Основная образовательная программа для детей с овз (VIII) вид муниципального образовательного бюджетного учреждения «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа»
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками. Балансирование гимнастической палкой, расположенной вертикально на ладони, на одном пальце; подбрасывание и ловля гимнастической палки с различными переворачиваниями одной и двумя руками; гимнастическая палка вертикально перед собой, хват двумя руками за нижний край гимнастической палки и ловля ее.
С набивными мячами. Соединение различных движений с мячом с движениями ног и туловища; броски мяча ногами; перебрасывание мяча в парах из-за головы, снизу от груди.
С гантелями, штангой. Упражнения для верхнего плечевого пояса: исходное положение основная стойка, круговые движения плечами вперед, назад, стоя, сидя; сгибание-разгибание рук с гантелями; стоя в наклоне, спина прямая, рука согнута в локте, плечо параллельно корпусу, предплечье перпендикулярно; исходное положение основная стойка, отведение рук в стороны (кисти рук с гантелями смотрят вниз, вперед, назад).
Упражнения для туловища. В наклоне, спина прямая, руки со штангой опущены к полу, подъем штанги к поясу; жим штанги лежа на скамье; лежа на скамье разведение рук в стороны (руки чуть согнуты в локтях).
Упражнения для ног. Исходное положение основная стойка, в руках гантели — подъем на носки; исходное положение основная стойка, штанга на плечах — выполнять приседания. Каждое упражнение состоит из 3—4 серий по 10—12 повторений.
Упражнения на преодоление сопротивления. Стоя на коленях и сидя на полу в положении рука за спину толчком плеча и туловища вытолкнуть партнера из круга; борьба за предмет (отнять набивной мяч); перетягивание каната из различных исходных положений.
Лазанье. Соревнования на скорость; лазанье по гимнастической стенке различными способами; лазанье по канату различными способами; перелезание через различные препятствия.
Равновесие. Разновидности ходьбы, прыжков, поворотов, пробежек на бревне и на рейке перевернутой скамьи; выполнение различных по сложности комбинаций на бревне.
Элементы акробатики. Совершенствование длинных, коротких кувырков вперед, кувырков назад, кувырков через левое (правое) плечо, стойки на голове, стойки на руках с поддержкой. Различные комбинации вольных упражнений.
Опорный прыжок. Совершенствование всех видов ранее изученных прыжков с увеличением высоты снаряда, расстояния мостика от козла; прыжок через козла в длину способом «согнув ноги» (высота 110—115 см).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• основные способы и средства гимнастики для подготовки организма к трудовой деятельности, поддержания работоспособности, снятия напряжения после трудовой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять все виды лазанья, акробатических упражнений, равновесий;
• составлять комбинацию из 6—8 вольных упражнений и показывать их выполнение учащимся класса.
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Практическая значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека.
Практический материал
Ходьба. Ходьба в быстром темпе на отрезках от 100 до 300 м с фиксацией времени учителем. Ходьба в различном темпе с выполнением заданий учителя. Совершенствование ранее изученных видов ходьбы.
Бег. Упражнения в беге на отрезках до 50 м и в сочетании с ходьбой и медленным бегом. Медленный бег в равномерном темпе до 12—15 мин. Бег с варьированием скорости до 8 мин. Бег на короткие дистанции (100 м, 200 м). Вход в вираж, бег по виражу, выход из виража. Совершенствование эстафетного бега (4 раза по 100 м). Бег на средние и длинные дистанции (400, 800, 1500 м). Кроссовый бег по слабопересеченной местности на расстояние до 2500 м.
Прыжки. Прыжок в длину с полного разбега способом «согнув ноги», совершенствование всех фаз прыжка. Прыжок в высоту с полного разбега способом «перешагивание», совершенствование всех фаз прыжка. Прыжок в высоту с разбега способом «перекидной» (для сильных юношей).
Метание. Метание малого мяча с места в цель из различных исходных положений и на дальность с полного разбега в коридор шириной 10 м. Метание деревянной гранаты (250 г) в цель и на дальность с места и разбега. Толкание набивного мяча (3 кг) за счет движения туловищем, руками; совершенствование техники. Толкание ядра (3—4 кг) с места стоя боком по направлению толчка.
Комбинированные упражнения. Бег в среднем темпе, чередующийся с приседанием на месте, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, сгибание-разгибание туловища лицом вверх, лицом вниз.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как самостоятельно проводить легкоатлетическую разминку;
• как поддерживать состояние здоровья средствами легкой атлетики после окончания школы.
Учащиеся должны уметь:
• бегать в медленном темпе 12—15 мин;
• бегать на короткие дистанции (100 м, 200 м); средние и длинные дистанции (400, 800, 1500 м) на время;
• прыгать в длину и высоту с полного разбега;
• метать малый мяч на дальность;
• толкать ядро с места;
• бежать кросс на 2000 м.
ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА
Теоретические сведения
Практическая значимость зимних видов спорта в профилактике простудных заболеваний и гриппа.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения
Виды лыжного спорта; сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал
Поворот на параллельных лыжах. Повторное передвижение в быстром темпе на дистанциях 50—60 м (по кругу 200—250 м). Лыжные эстафеты (по кругу 400—500 м). Передвижения на лыжах на дистанцию до 2 км (девочки), на дистанцию до 3 км (мальчики). Игры на лыжах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• виды лыжного спорта;
• технику лыжных ходов.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять поворот на параллельных лыжах;
• проходить в быстром темпе 200—300 м (девочки), 400—500 м (юноши);
• преодолевать на лыжах дистанцию до 3 км (девочки), дистанцию до 4 км (мальчики).
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Теоретические сведения
Правила игры и элементарное судейство основных спортивных игр. Свободный досуг с использованием спортивных игр после окончания школы.
Баскетбол
Теоретические сведения
Влияние занятий баскетболом на профессионально-трудовую подготовку учащихся; правила судейства.
Практический материал
Вырывание и выбивание мяча в парах. Ведение мяча шагом и бегом с обводкой условных противников. Передача мяча в движении бегом в парах. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Штрафной бросок. Зонная защита.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как организовать любительскую (дворовую, производственную) команду по баскетболу с целью проведения активного отдыха;
• правила игры и судейства баскетбола.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять передачу мяча от груди в парах при передвижении бегом;
• вести мяч шагом с обводкой условных противников;
• бросать мяч по корзине двумя руками от груди в движении.
Волейбол
Теоретические сведения
Влияние занятий по волейболу на профессионально-трудовую деятельность; судейство игры, соревнований.
Практический материал
Прием, передача мяча сверху и снизу в парах через сетку. Многократный прием мяча снизу двумя руками. Блокирование нападающих ударов. Учебная игра.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как организовать любительскую (дворовую, производственную) команду по волейболу с целью проведения активного отдыха;
• правила игры и судейства волейбола.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять прямой нападающий удар;
• блокировать нападающие удары.
Система оценивания достижений планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы специального (коррекционного) образования 8 вида
Итогом образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов, достигнутых учащимися. Порядок аттестации обучающихся.
В учреждении проводятся следующие виды контроля успеваемости обучающихся: текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация.
Текущий контроль успеваемости обучающихся:
Текущий контроль успеваемости проводится поурочно. Текущему контролю подлежат обучающиеся всех классов школы. Текущий контроль 1-ых классов в течение учебного года осуществляется качественно без фиксаций их достижений в классных журналах в виде отметок по 5-ти балльной шкале.
Текущий контроль успеваемости обучающихся 2-9-х классов осуществляется поурочно, с фиксацией их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале.
Формы текущего контроля успеваемости обучающихся определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущего контроля сообщается учителем администрации бюджетного учреждения одновременно с предоставлением календарно-тематического графика (тематическим планированием) изучения программы заместителю директора школы по учебной работе.
Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5- балльной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку.
Обучающиеся, занимающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот план.
Промежуточная аттестация
Промежуточной аттестации подлежат обучающиеся всех классов школы. Промежуточная аттестация 2-9 классов проводится в конце четверти, полугодия, года, в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации, переводе обучающихся, в следующий класс по итогам учебного года». Проведение промежуточной аттестации осуществляется в форме контрольно-проверочных работ. Система оценивания знаний на контрольно-проверочных работах - 5-ти балльная система: 5-(отлично), 4-(хорошо), 3-(удовлетворительно), 2-(неудовлетворительно), 1-(плохо)».
Промежуточная аттестация 1-ых классов в течение учебного года осуществляется качественно без фиксаций их достижений в классных журналах в виде отметок по 5-ти бальной шкале.
Промежуточная аттестация в классах для детей с глубокой умственной отсталостью с 1 по 7 класс в течение учебного года осуществляется качественно без фиксаций их достижений в классных журналах в виде отметок по 5-ти бальной шкале.
Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося.
К годовой аттестации в форме итоговых контрольных работ допускаются все учащиеся переводных классов
От итоговых контрольных работ могут быть освобождены отдельные обучающиеся по состоянию здоровья.
Формами годовой аттестации являются:
- диктант - 2-9 классы
- контрольные работы по математике в 1-9 классах
Аттестация осуществляется по особому расписанию, составляемому заместителем директора по учебной работе ежегодно и утверждённому директором учреждения.
Обучение детей в I-м классе проводится без домашних заданий и балльного оценивания знаний. Обучающиеся во II-IX классах аттестуются по всем предметам по окончании каждой четверти.
Итоговая аттестация обучающихся.
Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) образования в учреждении завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Выпускники 9-х классов сдают экзамен по трудовому обучению. Вопрос о допуске к экзаменам решается педагогическим советом учреждения. Педагогический совет может освободить выпускника 9-го класса по состоянию здоровья от сдачи экзамена по трудовому обучению.
Освоение общеобразовательных программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией - экзаменом по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники Учреждения могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом законодательными актами.
Выпускникам учреждения, освоившим образовательные программы основного общего образования выдаются свидетельства государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Система мониторинга.
Области школьной оценки можно классифицировать следующим образом:
индивидуальные результаты учащихся - в сфере развития у них знаний, умений и навыков, выявляются в ходе психолого-педагогического мониторинга ( личностные и метапредметные результаты)
предметные результаты - результаты, полученные в процессе оценивания учителями школы на предметном уровне (контрольные срезы знаний согласно тематическому планированию);
внутришкольные результаты - результаты, полученные в ходе промежуточного контроля, итоговой аттестации учащихся;
Система оценивания результатов образовательной деятельности охватывает все классы, кроме 1-ых, и все предметы.
Методическое сопровождение образовательного учреждения
1-4 классы
1. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс. Автор-составитель Л.И. Рудченко. Волгоград: Учитель, 2007.
2. Программно – методические материалы. Коррекционно – развивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. Составитель С.Г. Шевченко. М.: Дрофа, 2001.
3. Программно – методические материалы. Коррекционно – развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Составитель С.Г. Шевченко. М.: Дрофа, 2000.
5-9 классы
1. Авторы программ Аксенова А.К. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. М. «Просвещение», 2003.
2. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку для V-VIII классов вспомогательной школы. М.:, «Просвещение», 1969.
учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.
Методические рекомендации условий успешного осуществления коррекционно-развивающей работы.
1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.
2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.
Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ.
При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно
подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект –либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения».Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен
знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.
9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.
страница 1 ... страница 27страница 28страница 29страница 30
скачать
Другие похожие работы: