NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Особенности организации обучения в рамках компетентностно ориентированной модели образовательного процесса»


Мастер – класс учителя химии Никитиной Надежды Николаевны по теме: «Особенности организации обучения в рамках компетентностно – ориентированной модели образовательного процесса».

Россия, г.о.Похвистнево, МОУ Октябрьская СОШ

E-mail: [email protected].

Наша традиционная школа - «школа памяти» построена на запоминании массива систематизированной адаптированной научной теоретической информации. Такая модель обучения основывается на последовательности чередования четырех познавательных процессов: восприятие - память – понимание – суждение. Но в реальной ситуации линейного образовательного процесса, когда все научные явления раздроблены на мелкие части, на изучение каждой из которых отводится 1 урок, дело редко доходит до понимания и суждения. Здесь память выступает главным элементом обучения и практически замыкающим всю цепочку познания.

Апробируемая в нашей школе инновационная модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса выглядит несколько иначе. В ней память исключена как этап мыслительного процесса: восприятие – понимание – суждение – рефлексия. Учитель работает не с поголовной грамотностью, а с сознанием, мышлением ребёнка, учит уметь видеть смысл в изучаемых объектах.

В традиционной модели обучения учебный материал и содержание – это одно и тоже. В компетентно-ориентированной - учебный материал – это структура (рамка, подпорка, схема) с помощью которой ученик совершает мыслительные операции в различных ситуациях, а содержание – это конкретный способ выполнения деятельности. Для этого в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса заложены такие процедуры, как:

1) предъявление учителем не только сущности изучаемого явления (предметы, представления, понятия), но и элементов самого процесса мышления: операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических),

2) тренинг мышления в различных ситуациях (чаще всего это задачная ситуация), обеспечивающих учащимся осознать уровень собственного погружения в изучаемую проблему и выбрать необходимый.

Учебная деятельность в традиционном обучении сводится к следующим этапам:

1) восприятию и запоминанию одной дидактической единицы;

2) тренировке с обозначенной единицей;

3) закреплению в стандартных ситуациях с помощью учителя;

4) работе над ошибками после проверки знаний1.

Учебная деятельность в предлагаемой компетентностно-ориентированной модели предполагает:

1) выделение принципов конструирования чужой мысли на основе представления учителем укрупнённой дидактической единицы, содержащей обобщённый способ деятельности;

2) конструирование собственной мысли на основе обобщённого алгоритма способов деятельности;

3) построение плана решения задач на основе выделения в них признаков явления и обоснование возможности применения соответствующих способов деятельности в процессе коллективной деятельности учащихся;

4) пошаговая рефлексия процесса решения задач и собственной учебной деятельности2.

Организация учебной деятельности в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса предполагает идти не от текста учебника к структуре явления, как это происходит в традиционной модели обучения, а от структуры к любому тексту, который учащийся легко может проанализировать через рамку, обеспечивающую личностное понимание сущности явления. Чтобы такое состоялось, в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса единицей учебного процесса выступает не урок, а тема.

Апробируемую в нашей школе модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса часто сравнивают с технологией блочно-модульного обучения. Там учебный материал подаётся укрупнёнными блоками. Сходство на этом заканчивается. Попробуем проанализировать оба подхода на примере изучения темы «Органические соединения» в 9 классе.

Блочно-модульное обучение.

Тема «Органические соединения» 9 класс. 10ч.

Тематическое планирование.

  1. Лекция «Органические соединения» 3ч.

  2. Семинар «Органические соединения» 2ч

  3. Зачёт по теме «Органические соединения»1ч.

  4. Практикум по теме «Органические соединения»2ч.

  5. Урок-обобщение.1ч

  6. Контрольная работа по теме «Органические соединения»1ч.

Ожидаемый результат: Знать строение и свойства веществ основных классов органических соединений. Уметь составлять молекулярные и структурные формулы веществ различных классов; писать уравнения реакций, подтверждающие свойства.

Лекция: 3ч (30% времени) линейное, последовательное изложение в логике науки основных вопросов темы; объёмна по содержанию. Учитель читает лекцию, учащиеся записывают в тетрадь. Содержание лекции является учебным материалом.

Семинар:1ч (10% времени) повторение, закрепление информации по плану лекции. Учащиеся работают в группах, учитель заслушивает отчёт о работе в группах.

Зачёт:1ч (10% времени) Письменное или устное изложение учащимися основных вопросов лекции (часто при устном опросе выходящее за временные рамки урока).

Практикум:2ч (20% времени) Выполнение ряда разнородных упражнений, решение разноплановых задач. При дифференцированном подходе, учащиеся выбирают карточку на «3», на «4» или на «5». Решают индивидуально.

Урок-обобщение: 1ч (10% времени) Обобщение теоретических вопросов; групповое заполнение сводной таблицы (или схемы) «Органические соединения». Что с ней делать, если дальше будет другая тема? Учащимся остаётся просто её запомнить и отложить в уголках памяти «до лучших времён». В такой ситуации структура явления не работает «здесь и сейчас», поэтому и нет мотивации её запомнить.

Контрольная работа по теме «Органические соединения»:(10% времени) Контрольная работа содержит наиболее типичные упражнения и расчетные задачи.

Компетентностно - ориентированное обучение.

Тематическое планирование.

Тема «Органические соединения» 9 класс. 14ч.

Первым шагом в сценировании изучения темы для учителя является определение конечного результата, сформулированного в деятельностной форме. Этот результат должен быть сформулирован так, что любой человек должен понять, что будет делать учащийся, с каким объектом, с каким результатом.

Ожидаемый результат: Уметь характеризовать особенности состава, строения и свойств органических веществ; называть вещества различных классов и составлять их молекулярные, полные и сокращённые структурные формулы; распознавать реакции различных типов, отражающие свойства основных классов органических веществ.

I этап: (структура,генезис) 20% учебного времени:

1.1. Особенности состава, строения и свойств органических соединений; (структура) 1ч.

1.2. Особенности состава, строения и свойств органических веществ;(генезис) 1ч.

1.3. Семинар «Органические соединения» Зачёт по теории.1ч.

II этап: (самореализация) 53% учебного времени.

2.1.Практикум по теме «Особенности состава, строения органических соединений»; Самостоятельная работа №1. 2ч.

2.2 Практикум по теме «Особенности свойств органических соединений»; Самостоятельная работа №2 2ч.

2.3. Практикум «Особенности состава, строения и свойств органических соединений»; 4ч.

III этап: (рефлексия) 20% учебного времени.

3.1. Проверочная работа по теме «Особенности состава, строения и свойств органических соединений»;1ч

3.2. Практикум по теме «Особенности состава, строения и свойств органических соединений»; 1ч

3.3. Контрольная работа по теме «Особенности состава, строения и свойств органических соединений»; 1ч

1. Структура (планшет, рамка): цельный рассказ в знаково-символической форме. В структуре (планшете, рамке) должно быть дано всё точно, не нарушая науки, просто (доступно для ребенка), сжато (не = кратко!), что бы прослеживалась суть изучаемого явления (в логике мышления). На уроке учитель ведёт, излагает структуру, воспроизводя её на доске. Учащиеся следят за мыслью учителя, понимают мысль, воспроизводят данную схему у себя в тетрадях.

Генезис: Решение ключевых задач, являющихся неотъемлемой частью структуры явления и вытекающих из определённого конечного результата.

Примеры ключевых заданий:

1) Из перечня формул (формулы предлагаются) выбрать формулы углеводородов;2) разделить углеводороды на алканы, алкены, алкины; 3)назвать вещества; 4)написать их структурные (полные и сокращённые) формулы; 5) Из перечня выбрать формулы спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, аминокислот; 7)назвать вещества; 8) из предложенных реакций выбрать реакции соединения, разложения, окисления и т д.

Процесс решения ключевых задач осуществляется следующим образом: учащиеся вслух объясняют каждый шаг решения предлагаемых задач, учитель записывает на доске под их диктовку решение. Таким образом, обеспечивается гипертекстовое представление изучаемого явления «органические соединения», где основа гипертекста – это выше представленная структура, а гиперссылки – это ключевые задачи, которые разворачиваются не через очередную порцию информации, а через способы деятельности. Это обеспечивает интеллектуальное видение содержания и сущности явления. В этот момент идет процесс кодирования информации у каждого на своем уровне.

Семинар, зачёт: Групповая (парная) работа по структуре. Учащиеся рассказывают и разъясняют друг другу материал. Зачёт либо письменный, либо устный быстрый (блиц-опрос) по ключевым теоретическим вопросам структуры.

2. Самореализация: практикум, самостоятельная работа: Работа в парах, группах, индивидуально. Отработка ключевых задач, промежуточный контроль на степень усвоения ключевых задач.

Практикум: Работа по индивидуальной траектории. Учащимся ещё вначале изучения темы предлагается большой пласт задач от простых к сложным. Ученик сам достигает своего индивидуального максимума.

3. Рефлексия: проверочная работа, практикум, контрольная работа: Контроль и рефлексия. Текст проверочной и контрольной работы содержит одинаковые по форме задания. После проверочной работы учащиеся определяют, какие вопросы им нужно повторить. В зависимости от % учащихся, допустивших ошибки в заданиях, вопросы могут повторяться фронтально (как на генезисе), в малых группах или индивидуально.

Я считаю, что при таком подходе учащиеся учатся слушать не только учителя, но и своих одноклассников, выслушивать их точку зрения; обращаться к ним за помощью и оказывать помощь самому; самостоятельно распределять своё рабочее время, задавать конкретные вопросы по сути непонятного явления.

В рамках компетентностно – ориентированного обучения равные возможности предоставляются всем. Но принимает решение об уровне своих достижений сам ученик.


1 Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды: Монография / под ред. Н.А.Рыбакиной. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010. – С.32.

2 Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды: Монография / под ред. Н.А.Рыбакиной. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010. – С.39.





страница 1


скачать

Другие похожие работы: