«Особенности организации обучения в рамках компетентностно ориентированной модели образовательного процесса»
Мастер-класс учителя начальных классов Октябрьской СОШ г. Похвистнево Еремеевой В.В. по теме «Особенности организации обучения в рамках компетентностно - ориентированной модели образовательного процесса».
Россия, Самарская область, Октябрьская СОШ г.о. Похвистнево
Образование является связующим звеном между поколениями. Каждое последующее поколение должно суметь оценить, что создано предыдущими и самоопределиться в своём познании. Наша традиционная «школа памяти» построена на запоминании массива систематизированной сокращённой научной теоретической информации. Традиционная модель обучения основывается на четырёх познавательных процессах: восприятие - память – понимание – суждение. Здесь память выступает главным элементом обучения, ведущим к пониманию и выстраиванию суждения.
Предлагаемая инновационная модель выглядит несколько иначе: восприятие – понимание – суждение – рефлексия. Учитель работает не с поголовной грамотностью, а с сознанием, мышлением ребёнка, учит уметь видеть смысл. А для этого нужно 1) постоянно тренировать мышление в различных ситуациях (чаще всего это задачная ситуация) 2) иметь описание процесса мышления: иметь систему знаков, маркеров, когнетивную карту явления, на основе которой человек осознаёт, где он находится на данный момент познания сущности явления.
В традиционной позиции учебный материал и содержание – это одно и тоже, а с точки зрения метаконструкций - учебный материал – это структура (рамка, подпорка, , схема) с которой ученик оперирует, а содержание – это конкретный способ выполнения деятельности. (На минимуме информации – максимум деятельности). Знание как схема – это образ, который человек, решающий проблему, использует в качестве точки отсчёта. Это есть способ снижения перегрузки мозга. Запоминание перестаёт зависеть от биологических разрешающих возможностей памяти и превращается в сплав памяти и мышления (формируется опосредованное логическое запоминание). Здесь мы видим другой подход: не от текста к структуре, а от структуры к тексту. В данном случае единицей учебного процесса выступает не урок, а тема, учитель составляет не конспект урока, а сценарий взаимодействия, проект совместной деятельности.
В начале процесса сценирования учитель определят конечный результат. Читая его, любой человек должен понять, что будет делать учащийся, с каким объектом, в каких условиях с каким результатом.
Далее разрабатывает структуру - цельный рассказ в знаково-символической форме. Знак – это материализованная форма знания, которая позволяет «увидеть, пощупать и пересчитать мысли» Необходимо учить интеллектуально видеть и понимать содержание, стоящее за знаком. Знак – первое представление о смысле явления. В структуре (планшете, рамке) должно быть дано всё точно, не нарушая науки, просто (доступно для ребенка), сжато (не = кратко!), что бы прослеживалась суть изучаемого явления.
В начальных классах учащиеся знакомятся с различными единицами величин: длины, массы, площади, времени; с соотношениями между ними, складывают и вычитают однородные величины, выраженные в единицах одного или двух наименований, умножают и делят величины на число.
Действия с величинами, выраженными единицами одного наименования, обычно не вызывают у учащихся затруднений, так как они сводятся к выполнению действий с их числовыми значениями.
Но большинство учащихся испытывает трудности при переводе однородных величин, выраженных в единицах одних наименований, в другие, а также при выполнении действий с однородными величинами, выраженными в единицах различных наименований, что негативно сказывается в дальнейшем обучении учащихся по физике.
Эти трудности могут обуславливаться различными причинами:
недостаточной работой по формированию представлений о той или иной величине;
2)недостатком практических упражнений, целью которых является измерение величин;
3)формальным введением единиц величин и соотношений между ними;
4) однообразием упражнений, связанных с переводом однородных величин одних наименований в другие.
Рассмотрим два подхода в изучении данной темы: традиционный и инновационный.
А изучение любого материала начинается с планирования. Поэтому я в первую очередь внесла изменения в порядок изучения тем, укрупнив подачу изучаемых явлений, увеличив время на осознание способов деятельности учащимися (т.е на самостоятельную работу по выбранной траектории). И самое главное, изменила структуру изучения темы.
Учебная деятельность в традиционном виде сводится к:
1)воспроизведению, запоминанию одной дидактической единицы;
2)тренировке с обозначенной единицей;
3)закреплению в стандартных ситуациях с помощью учителя;
4)работе над ошибками после проверки знаний.
Учебная деятельность по компетентностно -ориентированной технологии предполагает:
1)выделение принципов конструирования чужой мысли на основе представления учителем укрупнённой дидактической единицы, содержащие обобщённый способ деятельности;
2)конструирование собственной мысли на основе обобщённого алгоритма способов деятельности;
3)построение плана решения задач на основе выделения в них признаков явления и обоснование возможности применения соответствующих способов деятельности в процессе коллективной деятельности учащихся;
4)пошаговая рефлексия процесса решения задач и собственной учебной деятельности.
Рассмотрим организацию изучения темы « Величины» в 4 классе математики , используя различные подходы преподавания : традиционную и в рамках эксперимента.
-
№
Тема урока
Ко-во часов
Ожидаемый результат
23 часа
1
Единицы длины
2
Знать единицы длины
2
Единицы площади
4
Знать единицы площади
3
Решение задач.
1
Уметь решать задачи
4
Палетка
1
Уметь пользоваться палеткой
5
Сравнение единиц
1
Уметь сравнивать единицы длины и площади
6
Единицы массы
2
Знать единицы массы
7
Единицы массы. Знакомство
2
Знать единицы массы
8
Перевод единиц времени
1
Уметь переводить единицы времени
9
Решение задач
1
Уметь решать задачи
10
Секунда
1
Знать 1мин=60с
11
Век
1
Знать 1 век=100 лет
12
Таблица единиц времени
1
Знать таблицу единиц времени
13
Упражнения для закрепления
3
Закрепить пройденное
14
Контрольная работа
1
Проверить знания по теме
15
Анализ контрольной работы
1
Провести работу над ошибками
При компетентностно-ориентированном подходе организация образовательного процесса основывается на законченных циклах. Каждый такой цикл имеет жесткую структуру, которую можно разбить на несколько этапов.
Первый этап: Осознание структуры изучаемого явления. На этом этапе вводится модель изучаемого явления, алгоритмы решения различных задач, а также рассматриваются ключевые задачи по данной теме.
Второй этап: Осознание генезиса способов деятельности. Большая роль на данном этапе отводится внешней речи учащихся; решаются задачи, соответствующие ключевым, и всевозможные их комбинации.
На эти два этапа отводится до 30℅ общего времени изучения темы.
Третий этап: Этап самореализации, включающий большой набор заданий от простых к сложным. На реализацию данного этапа отводится от 40 до 50℅ всего времени.
Четвертый этап: Рефлексия, куда входит контроль знаний, усвоенных учащимися по данной теме.
-
№ темы
Тема занятия
Кол-во часов -15
Ожидаемый результат
1
Знакомство с величинами:
1.1. Масса, длина; время, площадь.
2ч
Знать таблицы соотношения единиц массы, длины; времени, площади.
1.2. Зачет по теории
2
Преобразование величин:
2.1.Из большей в меньшую:
4ч
Уметь преобразовывать величины: из большей в меньшую; из меньшей в большую.
2.2.Из меньшей в большую.
3
Действия с величинами
3.1«Как сравнивать величины. Сложение и вычитание».
6ч
Уметь сравнивать величины.
3.2.Семинар по теме
Уметь работать по алгоритму.
3.3-3.6.Урок-практикум
Уметь работать в паре.
4
Самостоятельная работа №4 «Сравнение величин».
1ч
Проверить умения превращать величины из меньшей в большую, из большей в меньшую и сравнивать их.
5
Урок- рефлексия по теме «Сравнение величин».
1 ч
Провести работу над ошибками
6
Контрольная работа по теме«Сравнение величин».
1 ч
Проверить усвоение пройденной темы
Более подробно рассмотрим различия в объяснении нового материала на примере подтемы данной темы « Перевод единиц»
Традиционная система | Компетентностно - ориентированное обучение | ||||||||||||||||||||
Перевод больших единиц в меньшие | Перевод больших единиц в меньшие | ||||||||||||||||||||
1 м=100 см 2м= 200 см 28 а=…м² 17 км=…м 8 км 060м=…м 3ц=…кг 2 сут.=…ч 3 года=…мес. 6ч=…мин Сравни: 7 200м и 72 км; 50 а и 5 га 400 м и 1 км |
| ||||||||||||||||||||
Перевод меньших единиц в большие. | Перевод меньших единиц в большие. | ||||||||||||||||||||
50 ед= 5 дес. 365 ед.=36 дес.5 ед. 5050 ед.=5 тыс. 50 ед. 50см= 5 дм 184 дм=18 дм 4 см 9006 м = 9 км 6 м |
|
В традиционной системе перевод больших единиц в меньшие осуществляется на основе нумерации или по образцу. Ребёнок должен сразу проводить аналогии , не всегда умея определять количество десятков или сотен в многозначном числе. В экспериментальной системе - по заданному алгоритму, что облегчает понимание данной темы и даёт возможность, расписывая каждый шаг, видеть результат.
Я считаю, что при таком подходе учащиеся учатся слушать не только учителя, но и своих одноклассников, выслушивать их точку зрения; обращаться к ним за помощью и оказывать помощь самому; самостоятельно распределять своё рабочее время, задавать конкретные вопросы по сути непонятного явления.
При коллективной деятельности равные возможности предоставляются всем. Но принимает решение об уровне своих достижений сам ученик, сам достигает своего индивидуального максимума.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: