NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методическое пособие «Место и роль игры в музыкально-творческом развитии младших школьников»


1.Едет, едет паровоз

Две трубы, сто колес

Две трубы, сто колес

Машинистом рыжий пес.
2.Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу

Стоять на месте не хочу.

Колесами стучу, верчу,

Садись скорее, прокачу: чух, чух!
Дети изображают темп движения поезда: отправление от станции (медленно), постепенно поезд прибавляет ход - (темп ускоряется) приближается к станции (темп замедляется) и поезд останавливается.

3.Песенку поют музыкальные инструменты

Дидактический материал: набор детских музыкальных инструментов.

Музыкальный материал: русские народные песни и т.д.

Учащимся предлагается спеть мелодии известных им русских народных песен на слог «ЛЯ». Учитель просит учащихся внимательно прослушать мелодию песни и затем исполнить ее на музыкальном инструменте, точно передавая ее ритмический рисунок .

4.Ритмическое эхо

Музыкально дидактический материал: музыкальные инструменты.

Учитель предлагает учащимся исполнить мелодии известных им песен на имеющихся музыкальных инструментах, таким образом: учитель исполняет нечетные фразы предложения на фортепиано, дети на музыкальных инструментах исполняют четные фразы. В игре учитывается четкость и правильность исполнения ритмического рисунка мелодии.

5.Ритмическое лото

Музыкально дидактический материал: карточки ритмического лото. (Прил.5).

Задача этой игры - выложить ритмический рисунок в определенном размере (2/4,3/4 и т.д.). Можно включить ритм динамику, темп (по желанию учащихся) и исполнить ( хлопками или на музыкальном инструменте)

6.Кто идет ?

Нарисованы длительности нот и т.д. Детям предлагается «пройтись» по дорожке и выяснить кто шагает:

Прабабушка – целая нота;

Бабушка – половинная нота;

мама, папа – четвертные ноты;

ребятишки – восьмые длительности нот.

Усложнить игру можно таким образом: Кто с кем шагает. Прохлопать или «прошагать» ритм.

7.Музыкальные часы

Цель: разучивание расположения и звучания нот.

Вместо цифр в часах окошки, где живут ноты. Их всего семь. Каждая нотка живет в своем окошке. Стрелка в часах в виде скрипичного ключа, который указывает на открытое окошко. Выучивается мелодия всех нот. Играя на музыкальном инструменте, ребенок как бы изображает мелодический перезвон часов. Для каждого часа своя мелодия.

Дидактическое пособие: музыкальные часы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

В играх познавательных, на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игра соответствует знаниям, которыми располагают играющие. В этих играх легко определить класс, которому адресована игра.
1. Жанры музыки

Музыкальный материал: Песня, Марш, Танец - три разножанровых, разнохарактерных произведения.

Дети делятся на три команды: Карлсон, Кот Леопольд, Чебурашка. Игра-соревнование между собой в умении слушать музыку и передавать ее жанровые особенности и характер в движении.

ПЕСНЯ - дети исполняют движения по команде Кота Леопольда

МАРШ - бодрый шаг, по команде Чебурашки

ТАНЕЦ - танцевальные движения по команде Карлсона.

2.Два рояля (по типу телевизионной передачи)

На доске под цифрами расположено по одному слову из известных детям песен, например, русские народные песни. Задача учащихся назвать песню и жанр.

3.Кто как ходит

Музыкальный материал: Прокофьев С. Темы Пети, Утки, Кошки, Дедушки - из симфонической сказки «ПЕТЯ и ВОЛК».

Цель: проследить развитие каждого действующего лица сказки в отдельности и развитие всей сказки в целом.

Дидактический материал: Магнитная доска, декорации к сказке, фигурки главных героев (Прил.6). Под звучание музыки, дети разыгрывают сюжет сказки на магнитной доске. Учащиеся показывают движения героев сказки, изображая характер музыки.

4.Музыкальные формы

Дидактический материал: карточки с графическим изображением музыкальных форм. (Прил.7).

Музыкальный материал: музыкальные произведения, написанные в одночастной, двух-, трехчастной форме, рондо, вариацией. При слушании партий дети поднимают карточки, соответствующие форме музыкального произведения.

5.Свадебная игра

Музыкальный репертуар: хор «Сватушка» из оперы «РУСАЛКА» А.С. Даргомыжского

После рассказа детям о том, как происходила свадебная игра на Руси, учитель предлагает детям роли «СВАТА» и «ПОДРУЖЕК». Под музыку хора имитируются игровые действия (по народному обычаю подружки окружают свата, весело поддразнивают и просят у него подарки).


6.Найди своё место

Дети встают в круг. У каждого своя буква. Ведущий даёт задание всем: надо встать со своей буквой так, чтобы получилось слово, обозначающее жанр музыки, которую мы слушали сегодня на уроке.
7. Составь слово
Группа обучающихся класса встает у доски. У каждого в руках своя буква. Остальные ребята предлагают им порядок, в котором необходимо встать группе, чтобы получилось нужное музыкальное слово. (Например, детям необходимо выстроить из букв: название музыкального термина: лад, ритм и т.д.; название ноты – до, ре и т.д.; название жанра - опера, балет и т.д.).

8. Найди свою пару
К доске вызываются желающие ребята. Каждый из них получает от учителя какое-либо слово, обозначающее либо жанр музыки, либо музыкальный инструмент, либо название оперы, балета, симфонии.

Задание: надо найти среди других ребят того, у кого в руках находится парное слово.

Например, у меня слово «Щелкунчик» - я нашёл пару, ребенка у которого слово - «П.Чайковский» или «балет». Или: 1.Баян – балалайка; 2.Свирель - гармошка - (народные инструменты); «Садко» - «Золотой петушок» (оперы Н.А. Римского-Корсакова);

Это могут быть: жанры музыки, названия музыкальных произведений, русские (или зарубежные композиторы), герои одной из опер, балетов.

Игру можно потом усложнить заданием «Найди свою группу». Ребята ищут по той же схеме, что и «Найди свою пару».
9. Игра путешествие по книге «Музыка моего народа»

Цель - обобщение знаний о русской народной и композиторской музыке.

Дидактический материал: пособие книга «Музыка моего народа», нотные плаката, портреты композиторов, ритмические карточки.

  1. Страница «Жанры песен»

учащиеся должны прочитать название жанров народных песен и привести примеры этих песен. (Прил. 8).

  1. Страница «Угадай-ка»

Записать мелодии попевок на доске, узнать по нотной записи название попевок и исполнителя («Просо», «Зайка», «Тимоня»)

  1. .Страница «Оркестр»

  • Выставка плакатов с рисунками музыкальных инструментов

  • Рассказать о русских народных инструментах

  • задание такое - убрать инструменты, не относящиеся к русским народным

  • Исполнить русскую народную песню на музыкальных инструментах («Светит месяц», «Пойду ль я», «Калинка» и т.д.)




  1. Страница «Композиторы»

  • По фрагментам произведений определить название произведения и композитора

  • Р. Щедрин «Озорные частушки»

  • С. Дунаевский «Урожайная»

  • С. Прокофьев «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»

  • Сочинение мелодий (творческое задание) на заданный текст.




  1. Страница «Со вьюном я хожу»

Исполнение детьми русской народной песни «Солдатушки, браво ребятушки», «Со вьюном я хожу»- хоровод, « Частушки».

Завершается путешествие песней «Мы землю эту Родиной зовем» Муз. Чичкова, сл. М.Пляцковского.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Использование элементов занимательности на уроках вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность учащимся оценивать себя на фоне других. Занимательные формы проверки усвоения фактического материала оживляют опрос и активизируют работу учащихся. В их числе кроссворды и ребусы. Они не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем. Однако выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изученный материал. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов и ребусов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными музыкальными понятиями и терминами. На уроках ребусы и кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Кроссворды и ребусы способствуют повышению эффективности обучения. (Прил.9).

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

На углубление интереса у детей к музыкальным занятиям влияет овладение ими элементарными навыками сочинения. Развитие слуха, ритма, творческих возможностей, фантазии - вот далеко не полный перечень того, что дает умение сочинять музыку. Небольшое сочинение ребенка - это результат его творческий способностей, выражение в музыкальной форме его мыслей и чувств. Это вселяет в маленького человека ощущение веры в собственные возможности, он по новому начинает понимать музыку.

Предлагается использовать на уроке элементы сочинения: игры «КОМПОЗИТОРЫ», «СОЧИНИ ПО-СВОЕМУ», «ИМПРОВИЗАЦИЯ» с различными заданиями:

  • Сочинение мелодии к заданным стихотворениям

Задание 1.

Лад______________

Темп______________

Жанр______________

Форма_______________

Характер исполнения______________
Эх, ты камень, камень,

Безымянный камень,

Камень у дороги,

Самый одинокий,

Молчалив и нем,

Не знаком ни с кем.
Лад______________

Темп______________

Жанр______________

Форма_______________

Характер исполнения______________
Вовсе не один я,

Ветер гладит спину,

А под утро солнце

Щёк моих коснётся,

Говорю с водой

И ночной звездой

(Г.Виеру)
Задание 2.

Лад______________

Темп______________

Жанр______________

Форма_______________

Характер исполнения______________
По реке плывет кораблик,

Он плывёт издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты.

(Д.Хармс)
Задание 3.

Лад______________

Темп______________

Жанр______________

Форма_______________

Характер исполнения______________
По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,


По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Веселый дождь стучит.

(С.Маршак)


  • Сочинение мелодии в различных жанрах (Дети сочиняют марш, польку, колыбельную)

Задание 1.

Сочини мелодию к тексту и вокализ.

Спи, моя деточка,

Ты, незаметная,

Спи моя звездочка

Спи, предрассветная
Задание 2.

Сочини мелодию к тексту и вокализ.

Засыпает роза,

Вся в росе блестя,

Наступает вечер,

Спи, мое дитя!

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ - ДОСОЧИНЕНИЕ (Дети сочиняют окончания фраз)

Задание 1

Импровизация – досочинение

Вышла курочка гулять,

Свежей травки …,

А за ней ребятки

Желтые ….


  • ИМПРОВИЗАЦИЯ - ДИАЛОГ

  • Вопрос задает учитель - ученик отвечает

Задание 1

Учитель:

Возьми скрипку и смычок

Играй нам полечку, сверчок!

Ученик:

Ля- ля- ля- ля- ля- ля ……

Задание 2

Учитель:

Зайка, зайка, где бывал?

Ученик:

На лужайке танцевал! ...


  • Ученики сами придумывают слова вопросов и ответов, озвучивая различных героев

Задание 1 (импровизация – диалог)

Вопрос: - Ива - ивушка, моя, кто скажи, твои друзья?

Ответ: - Солнышко меня ласкает, ветер косы заплетает!
Задание 2 (импровизация – диалог)

Вопрос: - Котик-кот иди к доске, расскажи о колоске?

Ответ: - Колосок, мои друзья, он усатенький, как я!
Задание 3 (импровизация – диалог)

Вопрос: - Кто поет «чирик – чирик»?

Ответ: - Воробейка – озорник!

Вопрос: - Кто копытом бьет цок - цок?

Ответ: - Это резвый мой конек!
Задание 4 (импровизация – диалог)

Вопрос: - Ты, куда идешь, медведь?

Ответ: - В город елку приглядеть

Вопрос: - А на что тебе она?

Ответ: - Новый год встречать пора.

Вопрос: - Где поставишь ты ее?

Ответ: - В лес возьму в своё жилье.

Вопрос: - Что ж не вырубил в лесу?

Ответ: - Жалко! Лучше принесу!
Игра «Разговор друзей»

Ребенок выбирает для музыкального разговора партнера. Необходимо придумать диалог на музыкальных инструментах.

Вопрос звучит - f (форте)

Ответ звучит – p (пиано)


  • Сочинение мелодий к картинкам (в разном настроении)

  • Сочинение мелодий в определенной форме.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Музыкально двигательные задания, прививая детям двигательные навыки и умения, необходимы при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Движения во всех музыкально двигательных играх (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой: дети всегда передают в них музыкально двигательный образ.

  1. Про Оленя

Дети передают содержание песен показом движений.
У оленя (показ оленя) дом (показать дом) большой (показать)

Смотрит он в свое окошко (показать)

Зайка из лесу (показать зайку) бежит

В дверь к нему стучит (показать действия зайки)

Стук, стук (показать) дверь открой (показать),

Там в лесу (показать) охотник злой (показать охотника)

Зайка, зайка (показать) забегай,

Лапу мне давай (показать все действия зайки)


  1. Мы пойдем


Мы пойдем сначала вправо —

Раз, два, три.

(Ходьба на месте с поворотом направо.)

А теперь пойдем налево —

Раз, два, три.

(Ходьба на месте с поворотом налево.)

А теперь мы все присядем —

Раз, два, три.

(Упор присев.)

Дружно и тихонько встанем —

Раз, два, три.

(Встать, руки вверх.)

А теперь мы все станцуем —

Раз, два, три.

(Пружинистые полуприседания с поворотами туловища

направо-налево и скрестными движениями рук впереди.)

Посмотри.

(Хлопки слева, хлопки справа.)

А теперь еще станцуем –

Раз, два, три,

Раз, два, три.

(Шаг вправо, «кик» левой, руки на пояс,

то же в другую сторону, «твист» —

приседая и вставая, колени вправо-влево.)


  1. Мы танцуем «Хлопай-топай»


Мы танцуем «Хлопай-топай»

(Шагаем на месте.)

Утром, днем и вечером!

Лучший танец

(Хлопаем в ладоши.)

«Хлопай-топай»,

(Топаем ногами.)

Когда делать нечего...

(Шагаем на месте.)

Кем бы ни был ты - отличник,

(Приседаем.)

Иль совсем наоборот,

(Повороты влево-вправо.)

Разучите танец этот

(Хлопаем в ладоши.)

И танцуйте целый год!

(Топаем ногами.)


  1. Пляски

Вот какой веселый пляс

(Поочередно ноги поставить на пятку,

вперед, руки на пояс.)

Начинается у нас!

(Полуприсед с поворотами туловища направо-налево.)

Не стоит никто на месте,

(Нога на пятку в сторону,

руки согнуты в стороны,

то же с другой йоги.)

Все танцуют с нами вместе,

(Приседая и вставая, колени вправо-влево («твист»).)

Все ногами топают,

(Притопы ногами, руки на пояс.)

Все в ладоши хлопают!

(Два хлопка перед собой. Два хлопка о колени.)

Вот веселые дела —

(Руки вытянуть в стороны, прогнуться.)

Школа наша в пляс пошла!

(Притоп правой, левой ногой, руки на пояс.)


  1. Под веселые напевы


Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.


  1. По коленочкам ударим


По коленочкам ударим

(Присели, хлопаем по коленям.)

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

(Руки подняли вверх.)

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

(Круги руками над головой.)

Снова опустились.

Мы на месте покружились

(Кружимся.)

И остановились.


  1. Два клоуна

Цель: развитие выразительности и воображения при передачи различных эмоциональных состояний.

Музыкальный материал: Д.Кабалевский «Клоуны»

Детям предлагается изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно, ни сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть в улыбке, брови приподнять, глаза слегка прищурить.

  1. Новая кукла

Музыкальный материал: П.Чайковский «Новая кукла» из «Детского альбома»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимает к себе и снова кружится.

  1. Танец

Музыкальный материал: П.Чайковский фрагменты балета «Щелкунчик».

Придумать какой-либо образ и выразить его в танце. Главное правило подбора тем: идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному.

Например, станцуй: «бабочку», «кошку», «лошадку»; «цветок», «конфету», «виноград», «тесто» и т.д.


ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Она сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.

Вместе с игровым действием развивается воображение ребёнка, возможности которого связаны с вхождением в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

  1. У зеркала

Детям предлагается ролевая гимнастика.

1.Нахмурится, как

а) король;

б) ребенок, у которого отняли игрушку;

в) человек, скрывающий улыбку.

2.Улыбнуться, как:

а) вежливый японец;

б) мать младенцу;

в) кот на солнце

3.Сесть, как:

а) пчела на цветке;

б) наказанный Буратино;

в) обиженная собака.

Игра «Музыкальное путешествие по Европе».
Учитель распределяет роли «экипажа», «экскурсоводов», «исполнителей».
Сегодня, ребята, я приглашаю вас совершить музыкальное путешествие по Европе. Европа очень велика. Но на нашей карте не обозначены те страны, где мы с вами должны побывать. Поэтому мы, сами составим марш­рут нашего путешествия, заполнив эту таблицу (показ).


Маршрут путешествия

Государство

Композитор

Жанр произведения



















страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: