Рабочая программа по предмету геометрия 7-8 класс Составитель: учитель Курникова Фаина Михайловна 2013-2014учебный год Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Ф.М. Курникова/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету геометрия
7-8 класс
Составитель: учитель
Курникова Фаина Михайловна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 7-9 классах. Из них на геометрию по 2 часа в неделю или 68 часов в7, 8 , 9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ
ГЕОМЕТРИЯ
Начальные понятия и теоремы геометрии
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
Правильные многоугольники.
Календарно-тематическое планирование
Уроков геометрии
(предмет)
Классы:_____7 класс___________________________________________________
Примерное планирование учебного материала по геометрии в 7 классе | ||||
| ||||
№ урока | Содержание учебного материала | Пункт | Дата | Примечание |
Начальные геометрические сведения (12 часов) | ||||
| Прямая и отрезок. Луч и угол | 1,2 | 4.09 | |
| Прямая и отрезок. Луч и угол | 3,4 | 7.09 | |
| Сравнение отрезков и углов | 5,6 | 11.09 | |
| Измерение отрезков и углов. | 7,8 | 14.09 | |
| Измерение отрезков и углов. Решение задач | 9,10 | 18.09 | |
| Измерение отрезков и углов. Решение задач | 9,10 | 21.09 | |
| Смежные и вертикальные углы | 11 | 25.09 | док, |
| Смежные и вертикальные углы | 11 | 28.09 | |
| Перпендикулярные прямые. | 12 | 2.10 | тест |
| Перпендикулярные прямые. | 12,13 | 5.10 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы». | | 9.10 | |
| Обобщение и коррекция знаний. | | 12.10 | |
Треугольник (18 часов) | ||||
| Треугольники. Первый признак равенства треугольников | 14,15 | 16.10 | |
| Треугольники. Первый признак равенства треугольников | 14,15 | 19.10 | |
| Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | | 23.10 | |
| Перпендикуляр к прямой | 16 | 26.10 | |
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 17 | 30.10 | док |
| Свойства равнобедренного треугольника | 18 | 13.11 | |
| Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | | 16.11 | тест |
| Второй признак равенства треугольников | 19 | 20.11 | |
| Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | | 23.11 | тест |
| Третий признак равенства треугольников | 20 | 27.11 | |
| Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников | | 30.11 | |
| Окружность | 21 | 4.12 | тест |
| Примеры задач на построение | 22 | 7.12 | |
| Решение задач на построение | | 11.12 | |
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников | | 14.12 | |
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников | | 18.12 | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | 21.12 | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | | 25.12 | |
Параллельные прямые (13 часов) | ||||
| Определение параллельных прямых | 24 | 28.12 | тест |
| Признаки параллельности прямых | 25 | 15.01 | тест |
| Признаки параллельности прямых | 25 | 18.01 | |
| Практические способы построения параллельных прямых | 26 | 22.01 | док |
| Решение задач по теме «Признаки параллельных прямых» | | 25.01 | |
| Аксиома параллельных прямых | 27,28 | 29.01 | |
| Свойства параллельных прямых | 29 | 1.02 | тест |
| Свойства параллельных прямых | | 5.02 | док |
| Решение задач по теме «Параллельные прямые» | | 8.02 | |
| Решение задач по теме «Параллельные прямые» | | 12.02 | тест |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | 15.02 | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» | | 19.02 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов) | ||||
| Сумма углов треугольника | 30 | 22.02 | |
| Сумма углов треугольника. Решение задач | 31 | 26.02 | док, тест |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 32 | 1.03 | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 32 | 5.03 | |
| Неравенство треугольника | 33 | 12.03 | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | 15.03 | |
| Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между углами и сторонами треугольника» | | 19.03 | |
| Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 34 | 2.04 | |
| Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | 34 | 5.04 | док |
| Признаки равенства прямоугольных треугольников | 35 | 9.04 | |
| Признаки равенства прямоугольных треугольников | 35 | 12.04 | |
| Прямоугольный треугольник. Решение задач | | 16.04 | матдик |
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 37 | 19.04 | |
| Построение треугольника по трем элементам | 38 | 23.04 | |
| Построение треугольника по трем элементам | | 26.04 | |
| Построение треугольника по трем элементам. Решение задач | | 30.04 | план |
| Решение задач на построение | | 3.05 | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | 7.05 | |
| Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» | | 14.05 | |
| Итоговое повторение . Решение задач. | 5часов | | |
Календарно-тематическое планирование
Классы:_____8 класс___________________________________________________
Примерное планирование учебного материала по геометрии в 8 классе | ||||
№ урока | Содержание учебного материала | Пункт | Дата | Примечание |
Повторение изученного в 7 классе (2 часа) | ||||
| Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые | | 4.09 | |
| Признаки равенства треугольников. Задачи на построение | | 6.09 | |
Четырехугольники (14 часов) | ||||
| Многоугольники | П.39-41 | 11.09 | |
| Многоугольники. Решение задач | П.39-41 | 13.09 | |
| Параллелограмм | П.42 | 18.09 | |
| Признаки параллелограмма | П.43 | 20.09 | |
| Решение задач по теме «Параллелограмм» | П.42-43 | 25.09 | |
| Трапеция | П.44 | 27.09 | |
| Теорема Фалеса | Зад.385 | 2.10 | |
| Задачи на построение | Зад.393 | 4.10 | |
| Прямоугольник | П.45 | 9.10 | |
| Ромб. Квадрат | П.46 | 11.10 | |
| Решение задач | П.42-46 | 16.10 | |
| Осевая и центральная симметрия | П.47 | 18.10 | |
| Решение задач | П.47 | 23.10 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» | | 25.10 | |
Площадь (15 часов) | ||||
| Площадь многоугольника | П.48 | 30.10 | |
| Площадь квадрата, прямоугольника | П.49-50 | 13.11 | |
| Площадь параллелограмма | П.51 | 15.11 | |
| Площадь треугольника | П.52 | 20.11 | |
| Площадь треугольника | П.52 | 22.11 | |
| Площадь трапеции | П.53 | 27.11 | |
| Решение задач на вычисление площадей фигур | П.48-53 | 29.11 | |
| Решение задач на нахождение площади | П.48-53 | 4.12 | |
| Теорема Пифагора | П.54 | 6.12 | |
| Теорема, обратная теореме Пифагора | П.55 | 11.12 | |
| Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | П.54-55 | 13.12 | |
| Решение задач | П.54-55 | 18.12 | |
| Решение задач | П.54-55 | 20.12 | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Площадь» | | 25.12 | |
| Урок обобщения и систематизации знаний | | 28.12 | |
Подобные треугольники (19 часов) | ||||
| Определение подобных треугольников | П.56-57 | 15.01 | |
| Отношение площадей подобных треугольников | П.58 | 17.01 | |
| Первый признак подобия треугольников | П.59 | 22.01 | |
| Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | П.59 | 24.01 | |
| Второй и третий признаки подобия треугольников | П.60-61 | 29.01 | |
| Решение задач на применение признаков подобия треугольников | П.60-61 | 31.01 | |
| Решение задач на применение признаков подобия треугольников | П.59-61 | 5.02 | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | | 7.02 | |
| Средняя линия треугольника | П.62 | 12.02 | |
| Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника | П.62 | 14.02 | |
| Пропорциональные отрезки | П.63 | 19.02 | |
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | П.63 | 21.02 | |
| Измерительные работы на местности | П.64 | 26.02 | |
| Задачи на построение методом подобия | П.62-64 | 28.02 | |
| Решение задач на построение методом подобных треугольников | П.62-64 | 5.03 | |
| Синус, косинус и тангенс угла прямоугольного треугольника | П.66 | 7.03 | |
| Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600 | П.67 | 12.03 | |
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач | П.66-67 | 15.03 | |
| Контрольная работа № 4 по теме «Средняя линия треугольника. Соотношения между углами и сторонами прямоугольного треугольника» | П.62-67 | 19.03 | |
| Урок обобщения и систематизации знаний | | 22.03 | |
Окружность (17 часов) | ||||
| Взаимное расположение прямой и окружности | П.68 | 2.04 | |
| Касательная к окружности | П.69 | 4.04 | |
| Касательная к окружности. Решение задач | П.69 | 9.04 | |
| Градусная мера дуги окружности | П.70 | 11.04 | |
| Теорема о вписанном угле | П.71 | 16.04 | |
| Теорема об отрезках пересекающихся хорд | П.71 | 18.04 | |
| Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | П.71 | 23.04 | |
| Свойство биссектрисы угла | П.72 | 25.04 | |
| Серединный перпендикуляр | П.72 | 30.04 | |
| Теорема о точке пересечения высот треугольника | П.73 | 7.05 | |
| Вписанная окружность | П.74 | 14.05 | |
| Свойство описанного четырехугольника | П.74 | 16.05 | |
| Описанная окружность | П.75 | 21.05 | |
| Свойство вписанного четырехугольника | П.75 | 28.05 | |
| Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | | | |
| Резервный урок | | 30.05 | |
| | | | |
| Резервный урок | | | |
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: