NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методическое пособие «Место и роль игры в музыкально-творческом развитии младших школьников»


Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личностей (Психология : Словарь. - М., 1990. - с. 127)

Можно с полным правом сказать, что детская игра, в сущности, есть школа человековедения. И в этом она принципиально близка к природе и специфике искусства. В своем психологическом выражении детская игра и художественная деятельность имеют много общего. Это и эмоциональная непосредственность мотивов, и устремленность цели, и оценка результатов деятельности с позиции новизны ( усвоение и воплощение нового). Это и доминирование образного начала : «вхождение в образ» в художественной деятельности, и в детской игре присутствует как обязательный элемент! Интерес к самому процессу действования «условность» действий, ситуаций, «языка», также сближают игру с художественной деятельностью.

Единство жизненных интересов детей и творческих задач, стоящих перед учителем, - главная предпосылка ведения художественной игры на уроке музыки.

Специфика музыкально - игровой деятельности младших школьников заключается в том, что она подчинена единой, четко сформулированной учебной задаче - теме.

Введение ребят в мир музыки полно для них приятных открытий. Познавательная активность детей непрерывно получает живые музыкальные импульсы, поскольку здесь тесно переплетаются новое и знакомое.

Процесс слушания музыки младшими школьниками интересен им во много по тому, что в музыке воплощаются различные жизненные сюжеты, события, образы. Дети очень хотят, всем своим существом стремятся участвовать в этом «музыкальном театре», в волшебном музыкальном действии.

Некоторые приемы, которыми пользуется учитель музыки для дополнительной активизации учебно-игровой деятельности ребят:

- это пластическое интонирование («исполнительское» участие рук, корпуса, ног, наклонов головы при воссоздании «пульса» музыкального произведения, его темпа и ритма, динамики, направленности и высоты звучания, музыкальной фразировки и т.д.)

- это временное подразделение класса на группы (например, «гости» и «хозяева» - «Игра в гости»). Члены этих групп могут брать на себя актерские функции, сопровождая музыку легкими движениями рук, наклонами и т.д.

- это и впервые введенное в общеобразовательной школе игровое четырехручие (игра в ансамбле с учителем). Игровое четырехручие, как игра на доступных детям инструментах (барабан, треугольник, бубен и т.д. ) активно побуждает ребят к проникновению в исполгительские возможности.

По мере роста и развития учащихся их музыкальная деятельность приобретает существенно новые черты. Возрастающий музыкальный опыт, объем музыкальных знаний позволяют детям не только более тонко чувствовать музыку, но и аргументированно судить о характере музыкально-выразительных средств, напрвленных на раскрытие вовсе не любого, а определенного жизненного содержания произведения.

Игра сообщает новый импульс живому интересу ребят к музыкальной деятельности. Обретается и большая независимость, избирательность и самостоятельность отношения детей к музыке. Наряду с переживанием «ближайших» жизненных образов у школьников возрастает интенсивность общих для всех людей нравственных чувств. Художественное воображение здесь прямой союзник взрослости. Вот почему музыка оказывает ничем не заменимый источник духовного роста школьников.

«Музыка – воображение - фантазия- сказка- творчество -такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы»,- писал В.А. Сухомлинский.

Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях их художественного взросления. Вместе с тем в каждом классе она имеет особенности в соответствии с возрастными особенностями школьников и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.

Программа по музыке, разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского ,отвечает цели разностороннего развития личности учащегося, обеспечивает усиление эмоционально-нравственного, воспитательного воздействия музыки . Цель программы- ...ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Задачи программы: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия, осознанного, деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования. В программе неоднократно подчеркивается творческое отношение учителя к своему труду. Д.Б.Кабалевский отмечал, что его программа принципиально вариативна. В самой программе игра как обязательный вид деятельности не определена, но ее использование на уроке подразумевается. В методическом пособии «Музыка в начальных классах» даны методические рекомендации в помощь учителю в реализации учебной программы в процессе обучения, в освоении музыкально-эстетических и языковедческих проблем. Автором предлагаются различные игры, например в теме «Марш» (2 урок 1 четверть 1 класс) детьми осваивается игра «Парад деревянных солдатиков». Класс делится на две группы - «музыканты-барабанщики» и «игрушечные солдатики». Группа барабанщиков легкими кистевыми движениями имитирует игру на барабане, вторая группа как бы марширует. Руководит парадом «дирижер». Эта игра закрепляет представление детей о видах марша. Часто элемент игровой деятельности вводится в пение, например задание - имитировать игру на музыкальных инструментах в песне А.Филипенко «Веселый музыкант». В попевке «Разные ребята» учащимся предлагается передать в движении «пульс шаги» разных ребят, в попевке «Труба и барабан» весь класс имитирует игру на инструментах и звучание их, проговаривая на слоги «трам-там-там» ритмический рисунок мелодии. Игровой момент вводится при изучении оперы « Волк и семеро козлят» М.Коваля, песни Д.Кабалевского «Игра в гостей», «Камаринской». Сделав анализ уроков можно сказать о том, что в программе, для того чтобы увлечь, заинтересовать ребят музыкой вводятся элементы игры. Содержание игр соответствует темам уроков, в которых они предлагаются. Однако игровая деятельность, предусмотренная в программе не получила системного изложения.

Рассмотрим особенности программы «Музыка» Алиева Ю.Б. В основу программы положена идея воспитания чувств с помощью музыки. Это делается на основе развития у учащихся потребности творческого общения с музыкой во всех видах деятельности. Формированию общей культуры, расширению музыкального кругозора способствует выполнение в комплексе задач музыкального воспитания, развития и обучения учащихся. Программа имеет тематическое строение с последовательным усложнением содержания урока от класса к классу. Урок музыки предполагает непременно восприятие, исполнение музыки и в доступных пределах музыкальное творчество. Это осуществляется в процессе таких видов деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в урок вводятся движение под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. В данной программе игра выделена как содержательный материал. В каждом классе, к каждой учебной четверти рекомендованы определенные игры. Задачи и музыкальный материал игр подчинены определенной теме четверти. Например, к теме четверти « Музыка изобразительная» рекомендована игра «Дождик» - задачи игры: «изобразить», как накрапывает дождик; какой он летний, осенний и т.д., музыкальный материал: Александров А. «Дождик накрапывает», Леденев Р. «Дождь идет». Игры: «Композиторы» (сочинение музыки разного настроения на заданный текст), «Коллекция» (дети собирают устно музыку: грустную, веселую, таинственную, про детей, про животных), «Угадай-ка» (дети угадывают какие произведения исполняются), «Мы музыканты» (имитация игры на музыкальных инструментах), «Дирижеры» ( дирижирование произведений в разных размерах - по мере усложнения), «Концерт-загадка» (угадать какие произведения исполняются), «Оркестр» (игра на музыкальных инструментах) проходят во всех темах программы 1-4 классов. По мере усвоения образовательной программы музыкальный материал игр изменяется и усложняются задания. К теме «Русская народная музыка» - 4 кл., предлагаются русские народные игры: «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли. В музыкальном материале к играм включена русская народная и композиторская музыка. В данной программе игры подчинены задачам воспитания, развития и обучения, способствуют формированию общей музыкальной культуры, расширению музыкального кругозора.

В 1998 г. вышел учебно-методический комплекс «Музыка» автор Надолинская Т.В., который является дополнением к программе Д.Б.Кабалевского. Д.Б.Кабалевский неоднократно подчеркивал вариативность своей программы и творческое отношение учителя к работе, поэтому в содержании обучения был обновлен музыкально-дидактический материал. Каждое не программное произведение, включенное в урок, рассматривается с точки зрения критериев художественно - педагогического анализа. Творчески подходя к включению в содержание дополнительного материала, тематизм программы полностью соблюдается, поскольку последовательное изучение определенных тем остается основой учебно-методического комплекса. Каждая четверть учебного года имеет свою тему, которая раскрывается от урока к уроку, формируя музыкально-языковое мышление младших школьников. Поэтому автор считает необходимым более точно и конкретно определить тему каждого урока, которая помогает отразить различные грани музыки как единого целого. Между четвертями и между всеми годами обучения осуществляется логика развития.

Методическая новизна данного методического комплекса заключается в том, что игровое моделирование становится важным фактором музыкально-творческого саморазвития младших школьников. Это создает педагогические условия для использования на уроке музыки игр, драматизаций (более 80), а также способствует проведению уроков в театральной форме (например, урок «Музыкальная сказка», «В музыкальном театре», «Музыкальный магазин», «Музыкальная ярмарка», «Музыкальный круиз» и т.д). Игра-драматизация на уроке музыки организуется на сюжете литературного или музыкально-сценического произведения, специфическими особенностями которой является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и «речевой» интонации, пантомимики, жеста, позы, мизансцены (группировки). Сюжет драматизации - это та область музыкального искусства, которую школьники стремятся изобразить в игре. Например, сюжетами драматизации могут стать игры в «музыкальный магазин», «музыкальное путешествие» и др. Содержанием драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное для них, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игре на данный сюжет. Игра-драматизация на один и тот же сюжет может иметь различное содержание. Предлагаемые в пособии музыкально-дидактические игры и драматизации различны по воспитательным, обучающим и развивающим целям, задачам, форме проведения и степени театрализации. Каждая игра предполагает определенный уровень общего и музыкального развития школьников, поэтому проводится учителем музыки в соответствии с индивидуально-дифференцированным подходом к учащимся конкретного класса. Главная цель предлагаемых в пособии игр и драматизаций - развитие музыкально-языкового мышления младших школьников, усвоение ключевых знаний о музыке в музыкально-творческой деятельности и проникновение в сущность музыкального искусства. В пособии дана таблица, в которой указана последовательность включения игр и драматизаций в содержании музыкального обучения учащихся 1-3 классов (10)

Большие возможности для развития творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, проверка знаний в форме тестирования – все это дает возможность ученику самостоятельно выбирать удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить знания. В таких программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление программ позволяет ребенку воспринимать их как игры. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным.

В этом случае интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и элементами сольфеджио. Эта программа обучающего характера подходит для учащихся младших классов и дает им возможность самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки. Работать в музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики», где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты, обучающиеся готовы в течение всего урока.

Прекрасно дополняют друг друга и разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». Здесь учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, «исполняют произведение» на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.

Кроме этого, в программе «Музыкальный класс» есть замечательный «Киберсинтезатор», позволяющий создать собственное произведение в одном из современных стилей. Музыкальный конструктор прост в обращении, не требует специальных знаний. Он хорош для вовлечения учащихся в творческий процесс создания музыки, для отдыха.

Деятельность учащихся на уроке обязательно должна вызывать у них положительную реакцию, быть привлекательной для них. Дети 7-10 летнего возраста особенно нуждаются в радостном, эмоциональном подъеме. Это естественная потребность, реакция которой способствует их развитию. Поэтому каждое задание урока должно нести малышам радость и удовлетворение, Облекаясь в игровые формы, оно в большей мере выполняет эту функцию, а урок в целом ОКРАШИВАЕТСЯ общим эмоциональным подъемом, что создает у учащихся положительную установку на восприятие педагогического воздействия и усвоение конкретного учебного материала. Стимулирование творчества детей в любых сферах их деятельности служит созданию базы для формирования интереса. А важнейший для младших школьников путь к творчеству - игра.

Игра мало утомляет младших школьников, активизирует их эмоции и интеллект, развивает многосторонние художественные способности, помогает моделировать музыкально-образовательный процесс в игровой форме.

Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В игровой деятельности учителя лучше узнают своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет им найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Игры помогают сблизиться с детьми, установить более тесный контакт.

Игра должна войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности.

Игра помощник, она необходима каждому учителю.
Практика нашей деятельности потребовала определенной классификации игр. Мы пользуемся следующей:
Классификация игр


ВИДЫ ИГР


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР

На развитие специальных навыков по предмету

1. Вокально-хоровые навыки

Кольцовка песен, Музыкальное путешествие(2), Музыкальный магазин(10)

На формирование музыкальной грамотности

1. Звуки высокие и низкие


Наш оркестр(4),Три медведя(4), Веселые матрешки(4),Грибы (4),Веселые музыканты(4), Охотники

2. Динамика

Колокольчики(4),Два барабана(4), Громкая тихая(8), Кошки мышки(4)

3. Темп

Море и ручеек(4),Колокольчики, Делай как я


4. Тембр

Отгадай-ка(4),Кто это, Олени и оленята(4) Лесная прогулка(2)

5. Ритм

Угадай-ка(4), Отгадай меня, Едем в школу, Песенку поют музыкальные инструменты (4),Ритмическое эхо(4) Ритмическое лото(6), Матрешки(8), Радуга-дуга(8), Кто идет (8).

6. Название нот

Музыкальные часы (2).

Познавательные

Жанры музыки(4) Кто как ходит(11) Петя и волк, Два рояля, Свадебная игра, Музыкальные путешествия по книге Музыка моего народа.

Занимательные (кроссворды, ребусы)

Кроссворды(3кл), Кроссворды (4кл), Ребусы(4кл)

Творческие

Импровизация, Композиторы, Сочини по-своему.

Двигательные

Парад деревянных солдатиков(9), Веселый музыкант А.Филиппенко (9), Труба и барабан(9), Игра в гостей (9), Тень-тень(9), Кузнец(9), Про оленя, Слон и скрипочка, Танцуйте сидя, Просо, Мак маковистый.

Игры-драматизации.

Инсценировка песен: Тень-тень, Антошка, Два веселых гуся, Пешком шагали мышки и др.; фрагментов опер: Волк и семеро козлят, Муха-цокотуха, Теремок, Курочка ряба и др.; игры: Музыкальный магазин (10), Музыкальное путешествие (10), Богатырский турнир(10) и т.п.



МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

Цель: развитие исполнительских и вокально-хоровых навыков

  1. Кольцовка песен

Класс делится на две команды, участники каждой команды поочередно по кругу исполняют песни на выбранную тему. Каждая команда поет только 1 куплет (припев) и исполняет песню сразу после предыдущей (3-5сек). Если последующая команда допустит ошибку или исполнит песню не на выбранную тему, то по решению ведущего она выбывает из игры. Побеждает команда, которая последней исполнит песню на выбранную тему: «Школьные песни»; «Песни о дружбе»; «Туристические песни»; «Военные песни».

  1. Музыкальное путешествие

Класс делится на две команды. Играющие по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку по игровому полю на то количество шагов, сколько точек выпало на верхней стороне кубика. Если играющий попал на кружок, возле которого находятся слова из песен, то эту песню надо спеть (один куплет или целиком), зеленый кружок - сделать ход вперед, желтый- получить лишний ход, красный кружок-ход назад, квадрат - пропустить ход.

При игре обязательно учитывается знание песни и ее исполнение. Если играющий пел плохо, не знал точно мелодию или перепутывал слова, то команда делает два шага назад. Выигрывает тот, кто первый придет к финишу.

  1. Музыкальный магазин

Дидактический материал: пластинки, проигрыватель, реквизит - атрибуты музыкального магазина.

Учитель распределяет роли «ПРОДАВЦА», « ПОКУПАТЕЛЕЙ», « ИСПОЛНИТЕЛЕЙ».

«Продавец» предлагает «покупателям» выбрать и купить пластинку (или диск) с хорошей песней. «Покупатель» просит дать ему возможность прослушать мелодию. «Исполнитель» -исполняет песню: от выразительности исполнения песни, чистого, нефальшивого ее звучания, зависит, понравятся песни «покупателю» или нет. Если песня нравится, «продавец» отдает пластинку «покупателю».

  1. Поем про себя

Цель: развитие слухового внимания, музыкальной памяти.

Выбирается песня, хорошо знакомая детям. По знаку педагога, строчка песни поется всем классом, а вторая строчка – «молча», то есть поется только внутренним слухом. Например, песня «Чему учат в школе»:

Буквы разные писать, тонким перышком в тетрадь, (вслух)

Учат в школе, учат в школе, учат в школе (про себя) и т.д.

Окончание куплета поется вслух, для того чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

I.Игры на восприятие высоких и низких звуков

Цель: различать высоту музыкальных звуков, развитие музыкально слуховых представлений.

1.Наш оркестр (4)

Пособия детские музыкальные инструменты (треугольник, свистульки, ложки)

Между собой соревнуются 3 музыканта, играющие на разных музыкальных инструментах. Звучит мелодия песни в высоком регистре - свистульки, в среднем регистре - дети играют на треугольнике, в низком регистре - играют ложки. Исполнение мелодии педагогом постоянно варьируется.

II.Игры на восприятие динамических оттенков музыки

1.Колокольчики(4)

Пособия: бубен, 3 колокольчика. Дети сидят, располагаясь в три ряда (Прил. 1).

Первому ряду раздаются маленькие колокольчики, второму - средней величины, третьему ряду большие. На громкие звуки надо поднять в верх большие колокольчики, на умеренно громкое, звучание - средней величины, на тихое- маленькие.

Педагог играет звуки, меняя их последовательность.

По окончании игры выделяются ряд- победитель, и по желанию детей этого ряда исполняется их любимая песня.

2.Два барабана

Разделить класс на две группы: одним детям поручить игру на БОЛЬШОМ барабане - громко хлопать в ладоши, другим детям - играть тихо (ударять пальцами о палец).

Далее исполняются звуки то тихо, то громко в разной последовательности.

3.Мелодическое лото

Цель: развитие мелодического слуха, закрепление знаний нотной грамоты.

Дидактический материал: карточки мелодического лото. (Прил.2).

Учащиеся выкладывают мелодию из 4-5 звуков. Сначала мелодии составляются из горизонтального ряда из 2-4 карточек. Мелодии должны получаться с плавным или поступенным движением. Затем задание можно усложнить и складывать мелодии из любых карточек.

Задача ученика – не только выложить мелодию из разных карточек, но и исполнить ее с названием нот «по руке».

III.Игры на восприятие и различие темпа музыки

1.Море и ручеек

Дети делятся на две команды: море и ручеек.

При звучании произведения команда «МОРЕ» выполняют в медленном темпе плавные движения руками, изображая волну. При звучании произведения в быстром темпе команда «РУЧЕЕК» выполняет легкий бег на месте. Произведение исполняется непоследовательно несколько раз.

2.Колокольчики

При звучании произведений в разных темпах: быстром, умеренном, медленном дети поднимают колокольчики разного размера (Прил. 1).

3.Делай как я

Класс делится на три команды: при исполнении музыки в быстром темпе - первая команда приседает, при исполнении музыки в среднем темпе - вторая команда выполняет шаги на месте, при исполнении произведения в медленном темпе - третья команда выполняет плавные движения под музыку.

IV.Игры на различие тембра

1.Отгадай-ка

Музыкально дидактический материал: набор музыкальных инструментов.

Игровое пособие: карточки с изображениями музыкальных инструментов (треугольник, бубен, свистулька, ложки и.д.) (Прил. 3).

У каждого ребенка (или группы детей) набор карточек. Инструменты загорожены ширмой. Звучит треугольник - нужно поднять карточку с его изображением, бубен - с изображением бубна, ложки - с изображением ложек и т.д.

2. Кто это ?

В этой игре нужно узнать голос своего товарища. Ребенок поворачивается к классу спиной. Дети импровизируют мелодию вопроса: « Как меня зовут?». Водящий должен узнать голос ребенка, задающего вопрос. Если голос узнается, на месте водящего оказывается ребенок, задававщий вопрос.

3.Лесная прогулка

Класс разделить на «зайчиков», «белочек», «медведей» и др. Каждому действующему лицу поручается свой музыкальный инструмент (бубен, маракас, тамбурин и др.). При звучании бубна - дети изображают зайчиков, маракаса - дети изображают белочек, и т.д.

4.Угадай-ка

Дидактические пособия: вырезанные из бумаги большие и маленькие круги желтого и черного цвета, бубен или барабан (Прил. 4)

Разделить класс на две команды. У детей из первой команды - круги желтого цвета, у второй команды черные круги. При исполнении долгих звуков поднимать большие круги желтого цвета, при исполнении коротких, маленькие круги черного цвета. В конце игры отмечают команду победительницу.

V.Игры на развитие ритмического слуха

1.Отгадай меня

Дети учатся «отхлопывать имена» одно- двух- трехсложные ( О-ля, Ко-ля, Ма-ри-на, Се-ре-жа), затем вызывать друг друга хлопками и отгадывать, кто вызывается. Игру можно усложнить (Отгадай город, цветок, песню и т.д.)

2.Едем в школу

Педагог - «машинист», дети - «пассажиры». Машинист задает ритм пассажирам со словами:

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: