Отчет о деятельности детских библиотек г. Юрги. 2013 год Сведения о цбс
5.6. Перечислите темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов.
Остается ряд запросов, по которым библиотеки не могут предоставить информацию в полной мере. В библиотеках не хватает книг по праву, экологии, здоровому образу жизни, спорту, профориентации, краеведению для детей младшего школьного возраста, книг современных авторов от дошкольников до подростков, недостаточно экземпляров произведений классиков русской, российской, зарубежной литературы.
Книги:
Булгаков М. Собачье сердце.
Мориц Ю. Стихи.
Остер Г. Вредные советы.
Гомер. Илиада. Одиссея.
Литература по психологии (язык жестов)
Козлов, С «Как оттенить тишину» Козлов, С «Звуки и голоса» Лафонтен, Ж «Волк и журавль» Паустовский, К «Корзина с еловыми шишками»- в фонде 1 экз Хмельницкий, В «Соловей и бабочка» О'Мэлли Брайан Ли - Скотт Пилигрим против вселенной КиплингР. Кошка, которая гуляла сама по себе Крапивин В. Звезда под дождем Льюис К.С. Последняя битва Чарская Л. Записки маленькой гимназистки Черный С. Домик в саду
Темы:
1.География Кузбасса
2.Компьютер для начинающих
3.Познавательные энциклопедии для малышей
4.Экология Кузбасса
5.7. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность.
Все новые и новые формы работы с задолжниками появляются в
библиотеках.
Обеспечение сохранности фонда – одна из основных функций детской библиотеки №5. Замечательная форма работы с задолженностью придумана в детской библиотеке №5 - это письма-просьбы от имени детей-читателей,
которые «заждались» книги в библиотеке, к читателям - должникам. Эта
форма работы оказалась более действенной, чем звонки по телефону. К работе по ликвидации читательской задолженности активно
привлекаются читатели-дети, активисты библиотеки, школьные
классы. Традиционными стали Дни и Недели прощения читательских
задолженностей, Дни рассеянных читателей, выпуск информационных
листков «Их забыли сдать…». Эти мероприятия дают возможность
вернуть книги без штрафных санкций.
Всё чаще в практике библиотек используются такие активные формы работы, как акции: «Их ждут другие читатели», «В Новый Год без долгов».
Одна из работ по сохранности книжного фонда, является работа с задолжниками. Раз в месяц в библиотеке №5 проверяются читательские формуляры с целью контроля за своевременным возвратом выданных книг. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб, о чем записывается в журнале «Список книг, взамен утерянных».
Для воспитанников детского сада №12 специалисты библиотеки №5 подготовили праздник «Книга - лучший друг».
В ходе мероприятия ребята узнали, что книги по-прежнему достаются государству высокой ценой, и бережно относясь к своим книгам, они помогают спасти огромные лесные массивы от вырубки.
Было сказано много добрых слов о книге, процитированы поучительные басни и стихи о детях, которые плохо обращались, с книгами и что из этого вышло. Библиотекари постарались, донесли до воспитанников то, что книга по сравнению с современными источниками информации есть и остаётся источником знаний, добра и бодрости духа, она помогает общаться и дружить. В гости к ребятам пришел Доктор Айболит, который сыграл с ребятами в игру «Книжкина больница».
Для ребят – это и игра, и труд, с помощью которого они не навязчиво научились любить, ценить, сочувствовать и бережно относиться к книгам. А скучное занятие – ремонт книг – превратилось в интереснейшее дело.
Праздник вызвал у детей эмоциональный отклик и желание беречь книги и заботиться о них.
На примере выставки – «Книга просит защиты», где представлены новые, красивые, но порванные и грязные, с загнутыми листами книги, которые обращаются и просят помощи. Дети учатся бережному отношению с книгами, сокровищами которые любят уход и ласку, знакомятся с наиболее интересными книгами, журналами, имеющимися в библиотеке.
В рамках "Весенней Недели Добра» девочки-читатели из 2,4 класса школы №15 провели в библиотеке №5 акцию «Чистота на книжных полках». Протирали пыль с книжных полок, аккуратно расставляли книги и газеты, а также сделали влажный душ цветам.
Детско-юношеская библиотека №2:
«Заходите в книжкин дом» - экскурсия.
«Очень надо человеку посетить библиотеку» - первый визит малыша в библиотеку.
«Библиотечный теремок» шоу – ассорти.
«Книжкины прогулки» утро удивление
«Вам почемучки» выставка – просмотр.
«Чудо – имя, которому книга» выставка – раздумье.
В рамках данных мероприятий красной нитью проходит мысль о бережном отношении к книге, как правило, в игровой форме, а иной раз и с элементами театрализации. А в «Книжкиной больнице» ребята с удовольствием «лечат» книги. Здесь дети не только приносят пользу своим трудом, но и общаются друг с другом в неформальной обстановке.
Проведена акция: «Посильная помощь». В игровой форме читатели библиотеки собирали книги у юных должников и получали за это баллы: за принесенные книги, за оповещение должника, за ремонт книги. Участники, получившие наибольшее количество баллов, были поощрены призами. С их помощью собрано 47 книг.
Помещения библиотек ежедневно проветриваются, соблюдается санитарный режим, проводится ежедневная влажная уборка всех поверхностей, подоконников, пола. Один раз в месяц, в санитарный день, проводится влажная уборка стеллажей и обеспыливание книг. Один раз в три месяца моются стены и окна. Температурные условия – естественные, освещение в норме. Имеются противопожарные инвентари, противопожарная сигнализация. Исправность инвентаря периодически проверяется. Ежегодно проводятся инструктажи по технике безопасности. Поэтому работники библиотеки умеют обращаться со средствами тушения пожара и правильно использовать их. Проводятся семинарские занятия по сохранности книжных фондов. Во всех библиотеках ведется «Тетрадь учета мероприятий» по сохранности книжного фонда.
Работа по выявлению задолжников ведется кропотливая и настойчивая. При записи в библиотеку с каждым ребенком или взрослым проводится подробная индивидуальная беседа и мини - экскурсия по библиотеке. Формуляры задолжников выделены в отдельную группу. Работниками библиотеки просматривается каждый экземпляр сданной книги, а в читальном зале делаются пометки о первом предупреждении, о замене книги, об общественном порицании. Итоги всей работы отражены в «Уголках читателя» и на рекламных стендах.
В 2013 году библиотекарь младшего абонемента БСЧ им. Т. Рубцовой разработала информационный бюллетень «Их ищет библиотека», в котором отражаются Правила пользования библиотекой и список задолжников, постоянно обновляемый и редактируемый. Благодаря тому, что библиотекари активно используют в работе по сохранности книжного фонда самые разнообразные формы, как правило, к концу года в библиотеке отсутствуют задолжники, либо их количество сведено к минимуму.
На занятиях ребята учатся бережному отношению к книге и самостоятельному ремонту ветхих книг. За время работы школы ребятами было отремонтировано более 700 экз. книг. Проводились мероприятия «Книга - верный друг детей. Береги ее, жалей!» (сценарий данного мероприятия вошел в областной методический сборник «Библиотечная жизнь Кузбасса». Оформлен красочный буклет о работе Школы Айболита.
Библиотекари БСЧ им.Т.И.Рубцовой принимают активное участие в акциях «Книга, живи!», «Книге - вторую жизнь», «Учебник в дар».Благодаря деятельности Школы был оформлен ряд выставок: « Возрожденные книги», « Благодарные книги», « Книги благодарят читателей».
6.Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
Функции библиотеки многообразны, но, безусловно, к числу важнейших относится справочно-библиографическое обслуживание – обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации. Каждый из видов библиографической работы направлен на выполнение информационной функции библиотеки.
6.1. Справочно-библиографический аппарат библиотек.
Справочно-библиографический аппарат детских библиотек в целом:
Каталоги:
алфавитный
систематический
систематический каталог 1-3 кл
систематический каталог 4-5 кл
систематический каталог 6-9 кл
систематический каталог для РДЧ.
Картотеки:
Систематическая картотека статей
Краеведческая картотека
Методическая картотека.
Картотека стихов.
Картотека ЦПИ: «Это поможет тебе».
Картотека «Куда пойти учиться»
Картотека «Наши праздники»
Картотеку периодических изданий «Время читать».
В течение года проводится текущая работа с каталогами: расстановка карточек на вновь поступившие документы, замена разделителей в каталожных ящиках.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей.
Информационное и справочно-библиографическое обслуживание ведется дифференцировано, с учетом возрастных особенностей пользователей, по ранее сформированным группам: например, руководители детского чтения. Используются как индивидуальные, так и массовые формы работы. Мы стараемся качественно и оперативно удовлетворять все запросы пользователей.
За прошедший год выполнено: 4850 справок.
| Виды справок | Выполнено справок. | Кол-во консуль таций | ||||||
Темати ческие | Уточняющие | Адрес ные | Факто графи ческие | Всего | в т.ч. вирту альн. | в т.ч. краевед. | |||
1 | БСЧ № 1 им. Т.И.Рубцовой | 1015 | 799 | 449 | 163 | 2678 | 586 | 116 | 252 |
2 | ДЮБ № 2 | 600 | 126 | 216 | 80 | 1048 | - | 18 | 26 |
3 | Б-фил. № 5 | 396 | 95 | 346 | 88 | 1124 | - | 95 | 199 |
| Всего: | 2011 | 1020 | 1011 | 331 | 4850 | 586 | 229 | 477 |
- Консультант плюс в Центре правовой информации.
6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)
Как постоянную категорию пользователей библиотекари выделяют руководителей детского чтения, в частности, педагогов дошкольного и среднего образования. Они являются как индивидуальными, так и групповыми абонентами, получающими целенаправленную информацию в помощь образовательному и воспитательному процессам.
Наименование библиотеки | Индивидуальное информирование | Групповое информирование | Всего | |||
| Абонентов | Тем | Абонентов | Тем | Абонентов | Тем |
Библиотека №5 | 7 | 9 | - | - | 7 | 9 |
ДЮБ №2 | 2 | 4 | 4 | 5 | 6 | 9 |
БСЧ им.Рубцовой | 5 | 15 | - | - | 5 | 15 |
Итого | 14 | 28 | 4 | 5 | 18 | 33 |
Формы учета абонентов в БСЧ № 1 им. Т.И.Рубцовой:
Картотека индивидуального информирования
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:
Библиотеки г. Юрги, работающие с детьми, стараются применять новые формы в массовом информационном обслуживании. В ряде библиотек массовое информирование о новой литературе осуществляется в печатном и в электронном виде на сайте центральной библиотеки и в отдельно созданных группах на «Одноклассниках». Возможности сайта библиотеки можно эффективно использовать для привлечения детей, молодежи к чтению. Это – главная задача группы «Детская библиотека № 5» в социальной сети «Одноклассники». Библиотеки активно расширяют зоны своего влияния, осваивают новое для себя пространство. Примером тому могут служить информационные акции выездного характера: праздник под открытым небом «День города» (все филиалы), акция «Читающий дворик» (фил.№5). Приближение информации к юным пользователям, руководителям детского чтения, несомненно, привлекает в детскую библиотеку новых читателей. В связи с началом работы по программе по профориентации «Девять шагов к профессии» (См. приложение), впервые стали проводиться экскурсии на предприятия города. Параллельно с получением информации о разных профессиях, ребята еще и знакомятся с достопримечательностями своего родного города, становятся участниками виртуальных путешествий по городу и области во время просмотра мультимедийных презентаций.
- Выставки новых поступлений - 12
Выставки просмотры – 30
- Библиографические обзоры – 14
- Библиографические уроки - 7
- Дни, недели информации – 9
- Библиографическая продукция - 1
6.5. Формирование основ информационной культуры.
В наше время под информационной культурой подразумевают не только библиотечно-библиографическую грамотность, культуру чтения, но и овладение человеком целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков, таких как компьютерная грамотность, ориентация в совокупных информационных ресурсах, как электронных, так и традиционных, знание правовых норм.
Работа по формированию основ информационной культуры в разных объемах ведётся во всех детских библиотеках города. В некоторых библиотеках мероприятия этой тематики проходят уже с использованием компьютеров и мультимедийных проекторов. Электронные презентации, слайд - беседы, интерактивные уроки и выставки, виртуальные путешествия, которые проводятся в детских библиотеках, наглядны, красочны и современны. Они вызывают наилучшие отклики у читателей. Тематика их самая разнообразная. К сожалению, развитие электронных технологий в наших библиотеках идет недостаточно интенсивно. А ведь именно информационные технологии и компьютерные сети кардинально изменят представления пользователей о фонде и СБА библиотеки, о её возможностях в обслуживании читателей.
Для читателей детского и подросткового возраста библиотечные уроки, обзоры, экскурсии проводились в игровой форме, с элементами театрализации.
Библиотечный урок «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке» прошел для учащихся 5 класса школы №15 в детской библиотеке №5. Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Они не только помогает правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания. Ребята узнали, что словари могут быть филологические и терминологические, в т. ч. энциклопедические. В ходе урока учащиеся разделились на 2 команды. Каждая команда выполняла задания: назвать пару антонимов к словам, по словарю синонимов русского языка найти синонимы к словам, предлагалось отыскать к словам близкие по смыслу, по словарю русского языка расставить правильно ударение. Урок прошел интересно и плодотворно, ведь многие из ребят о некоторых словарях даже не слышали.
Для учащихся 8 класса школы №15 прошел библиотечный урок: « Способ хранения информации». В современном мире, владение информацией, является неотъемлемой частью жизни, достойного образования и успешной карьеры. Недаром бытует суждение – кто владеет информацией – владеет миром. В разные времена носителями информации были разные материальные объекты. Это и пергамент, папирус, глиняные слитки, рисуночное письмо, узелковое письмо и мн. др. Людям потребовалось много тысячелетий, чтобы изготовить нечто похожее на современную книгу. Где хранятся большие массивы информации? Конечно же, в библиотеке, архиве, Интернете.
На уроке ребятам была предложена презентация на тему: «Информация – прыжок в будущее». Большой интерес вызвала страничка: Это интересно (исторические факты достойные особого внимания).
Ребята не переставали удивляться тому факту, что еще в 300 году до н.э. была создана знаменитая Александрийская библиотека. Удивительно как наши предки умели ценить и хранить источники информации. Здесь же и была основана новая наука – классификация. Эта наука помогает и сейчас нам, современным людям быстро ориентироваться в потоке информации.
Сейчас мы привыкли видеть современные библиотеки, оборудованные по новейшему слову техники. Здесь компьютеры и сканеры, принтеры и электронные книги, и многое другое. Информация имеет способность постоянно накапливаться и чтобы быстро и правильно ориентироваться в ее потоке, надо постоянно совершенствоваться.
В библиотеке №5 прошёл библиотечный урок на тему: «Электронные каталоги в библиотеке», для читателей библиотеки. В водной части урока читателям было предложено заочное путешествие в историю. Так ребята узнали, что первые каталоги появились ещё в древнем государстве Ассирии. Для чего были созданы каталоги? Какие виды каталогов существуют? И какими каталогами пользуются современные библиотеки? Какой алгоритм поиска имеет электронный каталог? А в конце, урока библиотекарь предложило практическое задание, которое увлекло и заинтересовало всех.
В читальном зале библиотеки №5 прошел библиотечный урок для учащихся 8-го класса школы №15 по теме «Знакомство с систематической картотекой
статей». Цель данного урока: познакомить учащихся с систематической
картотекой статей, краеведческой картотекой, тематической картотекой
сценариев, а также сформировать навыки пользования ими.
В ходе урока учащиеся узнали, какие периодические издания выписывает
библиотека, познакомились с правилами составления систематической
картотеки статей (СКС), возможностями поиска необходимой информации
на бумажных носителях и в электронном виде.
Ребята сами попробовали воспользоваться систематической картотекой
статей (на бумажных носителях). Учащиеся узнали принцип составления
систематической карточки, рассмотрели образцы, а потом сами нашли
по астрономии: «Открытие новой планеты», «Интересные факты о планете Марс». На библиотечном уроке учащиеся получили новые знания о
систематической картотеке статей, о ее возможностях в поиске нужной
информации и приобрели навыки пользования СКС путем практического
поиска.
В конце занятия ребята высказали свои впечатления о библиотечном уроке и полученной ими информации, а также выразили желание применять ее для подготовки к школьным урокам.
С воспитателями детских садов составляются планы работы по библиотечной грамотности, призванные знакомить детей с библиотекой, правилами бережного обращения с книгой, лучшими детскими авторами. В работе с этой категорией читателей в библиотеках города популярны библиографические пособия-игрушки, позволяющие ярко и наглядно, в привлекательной форме знакомить детей с основами библиотечно-библиографических знаний, усвоить основные понятия, связанные с книгой, библиотекой, чтением.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог-рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | кол-во посети телей | |
Библиотека-филиал №5 | 4 | 68 | 13 | 298 | - | - | - |
ДЮБ № 2 | 7 | 105 | 7 | 136 | 3 | - | 39 |
БСЧ №1 им. Рубцовой | 2 | 46 | 17 | 286 | - | 1 | 11 |
Итого: | 13 | 219 | 37 | 720 | 3 | 3 | 50 |
6.5.1. Имеется ли в библиотеке программа занятий по формированию основ информкультуры (если да, то какие новые темы были введены в программу в 2013 году).
Традиционной, но очень важной формой работы в библиотеке-филиале №5 является организация экскурсий по библиотеке. Во время экскурсии учащиеся знакомятся с правилами пользования библиотекой, с расстановкой фонда, со справочными изданиями, со справочным аппаратом библиотеки. Желающие могут записаться в библиотеку. Как правило, после каждой экскурсии число читателей нашей библиотеке возрастает.
С 2008 года библиотека-филиал №5 работает по программе «Школа юных библиотекарей».
Библиотека информационный и культурный центр нашего города. В ее стенах формируется пытливый читатель, свободно ориентирующийся в мире книг.
Цели программы:
Воспитать грамотного пользователя библиотеки способного самостоятельно ориентироваться в информационном потоке библиотеки.
Задачи программы:
1. Развивать интерес читателей к профессии библиотекаря;
2. Научить использовать справочный аппарат библиотеки в полном объеме;
3. Научить детей основам информационных знаний.
Не первый год в БСЧ им. Т. Рубцовой на младшем абонементе ведется работа по программе первого посещения библиотеки: «Чудесный Книгоград», которая представляет собой проведение библиотечных уроков-экскурсий для подготовительных групп детских садов и первых классов школ г. Юрги. Мы стараемся познакомить ребенка с библиотекой и книгой, как можно раньше, стараемся сделать первую встречу с ней яркой и запоминающейся. Задачи программы:
-Научить ребенка библиотечной грамоте.
-Познакомить с правилами записи в библиотеку.
-Знакомство читателей с правилами поведения в библиотеке.
-Научить бережному обращению с книгой.
Библиотечные уроки-экскурсии проходят в форме игры-путешествия по библиотеке. Ребята слушают рассказы библиотекаря о библиотеке, о том какие были самые первые книги, а чтобы продолжить свое путешествие по «Чудесному Книгограду», ребята должны отгадать загадки магистра книжных наук о библиотеке, книге, грамоте. Знакомясь с библиотекой, дети узнают, кто такой господин Каталог и почему он знает адрес всех библиотечных книжек, слушают советы доктора Айболита, удивительную просьбу книги и законы «Чудесного Книгограда». Интересно и весело на сказочной полянке проходят викторины и конкурсы. Ребята отгадывают загадки, отвечают на вопросы любимых героев книг: Бабы Яги, Кота Ученого, золотой рыбки, Незнайки. В конце своего путешествия дети дают клятву юного читателя библиотеки. В течение года было проведено 15 библиотечных уроков - экскурсий. Такие как:
- «В библиотечном царстве, замечательном государстве»
-«Люби и знай библиотеку»
-«Страна по имени Книжана»
-«Книга в гости нас зовет» и др.
Записалось 264 читателя.
Результаты работы радуют. После уроков – экскурсий дети активнее посещают библиотеку, вырастает интерес к книге, с удовольствием участвуют в мероприятиях библиотеки. Работа по этой программе будет продолжена в 2014году.
6.5.2. Опишите новые формы и методы работы по формированию основ информкультуры
В библиотеке-филиале №5 при проведении уроков по информационной культуре используются мультимедийные презентации, игровые и театрализованные элементы.
В БСЧ им. Т.И.Рубцовой провели цикл занятий по правовой базе данных: «Консультант плюс»
Категория обучаемых - пенсионеры.
На занятии, посвященном различным компьютерным программам, даются основные сведения о программе «Консультант Плюс». Даются характеристики ее возможностей, показываем, как осуществляется поиск в базе по конкретной теме, как правильно подбирать ключевые слова для формирования поискового запроса. Проводится обучение выводу документов в печать, перенесению на «флэшки», диски.
6.5.3. Координация работы с образовательными учреждениями.
Обязательным условием эффективного библиотечного обслуживания является развитие связей с общественностью. Это перспективный путь, который позволит лучше и качественнее удовлетворить информационные и духовные потребности пользователей.
См. раздел 2.
Образовательным учреждениям библиотеки предлагают годовой план работы, в который входят занятия по формированию основ информационной культуры: экскурсии, знакомство с каталогами, со справочной литературой, с детской периодикой. Школы сами выбирают, какие именно занятия им нужны. Библиотечные уроки проводим по заявке школ.
Детская библиотека №5 заключила договора о совместной деятельности с детскими сада: №5,№10,№12, №13, №16, №21, №24, №27, №30.
Учащиеся школы №2, №10, №6, №15, №33 регулярно в течение года коллективно посещают библиотеку №5, участвуют в мероприятиях: театрализованных – игровых программах, викторинах, тематических часах.
Библиотекари в течение года оказывали помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, дней именинников. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.
6.7. Опишите формы и методы работы в области рекомендательной литературы.
БСЧ им. Т. Рубцовой
1.Плакаты: «Живи книга!»
2.Листовки-приглашения: «Приглашение на мероприятие»
3.Информационные листовки: «Книги советует друг».
7. Организационно-методическая работа.
Совместно с администрацией, деятельность методистов ЦБС направлена на планирование и формирование задач, анализ деятельности, методический мониторинг, внедрение инноваций, повышение квалификации сотрудников и распространение профессиональных знаний. В текущем году работа была основана на том, чтобы помочь библиотекарям практическими и деловыми советами, оперативной информацией о новшествах сделать их работу наиболее разнообразной.
- Осуществлялась методическая работа и контроль за выполнение основных показателей, составление квартальных и годовых отчетов, планов по детству и юношеству.
- Связь с учреждениями культуры города, школами, организациями, занимающимися воспитанием детей. - На основании годового плана, по неделям, составляю и предоставляю в управление культуры города, на сайт библиотеки, в СМИ планы и афиши работы библиотек. При необходимости составляю планы массовых мероприятий по отдельным темам и направлениям работы.
- Подготовка анонсов, статей, фото о событиях, работе детских библиотек, на сайт ЦБ. Ведение страниц в группе «Детская библиотека №5» в социальных сетях.
- Составление договоров о совместной деятельности на платной основе с МКС(К)ОУ «С (К) НШДС IV вида №33» (2 класса) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Юрги» (4 класса). - Подготовлены материалы проведения виртуального семинара «Социологические исследования и анкетирования в библиотеках. Конструирование анкеты».
- Разработаны материалы мини – семинара «В чем залог успеха библиотечной выставки? - В связи с аттестацией провела в библиотеках ЦБС занятия по оформлению портфолио.
Участие в областных конкурсах:
«Достоинство таланта читателя» - подготовка читателя, помощь в разработке представленных материалов.
- Областной конкурс «Важная профессия ваших родителей». Презентация « От сердца к сердцу».
Впервые наши читательницы приняли участие, заняли призовые места и получили ценные подарки.
- Областной конкурс «Самая читающая семья» - разработка сценария и участие в проведении.
Работа по программам: Разработка долгосрочной программы по профориентации «Девять шагов к профессии», по которой работаю с учащимися начальных классов д/сада-школы №33. Программа позволяет спланировать работу с младшими школьниками так, что бы на первом, пассивно-поисковом этапе, осуществлялся первичный профессиональный выбор, позволяет проводить экскурсии на предприятиях, организовывать творческие встречи и конкурсы.
Разработка и участие в проведении массовых платных мероприятий: «День города», «Неделя добра», «День здоровья» к Неделе жизни, «Дни именинников», «День работников культуры», «Зеленые Святки», «Олимпийский наш привет!», «С днем рожденья, милый город!». В преддверии «Года культуры» разработаны и запланированы на 2014 год мероприятия «Присказка да сказочка, песенка, считалочка» и «Не перевелись еще богатыри…». Составлен сценарий новогоднего театрализованного праздника «Спор тетушки Метелицы и деда Мороза».
Дистанционное консультирование заняло свое место в практике библиотечной работы. Подразумевает под собой предоставление готовых разработок, сценариев, готовых презентаций, различных материалов, инновационных форм работы и т.д. Оно может быть индивидуальным и групповым. Создав рубрику «Предлагаю…», провожу дистанционные консультирования и практическую помощь библиотекам для проведения различных мероприятий. При подготовке ответа пользуюсь помощью специалистов различных подразделений, услугами Интернета, что, несомненно, улучшает качество помощи. Удобно тем, что консультирование можно осуществить в считанные минуты. Библиотекам были разосланы такие методические материалы, как: «Современные формы публичной работы», новые, нетрадиционные формы книжных выставок, примеры социологических исследований «Чтение юргинца», «Время читать».
7.1. Участие детских библиотек в системе непрерывного образования библиотечных работников ЦБС. Какие формы повышения Вы считаете наиболее эффективными, какие темы – приоритетными?
Наша профессия требует постоянного обновления знаний. Самообразование библиотекарей - одна из действенных форм повышения их квалификации.
Дата | Название | Участник |
27.03.13-28.03.13 | Совет директоров государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области, заведующих детскими библиотеками и специалистов по работе с юношеством «Основные направления государственной и региональной политики в сфере библиотечного дела». | Директор МБУК «ЦБС г. Юрги» Литовкина С. В., гл. библиотекарь МБУК «ЦБС г. Юрги» Муратова О. В., ведущий методист Толстова А. С., ведущий библиограф-краевед Туралина Т. Л. |
04.06.12 – 10.06.12 | Областная Неделя ЖИЗНИ | Центральная городская библиотека; Библиотека семейного чтения имени Т. И. Рубцовой; библиотека семейного чтения; детско-юношеская библиотека; библиотека – филиал № 5; библиотека-филиал № 4 |
19.03.13-26.03.13 | Курсы повышения квалификации по программе «Библиотековедение» | Заведующая центральной городской библиотекой Ильященко Т. Б., ведущий библиотекарь библиотеки-филиала № 5 Фролова В. И. |
05.07.12 – 06.07.12 | Заседание Клуба деловых встреч методистов Кузбасса по теме «Массовые мероприятия: от теории к практике». Новокузнецк. Методист по работе с детьми Охотникова О.В. принята в члены клуба деловых встреч методистов Кузбасса. | Ведущий методист – Толстова А. С.; Методист по работе с детьми Охотникова О. В. |
18.11.12 – 24.11.12 | Областная Неделя молодежной книги «Старты надежд». | Центральная городская библиотека; Библиотека семейного чтения имени Т. И. Рубцовой; библиотека семейного чтения; детско-юношеская библиотека; библиотека – филиал № 5; библиотека-филиал № 4. |
03.12.13 | Конференция некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки» XI сессия «Новые векторы развития». Кемерово. | Директор МБУК «ЦБС г. Юрги» Литовкина С. В., гл. библиотекарь МБУК «ЦБС г. Юрги» Муратова О. В., ведущий методист Толстова А. С., ведущий библиограф-краевед Туралина Т. Л., Методист по работе с детьми Охотникова О. В., заведующая ОКиО Ларькова Е. Г. |
Все сотрудники юргинских библиотек, присутствовавшие на областных мероприятиях высоко оценивают уровень их проведения. По нашему мнению, чем больше сотрудники будут посещать областные мероприятия, тем быстрее будет развиваться библиотечная сфера в нашем городе.
Участие сотрудников библиотек ЦБС в мероприятиях регионального областного уровня
07.11.13 Чазова Е. В. ведущий библиотекарь БСЧ им. Т. И. Рубцовой приняла участие во вторых ежегодных краеведческих чтениях «Духовность в культурно-историческом развитии Сибири». Елена Викторовна выступила с темой доклада «Я слышу все, чем мир наполнен» (исследование творчества поэта города Юрги Антона Гапоника).
Лепина Г.Б. зав БСЧ им.Т.И Рубцовой приняла участие в семинаре в «Строителе» «PR B EVENT –индустрии” под руководством К. Функ. Семинар наглядно показал, как органично известные маркетинг - технологии могут вплестись в обширную сферу праздничных услуг. Познакомилась с различными приемами PR-технологий.
Лепина Г.Б. зав БСЧ им.Т.И Рубцовой присутствовала на семинаре-тренинге в ЦГБ: « Новые возможности СПС «Консультант плюс»».
Библиотекари в обязательном порядке знакомятся с профессиональными периодическими изданиями: «Библиотека», «Новая библиотека», «Библиополе» и т.д. В работе с библиотекарями как руководителями детского чтения наряду с традиционными формами самообразования все большую популярность приобретают виртуальные: общение с коллегами через социальные сети, поиск профессиональной информации на библиотечных сайтах и блогах. Это сайты: «infourok.ru», «maaam.ru», «schoolforbaby.ru», «Централизованная библиотечная система города Юрги», "ПроШколу.ру". Это группы: «ОТЛИЧный БИБЛИОТЕКАРЬ», «Детская библиотека №5 г. Юрги», «Центральная городская библиотека г. Юрги», «Библиотекари», «Сценарии игр и развлечений. Детские праздники», «Библиотекари и читатели о современных библиотеках», «Кладовая развлечений», «О библиотекаре замолвим слово!», «Пообщаемся, библиотекари?» в социальных сетях «Одноклассники», в «Контакте» - «Библиотекари объединяемся», «Мэйл.ру», «Мой мир». Библиотекари принимают участие в обсуждениях на форумах, размещают фотографии выставок и мероприятий.
7.2.Сколько раз посетили библиотеки с оказанием методической помощи. С методической помощью было выполнено 5 выходов в библиотеки с целью оказания помощи в подготовке годового отчета. С целью проверки библиотек – ежеквартально. Индивидуальные и коллективные консультации по конкретным вопросам, актуальным проблемам библиотечной и информационной деятельности для библиотекарей - по мере надобности. В помощь библиотекарям ведется «Картотека сценариев массовых мероприятий».
7.5. В каких благотворительных акциях, проектах вы участвовали?
Принимаем активное участие в акциях «Книге - вторую жизнь», «Учебник в дар», «Верни книгу в библиотеку».
Акция: «Книга живи»:
В течение этой акции раз в неделю ребята в «Школе Айболита» в БСЧ им. Т. Рубцовой ремонтировали ветхие и порванные книги на младшем абонементе. Активное участие в ремонте книг принимали и другие читатели библиотеки. На специальном столике, на младшем абонементе лежали: клей, ножницы, бумага, скотч и порванные книги. А также Обращение к читателям оказать помощь книгам. В результате этой акции было отремонтировано 73 книги. И книги с выставки: «Спасите нас» переместились на выставку: «Возрожденные книги».
7.6. Укажите, что вы планируете решать в 2014 году.
Планируем в начале года разработать информационные краеведческие закладки. Информация будет подаваться в занимательной форме, и закладки будут раздаваться на мероприятиях по краеведению.
«Библиографические пособия: Методика составления» - мастер-класс».
«Теория и практическое занятие по составлению рекомендательных списков литературы для младших школьников».
7.7. Укажите, в каком методическом обеспечении вы нуждаетесь и предложите темы дальнейших совещаний заведующих детскими библиотеками, какие и кому необходимы стажировки, исследования, экспертная оценка, консультации и др.
Нуждаемся в специальной методической литературе по библиотечному делу, специализированных библиотечных журналах.
8. Библиотечные кадры.
Есть ли в штатном расписании ставка методиста по работе с детьми:
ДА. В штате детской библиотеки №5.
| всего | БСЧ им. Рубц. | детско-юнош. | библиотека №5 |
Число молодых специалистов | - | - | - | - |
Число сотрудников, обучающихся в учебных заведениях | - | - | - | - |
Число работающих пенсионеров | 5 | 1 | 1 | 3 |
Число ветеранов в библиотеке | 2 | - | - | 2 |
Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки) | 14 | 6 | 4 | 4 |
Число вакансий | - | - | - | - |
8.1. Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в детских библиотеках города (района) в 2013 году:
| В среднем | БСЧ№1 | ДЮБ №2 | БФ № 5 |
По числу читателей-детей | 908 | 1045 | 890 | 790 |
По количеству книговыдач | 22000 | 25119 | 21774 | 19109 |
По числу посещений | 5601 | 6502 | 5457 | 4845 |
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: