NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет о деятельности детских библиотек Муниципального бюджетного учреждения


2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно - досуговой деятельности библиотеки.
Повышение эффективности популяризации книг означает внедрение активных, нетрадиционных форм массовой работы: игровых, дискуссионных, клубных. Они должны: удивить, увлечь детей новизной, оригинальностью, неожиданностью. Разные библиотеки, разные условия, разные формы работы, но все выступления выражают одну мысль: творческий подход, вложение души, любовь к читателям – вот залог успешной работы на радость себе и читателям. В детской библиотеке для достижения лучших результатов от встреч с детьми активно используются в работе элементы театрализаций, кукольные персонажи и кукольные представления. Это позволяет сделать работу с книгой более эмоциональной и яркой. Кроме того, прекрасные музыкальные и хореографические номера юных артистов украшают и расцвечивают мероприятия. Несколько лет библиотекарями читального зала и абонемента ведется работа по созданию своих информативно содержательных слайд – композиций. Почти каждое мероприятие расцвечивается прекрасной подборкой электронного материала.

Популярными стали диалоговые формы работы: дебаты, диспуты, круглые столы. Главное предложить ребятам яркую форму с непременным обсуждением, им так хочется блеснуть своими знаниями, смекалкой. Участие в городских «Семейных вечерах». (Букросинг, викторины, беседы, «Любимый город» - пазлы с видами города).

Так для учащихся младшего возраста провели обсуждение Р.П.Погодина «Шутка». Шутка бывает разной: доброй и злой, веселой и злорадной; одна бодрит, другая унижает. Разговор о шутке – серьезный разговор о человеческих отношениях. Ребята сделали вывод: прежде чем что-то сделать, необходимо: семь раз отмерить, и один раз отрезать. Чтобы шутки были добрыми, вдумчивыми.

В дни мартовских каникул в детской библиотеке проходит Неделя детской и юношеской книги. В эти дни в библиотеке царит удивительная, торжественная атмосфера праздника. Неделя детской книги совпадает с весенними каникулами. Для детей это целая праздничная неделя. Традиционно в эти дни проводятся различные мероприятия, направленные на повышение престижа книг в жизни человека: выставки, обзоры, викторины, игры, конкурсы и т.д. Литературное путешествие в поэтический мир «Чарующие строки поэзии» было посвящено как Неделе детской книги, так и Всемирному дню поэзии.(21 марта) На мероприятие пригласили 4 класс «В» школы №1.

На выставке «Поэзия доброты» были представлены книги и по фольклору, русских поэтов, современная и зарубежная поэзия. Путешествуя по городу Поэзии с помощью слайд-презентации «Город Поэзии», пройдя по фольклорной улице, побывали в гостях в «Малышкином доме», «Доме загадок, скороговорок». Пройдя по Поэтической улице, зашли в «Дом Поэта», где познакомились со стихами и сказками русских поэтов. Детям понравилось в гостях в «Доме веселых рифм». Они не только подбирали рифмы к словам, но и пытались сочинять стих. Оказалось, что не так просто подобрать нужную рифму. Много приятных впечатлений дети получили в детском поэтическом театре, где увидели инсценировки стихов. В Парке Отдыха поиграли в игру, используя считалки и прибаутки. В Литературной гостиной детей ждала встреча с поэтессой родного города Зайцевой Л.Ф.. Дети читали стихи не только Л. Зайцевой, но и разных русских поэтов, а также стихи собственного сочинения.

Основная цель всех проводимых в эти дни мероприятий – привлечение к чтению, формирование богатого внутреннего мира ребенка, подростка, молодого человека, воспитание вдумчивого, творческого, талантливого читателя.

2013 год – год Охраны окружающей среды и в рамках этого события в Детской библиотеке в течении всего года было проведено множество мероприятий. (См. в разделе 2.4.4. «Экологическое просвещение»).

18 ноября в Детской библиотеке в рамках ежегодной областной «Недели молодежной книги» по теме «Старты надежд» был проведен экскурс в историю Олимпийских игр «Дистанция длиной в тысячелетия» со слайд-презентацией для учащихся 9 класса «Б» школы №1 с целью привлечение внимания юного поколения к истории Олимпийских игр, в том числе к Паралимпийским играм, спорту и спортивным играм. На мероприятии присутствовало 28человек. В ходе экскурса ребята познакомились с особенностями проведения игр в Древней Греции, сравнили их с современными правилами. Назвали имена известных им спортсменов. Каждый поделился своими знаниями об предстоящих Олимпийских играх в Сочи 2014г.: о талисманах, факельной эстафете. Прозвучавшие во время мероприятия гимн Сочи 2014, гимн Олимпийского огня, песни с Олимпиады 80, внесли элемент неожиданности и поднятия настроения. Бурное обсуждение Параолимпийских игр, цели их создания и необходимости, не оставили равнодушных. Воля к победе, стремление к жизни и способность преодолевать любые испытания людьми с ограниченными возможностями многих заставили задуматься о своем отношении к действительности. А главное – все пришли к выводу, что СПОРТ – ЭТО ЖИЗНЬ. Книжная выставка – реклама «Читать о спорте книги надо, мы ждем тебя, Олимпиада» послужила прекрасным оформлением к мероприятию.
Библиотека – филиал №9
В рамках недели молодежной книги о спорте оформлена книжная выставка «Спорт любить – сильным, здоровым быть». Разделы выставки: «Только вперед, только к победе», «Олимпиада! Олимпиада!» знакомят читателей с зимними видами спорта, с этапами подготовки к 14-й Олимпиаде в Сочи. Предметный ряд, представленный спортивными снарядами (гантели, диск, эспандер, обруч и др.) привлекает внимание многих читателей, вызывает желание потренироваться с ними. В ходе беседы «Истории зимних Олимпиад» учащиеся 8 – 9-х классов (12 человек) узнали о проведенных зимних Олимпийских играх в истории всех Олимпиад, о том, что на них происходило впервые и о неординарных событиях, которые там случались.

2013 год объявлен Годом мастерового человека. В Год мастерового человека, объявленный в Кузбассе все библиотеки проводят мероприятия о труде и мастерах для разных возрастных категорий читателей. Не осталась в стороне и Детская библиотека. У на прошли такие мероприятия: познавательно-развлекательная программа «Каков мастер, такова и работа» для 4класса, информационный журнал «Все о подростковом труде» для 8-9классов, вечер-диалог: «Русский человек со всем справится» для 7классов.

На младшем абонементе была раскрыта выставка-просмотр книг, рисунков и творческих работ «Жизнь и труд вместе живут». В рамках клуба «Читает семья» проведена познавательно-развлекательная программа «Каков мастер, такова и работа». Целью стало желание дать понятие мастерства (Что значит быть мастером дела, которым занимаешься) и показать роль труда в жизни человека. Родители вместе с детьми принимали активное участие в программе. Игры, конкурсы, викторины, стихи, ситуационные сценки в исполнении детей говорили о значении мастерства в любом деле и профессии. « Дело мастера боится», «Каков мастер, такова и работа». Домашнее задание: Творческая работа «Профессии моей семьи» (Дерево профессий). Слайд-презентация использовалось как средство информации и наглядности.

Информационный журнал «Все о подростковом труде» с элементами викторины сотрудники библиотеки провели совместно со специалистом Управления молодежной политики и спорта Неверовой Верой Михайловной, которая занимается трудоустройством подростков в городе в летний период.

В начале встречи библиотекарь познакомила подростков с 37 статьей Конституции РФ «Право на труд». Подростки прокомментировали этот закон, и выразили полное согласие с ним. На вопрос, кем они хотят быть, только несколько ребят ответили, что выберут рабочую профессию. Библиотекарь провела экскурс в прошлое нашей истории, когда профессия рабочего была значима, почетна и востребована, что хорошего работника награждали денежной премией, медалями и орденами. Слайд - презентация (список) познакомила с Героями социалистического труда. Школьники читали и удивлялись, что в Советском Союзе доярка и комбайнер получали высокое звание. Рабочие профессии детям знакомы - они легко отгадали загадки про маляра, плотника, почтальона и т.д. и сами назвали несколько рабочих профессий.

Библиотекарь продолжила беседу: «Труд, трудовой человек на Руси был в почете – о чем свидетельствуют пословицы и поговорки. Конкурс: «Собери пословицу»- был выполнен школьниками легко и быстро.

Встреча продолжилась дискуссией: «Надо ли подростку работать и почему?». Мнение детей было единодушным, что надо, чтобы иметь хотя бы карманные деньги и т.д. С помощью слайд – презентации библиотекарь познакомила детей с законодательными актами в отношении труда подростков.

Встречу с подростками продолжила Вера Михайловна, которая познакомила школьников, подробно рассказала, где в нашем городе трудятся подростки, как можно устроиться на работу, какие документы необходимы, график работы, размер заработной платы. Свой рассказ Неверова В.М. сопровождала слайд - презентацией и фильмом, снятым подростками о том, как и где они трудились летом.

Перед подростками выступила несовершеннолетняя И. Вдовина, которая рассказала, где она трудилась летом: «Сначала высаживала цветы на площади Победы, потом ухаживала за ними. В сентябре я часто гуляла и любовалась цветами и с гордостью говорила своим подружкам, что это мои цветы».

По завершении мероприятия дети получили дайджесты «Право ребенка на труд».

Книжная выставка – просмотр «Пусть мастерами славится земля», оформленная в старшем читальном зале, раскрыла книжное разнообразие о профессиях, людях труда. Предприятия Кузбасса, известные шахтеры, горняки, медики, учителя и представители других профессий славили свой труд с книжных полок. Здесь же ребята могли найти информацию об учебных заведениях.
Библиотека – филиал №9
Оформили тематический просмотр литературы для учащихся 5-8классов «Все профессии важны! Все профессии нужны!» В течение года проводились беседы, обзоры по темам «Профессии нашего поселка», «Трудовые династии», «Как выбрать профессию?» и др. Всего обслужено 45 читателей.

Отвечая на вопросы познавательной викторины «Героическая профессия - шахтер», учащиеся 2-4 классов вспомнили основные угольные предприятия поселка, профессии своих родителей, разгадали кроссворды «Шахтер», «Горняк», и все дружно отметили, что шахтерский труд – профессия смелых людей.

Познавательно – игровой час «и мы трудиться будем» провели с учащимися 3-4 классов (48человек). В ходе мероприятия дети узнали, что выбор профессий – это важный шаг в жизни каждого человека, при котором нужно учесть все свои наклонности, способности и возможности, с интересом отвечали на занимательные вопросы тестов и викторины, приняли участие в играх и конкурсах, познакомились с литературой по данной теме.

Направления:
Библиотеки в текущем году выполняли множество социально-значимых функций – информирование, просвещение и воспитание читателей, создание благоприятной среды для формирования читательских приоритетов, жизненных ориентиров и общечеловеческих ценностей. В течение 2013 года библиотеки провели множество мероприятий во всех традиционных для современной библиотеки направлениях: профориентации, искусству, экологическому просвещению, духовно-нравственному, военно-патриотическому и правовому воспитанию, работе с социально незащищенными группами населения. Ведущим направлением деятельности библиотек оставалось краеведение. По-прежнему приоритетными были мероприятия в поддержку чтения. Одним из важнейших аспектов деятельности библиотек в 2013 году была массовая работа с читателями, арсенал средств и форм которой весьма разнообразен: обзоры выставочной литературы, часы поэзии, литературно-музыкальные праздники, познавательные уроки и беседы, диспуты и дискуссии, викторины и конкурсы, акции. Важной составной частью библиотечного обслуживания оставалась выставочная деятельность библиотек, где непосредственный показ книг и материалов, раскрывающий их содержание, быстрее всего помогает книге найти своего читателя.
2.4.1. Работа с дошкольниками.

Работа с дошкольниками дело очень интересное, но в то же время требующее от специалистов нашей сферы дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И библиотечные работники наряду с родителями и воспитателями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности наших самых маленьких читателей.
В Детской библиотеке накоплен опыт работы с организованными дошкольниками. На протяжении многих лет ДБ разрабатывает программы, направленные на поддержку и развитие детского чтения. Воспитанники подготовительных групп семи д\с и «Малышкиной школы» регулярно посещают библиотеку и мероприятия для дошколят. Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. И в этом отчетном году также особое внимание было уделено работе с родителями детей посещающих дошкольные общеобразовательные учреждения. С целью привлечения родителей с детьми в библиотеку, сотрудники библиотек вели активную рекламно – информационную деятельность, распространяя в детских садах, детских домах творчества объявления, приглашения с информацией о программе «Большое чтение маленьких дошколят», и открытых дверей, которые пошли в Детской библиотеке города под названием «Книжная галактика», в рамках которых были проведены экскурсии и литературные путешествия по библиотеке, где дети получили первое представление о библиотеке, о правилах пользования книгой, знакомились с книгами детских писателей и страницами детских периодических изданий. Родители, воспитатели заинтересованы в успехе занятий по программе развивающего чтения дошкольников, поскольку они формируют культуру чтения у детей, прививают стойкий интерес и любовь к книге, помогают воспитывать будущего заинтересованного, талантливого читателя. Радостно видеть, что многие родители вместе с детьми занимаются по программе, затем приходят в библиотеку, чтобы всерьез записать ребенка в библиотеку, проявляют в дальнейшем интерес к библиотечной жизни, участвуют в конкурсах, акциях проведенных библиотекой. Нас радует положительная динамика роста численности читателей, повышение их спроса на книжную продукцию и периодику.
В библиотеке – филиале № 9


Дети дошкольного возраста являются читателями библиотеки на абонементе, принимают участие в различных мероприятиях в читальном зале и на детских площадках поселках.

Воспитанники старших и подготовительных групп детских садов №37 и №1 приняли активное участие в диалоге – путешествии «В стране русских народных сказок», которое было проведено в рамках Недели детской книги. Дети на ковре – самолете путешествовали по сказкам – бытовым и волшебным, вспомнили докучные сказки и сказки о животных. Во время виртуальных остановок они побывали в теремке и других сказочных домах, вспомнили еду, которая встречается в сказках, пообщались с феями, умеющими петь, колдовать и танцевать. В заключение мероприятия дети получили приятный сюрприз от Бабы Яги – пожелание, чтобы книга стала хорошим другом для всех ребят. Мероприятие проведено 4 раза, присутствовало 85 человек.

Дети – дошкольники являются активными посетителями выездных читальных залов летом на детских площадках поселка. Много положительных эмоций вызывает у них знакомство с новыми детскими журналами, участие в различных играх, викторинах: «Загадочный калейдоскоп», «Секреты лекарственных трав», «В гостях у Почемучки» и др.

2.4.2. Краеведение.
В детской библиотеке нет краеведческого отдела. Работой по краеведению занимается библиограф и работники читальных залов.

Любовь к Отечеству начинается с образов, которые человек впитывает с младых ногтей. Негоже, да и стыдно жить на удивительной земле с уникальной историей и не ведать, из чего же эта уникальность складывается. Человек, особенно юный, открыт для новых впечатлений и знаний. Он жаждет удивляться. И забота библиотекарей – не упустить время, дать ему в руки добрую книжку, разбудить чувство патриотизма именно через таинство страниц. Именно такой подход к краеведению в традициях лучших библиотекарей нашего города. В целях популяризации литературы о крае в массовой работе используется вся многообразность форм и методов библиотечной пропаганды. Это выставки, устные журналы, беседы, викторины и т.д. Роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: из всех учреждений и организаций, занимающихся краеведением, библиотеки обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей.

Краеведческий справочно-библиографический аппарат представлен краеведческой картотекой, тематической картотекой «Город в котором я живу», «Кузбасс на пороге юбилея» и тематическими папками «О Калтане», «Кузбасс».

Фонд краеведческой литературы насчитывает – 475 экземпляра из них 2 электронных.

1 структурированная файловая база данных по краеведению (75файлов).

Для выполнения краеведческих запросов используем ресурсы Интернет.
Справочное обслуживание по краеведению


Кол-во выполненных справок по краеведению

1115


Из них виртуальных


-

Кол-во отказов

32


Традиционным направлением краеведческой работы остается литературное краеведение. Популяризация творчества писателей, поэтов, авторов книг, чьи имена и судьбы связаны с нашим городом, чье творчество и общественная деятельность внесла большой вклад в духовное развитие Калтана. Каждое мероприятие отличается своеобразием. Сочетание поэтического слова и прекрасной музыки, слайдовые композиции помогают читателям понять творческий почерк поэтов, писателей, глубину их таланта. Литературное путешествие в поэтический мир «Чарующие строки поэзии» совершили ребята 4 класса «В», где встретились с калтанской поэтессой Л. Ф. Зайцевой.(смотри в разделе 2.4. «Основные направления библиотечного обслуживания»)

К юбилею области в читальном зале была раскрыта выставка: «Во славу родного Кузбасса». Здесь были представлены книги: «История кемеровской области», «Кузнецкий край в древности и средневековье», «Кузбасс. История и настоящее», «Кузбасс. История в цифрах», «История Кузбасса» и многие другие. Данной литературой мы попытались отразить историю Кемеровской области с древнейших времен до конца ХХ века.

Также здесь читатели могли почерпнуть сведения о природе родного края, о многообразии животного и растительного мира. Больше узнать о географии Кузбасса, полезных ископаемых, о промышленности. Познакомиться со знаменитыми людьми области, которые трудятся на благо своей малой Родины.

Выставка предназначалась для школьников, учителей и всех кто интересуется родным краем.

К юбилею Кузбасса была раскрыта выставка «Тропинками родного края» для младших школьников. Так же проведена викторина «Кузбасс – наш край родной», из которой ребята узнали, что коренные жители области не только шорцы и телеуты, но также кеты, селькуты, тагарцы и несколько других народов. А название «Томская писаница» появилось вовсе не от города Томска, а из-за месторасположения вблизи реки Томь. Большой интерес вызвали прежние названия городов. Так, например областной центр Кузбасса назывался раньше Щегловск, а хорошо известный нам Новокузнецк был Сталинском.

К юбилею Кузбасса подготовлена и проведена игра - путешествие «Я шагаю по Кузбассу». Участники путешествия читатели младшего школьного возраста. В путешествие отправились те, кто выполнил задание: найди и покажи, где символы (герб и знамя) России, Кемеровской области, города Калтан. Все дети выполнили задание. Каждый путешественник взял в дорогу карту нашей области и цветные флажки, чтобы помечать места, где побывали. Рассказ библиотекаря сопровождался показом слайдов.

С помощью слайд - презентации дети посетили музеи – заповедники «Томскую писаницу», Кузнецкий Алатау, Кузедеевский липовый остров, побывали в Кузнецкой крепости, на озере Большой Берчикуль, проплыли по рекам Яя. Иня, Кия и т.д. На привалах во время путешествия сотрудники библиотеки проводили конкурсы «Восстанови названия деревьев, животных, птиц, грибов». Школьники проявили знания и сообразительность. По окончании мероприятия дети с интересом рассматривали книжную выставку «Тропинками родного края», листали книги и читали друг другу отрывки из книг по краеведению, стихи местных поэтов и.т.д.

Традиционно в конце июля устраивается выставка, посвященная родному городу «С днем рождения, Калтан». Для школьников была организована красочная выставка «Хозяева земных глубин». Выставка – праздник «Добытчики подземного богатства», организованная сотрудниками Детской библиотеки на празднике ко Дню шахтера послужила красочным оформлением площади. Люди разного возраста подходили к книгам, рассматривали фотографии. Делились своими воспоминаниями и впечатлениями.
Библиотека – филиал №9
К 70 – летию Кемеровской области в читальном зале оформили тематическую книжную выставку «Кузбассу – 70 лет». Разделы выставки: «Символы родного края», «Листая прошлого страницы», «Теплом согревая Россию, трудом прославляем Кузбасс», «Не только углем край богат» и другие помогают читателям найти ответы на многие интересующие их краеведческие вопросы, познакомиться с книгами – буклетами о Малиновке, интересными статьями из периодических изданий о прошлом Кузбасса и современной жизни области. Всего на выставке представлено 38 экземпляров книг. В течение года взято 390 книг; обслужено 178 читателей при проведении бесед у выставки, обзоров по книгам. Конкурсно – игровая программа «Я живу в Кузбассе» проведена с учащимися 3 – х классов в читальном зале библиотеки. Отвечая на занимательные вопросы краеведческого характера, дети вспомнили забытые страницы истории родного края, полезные ископаемые, растительный и животный мир, показали свои знания в викторине «Край мой с севера на юг» и по вопросам экологии, продемонстрировали артистизм и таланты в конкурсе стихов о родном крае, которым завершилось мероприятие. Проведено 4 раза, посетило – 92 человека. В клубе «Любознайка» с учащимися 2–х – 4–х классов проведен круглый стол «Листая книжные страницы, мы путешествуем по краю». В занимательной, увлекательной форме дети познакомились с историей родного края, ее флорой и фауной, а также с легендами шорского народа, используя книги «Легенды горы Зеленой», Куприянова А. «Природа Кузбасса», «Тайна заброшенной шахты», Лавриной В. «История Кузбасса» и другие.

Ко Дню города на детских площадках проведена краеведческая викторина «Родного города черты» (2 раза, присутствовало 23 человека). Отвечая на вопросы, дети вспомнили толкование слов в переводе с шорского «Калтан» и «Кондома», главную улицу города, основные промышленные предприятия и многое другое, что характеризует наш город.

Литературная композиция «Добрым словом, низким поклоном» (встреча с Е. Шкаевой местной поэтессой) .(смотри в разделе 2.4.11. «Другие актуальные направления»)

страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: