Рабочая программа по предмету алгебра 8 класс Составитель: учитель Курникова Фаина Михайловна 2013-2014учебный год Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Ф.М. Курникова/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету алгебра
8 класс
Составитель: учитель
Курникова Фаина Михайловна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы / авт.-сост. Бурмистрова, Т.А. – М. Просвещение, 2008.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-11 учебный год
Цели:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Формирование представлений о методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Развитие интуиции, интеллекта, логического мышления, ясности и точности мысли, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи обучения:
► Освоение компетенций: учебно–познавательной, коммуникативной, личностного саморазвития.
► Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
► Создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Данный предмет является частью математики. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа рассчитана на 102часа, в неделю 3 часа, что соответствует базисному плану школы.
На уроках используются элементы проблемного обучения, дифференцированный подход обучения и традиционный. Используются проблемно – диалогические методы обучения (побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом, используя различные приёмы постановки учебной проблемы, методы мотивации и стимулирования учения (элементы познавательных игр, создание ситуаций успеха) а также в сочетании с традиционными методами: объяснительно – иллюстративный метод и репродуктивный. На уроках используются разные формы обучения: коллективная, индивидуальна. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет решение задач. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития учащихся. При планировании уроков учтено, что теоретический материал учащимися осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, используется дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. В учебном процессе взята ориентация на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач.
Выявление результатов изучения темы предполагается использовать такие формы контроля: фронтальный опрос, математический диктант, самостоятельная работа, практическая работа, контрольная работа, тестирование.
Постепенно, изучая главы, включать элементы статистической обработки данных и комбинаторики на разных этапах урока, не выделяя данный материал в отдельные темы.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
Планирование составленное на основе: Программы для общеобразовательных школ Алгебра 7 – 9 кл. / Сост. И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 3-е изд, стер. – М. : Мнемозина, 2011 , отличается от данной программой тем, что я распределила некоторые часы по – своему:
- Не было часов на повторение – я добавила на Повторение – 3ч за счёт
- Рациональные числа (2ч) – я даю 1ч
- Функция у = kх2 (3ч) – я даю 2ч
- Иррациональные уравнения(3ч) – я даю 2ч (т.к. по новым стандартам изучение данной темы не предусмотрено)
Далее:
- Основные понятия (2ч) – я даю 1ч – этот час добавляю на тему : Графическое решение квадратных уравнений – 2ч (по программе 1ч)
- Свойства числовых неравенств (3ч) – я даю 2ч – этот час я отдаю на тему : Линейные неравенства -3ч (по программе 2ч)
- Обобщающее повторение (7ч) – я даю 8ч за счёт итоговой контрольной работы, на которую выделено 2ч., я её даю на 1ч.
2.05 и 9.05 выходные дни поэтому количество уроков сокращается до 100ч
Алгебра 8 кл, автор: Мордкович А. Г.
3 ч в неделю, всего 102 ч
§ | Содержание | Кол. час | По плану | Примечания | №уроков | |
| I ЧЕТВЕРТЬ | 27 | | | | |
| Повторение | 3 | 2, 3,5.09 | | 1-3 | |
| Глава I. Алгебраические дроби | 20+1 | 9.09-25.10 | | | |
§1 | Основные понятия | 1 | 9.09- | | 4 | |
§2 | Основное свойство алгебраической дроби | 2 | 10,12.09 | | 5,6 | |
§3 | Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковым знаменателем | 2 | 16,17.09 | | 7,8 | |
§4 | Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями | 3 | 19-24.09 | | 9-11 | |
| Контрольная работа № 1 | 1 | 26.09 | | 12 | |
§5 | Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень | 2 | 30.09.1.10 | | 13,14 | |
§6 | Преобразование рациональных выражений | 3 | 3-8.10 | | 15-17 | |
§7 | Первые представления о решении рациональных уравнений | 2 | 10,14.1010 | | 18,19 | |
§8 | Степень с отрицательным целым показателем | 3 | 15-21.10 | | 20-22 | |
| Контрольная работа № 2 | 1 | 22.10 | | 23 | |
| Глава II. Функция y= ![]() | 16 | 24.10-2.12 | | | |
§9 | Рациональные числа | 1 | 24.10 | | 24 | |
§10 | Понятие квадратного корня из неотрицательного числа | 1 | 28.10 | | 25 | |
| Понятие квадратного корня из неотрицательного числа | 1 | 29.10 | | 26 | |
§10 | Иррациональные числа | 1 | 31.11 | | 27 | |
§11 | Множество действительных чисел | 2 | 11,12.11 | | 28,29 | |
§12 | Функция у = √х, её свойства и график | 2 | 14,18.11 | | 30,31 | |
§13 | Свойства квадратных корней | 2 | 19,21.11 | | 32,33 | |
§14 | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня | 4 | 25.11-2.12 | | 34-37 | |
§15 | Контрольная работа № 3 | 1 | 3.12 | | 38 | |
| Модуль действительного числа, график функции ![]() ![]() | 2 | 5,9.12 | | 39,40 | |
§16 | Глава III. Квадратичная функция. Функция ![]() ![]() | 17 | 10.12-6.02 | | | |
§17 | Функция y = kx2, её свойства и график | 2 | 12,16.12 | | 41,42 | |
| Обобщающий урок | 1 | 23.12 | | 43 | |
§18 | Контрольная работа № 4 | 1 | 24.12 | | 44 | |
| Коррекция знаний | 1 | 26.12 | | 45 | |
§19 | Как построить график функции y = f(x + l), если известен график функции y = f(x) | 2 | 13.14.01 | | 46,47 | |
§20 | Как построить график функции y = f(x ) + m, если известен график функции y = f(x) | 2 | 16,20.01 | | 48,49 | |
§21 | Как построить график функции y = f(x + l) + m, если известен график функции y = f(x) | 2 | 21,23.01 | | 50,51 | |
§22 | Функция y = ax2 + bx + c, её свойства и график | 3 | 27- 30.01 | | 52-54 | |
§23 | Графическое решение квадратных уравнений | 2 | 3,4 .02 | | 55,56 | |
| Контрольная работа № 5 | 1 | 6.02 | | 57 | |
| Глава IV. Квадратные уравнения | 21+1 | 10.02-10.04 . | | | |
| Основные понятия | 2 | 10,11.02 | | 58,59 | |
§24 | Формулы корней квадратных уравнений | 3 | 13-18.02 | | 60-62 | |
§25 | Рациональные уравнения | 3 | 20.02-25.02 | | 63-65 | |
§26 | Контрольная работа № 6 | 1 | 27.02 | | 66 | |
| Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций (Текстовые задачи) | 4 | 3-10.03 | | 67-70 | |
§27 | Частные случаи формулы корней квадратного уравнения | 2 | 11,13.03 | | 71,72 | |
§28 | Теорема Виета. Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители | 2 | 17,18.03 | | 73,74 | |
§29 | Контрольная работа № 7 | 1 | 20.03 | | 75 | |
| Иррациональные уравнения | 2 | 31.03,1.04 | | 76,77 | |
| Глава V. Неравенства | 13 | 3.04-5.05 | | | |
§30 | Свойства числовых неравенств | 2 | 3, 7.04 | | 78,79 | |
| Исследование функций на монотонность | 2 | 8,10.04 | | 80-82 | |
§31 | Решение линейных неравенств | 3 | 14-17.04 | | 83-85 | |
§32 | Решение квадратных неравенств | 3 | 21-24.04 | | 86 | |
§33 | Контрольная работа № 8 | 1 | 29.04 | | 87 | |
§34 | Приближённые значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку | 1 | 28.04 | | 88 | |
| Стандартный вид числа | 1 | 5.05 | | 89 | |
§35 | Повторение | 10 | 6.05–28.05 | | 90-99 | |
§36 | Итоговая контрольная работа | 1 | 22.05 | | 100 | |
| Резерв | 1 | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Содержание обучения
Глава I Алгебраические дроби – 21ч
Основные понятия об алгебраических дробях. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение и вычитание, умножение и деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в степень. Преобразование рациональных выражений. Первые представления о простейших рациональных уравнениях. Степень с отрицательным целым показателем.
Основная цель:
Сформировать понятие о допустимых значениях алгебраической дроби и умение их находить. Сформировать знание основного свойства алгебраической дроби и умение применять его для преобразования дробей; умение выполнять действия с алгебраическими дробями, доказывать тождества. Сформировать понятие степени с целым показателем, умение вычислять значения степеней с отрицательным показателем, иллюстрировать примерами свойства степени с целым показателем. Сформировать первичные представления о рациональных уравнениях, методах их решения, отборе корней.
Глава II. Функция y=

Рациональные, иррациональные числа, множество действительных чисел, стандартный вид числа. Квадратный корень из неотрицательного числа. Функция

Основная цель:
Систематизировать знания о рациональных числах, ввести понятия иррационального числа, множества действительных чисел. Сформировать умение находить приближения рациональных и иррациональных чисел, сравнивать и упорядочивать действительные числа, использовать запись числа в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в реальном мире, сравнивать числа, записанные в стандартном виде. Сформировать понятие квадратного корня из неотрицательного числа, умение строить график функции


Глава III. Квадратичная функция. Функция


Функции


Основная цель:
Сформировать умение вычислять значения функций, заданных формулами, составлять таблицы значений функции, распознавать виды изучаемых функций, строить графики, описывать свойства функций, осуществлять параллельный перенос графика функции

Глава IV. Квадратные уравнения – 21ч
Квадратные уравнения. Формулы корней квадратных уравнений. Рациональные уравнения. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
Основная цель:
Ввести понятие квадратного уравнения, сформировать умение распознавать квадратные уравнения, проводить исследование на предмет количества корней квадратного уравнения по дискриминанту и коэффициентам, умение применять формулы корней для решения квадратных уравнений. Сформировать умение решать рациональные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, умение решать текстовые задачи алгебраическим методом: составлять математическую модель – квадратное либо рациональное уравнение, решать его и интерпретировать результат.
Глава V. Неравенства – 13ч
Свойства числовых неравенств. Исследование функций на монотонность. Линейные и квадратные неравенства.
Основная цель:
Сформировать знание свойств числовых неравенств, умение иллюстрировать их на координатной прямой, применять при исследовании функции на монотонность, доказательстве и решении неравенств. Сформировать умение распознавать линейные и квадратные неравенства, решать их, показывать решение неравенства в виде числового промежутка на числовой прямой.
На повторение – 8ч
Основная цель:
- обобщение и систематизация знаний тем курса алгебры за 8 класс с решением задач повышенной сложности;
- формирование пониманий возможности использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Предполагаемые результаты:
Развитие познавательной компетенции:
Сравнение, сопоставление, классификация объектов по признакам, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; исследование несложных практических ситуаций, выдвижение гипотез и понимание их проверки на практике; умение искать оригинальные решения и т.д
Развитие информационной компетенции:
Самостоятельно искать, извлекать , систематизировать, анализировать и отбирать информацию. Умение работать с разными источниками информации.
Развитие коммуникативной компетенции:
Владение математическим языком, использовать его в письменной и устной речи; умение выражать свою мысль коротко и ясно.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Числа и вычисления
Уметь сравнивать два числа, упорядочивать в несложных случаях наборы чисел, изображать числа точками на координатной прямой;
Уметь находить значения степени, пользоваться записью числа в стандартном виде, выполнять умножение и деление чисел, записанных в стандартном виде; извлекать квадратные корни;
Уметь округлять целые числа и деся0тичные дроби, понимать смысл основных формул записи приближённых значений, производить прикидку и оценку результата вычислений.
Выражения и их преобразования
Уметь правильно употреблять буквенную символику, понимать смысл терминов «выражение», «тождественное преобразование», формулировка заданий: «упростить выражение», разложить на множители;
Уметь составлять несложные буквенные выражения и формулы, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
Уметь выполнять разложение многочлена на множители;
Уметь применять свойства арифметических квадратных корней для вычислений и несложных преобразований.
Уравнения
Понимать, что уравнения широко применяются для описания на математическом языке разнообразных реальных ситуаций;
Правильно употреблять термин «уравнение», «неравенство», «корень уравнения», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «решить уравнение, неравенство»;
Уметь решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения, сводящиеся к ним,
Уметь решать неравенства с одной переменной и их системы;
Понимать графическую интерпретацию решения уравнений; неравенств;
Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью составления уравнений.
Функции
Правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения, возрастание и др.) и символику; понимать её при чтении текста, в речи учителя, в формулировке задач;
Понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; уметь по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств: указывать промежутки возрастания и убывания, знакопостоянства;
Уметь находить значения функции, заданных формулой, таблицей, графиком, решать обратную задачу;
Уметь строить график квадратичной функции.
Система оценивания достижений учащихся
Оценка качества освоения предмета проходит в виде входной, текущей и итоговой контрольных работ (всего 10 работ).
Если правильно выполнена работа (задания расположены от простого к сложному) на
менее 30% - оценка «2»
от 31% - 50% - оценка «3»
от 51% - 90% - оценка «4»
от 90% - 100% - оценка «5»,
либо задания на выбор, которые даны на «3», «4», «5».
ЛИТЕРАТУРА
учебно – методическая литература:
Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс: в 2ч. Ч.1: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009г.
Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс: в 2ч. Ч.2: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мордкович и др. – М.: Мнемозина, 2009г.
Александрова Л.А. Алгебра 8кл: самостоятельные работы /Л.А. Александрова. – М.: Мнемозина 2007
Дудницын Ю. П. Алгебра. 8 класс: контрольные работы/ Ю. П.
Дудницын, Е.Е. Тульчинская; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина 2007
5. А.Г.Мордкович. Алгебра-8. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина 2010
6. Л.А.Александрова. Алгебра-8. Тематические проверочные работы в
новой форме– М.: Мнемозина 2010
7. Е.Е.Тульчинская. Алгебра-8. Блицопрос. – М.: Мнемозина 2010
Дополнительная литература
Газета «Математика. Приложение к первому сентября» - разные года
Живая математика. Математические рассказы и головоломки /Я.И. Перельман. –М.: Астрель: АСТ, 2007. – 268с.:ил.
Математические олимпиады в школе. 5 – 11 классы. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 176 с.:ил.
Методика преподавания математики в средней школе: учеб. Пособие/ Л.В. Виноградова. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 252с.: ил.
Интернет ресурсы
страница 1
скачать
Другие похожие работы: