NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Мбук «Тяжинская централизованная библиотечная система» Аналитическая справка о деятельности детских библиотек


2.4.5. Работа в дни каникул
Большая работа проводится детскими библиотеками по организации отдыха детей в период каникул. В тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями специалисты библиотек ставят перед собой задачи:

- Активизировать чтение детей в каникулярное время посредством проведения индивидуальной работы и интересных, увлекательных мероприятий;

- Учить детей правильно и с пользой организовывать свой досуг.

Мероприятия разной тематики и форм организуются и проводятся для читателей-детей Используются, в большей степени, игровые, развлекательные формы: эстафеты, викторины, конкурсы, игровые программы, литературные дискотеки.Наряду с ними, для юных читателей, библиотекари проводят праздники, утренники, бенефисы, Дни: дружбы, оздоровления, удивления и радости, Недели жизни, книжные десанты, акции т.д.

У каждого ребенка празднование Нового года и Рождества ассоциируется с волшебством, подарками, сюрпризами, исполнением желаний, радостью. С удовольствием встречают своих юных друзей в стенах центральной библиотеки в рождественские каникулы, где их ждет праздничное настроение, яркие минутки веселья, задора и, конечно же, новогодние призы.

Открытием сезона рождественских мероприятий стал утренник «Приключение ужика Гоши». Воспитанники центра реабилитации для несовершеннолетних познакомились с главным героем Года Змеи, вместе с ним стали участниками удивительных приключений. А в заключении, каждый имел возможность попросить символ 2013 исполнить заветное желание, шепнув его ужику на ушко.

Историю одной снежинки, полную тайн и загадок, услышали ребята на посиделках «Снежный фейерверк». И действительно получился яркий фейерверк из историй о чуде природы – снежинке, потому что каждый пришедший на посиделки поведал свой рассказ о ее возникновении. А еще, сами мастерили снежинки и дарили их друг другу, сопровождая вручения подарка теплыми и душевными пожеланиями.
Неделя детской книги в Тяжинской детской библиотеке была посвящена 100-летнему юбилею Сергея Михалкова. Продавец шаров и Фантик пригласили гостей праздника «Юбилей писателя – праздник для читателя» совершить путешествие в страну Непослушания.

В последующие дни Недели прошли следующие мероприятия:

- посиделки друзей «Писатель детства моего»;

- час поэзии «Дядя Степа и другие…»;

- игра- викторина «Поэзия большого роста».

В Итатской детской библиотеке первый день Недели начался с праздника «В гостях у Сергея Михалкова». Читатели познакомились с биографией писателя, его творчеством, читали вслух любимые стихи автора.

Литературная игра по сказкам «Открывай-ка – угадай-ка» была проведена во второй день Недели. Кто угадает, как называется сказка и кто её автор - за правильный ответ получай очки. Победителей наградили небольшими сувенирами.

В третий день маленькие читатели стали участниками игротеки «Сказка ложь – да в ней намек », а затем их ждал аннимационный серпантин.

На выставке творческого читателя дети представили любимых литературных героев в виде поделок, сделанных своими руками.

Закрытие Недели детской книги закончилось большим праздником «С книгой в добрый путь».

В дни летних каникул частыми гостями библиотек были ребята из оздоровительных пришкольных лагерей, загородного лагеря «Олимпиец».

Представление «На солнечной поляне Лукоморья» и игра путешествие «Лукоморский раскардаш» посвященные Пушкинскому дню в России, прошли для читателей в Тяжинской детской библиотеке.

В течение Недели Жизни в Тяжинской центральной детской библиотеке прошел цикл мероприятий, направляющий сознание детей на позитивное отношение к окружающему миру, жизни и своему здоровью(См.2.4.9.Профилактика безнадзорности и правонарушений…).

Тяжинская детская библиотека приняла активное участие в большом общепоселковом празднике «Тяжинский Арбат» со своей страничкой «Интелектуальной». Литературные герои Мальвина и Буратино приглашали детей совершить путешествие в страну Чудес. Но прежде, чем туда попасть, надо пройти испытание – ответить на вопрос викторины.

В течение нескольких лет специалисты центральной детской библиотеки организуют работу выездного читального зала для ребят, отдыхающих в пригородном лагере «Олимпиец». Дети могут полистать журналы, стать, участниками различных мероприятий.

Почти каждый день в читальных залах библиотек становилось тесно, стены сотрясались от дружного смеха, песен, детских положительных эмоций. Все встречи происходили в доброй непринужденной атмосфере.

2.4.6. Работа с одаренными детьми.

В поселке Тяжинском немало талантливых детей. Мы с уверенностью можем сказать, что библиотека – это дом, где ищут и развивают таланты, что талант растет среди книг, поэтому всячески поддерживаем одаренных читателей, предлагая им стать участниками библиотечных мероприятий, различных творческих конкурсов. Ребята с удовольствием откликаются на наши предложения, им нравится самостоятельный креативный процесс – создание рисунков, стихов, сочинений, поделок, организация и проведение мастер – классов, литературных вечеров и т.д.

Стипендиат губернаторского фонда «Юные дарования Кузбасса» Анастасия Швецова пригласила своих одноклассников на час поэзии «Волнуясь сердцем и стихом», посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина. Эта встреча помогла сверстникам увидеть ее богатый внутренний мир и оценить еще один талант юной певицы.

Украшением многих мероприятий центральной детской библиотеки является детский фольклорный ансамбль «Россияночка». Стало ежегодной совместной традицией проводить рождественские Колядки в стенах детской

библиотеки, солисты ансамбля принимают активное участие в проведении Недели детской книги.

В рамках месячника «Отчий дом» в Тяжинской детской библиотеке прошел конкурс творческих работ «Бабушка рядышком с дедушкой». 28 читателей представили свои творения: рисунки, поделки, фотографии, стихотворения, рассказы. Сколько же детской любви и уважения, по отношению к старшим членам своих семей, источает каждая работа! Оформленная в фойе выставка не оставила ни одного пользователя библиотеки равнодушным.

По инициативе и при активном участии читательницы Воронцовой Анастасии в ноябре в читальном зале был проведен мастер – класс «Во саду ли, в огороде». Ребята представили свои поделки из овощей и поделились опытом их изготовления, загадывали друг другу загадки об осенних дарах, играли. Ярким штрихом книжной выставки, посвященной данной теме, стали поделки: летающая тарелка из патиссона, павлин из свеклы, мореплавотель из картофеля и другие. А какие букеты из сухих цветов получились!

Раскрытию творческих способностей и креативности наших читателей, способствует программа «Мастерская радости» работающая для читателей среднего и старшего возраста в центральной детской библиотеке (См.2.3.2 Программы).

В ноябре, в центральной детской библиотеке, для юных художников прошел час духовности, посвященный жизни Сергия Радонежского. Надеемся, что эта встреча поможет учащимся художественной школы лучше понять и раскрыть образ русского святого в своих работах.

Библиотека – место, где получает развитие не только читательский вкус, но и творческое «я» ребенка. И пусть не из каждого вырастет поэт, писатель, художник, но в каждом может развиться личность, которая всю жизнь будет

стремиться к прекрасному.
2.4.7.Социальное направление деятельности библиотеки.

В течение многих лет детские библиотеки сотрудничают с педагогами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обслуживает детей, находящихся на домашнем обучении, с социальным приютом, детским домом «Ласточкино гнездышко», коррекционной школой.

Ребята данной категории частые гости библиотек, особенно в каникулярное время. Они активные участники, наряду с другими детьми, праздников, утренников, конкурсно-игровых программ. Для таких детей специалисты библиотек стараются каждую встречу превратить в праздник.

Особое внимание в библиотеках уделяется обслуживанию читателей – детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Для таких деток, зачастую, библиотека становится центром творческого и эмоционального развития, психологической помощи. Например, Саша Бабин активный участник многих творческих конкурсов, проходящих в Тяжинской детской библиотеке. Мальчик рисует, пишет рассказы, отвечает на вопросы различных викторин. Но главное – он чувствует и понимает, что в библиотеке ему всегда рады. Для него, и других «особых» ребят, участие во многих мероприятиях библиотеки один из способов дать окружающим знать о себе.

Доброе сотрудничество у детских библиотек складывается с приемными и опекунскими семьями. Частыми посетителями центральной детской библиотеки можно назвать Репина Андрея и Галю и Андрея Зариповых из опекунской семьи супругов Панченко. Андрей – старший является домашним книгоношей, т.к. знает все книжные пристрастия всех членов своей семьи. Младшие – активные участники библиотечных викторин и конкурсов, с удовольствием занимаются в «Мастерской радости».

На особом учете на абонементах читатели – дети из приемных семей. В течение нескольких лет читателями Тяжинской библиотеки являются ребята, проживающие в небольших селах. Книжные фонды сельских библиотек не удовлетворяют их читательского интереса, и они с большим удовольствием продолжают дружить с книгой, пользуясь фондом центральной детской библиотеки. Для них специалисты абонементов проводят индивидуальные беседы, обзоры новинок, составляют рекомендательные списки.

Особое внимание в работе с читателями в Итатской детской библиотеке уделяется воспитанникам специальной (коррекционной) школы-интерната восьмого вида. В читальном зале библиотеки «особые» ребята читают книги, листают журналы, играют в игры, любят смотреть видео. Специально для них тщательно проводятся мероприятия, направленные на нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание.

2.4.8. Работа с родителями.
Выступление на родительских собраниях в дошкольных и образовательных учреждениях с анализом чтения детей, информминутки для родителей о том, как привить у ребенка интерес к книге, изготовление рекламной продукции традиционны в работе детских библиотек. В течение трех лет в Тяжинской детской библиотеке работала программа семейного чтения «Вместе с книжкой я расту», ориентированная на дошкольников и объединявшая усилия библиотеки и родителей в приобщении детей к чтению (См.2.3.2.).

2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми.

Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.
В современном мире подростку, окруженному новейшими техническими изобретениями, но попадающему в очень зыбкую социальную среду, кишащую массой соблазнов, бывает сложно найти свой путь в жизни.

Библиотеки содействуют социализации детей в различных сферах, способствуют их позитивному настрою в отношении к окружающему миру, своей жизни и здоровью.

В рамках проекта «Открытое сердце» с 15 по 24апреля в Тяжинской центральной детской библиотеке прошла весенняя Неделя добра.

Окунувшись в мир русского фольклора учащиеся 6-х классов ТСШ№1 стали участниками интерактивной игры «Доброе слово сказать - посошок в руки дать»;

Малыши с удовольствием лечили «больные» книжки в «Книжкиной больнице»;

Для детишек детского сада «Золотой ключик» читатели-активисты показали кукольный спектакль «Сказка о глупом зайчонке».
Неделя Жизни

В течение Недели Жизни в Тяжинской центральной детской библиотеке прошел цикл мероприятий:

- Участниками Дня веселых затей «На каникулах не скучно!» стали ребята из пришкольных оздоровительных лагерей поселка и воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

- Кукольный спектакль «Книга – к мудрости ступенька» показали для своих сверстников активные читатели библиотеки. Главные герои пьесы зайчонок Пик, Пчелка и Лиса напомнили юным зрителям о том, что лето - это не только пора активного отдыха, но и время душевного общение с книгой.

- Веселые, забавные испытания приготовили Лиса, Волк, Медведь, Лягушка для тех, кто пришел к ним в гости. В театрализованной игре «Теремок» водили хоровод, пели частушки, проводили спортивные состязания, отгадывали загадки, посвященные здоровому образу жизни.

- Маленькие читатели библиотеки приняли участие в экологическом практикуме «Мой вклад в красоту поселка» (См. Экологическое воспитание).

В рамках проведения Весенней Недели Добра в Итатской библиотеке для подростков провели классный час «Твори добро». Цель классного часа – учить детей видеть и чувствовать мир, воспитывать нравственность. «На экране большой цветок. Он символизирует внутренний мир человека. Только родившегося человека можно сравнить с нераспустившимся цветком. В процессе жизни этот цветок заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни».

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. В ходе мероприятия ребята попытались определить качества человека, необходимые ему для жизни и записать их на лепестках цветка, изображённого на экране.

« Каждый человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…»

Ребятам был предложен небольшой рассказ, его обсуждение вызвало бурную дискуссию. Говорили о толерантности, узнали, что обозначает этот термин на других языках. В ходе беседы пришли к выводу, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг – это и будет проявление доброты. В заключение, все лепестки цветка были заполнены «добрыми качествами человека».
2.4.11. Поддержка и популяризация чтения.

Планируя работу по продвижению чтения, специалисты детских библиотек никогда не обходят вниманием юбилеи писателей и книг. Для младших читателей в Тяжинской центральной детской библиотеке прошел литературный час «Про тебя и про меня», посвященный 105-летию со дня рождения Л. Пантелеева. Ребята познакомились с творчеством писателя, читали по ролям рассказ «Честное слово». Обсуждали, спорили, объясняли: что означает слово герой и как бы они поступили на месте главного героя рассказа. Совместно пришли к выводу – каждый человек выбирает свой путь, и каким он будет - зависит только от него.

Юные книгочеи открыли для себя имя латышского писателя Э.Рауда и его книги «Муфта, Полботинка и Меховая борода» на литературных чтениях «Волшебный мир маленьких человечков». Читали произведение, рисовали иллюстрации к книге, участвовали в викторине, смотрели мультфильм. Повесть – сказка натолкнула читателей на размышление о том, что в природе должно быть во всем равновесие.

В работе с младшими читателями специалист абонемента применяет интересную и продуктивную форму – литературные столкновения. В этом году такая форма была посвящена повести В.Катаева «Сын полка». Учащиеся 4-х классов из двух школ поселка приняли активное участие в состязании. Такие встречи способствуют популяризации творчества детских писателей, развитию творческих и коммуникативных способностей детей

В период с октября по декабрь, на абонементе в центральной библиотеке, прошла акция «Мишка! Мишка! Книжка! Книжка!» (См.2.4.1.Работа с дошкольниками).

На свой бенефис «Без книг мы – не мы» пригласили своих одноклассников Дарья Боярская и Анастасия Полуяктова (читатели старшей возрастной категории). Девочки рассказали о своих книжных пристрастиях, представили свое литературное творчество ( пишут рассказы в жанре фэнтези и литературные зарисовки о животных) и, конечно же, порекомендовали своим сверстникам полюбившиеся ими книги. Помимо общения с книгой наши бенефициантки находят время на дополнительное обучение в художественной школе и занятия хореографией. Их рассказ об организации своего времени был показателен и полезен для гостей бенефиса.

27 мая в Общероссийский день библиотек Тяжинская центральная детская библиотека приняла участие в едином Дне «Чтение +».

В акции « Я – зачтение!» приняло участие более ста читателей детей и их родителей.
2.5. Индивидуальная работа с читателями-детьми.
Цель мероприятий в индивидуальной работе с детьми – руководство чтением. Для решения данной цели по изучению читательского спроса помогают различные формы работы: беседы по культуре чтения, рекомендательные беседы, встречи с книгами – юбилярами, беседы у выставок, опросы, проведение различных викторин и конкурсов.

Одной из форм индивидуальной работы мы считаем родительские собрания в дошкольных и образовательных учреждений, на которых специалисты библиотек выступают с анализом чтения детей.

Анализ чтения помогает в изучении книжного фонда, выявляет, какая его часть пользуется наибольшим спросом у читателей, а какая не востребована.

В конце года на абонементе для детей младшего возраста прошел мониторинг читательских интересов.

В течение 2013года в периоды февраль-март, июнь-август, октябрь-ноябрь были проведены опросы читателей - детей, родителей, наблюдения за развитием читательского интереса дошкольников и младших школьников. Вследствие чего можно прийти к следующим выводам:

 Дошкольник 3-5 лет -35 % - литература малых фольклорных жанров (прибаутки, колыбельные, загадки, шутки, песенки),25 % -литература развивающего характера («Кто это?, Что это?»), 20 % -произведения о флоре и фауне («Как звери и птицы к зиме готовятся», Сладков «Синичкина кладовая», Чарушин «Про Томку»),20 % - сказки («Волк и лиса», Андерсен «Дюймовочка» ).

 Дошкольник 5-7 лет- 40 % ( «Весёлые рассказы», О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика»), 20 % - произведения зарубежных авторов (П. Трэвэрс « Мэри Поппинс на Вишнёвой улице», Х. Хайне «Трое из Кукалау»), 20 % - журналы («Непоседа», « Нафаня», «Том и Джерри»).

Вывод: самая многочисленная категория активных читателей дошкольного возраста – дети 6-летнего возраста.

 Младший школьник 7-9 лет – 50 % - сказочные повести Т. Александровой, С. Прокофьевой, 25 % - о природе, 25 % С.Я. Маршак, Г. Остер;

Младший школьник 9 -10 лет - 40 % - программные произведения (А. Гайдар «Тимур и его команда», П. Бажов «Уральские сказы», А. Толстой«Приключения Буратино»), 20 % - юмористические произведения о сверстниках( Ю. Сотник «Весёлые рассказы», О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика»), 20 % - произведения зарубежных авторов ( П. Трэвэрс « Мэри Поппинс на Вишнёвой улице», Х. Хайне «Трое из Кукалау»), 20 % - журналы («Непоседа», « Нафаня», «Том и Джерри»).

Вывод: к моменту поступления юного читателя в первый класс отмечается подъём читательского интереса, что обусловлено значимостью своего внутренне «Я». Спад – 1-2 класс и снова повышенный интерес к книге как к таковой выпадает на период обучения ребёнка в 3-4 классах. Причиной подобного явления считаю смену интересов юного читателя, интеллектуальное взросление, увеличение объёма чтения в образовательных учреждениях.

Вдохновителем и организатором индивидуальной работы на абонементе для ребят среднего и старшего возраста в Тяжинской центральной детской библиотеке, является библиотекарь Голикова Ульяна Алексеевна.

В своей работе она использует не стандартные формы, внедряет все самое интересное. Ею разработаны многие викторины по творчеству того или иного писателя. Благодаря индивидуальному подходу к каждому читателю, все они проходят на «ура». Любят мальчишки и девчонки, удобнее усевшись в кресле, листать книжки, ища ответ на тот или иной вопрос викторины. Ни один участник ее викторин и конкурсов не остается без внимания и поощрения. В течение года на абонементе прошли следующие викторины:

- «Знатоки Кузбасса»;

- «Родом из детства» (по творчеству В.Крапивина);

- «Годы, опаленные войной»;

- «Мир природы М.Пришвина»;

- Птичьи портреты» (по творчеству Г.Скребицкого).

Активное участие читателей в литературных конкурсах различной величины – тоже ее заслуга (например – «Живая классика»). Ульяна Алексеевна старается в каждом ребенке увидеть, поддержать и развить те или иные творческие способности. (См. 2.3.2 Программы, 2.4.6 Работа с одаренными детьми).

Читателям комфортно находиться в ее зале, у них возникает желание не раз возвратиться сюда и пообщаться с его хозяйкой.

На наш взгляд, индивидуальная работа является залогом успешного воспитания грамотного читателя, коммуникабельного человека.

2.6. Работа кружков
В Итатской библиотеке в течение нескольких лет работает клуб по интересам «Читай-ка», направленный на продвижение чтения в детской среде.

В рамках клубных занятий прошли следующие мероприятия:

- «Волшебный мир Шарля Перро» - литературная игра (младший возраст);

- «Тихая родина - моя маленькая сказка»- праздник, посвящённый творчеству А.Береснева и П.Мазикина. (младший возраст);

- «Стихи Михалкова» - час поэзии младший возраст();

- «А у нас – юбилей!» - книжная выставка (К юбилеям С.Михалкова, Б.ЗаходераН.Носова, В.Драгунского) ( младший, средний возраст);

- «В гостях у Михалкова» - праздник ( младший, средний возраст);

«Открывайка - угадайка» - литературная игра по сказкам;

- Посвящение первоклассников в читатели - театрализованный праздник – (младший возраст);

- «Свет разумения книжного» - познавательный час (средний возраст);

- «Чудеса чудесные» - викторина по сказкам А.Пушкина;

- «Мир героев Пушкина» - кн. выставка;

- «Угадай книгу»- игра-викторина;

- «Сражаюсь, верую, люблю» - литературный вечер к 90-летию Э.Асадова (старший возраст);

- «Если смеются товарищи-дети» литературноепутеществие к 95летию со дня рождения Б.Заходера (младший возраст);

- «Волшебная страна фантазёров» - литературная игра (средний возраст).

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: