Основная образовательная программа для детей с овз (VIII) вид муниципального образовательного бюджетного учреждения «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:
Директор МОБУ «Цвиллингская СОШ»
______________ К.К.Кураисова
01.08.2014год
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (VIII) ВИД
Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкого района Оренбургской области
2014-2015 годы
п.Дивнополье
Содержание.
Приоритетные направления образовательной деятельности образовательного учреждения по организации коррекционного обучения
Цели и задачи образовательной программы специальных
( коррекционных) классов 8 вида
III Организация обучения детей с задержкой психического развития
1. Положение о специальных (коррекционных) классах VIII вида в общеобразовательном учреждении
2.Базисный учебный план образовательного учреждения с классами коррекционно - развивающего обучения 8 вида
3.Содержание рабочих программ образовательной программы специальных (коррекционных) классов 8 вида
Организация интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях
Система оценивания достижений планируемых результатов освоения учащимися основной образовательной программы специального (коррекционного) образования 8 вида
Методическое обеспечение образовательного процесса коррекционного обучения
Приоритетные направления образовательной деятельности учреждения.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа» реализует специальную (коррекционную) образовательную программу для детей с замедленным психическим развитием VIII вида и для обучения и воспитания детей с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально - психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Нормативно – правовая база:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст.12, глава 4 ст. 34).
Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-3 (ст.15).
Закон РФ «Об основах системы безнадзорности, профилактики и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120 - ФЗ.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124 – ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии».
Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) ОУ I – VIII вида» (с изменениями от 26.12.2000г.).
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.04.1999г. № 27/511 - 6.
Письмо Министерства образования РФ от 28.06.2000г. № 27/1012 – 6 «Об итогах Всероссийской конференции «Компенсирующее и коррекционно – развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», г. Москва, 15-16 февраля 2000г.
Приказ Министерства просвещения СССР от 03.07.1981г. №103 № Инструкция по приёму детей в специальные школы-интернаты (школы с продлённым днём) для детей с ЗПР».
Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 03.06.1988г. №10-1036-б «О специализированных классах выравнивания для детей с ЗПР».
Инструктивное письмо Министерства образования РСФСР от 30.09.1989г. №10-1036-б «Методические рекомендации об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР».
Инструктивно – методическое письмо Министерства здравоохранения РСФСР от 23.01.90г. № 22-02-08/11 «О медико – профилактической работе в классах выравнивания для детей с ЗПР».
Письмо управления специального образования Минобразования РФ от 30.05.2003г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР».
Образовательное учреждение обеспечивает:
1) условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) формирование общей культуры личности обучащихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;
3) адаптацию и социализацию учащихся к жизни в обществе;
4) обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей, местных условий;
5) формирование здорового образа жизни.
Учреждение создает условия для максимального развития учащихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей.
Сведения о кадрах
Педагогический процесс осуществляют 14 педагогов.
Образование педагогов:
- высшее – 12 человек,
.
Уровень квалификации:
первая категория- человек,
вторая категория – 4 человека
Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о наличии определённого творческого потенциала, профессиональной компетенции и готовности учителей работать в инновационном режиме. Все педагоги проучились на курсах
Цели и задачи образовательной политики образовательного учреждения.
Целевые ориентации по личности ребенка, заложенные в образовательной программе, следующие:
Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
Создать положительную Я - концепцию, снять «синдром неудачника».
Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри - коллективные отношения.
Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.
Педагогический коллектив школы учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении с взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью развития. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации учебно-воспитательного процесса в классах VIII вида.
Основными условиями развития учащихся считаем:
учет возрастных особенностей;
развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.
В основной образовательной программе отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Данная образовательная программа содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.
Деятельность психологической службы в школе ориентирована на:
обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении;
на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики.
Таким образом, психологическая служба обеспечивает:
развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции учащихся;
обеспечение взаимодействия образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.
Психологическая служба образовательного учреждения, совместно с классными руководителями, ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.
Основными направлениями образовательной деятельности являются:
охрана и поддержание здоровья детей;
формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
адресная индивидуальная помощь детям, обучающимся на дому;
подготовка учащихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
обновление содержания образования;
повышение специальной компетентности учащихся.
Годовой календарный учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Цвиллингская общеобразовательная школа» и
организация учебно-воспитательного процесса.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Цвиллингская средняя общеобразовательная школа» » работает в режиме пятидневной рабочей недели в 1-4 классе и в режиме шестидневной рабочей недели в 5-9 классах.
Продолжительность учебного года в 1 классе 33 учебных недели, в 2-9 классах – 35 учебных недель с учетом государственной итоговой и переводной аттестации.
Организация учебного процесса образовательного учреждения осуществляется в одну смену.
Учебные занятия в общеобразовательном учреждении в первую смену начинаются в 09 часов 00 минут. Продолжительность уроков в 1- 2 четверти 1 класса - 35 минут, во 3-4 четверти - 45минут, во 2- 4 классах – 45 минут, в 5-9 классах – 45 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.
В 1 классе между 1-2 уроком организуется динамическая пауза 40 минут, в 2-4 классах между 3и 4 уроком – 20 минут.
Учебный год в школе начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года определяется годовым календарным графиком, согласованным с Министерством образования Оренбургской области и приказами районного управления образования Соль - Илецкого района.
Установлено следующее распределение учебных недель по четвертям в 2014-2015 учебном году:
1 четверть - 9 учебных недель - с 1 сентября по 31 октября 2014;
2 четверть - 7 учебных недель - с 10 ноября по 30 декабря 2014;
3 четверть - 9 учебных недель- с 12 января по 19 марта 2015;
4 четверть - 9 учебных недель – с 30 апреля по 31 мая 2014 .
Срок проведения государственной итоговой переводной аттестации по окончанию учебного года устанавливается директором школы по согласованию с районным управлением образования.
Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней
Дополнительные каникулы для обучающихся 1 класса проводятся в феврале – 7 дней:
осенние каникулы: с 01.11.2013 по 10.11.2013(10 дней)
зимние каникулы: с 29.12.2013 по 09.01.2014 (12 дней)
весенние каникулы: с 21.03.2014 по 30. 03.2014( 10 дней)
Домашние задания даются учащимся с учётом возможности их выполнения. Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках, факультативах во второй половине дня составляет 45 минут. В это время организуется отдых учащихся.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсии, ролевые игры. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д.
Учебный план учреждения позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному образовательному стандарту для учащихся с особыми образовательными потребностями.
Контингент обучающихся VIII вид формируется, в основном, из числа учащихся микрорайона МОБУ «Цвиллингская СОШ»» (п. Землянск) которым медико-педагогической комиссией рекомендовано обучение в специальных коррекционных классах VIII вида.
Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:
Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках, факультативах во второй половине дня составляет 45 минут. В это время организуется отдых обучающихся.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсии, ролевые игры. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д.
Учебный план учреждения позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному образовательному стандарту для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Контингент обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вид формируется, в основном, из числа обучающихся МОБУ «Цвиллингская СОШ» Соль-Илецкого района Оренбургской области, которым медико-педагогической комиссией рекомендовано обучение в специальных коррекционных классах VIII вида.
Количество учащихся 2013-2014 учебный год:
2 класс – 1 ученик,
3 класс - 2 ученика,
4 класс – 2 ученика,
5 класс - 1 ученик,
6 класс – 3 ученика,
7 класс – 2 ученика,
8 класс – 1 ученик,
9 класс – 1 ученик.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к базисному учебному плану специального
(коррекционного)
VIII ВИДА МОБУ « Цвиллингская СОШ»
Соль-Илецкого района Оренбургской области.
Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.
В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В V - IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
В I - IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально - трудовое обучение. В V класс введено природоведение, VIII - IX классы - обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V - IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.
К коррекционным занятиям в младших (I - IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V - IX) классах - социально - бытовая ориентировка
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые).
Продолжительность урока в течение всего учебного года; в 1 классе - 35 мин. (I четверть), начиная со II четверти - 45 мин.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия отводится 15 - 25 мин.
Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.
По окончании IX классов обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.
страница 1страница 2 ... страница 29страница 30
скачать
Другие похожие работы: