I. Организационный раздел основной образовательной программы

Содержание
I. Организационный раздел основной образовательной программы | 3 |
1.1. Предметно-пространственная среда | 3 |
1.2. Кадровые условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования | 3 |
1.3. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования | 4 |
1.4. Пояснительная записка | 4 |
II.Содержательный раздел основной образовательной программы | 6 |
2.1.Содержание и структура Программы | 8 |
2.2.Преемственность | 8 |
2.3.Программно-методический комплекс | 8 |
2.4. Система образовательной работы с детьми | 11 |
3. Организация жизни и воспитания детей | 11 |
3.1. Режим дня | 12 |
3.2.Предметно-развивающая образовательная среда | 13 |
3.3.Интеграция образовательных областей | 14 |
3.4.Формы работы с детьми | 14 |
3.5.Организованная образовательная деятельность | 15 |
3.6. Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские | 16 |
3.7. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов | 16 |
3.8. Самостоятельная деятельность детей | 16 |
IV. Организационный раздел. 4. Содержание психолого-педагогической работы | 17 |
4.1. Область физического развития | 15 |
4.2. Коммуникативно-личностная образовательная область | 17 |
4.2.1. Социализация | 19 |
4.2.2. Коммуникация | 21 |
4.2.3. Труд | 19 |
4.2.4. Безопасность | 22 |
4.5.Познавательно-речевая образовательная область | 24 |
4.5.1.Формирование элементарных математических представлений | 25 |
4.5.2.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | 26 |
4.5.3.. Чтение художественной литературы | 28 |
4.6. Художественно-эстетическая образовательная область | 28 |
4.6.1.Декоративное рисование | 29 |
4.6.2.Лепка | 29 |
4.6.3. Аппликация | 29 |
4.6.4. Музыка | 30 |
5.Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья | 31 |
6. Итоговые результаты освоения Программы | 32 |
7. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы | 35 |
7.1.Мониторинг образовательного процесса | 36 |
7.2.Мониторинг детского развития | 37 |
V. Реализация программы | 38 |
VI.Список используемых источников | 44 |
I. Организационный раздел основной образовательной программы
1.1. Предметно-пространственная среда
Структурное подразделение ГБОУ СОШ пос. Октябрьский детский сад «Василёк» расположен по адресу: 446459, Самарская область, г.о. Похвистнево, пос. Октябрьский, улица Ленина-1, тел. (84656)31274-, e-mail: [email protected], http://oktobers.moy.su/
Стратегическое управление осуществляет директор школы Малашко Елена Ивановна, имеющая высшее образование и высшую квалификационную категорию, совместно с Советом трудового коллектива. На этом уровне решаются принципиальные по важности вопросы в жизни и деятельности детского сада: разработка перспектив развития учреждения, определение основных путей достижения избранных целей. Обеспечивается гласность и открытость в работе детского сада.
Характеристика состава семей:
Все семьи детей проживают на территории пос.Октябрьский г.о.Похвистнево.
Социальное положение: большая часть семей имеет одного или двух детей, имеются многодетные и неполные семьи
С 2012 года контингент воспитанников представлен одной группой детей раннего дошкольного возраста, двумя смешанной: II младшая-средняя, старше- подготовительная.
Достаточно неоднородный состав воспитанников требует дифференциации не только программного обеспечения, но и методов обучения и воспитания. Важнейшей задачей, решаемой педагогами, является создание развивающей среды, благоприятных условий для познавательно-речевого развития детей, коррекции речевых недостатков. В связи с этим ведется работа по улучшению образовательного пространства.
Режим работы ДОУ: 10 часовое пребывание детей при пятидневной рабочей неделе.
Срок пребывания в детском саду: в общеобразовательных группах согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении – с момента поступления до выпуска в школу.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды и требованиями временного государственного образовательного стандарта, оборудован уголок для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем). Здесь имеется детская мебель, надувные мячи, деревянные блоки из конструктора, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Дошкольное образовательное учреждение финансируется за счет средств бюджета
С 2012 года наше дошкольное учреждение имеет статус структурного подразделения ГБОУ СОШ пос. Октябрьский г.о. Похвистнево
1.2. Кадровые условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования
-
Кадровый состав
Административный персонал:
-
Всего педагогов
Из них:
Старший воспитатель
Воспитатели
Учитель
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
Инструктор по физкультуре
2
-
1
1
-
1
-
Возрастной ценз
До 30 лет
30 – 35 лет
35 – 40 лет
40 – 45 лет
45 – 50 лет
Выше 50 лет
-
-
-
-
2
1
Образование
Высшее/ два высших
-
Среднее специальное
2
Получают среднее специальное образование
1
Учёная степень
-
Заслуженный учитель РФ
-
Отличник просвещения РФ
-
Почётный работник
1
Аттестация
Высшая категория
Первая категория
1.3.Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Расположение: детский сад «Василёк» комбинированного вида располагается в одноэтажном здании, которое введено в эксплуатацию в 1953 году. Проектная мощность 40 мест, реальная наполняемость 25 детей.
Общая площадь 2 803 кв.м., на территории есть 2 игровые площадки. На участках выделены места для проведения подвижных игр, имеются формы для лазания, прыжков. Для игр с песком используется только речной песок. Участки дополняют цветники и клумбы.
В дошкольном учреждении 2 групповые комнаты : одна используется как спальня, другая - столовая- учебная. Групповые помещения оборудованы отдельными входами на случай эвакуации детей. Имеется процедурный кабинет, пищеблок, прачечная, склады, подсобные помещения.
1.4.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с проектом
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, который создан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных,этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией. Основные принципы создания программы:
• поддержки разнообразия детства;
● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
● формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Цели:
● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
● сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи:
● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
● обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:
● коммуникативно-личностное развитие;
● познавательно-речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
II. Содержательный раздел основной образовательной программы
Данная программа написана на основании образовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа), которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
2.1.Содержание и структура Программы
Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития – направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
– восприятия художественной литературы и фольклора;
– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);
– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).
Содержание психолого-педагогической работы. Содержание образовательной работы обеспечивает развитие первичных представлений:
– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);
– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей: младший дошкольный возраст —от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В разделах по дошкольным группам даны особенностей организации жизни детей, режим дня и содержания психолого-педагогической работы, планируемые промежуточные результаты освоения Программы, работа с родителями.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
2.3.Преемственность
Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
2.3.Программно-методический комплекс
Программно-методический комплекс любого варианта образовательной программы включает описание общеобразовательных (основных) и дополнительных программ, технологий обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления, характеристику основных дидактических и методических пособий, представленных по образовательным областям.
№ п\п | Основные программы | Дополнительные программы | ||
| комплексные | парциальные | комплексные | Парциальные |
| ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010 г. | | Программа «Истоки», под редакцией Паромоновой Л.А., Центр «Дошкольное детство» им. А.А. Запорожца, М., 1997.- 288 с. | «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. «Нестле»,2011 г. |
| | | | |
| | | | |
Образовательные технологии, реализуемые педагогами группы, как правило, указываются по основным направлениям развития и только те, которые используются в работе со всеми детьми, например:
№ п\п | Основные направления развития | Образовательная технология |
1. | Физическое развитие | Здоровьесберегающие образовательные технологии: гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая |
2. | Познавательно-речевое развитие | Личностно-ориентированная технология Гуманно-личностные технологии сказкотерапия |
3. | Социально-личностное развитие | Исследовательская, игровая |
4. | Художественно-творческое развитие | Технология сотрудничества: АРТ-терапия |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: