Рабочая программа по предмету экономика 5 класс Составитель: учитель Коробова Вера Георгиевна 2013-2014учебный год Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Ф.М. Курникова/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету экономика
5 класс
Составитель: учитель
Коробова Вера Георгиевна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
• федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
• Региональный базисный учебный план общеобразовательного учреждения Нижегородской области .Приказ №57 от 04.03.2008г
Настоящая программа разработана на основе Областной программы экономического образования школьников (5-11 класс), составитель И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, 2002 г. и Методического письма по преподаванию экономики в 2013-2014 учебном году. ГОУ ДПО НИРО,2013г.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
Основные содержательные линии:
• Человек и фирма
• Человек и государство
• Экономика домашнего хозяйства
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у них общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
В результате освоения программы учащиеся получат следующий опыт познавательной и практической деятельности:
• Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
• Критическое осмысление экономической информации, поступающей из различных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
• Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни;
• Написание творческих работ.
Форма организации учебного процесса является урок.
Цели
Изучение экономики направлено на достижение следующих целей:
Развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитание ответственности за экономические решения; уважение к труду и предпринимательской деятельности.
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в экономической жизни общества и государства.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоение экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи:
Овладение системой знаний об экономической деятельности человека, организации, фирмы и государства, об экономике России.
Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам. Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
Поскольку типовая программа полностью соответствует распределению часов по базисному плану рабочая программа изменений не предполагает.
Изучение курса ведётся по учебно-методическому пособию: Экономика 5 кл.: Рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГЦ, 2007.
Сроки и этапы реализации программы
Изучение курса рассчитано на 34 часов, из расчёта 1 час в неделю. Программа реализуется в 2013-2014 учебном году.
Содержание программы по экономике в 5 классе
Тема 1. Что изучает экономика
Потребности: духовные, соци¬альные, физиологические; их многообразие и неограниченность.
Блага как средства удовлетво¬рения потребностей.
Экономические и неэкономи¬ческие блага.
Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность.
Выбор как основная экономиче¬ская проблема, его необходи¬мость и всеобщность Выделять духовные, социаль¬ные, физиологические потреб-ности и осознавать их безгра¬ничность.
Приводить примеры благ, удо¬влетворяющих различные по-требности.
Приводить примеры экономиче¬ских и неэкономических благ.
Классифицировать ресурсы, осознавать их ограниченность
Тема 2. Труд
Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специали¬зация.
Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата Различать разделение труда . и специализацию, приводить примеры.
Решать типовые задачи на рас¬чет производительности труда. Приводить примеры различных профессий.
Выявлять причины различий в оплате труда
Тема 3. Товары и услуги
Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов. Товары и услуги как экономиче¬ские блага, посредством кото¬рых удовлетворяются потреб¬ности. Различия товаров и услуг Приводить примеры удовле¬творения различных потреб-ностей с помощью товаров и услуг
Тема 4. Обмен
Обмен, его экономическая сущ¬ность, предпосылки возникнове¬ния.
Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Объяснять предпосылки воз¬никновения обмена. Аргументировать утверждение о том, что обмен расширяет возможности удовлетворения
Торговля как наиболее эф¬фективная форма обмена потребностей, повышает взаимозависимость людей и что он выгоден обмениваю¬щимся сторонам.
Различать бартер и обмен при помощи денег. Приводить при¬меры.
Объяснять, почему обмен при помощи денег является более эффективной формой по сравнению с бартером
Тема 5. Рынок и конкуренция
Потребитель и его экономи¬ческие интересы.
Производитель и его экономи¬ческие интересы (мотивы). Рынок как взаимодействие экономических интересов потре¬бителей и производителей. Необходимые условия сущест¬вования рынка.
Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конку-ренция продавцов.
Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок поку¬пателя Объяснять мотивы деятельности производителей и потребителей. Различать рынок как результат взаимодействия экономических интересов продавцов и экономи¬ческих интересов покупателей и как место купли-продажи. Приводить примеры конкурен¬ции среди продавцов и среди покупателей.
Различать ценовую и неценовую конкуренцию, приводить при¬меры.
Объяснять, кто и почему выигрывает на рынке продавца и на рынке покупателя.
Видеть плюсы и минусы конку¬ренции
Тема 6. Экономика семь и. Семейный бюджет
Семья как потребитель товаров и услуг на рынке.
Права потребителей и их за¬щита.
Источники доходов семьи: за¬работная плата, пенсия, сти-пендия, пособия; доходы от сдачи в аренду, от вложения денег в
банк, от подсобного домашнего хозяйства.
Основные расходы семьи: постоянные и переменные. Планирование доходов и рас¬ходов-
Семейный бюджет. Дефицит¬ный, сбалансированный, избы¬точный семейный бюджет. Сбе¬режения. Рациональное ведение домашнего хозяйства Перечислять основные права потребителей.
Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения дохо¬дов и экономии расходов. Различать постоянные и пере¬менные расходы семьи. Приводить примеры сбаланси-
рованного, дефицитного, избы¬точного бюджетов.
Решать типовые задачи по со¬ставлению семейного бюджета.
Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующей Стандарту среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним ученик должен:
Знать/понимать:
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка;
основные права потребителя
Уметь:
приводить примеры потребностей, ресурсов, благ и классифицировать их;
объяснять выгоды добровольного обмена, мотивы деятельности производителей и потребителей, плюсы и минусы конкуренции;
решать задачи на расчет производительности труда, расходов и доходов семьи;
различать постоянные и переменные расходы семьи, виды конкуренции, виды семейного бюджета
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: планирования семейного бюджета;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
совершенствование собственной познавательной деятельности;
осуществление самостоятельного поиска и использования экономической информации;
оценивание собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
Тематическое планирование 5 класса
Экономика (1 час в неделю)
Урок | Тема. | Часы |
| Тема 1. Что изучает экономика | 5 |
1 | Потребности, их многообразие и неограниченность | 1 |
2 | Блага как средство удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага | 1 |
3 | Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность | 1 |
4 | Выбор как основная экономическая проблема. | 1 |
5 | Выбор. Его необходимость и всеобщность. | 1 |
| Тема 2. Труд | 5 |
6 | Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация | 1 |
7 | Производительность труда | 1 |
8 | Производительность труда | 1 |
9 | Профессия и квалификация | 1 |
10 | Заработная плата как плата за использование услуг труда | 1 |
| Тема 3. Товары и услуги | 4 |
11 | Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов | 1 |
12 | Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов | 1 |
13 | Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности | 1 |
14 | Различия товаров и услуг | 1 |
| Тема 4. Обмен | 4 |
15 | Обмен, его экономическая сущность, предпосылки его возникновения | 1 |
16 | Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена | 1 |
17 | Торговля как наиболее эффективная форма обмена | 1 |
18 | Торговля как наиболее эффективная форма обмена | 1 |
| Тема 5. Рынок и конкуренция | 7 |
19 | Потребитель и его экономические интересы | 1 |
20 | Производитель и его экономические интересы | 1 |
21 | Рынок как взаимодействие экономических интересов покупателей и продавцов. | 1 |
22 | Необходимые условия существования рынка | 1 |
23 | Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. | 1 |
24 | Влияние конкуренции на цены | 1 |
25 | Рынок продавца и рынок покупателя | 1 |
| Тема 6. Экономика семьи. Семейный бюджет | 9 |
26 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. | 1 |
27 | Права потребителя и защита прав потребителя | 1 |
28 | Источники доходов семьи | 1 |
29 | Источники доходов семьи | 1 |
30 | Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы | 1 |
31 | Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы | 1 |
32 | Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. | 1 |
33 | Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Сбережения | 1 |
34 | Рациональное ведение домашнего хозяйства | 1 |
| Итого | 34 |
Учебно-методический комплект обучения.
Литература основная:
1. Областная программа экономического образования школьников 5-11 классы/Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетнёва О.В. – Нижний Новгород: НГЦ, 2002.
Методическое письмо по преподаванию экономики в 2013-2014 учебном году. ГОУ ДПО НИРО,2013г.
2. Экономика. Рабочая тетрадь. 5 – 9 классы – Н. Новгород: НГЦ, 2011.,
3. И.В.Липсиц Экономика, Вита- Пресс,М,2012
Презентации по преподаванию экономики
страница 1
скачать
Другие похожие работы: