтов между ее различными сегментами;

· Частую смену политического курса за отсутствия единства во взглядах разных политиков;

· Риск популизма, возможность прихода в политику случайных людей, не столько компетентных, сколько известных.

Указанные способы рекрутирования во многом являются эталонными. Реально не существует ни чистой антрепренерская системы, ни чистой системы гильдий, потому что нет абсолютно открытых и абсолютно закрытых обществ. С одной стороны, любая закрытая система предполагает наличие каналов, которые позволяют представителям "низов" прийти к власти. Примером может быть роль партии как канала рекрутирования в пределах СССР. Так в 1986 г. согласно социологическим данным, среди членов КПСС доля выходцев из низших слоев достигла 90%. С другой стороны, любая открытая демократическая) система испытывает постоянное желание элитарных групп к самоизоляции. В течение всего XX в. в демократических государствах в рамках политической элиты преобладали выходцы из высших слоев населения. Например, в 1993 году из 435 членов Палаты представителей США 31% составили бизнесмены, 19% - профессиональные политики. Те же группы из ста членов сената составили соответственно 27% и 12%. Очевидно, что пополнение элиты из представителей низших слоев общества в подобной ситуации становится достаточно трудным. Случаи, подобные выдвижения на первую роль в руководстве Великобритании М. Тэтчер (дочери мелкого купца) скорее являются редкими случаями, чем закономерностью. Правда, и высокое происхождение не гарантирует успешной политической карьеры и существенного политического влияния. Так, Палата лордов парламента Великобритании, которая состоит из наследственной аристократии, не является институтом, обладающим реальным политическим влиянием. Более амбициозные политики пытаются заявить о себе через Палату общин, пройдя процедуру выборов. Вопрос о социальном представительство политической элиты демократического общества остается открытым. Как отмечают западные политологи, в парламентах Великобритании, Германии, Франции среди депутатов от лейбористской и социалистической партий доминируют не сами рабочие и фермеры, а профсоюзные лидеры, которые стали профессиональными политиками. Напротив же, половина депутатов Верховного Совета СССР была представлена рабочими и крестьянами. Но при этом сам представительный орган власти собирался менее чем на четыре недели в год для принятия решений, которые принимались в Политбюро КПСС. Подобная практика ставила под сомнение вопрос о реальной участие представителей народа в законодательной деятельности. Многие современные политологи разделяют позицию, что законодательная власть не должна непосредственно отражать весь социальный состав населения. Главным, по их мнению, является компетентность политиков, которая позволяет принять эффективные нормативные решения в интересах всех слоев общества. Социальное представительство трансформировалось в организационную принадлежность - вхождение в партии, общественные движения, профсоюзы. Именно через эти структуры наиболее активные представители низших слоев общества могут быть рекрутированы в политическую элиту и отстаивать интересы своих групп.

страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 12страница 13


скачать

Другие похожие работы: