NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Моу «гимназия №37» Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках технологии


МОУ «ГИМНАЗИЯ № 37»

Формирование ключевых компетентностей учащихся

на уроках технологии

Сузи М.В.

Учитель технологии, МОУ «Гимназия №37»
Внедрение компетентностного обучения в школе обусловлено социально-экономическими изменениями в современном обществе.

Принципы обучения по данной технологии продиктованы конкретными требованиями к современному выпускнику школы утверждёнными как в Совете Европы, так и Мин. Обр. РФ. В эти требования включены:

компетентность информационная, коммуникативная, в сфере личностного самоопределения, образовательная, общекультурная, профессиональная, социально-трудовая. Понятие «компетентность» рассматривается как процесс, умение применять знания в конкретной ситуации. Следовательно, компетентность может включать такие основные составляющие как:

- знания в данной сфере

- умение применять их в конкретной ситуации

- ценностное отношение к данной сфере (способность оценивать и анализировать применённые знания и умения).

И если знаниевый подход к обучению рассматривает знание как самоценность, то компетентностный подход принимает знание как ценность, только если это знание можно применить в конкретной ситуации. В соответствии с современными требованиями к выпускнику в свете обновлённого подхода в обучении можно обозначить целью школьного образования обучение:

  1. решению проблем в сфере учебной деятельности и не только;

  2. объяснять сущность, причины, взаимосвязи явлений действительности;

  3. ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, межкультурного взаимодействия );

  4. ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;

  5. решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (гражданина, организатора, члена семьи, грамотного потребителя и др.);

  6. решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности;

  7. решать проблемы профессионального выбора и дальнейшего обучения в системе профессионального образования.

Образовательная область «технология» позволяет в полной мере реализовать компетентностный подход в обучении. Достижению выше обозначенных целей как нельзя лучше способствует проектная деятельность детей. На уроках технологии учащиеся разрабатывают учебные проекты в различных областях жизнедеятельности человека. Объектами исследования становятся самые актуальные проблемы современного общества: проблема сохранения здоровья, через организацию правильного питания и экологически чистой среды дома. Дети работают над дизайн-проектами в области организации интерьера жилища и по созданию объектов труда личностно и общественно значимых. Трудно переоценить опыт участия детей в социально значимых проектах, когда полученные знания учащиеся реализуют конкретном социальном заказе, например изготовление вещей для малышей из детского дома. Востребованность их труда, личный вклад в благое дело помощи детям из детского дома в корне меняют отношение к изучаемому учебному материалу. Такого рода проекты формируют в наших детях духовную компетентность, доброту, отзывчивость, ответственность, внимание к ближнему.

Необходимо отметить, что дизайн-проект на уроке технологии – это целостный процесс от замысла до реализации готового объекта труда. Выбранный учащимся объект для разработки дизайн-проекта выполняется по определённому алгоритму. В него включены три основных этапа:

  1. Исследовательский (краткая формулировка проблемы, анализ потребности, критериев и требований, генерация идей, выбор лучшей идеи, детальная проработка идеи);

  2. Технологический (освоение конкретной технологии для реализации замысла, пошаговое выполнение объекта труда по данной технологии);

  3. Заключительный (оценка процесса на всех этапах решения проблемы, оценка изделия в соответствиями с требованиями и критериями, оформление проекта, презентация проекта).

И если мы ещё раз внимательно изучим данный план, то увидим, что этот план работы является неким универсальным алгоритмом действий для решения любой проблемы, учебной, профессиональной, да и жизненной, наконец. Если дети, начиная с 5-го класса, будут последовательно заниматься проектной деятельностью по разрешению разнообразных задач, то в результате накопленного опыта сформируется привычка решать проблемы, последовательно и конструктивно. Это и будет в итоге одной из конечных целей – сформированность компетентности выпускника в решении различного рода проблем.

Главным результатом модернизации образования должна стать готовность выпускников нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: