«особенности организации обучения в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса»
Мастер-класс учителя русского языка и литературы Октябрьской СОШ г.Похвистнево Куприяновой Т.А. по теме «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
РОССИЯ, САМАРСКАЯ ОБЛ., ОКТЯБРЬСКАЯ СОШ Г.О.ПОХВИСТНЕВО.
На протяжении столетий многое менялось в педагогике: методы, формы обучения. Неизменным остаётся лишь результат: научить ребёнка, дать ему возможность овладеть знаниями и умениями применить эти знания в различных жизненных ситуациях.
Какова же модель учебной деятельности в рамках компетентностно-ориентированной образовательной среды и так ли существенно её отличие от традиционной модели обучения?
В традиционной модели, составляющие части которой вы видите на экране, главное место занимает память, так как без запоминания правила нет понимания.
Предлагаемая инновационная модель выглядит несколько иначе: восприятие – понимание – суждение – рефлексия. Учитель работает не с поголовной грамотностью, а с сознанием, мышлением ребёнка, учит уметь видеть смысл. А для этого нужно 1) постоянно тренировать мышление в различных ситуациях (чаще всего это задачная ситуация) 2) иметь описание процесса мышления: иметь систему знаков, маркеров, когнетивную карту явления, на основе которой человек осознаёт, где он находится на данный момент познания сущности явления.
В традиционной позиции учебный материал и содержание – это одно и то же, а с точки зрения метаконструкций - учебный материал – это структура (рамка, подпорка, , схема) с которой ученик работает, а содержание – это конкретный способ выполнения деятельности. (На минимуме информации – максимум деятельности). Знание как схема – это образ, который человек, решающий проблему, использует в качестве точки отсчёта. Это есть способ снижения перегрузки мозга. Запоминание перестаёт зависеть от биологических разрешающих возможностей памяти и превращается в сплав памяти и мышления (формируется опосредованное логическое запоминание). Здесь мы видим другой подход: не от текста к структуре, а от структуры к тексту.
Учебная деятельность в традиционном виде сводится к:
1)воспроизведению, запоминанию одной дидактической единицы;
2)тренировке с обозначенной единицей;
3)закреплению в стандартных ситуациях с помощью учителя;
4)работе над ошибками после проверки знаний.
Учебная деятельность по компетентностно-ориентированной технологии предполагает:
1)выделение принципов конструирования чужой мысли на основе представления учителем укрупнённой дидактической единицы, содержащей обобщённый способ деятельности;
2)конструирование собственной мысли на основе обобщённого алгоритма способов деятельности;
3)построение плана решения задач на основе выделения в них признаков явления и обоснование возможности применения соответствующих способов деятельности в процессе коллективной деятельности учащихся;
4)пошаговая рефлексия процесса решения задач и собственной учебной деятельности.
В данном случае единицей учебного процесса выступает не урок, а тема, учитель составляет не конспект урока, а сценарий взаимодействия, проект совместной деятельности. В начале процесса сценирования учитель определяет конечный результат. Читая его, любой человек должен понять, что будет делать учащийся, с каким объектом, в каких условиях с каким результатом. Далее разрабатывает структуру - цельный рассказ в знаково-символической форме. Знак – это материализованная форма знания, которая позволяет «увидеть, пощупать и пересчитать мысли» Необходимо учить интеллектуально видеть и понимать содержание, стоящее за знаком. Знак – первое представление о смысле явления. В структуре (планшете, рамке) должно быть дано всё точно, не нарушая науки, просто (доступно для ребенка), сжато (не = кратко!), чтобы прослеживалась суть изучаемого явления.
Первый этап – это подача теоретического материала с осознанием структуры изучаемого явления. Теория составлена с учётом уже имеющихся знаний у учащихся и добавлением необходимого материала. Я отвожу на неё 1 урок или 2, в зависимости от класса сложности и объёма материала темы. На втором уроке дети должны воспроизвести теоретический материал. В 5 классе сначала идёт воспроизведение (проговаривание) вслух теоретического материала по вопросам учителя всем классом или отдельно, а потом опрашивается каждый ученик, один или в паре.
Второй этап – это осознание генезиса способов деятельности. Отличие от традиционной модели в подходе к выполнению задания. На этом этапе учащиеся выполняют необходимый набор упражнений и заданий. Большая роль на данном этапе отводится внешней речи учащихся. Очень важным на данном этапе работы является обязательное включение заданий, встречающихся по этой теме в олимпиадах, на ЕГЭ и в ГИА ( примеры такой работы вы увидите далее). Такая работа, по моему мнению, нацеливает учащихся на серьёзное осознание важности этой темы. Именно на этом этапе ученики должны овладеть специальным алгоритмом или памяткой для решения задач.
На первые два этапа отводится до 30 % от общего времени изучения темы.
Третий этап, на который отводится 40-50% всего времени, является этапом самореализации. На данном этапе учащиеся должны выполнить набор заданий, соответствующий их способностям. Здесь ученику необходимо сделать выбор в пользу 1,2 или 3 уровня сложности заданий, что соответствует возможностям каждого. То есть 1 уровень предполагает набор заданий , соответствующий блоку А, 2 уровень – блоку Б, 3 – блоку Б и С.
Четвёртый этап – рефлексия, куда входит контроль знаний, усвоенных учащимися по этой теме
Представляю вашему вниманию разработку темы «Фонетика и графика» по данной модели.
Традиционная модель уроков. | Модель проектирования компетентностно-ориентированной образовательной среды. |
12 часов. | 8 часов. |
Тема раздроблена на 8 параграфов. 1.Что изучает фонетика. 2. Звуки гласные и согласные. 3. Слог, ударение. 4. Произношение ударных и безударных гласных звуков. 5. Произношение согласных звуков. 6. Звуки и буквы. Алфавит. 7. Что обозначают буквы е ,ё, ю ,я. 8. Фонетический разбор слова. | Теория составлена единым блоком и подаётся на 1 уроке. Объединен материал 8 параграфов. |
Нет целостной картины, так как тема даётся частями. | Даётся целостная картина темы, так как представлена единым блоком в сравнении (звуки и буквы). |
Ребёнок пытается представить звуковую картину слова на слух. | Ребёнок видит звуковую картину слова, исходя из буквенного состава слова. |
На 1 уроке осуществляется запись учащимися блока теоретического материала в тетради для теории (такие тетради ведут все ученики с 5 по 9 классы) вместе с учителем. Учитель записывает на доске и обращает внимание учащихся на все важные моменты. Возможна подача теоретического блока готовым напечатанным материалом каждому ребёнку с последующим разъяснением учителя. Выбор остаётся за учителем, знающим возможности класса. И ещё вниманию учащихся предлагается алгоритм, памятка работы над словом.
1. Проверь, есть ли в слове ь или ъ.
2. Есть ли е, ё, ю, я, и в какой позиции находятся?
3. Проверь, есть ли в слове буквы о,а,е, я, и в каких позициях они находятся.
4. Обрати внимание на конец слова. Есть ли буквы б, в, г, д, з, ж,которые на конце слова оглушаются.
5. Проверь, есть ли в словах стечение согласных букв, относящихся к 6 парным звонким и глухим согласным.
6. Проверь, не оканчивается ли глагол на –тся, -ться?
7) Проверь, нет ли в прилагательном сочетания –тск-?
Давайте на конкретных примерах представим работу по данной памятке со словами. Например, возьмём слова берег, южная, ложка, подъезд.
2 урок – опрос учителем теоретического материала.
3 урок – второй этап – генезис. Учащимся предлагается по алгоритму-памятке вместе с учителем выполнить весь круг заданий по этой теме:
1) расставить слова в алфавитном порядке;
2) распределить слова в зависимости от того, совпадает или не совпадает количество букв с количеством звуков;
3) распределить слова по звонкости-глухости и по мягкости-твёрдости звуков;
4) уметь видеть слова, в которых происходит оглушение или озвончение согласных звуков;
5) уметь выполнять фонетический разбор слов.
В конце 3 урока учащимся предлагается десятиминутная прверочная работа №1 с цель проверить уровень усвоения ими материала.
4-6 уроки – самореализация, выполнение необходимого набора упражнений. На 6 уроке даётся пятнадцатиминутная проверочная работа, включающая в себя задания, которые выполнялись на уроках.
7 урок – анализ проверочной работы, отработка заданий, с которыми учащиеся не справились или слабо справились во время проверочной работы.
8 урок – разноуровневая контрольная работа по теме с обязательным включением в неё заданий, построенных по типу заданий в проверочной работе.
Что же даёт такой подход к обучению?
При таком подходе учащиеся учатся слушать не только учителя, но и своих одноклассников, выслушивать их точку зрения, уметь обращаться за помощью и помогать другим, самостоятельно распределять своё рабочее время, задавать вопросы по сути непонятного явления.
При коллективной деятельности равные возможности предоставляются всем. Но принимает решение выбрать уровень овладения знаниями и способами деятельности САМ ученик, и САМ же достигает его.
Раздатка №1.
Фонетика и графика.
« Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова».
М.Горький.
Фонетика – учение о звуках речи.
Гласные звуки (6) [ а, о, у, ы, и, э]
Ударные.
Безударные.
Ударение силовое, подвижное (волна – волны), свободное (поздно – арбуз).
Согласные звуки – 36.
1) По звонкости-глухости: 2) По твёрдости-мягкости
Звонкие Глухие
Парные Твёрдые Мягкие
[б] [п] Парные
[в] [ф] [б] [б’]
[г] [к] [в] [в’]
[д] [т] [г] [г’]
[з] [с] и так далее
[ж] [ш] Непарные
Непарные [ж, ш, ц] [ч’, щ’, й’]
[р, л, м, н, й] [ х, ц, ч, щ]
Графика – обозначение звуков речи на письме.
Букв – 33 = 10 гласных + 21 согласная +ъ, ь.
АЛФАВИТ
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Обозначают по 2 звука. Обозначают 1звук и мягкость
[‘йэ] 1) В начале слова (ёж) впереди стоящего согласного.
[‘йо] 2) После гласных (решение) [‘э] день
[‘йу] 3) После ъ, ь (объявит) [‘о] мёд
[‘йа] [‘у] люк
[‘а] мяч
Ъ,Ь – нет звука.
Оглушение и озвончение – процесс уподобления в произношении.
ТОЛЬКО 6 ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ.
Оглушаются в абсолютном конце слова (снег – [сн’эк]).
На стыке двух согласных 2-й звук подчиняет себе 1-й. (вокзал - [в а г з а л],
Сладкий – [с л а т к’и й]
Раздатка №2.
Задание №1.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сын?
Щиплет, жизнь, циркуль, щит, читка, бежит, ширь.
Задание №2. Какие слова получатся, если в приведённых словах глухие согласные заменить парными звонкими?
Кора, слой, шар, толк, сверь.
Задание №3. Как изучающим фонетику может помочь предложение
Пастух Фока, хочешь щец?
Задание №4. По какому признаку приведённые слова можно разделить на 2 группы?
Берег, петля, вьёт, метёлка, мятеж, поют, ёж, июль, ясный, люк.
Задание №4. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятёрка, июль, женитьба, приют.
Задание №5. Определите, сколько раз названные звуки употреблены в тексте.
[ц] : Хвост овечий – сердце бьётся, расстаётся с телом дух. Что ж он, чёрт, лежит, не рвётся, ждать мне больше недосуг.
[ч’]: Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть-то можно, думал, что её беречь?
Задание №6. Запишите по 3 примера слов, в которых один звук обозначался бы двумя буквами, а одна буква обозначала бы два звука.
Задание №7. Запишите по 3 примера слов, в которых 1) количество букв совпадало бы с количеством звуков; 2) букв больше, чем звуков; 3) звуков больше, чем букв.
Итоговая контрольная работа по теме «Фонетика» в 5 классе.
Задания 1 уровня.
1) Выпишите все глухие согласные звуки из предложения:
Пастух Фока, хочешь щец?
2) Распределите слова в два столбика в зависимости от того, сколько звуков в них заменяют буквы ё,е,ю,я.
Берег, петля, вьёт, метёлка, мятеж, поют, ёж, июль, ясный, люк.
3) Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятёрка, июль, женитьба, приют.
4) Выпишите слова, в которых все согласные - глухие.
Писать, витрина, поклон, присмотреть, крот, кров, ночка, сваты.
5) Выпишите слова, в которых все согласные - мягкие.
Веселей, плетень, ступени, тюлень, миленький, добренький, большой, туфли.
6) Выпишите те слова, в которых все согласные - твёрдые.
Договор, забор, приезд, турне, повторение, колос, голосовые, домовой.
7) Запишите звуки, которые стоят на месте подчёркнутых букв в словах:
Кузьминична, пятак, нарочно, к дому, под столом.
8) Выполните фонетический разбор слов румяный, юла.
Задания 2 уровня.
1) Охарактеризуйте звуки: [у], [м], [с], [щ].
2) Запиши правило, когда происходят процессы озвончение и оглушение и подтверди это примерами, приведёнными ниже.
Загадочный, над тобой, в лесу, кров, плот, любовь, с разбегу, сгорел, бровки.
3) Подсчитай, сколько раз содержится звук [ш] в предложении: Сегодня в нашей спортшколе состоится расширенное совещание.
4) Запиши буквы, которые не обозначают звуков, и буквы, обозначающие по 2 звука, подтвердив это своими примерами.
5) Выпишите слова, в которых есть звук [п].
Пьеса, проверка, автостоп, клуб, приступ, обклеить, пятиборье, вглубь, распиленный, россыпь, заскрипеть, общественность.
6) Выпишите из ряда слов по два примера, когда: 1) количество букв и звуков в слове совпадает; 2) букв больше, чем звуков; 3) звуков больше, чем букв.
Сердце, цепкий, ящерица, властный, красивый, злость, юноша, зоренька, Ольга, разиня.
7) Запиши столько женских или мужских имён, сколько парных звонких согласных ( это должна быть первая буква в имени).
8) Запишите звуки, которые будут произноситься в словах на месте подчёркнутых букв:
Лягушка, километр, звенья, влюбиться, конечно, тире, помощник, Ильинична.
9) Выпишите слова в 2 столбика. В 1-й - слова, в которых происходит оглушение, а во 2-й - озвончение.
Впереди, ложка, к дому, в среду, от берега, дорожка. с гирей, под столом, визг, присказка, в саду, подписать, гвоздь, отбежал, вокзал.
10) Выполни фонетический разбор слов зазнаётся, сердце.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: