NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет о деятельности детских библиотек Муниципального бюджетного учреждения






Муниципальное бюджетное учреждение

Централизованная библиотечная система

Калтанского городского округа

ОТЧЕТ

о деятельности детских библиотек

Муниципального бюджетного учреждения

Централизованная библиотечная система

Калтанского городского округа

2013 г.

Калтан

2013
Сведения о ЦБС


Название ЦБС (точно по Уставу)

МБУ Централизованная библиотечная система Калтанского городского округа

Адрес:

почтовый индекс

652741

город

Калтан

населенный пункт




улица, дом

Комсомольская, 49

сайт библиотеки




электронная почта (e-mail)

[email protected]

db- [email protected]

ICQ («аська»), скайп




Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс)

Разинкина Ольга Васильевна,

тел. 8(384)72-30651

Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс)

Кочева Вера Васильевна,

тел. 8(384)72-31260

Заведующая детской библиотекой - филиалом № 9 (ФИО, тел. с кодом, факс)

Попкова Ольга Ивановна,

Тел.8(384)72-96266

Заведующая методико-библиографическим отделом ЦБС (ФИО, тел. с кодом)

Хохлова Светлана Анатольевна,

тел. 8(384)72-30651

Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом)




Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом)

Субботина Елена Анатольевна,

тел. 8(384)72-31260


Зав. отделом культуры (ФИО, тел. с кодом)

Меркулова Марина Анатольевна

тел. 8(384)72-30200


1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.

    1. В 2013 году к ЦБС г. Калтан не произошло изменений.

    1. Материально-техническая база детской библиотеки.

В истекшем году в Детской библиотеке произведен косметический ремонт помещения: покраска, побелка.
1.3. Приобретено за счет спонсорской помощи:

  • Монитор Acer 19 V193DOb/Db/B/Ab/Bb/Vb [1280x1024, 10000:1,5мс, D-Sub, TCO03] стоимостью 5150 рублей 00 копеек (Пять тысяч сто пятьдесят руб. 00 коп.) - ДБ

  • Стул «Форма» кожзам черный в количестве 21шт. стоимостью 18 270 рублей 00 копеек, (Восемнадцать тысяч двести семьдесят руб. 00 коп.) - ДБ

  • Стул «Форма» п/э коричневый в количестве 1шт. стоимостью 870 рублей 00 копеек, (Восемьсот семьдесят руб. 00 коп.) - ДБ

  • линолеум (спонсорская помощь 8960 руб.) - Б-ф № 9

2. Работа с читателями-детьми.

Детская библиотека на протяжении многих лет работы активно взаимодействует с различными организациями и учреждениями, на основе партнерства и сотрудничества.

Постоянными нашими партнерами являются: МУ «Управление образования», Городской выставочный зал «Музей», Детская школа искусств № 42, Детская музыкальная школа № 23, общеобразовательные школы и их библиотеки, детские дошкольные учреждения, Детский дом «Аистенок», Центр досуга молодежи, МУ «Детских дом творчества», МУ «Центр социальной помощи семье и детям», Пресс-центр «Проспект».

2.1. Основные цифровые показатели каждой библиотеки и сводные данные.



Кол-во детских библиотек

в городе (поселке)

Кол-во жителей

Кол-во детей до 15 лет

Кол-во читателей (всего)

% охвата детского населения с учетом читателей (всего)

Количество читателей по ЕРК

% охвата населения с учетом читателей по ЕРК

1.

ДБ

11650

3552

4788

74%

2860

25%

2.

Б-ф № 9

8500

1600

3168

50%

1671

20%




Всего

21150

5152

7956

64,7%

4531

21,4%



2.1.1. Общее число читателей в ДБ за 2013 год осталось прежним. Показатели посещаемости и книговыдачи возросли незначительно. Эффективной формой работы по привлечению детей в библиотеку продолжают оставаться ежегодно проводимые экскурсии для ребят детских садов и первоклассников, для родителей; также оформляются яркие красочные выставки; проводятся тематические обзоры книг. В течение года сотрудники библиотеки вели рекламно - информационную деятельность, распространяя в школах, в детских садах, в учреждениях дополнительного образования буклеты, листовки - закладки с местонахождением и приглашением посетить детскую библиотеку. В течение года проводятся акции «Посещать библиотеку престижно!», «Давайте читать вместе!», «Как пройти в библиотеку». С целью привлечения детей в библиотеку в течение года проводились Дни открытых дверей «Книжная галактика».

Число читателей в библиотеке-филиале № 9 (в сравнении с 2012годом) практически не изменилось. Анализируя количество читателей – детей в библиотеке и детей, проживающих в поселке, можно сделать вывод, что практически все детское население поселка пользуется библиотекой или ее отделами (пункты выдачи литературы в детских садах; выездные читальные залы на детских площадках в период летнего отдыха детей). Мероприятия, проведенные по привлечению новых читателей – это экскурсии в библиотеку детей – дошкольников и учащихся 1 – х классов; различные конкурсы, организованные в библиотеке (конкурс рисунков; поделок из природного материала), чествование лучших читателей библиотеки. Немало детей становятся читателями нашей библиотеки во время работы «выездного читального зала» летом на детских площадках (знакомятся с новыми периодическими изданиями, принимают участие в беседах – викторинах, игровых программах).
2.1.2.Книгообеспеченность одного жителя -12; читателя – 9 –ДБ;

Книгообеспеченность одного жителя - 16; читателя - 8 – Б-ф № 9;

2.1.3.Средняя дневная посещаемость -133 - ДБ;

Средняя дневная посещаемость - 76 - Б-ф № 9;

2.1.4. Обращаемость фонда -2 - ДБ ;

Обращаемость фонда - 2,6 – Б-ф № 9.
2.2. Читательский портрет современного ребенка.

Состав читателей по возрастам




Всего

ДБ

БФ № 9

Дошкольники

1696

851

845

По классам













1

599

305

294

2

595

302

293

3

578

284

294

4

458

284

174

5

403

251

152

6

449

271

178

7

393

221

172

8

424

259

165

9

500

341

159

10

181

121

60

11

207

103

104

Студенты

575

556

19

Работающая молодежь

102

94

7

РДЧ

441

214

228

Прочие

358

331

24

Итого

7956

4788

3168



2.2.1. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы в ДБ.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста остаются нашими самыми верными и активными читателями. Читательские вкусы у них самые разнообразные: сказки, стихи, энциклопедии. Наиболее популярные среди читателей дошкольного и младшего возраста книги А. А. Усачева «Умная собачка Соня», И. Копыловой «Сказки о Лунтике и его друзьях», Серия «Карусель»: «Сказки о дружбе», «Веселые сказки», «Добрые сказки для девочек», «Сказки про капризных принцесс», «Чаггингтон. Коко в туннеле. Классика-малышка». Современные детские писатели не остаются без внимания: Матюшкина К. «Веники еловые», «Кот да Винчи» (части 1,2), Шевчук И. Ктототам… Тяга к знаниям не уступает развлечениям и поэтому большой спрос имеют книги энциклопедического характера: Бомон Э. «Тайны моря», Райан Д. «Морское побережье», Прати Э. «Познакомься, это животные», Прати Э. «Познакомься, Это тело человека», Травина И.В. «Подводный мир», Котятова Н.И. «Футбол», Бакурский В.А. «Танки», Франко К. «Тело человека», Паруасьен Э. «Зеленая планета».

Особый интерес остается у детей к книгам по мастерству и рукоделию: «Большая энциклопедия поделок», Перевертень Г.И. Серия «Поделки своими руками», Виноградова Е.Г. « Фенечки из биссера», серия « Школа маленькой принцессы». Т.Б. Сержантов «366 моделей оригами» А. Диброва «Поделки из соленого теста» Е.А. Румянцева «Простые поделки из пластилина».

Ребята подросткового и юношеского возраста приходят в библиотеку за произведениями классической литературы, которые им задают по школьной программе. Но в связи с пополнением фонда библиотеки произведениями современных популярных авторов повысились читательская активновть и интерес к произведениям художественной литературы. Наиболее популярные новинки: Н. Кузьмина цикл «Наследница драконов»; цикл «Тимиредис» М. Самарский «Радуга для друга»; И.Молчанова «Самые красивые истории любви для девочек»; К. Умаески «Ведьма Пачкуля и ...»; Наибольшей популярностью в этом году в старшем читальном зале пользовались такие книги, как «История Кузбасса», «Кузбасс. История в цифрах», «Калтан: историко-географический обзор», «Калтан - город горячих сердец», а также «110 причесок на каждый день и для особых случаев», «Прически из кос для начинающих», «Модные прически для длинных волос своими руками». Большой интерес вызвала серия книг «Детская энциклопедия» и такие книги из нее как «Змеи», «Большие кошки», «Птицы», «Доисторический мир».
Наиболее популярные среди читателей книги, авторы в Б-ф № 9: Рыженкова, А. Крокодил под кроватью; Крюкова, Т. Женька Москвичев и его друзья; Матюшина, К. Ыыы смешно!; Воскобойников, В. М. Девочка, мальчик, собака; Леванова, Т. С. Сквозняки.
2.2.3. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу в ДБ.
Структура и качественный состав фондов не всегда отвечает
потребностям пользователей. В фондах абонемента нет нужного количества книг современных авторов, научно-популярных изданий, отраслевых и универсальных детских энциклопедий, новой технической литературы, в частности, по компьютерным технологиям, учебной литературы по праву, психологии, ОБЖ и т. д.

Недостаточно таких популярных у читателей журналов для подростков и юношества о моде, стиле, звездах шоу-бизнеса, модных журналов по рукоделию, дизайну и т. п.
Библиотечный фонд Б-ф № 9 соответствует читательскому спросу.
2.3.Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки.

2.3.2. В отчетном году реализовывалась работа по 9 библиотечным программам:

  • программа развивающего чтения дошкольников «Большое чтение маленьких дошколят», разработала программу заведующая ДБ В. В. Кочева;

  • программа литературного развития детей начальных классов «Детские писатели детям», разработала библиотекарь младшего читального зала В. Н. Кехтер;

  • программа литературного развития подростков «Листая классики страницы», разработала библиотекарь старшего читального зала Е. А. Субботина;

  • программа по правовому воспитанию подростков «Азбука закона и права», разработала библиотекарь старшего абонемента Т. С. Одегова;

  • программа клуба семейного чтения «Читает семья» для ребят начальных классов и их родителей, разработала библиотекарь младшего абонемента Г. А. Сапожникова;

  • программа досугового клуба «Оригами» для ребят начальных классов, разработала библиотекарь младшего читального зала В. Н. Кехтер;

  • программа клуба для юношества «Поколение NEXT», разработала библиотекарь старшего читального зала Е. А. Субботина;

  • программа летнего чтения «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето», разработала заведующая ДБ В. В. Кочева;

  • программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания младшим школьникам», разработала библиограф ДБ В. В. Кочева.



В детской библиотеке написаны программы литературного развития для читателей разных возрастных категорий. Они помогают понять детям, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что книга действительно часто является другом и советчиком.

С сентября 2013 года, 216 ребят подготовительных групп, семи дошкольных образовательных учреждений, занимаются по программе развивающего чтения «Большое чтение маленьких дошколят». Сотрудники библиотеки на родительских собраниях в дошкольных образовательных учреждениях города, познакомили родителей детей подготовительных групп с программой «Большое чтение маленьких дошколят».

Программа составлена из 15 занятий. В нее включены произведения Устного народного творчества: загадки, пословицы, сказки, и произведения писателей, составляющих классику мировой литературы: А.С. Пушкин, А. Л. Барто, С. В. Михалков, С. Я. Маршак и др...

Формы проведения занятий основаны на знании детской психологии: игры - путешествия, викторины, беседы.

Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 30 минут.

При проведении занятия учитывается, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образное мышление, что познание мира происходит через игру, поэтому к каждому занятию создается слайд - презентация, подбираются игровые упражнения. Привитие детям любви к чтению должно происходить не скучно и не навязчиво.

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. Использование игровых форм в групповой и индивидуальной работе с детьми привлекает их внимание к книге, превращает процесс познания нового материала в увлекательное занятие.

Формирование духовной культуры личности и потребности в книге началось со дня открытых дверей. Эта первая встреча детей происходила в игровой и увлекательной форме. На крыльце ребят встретила Василиса Премудрая и предложила путешествие по Книжному Царству Библиотечному Государству. От первого посещения библиотеки у них осталось яркое впечатление. Так ненавязчиво и весело дети приобретают первые навыки чтения.

Появление на занятии сказочного персонажа вызывает у дошкольников не только массу положительных эмоций, но и желание показать ему свои знания и умении. На празднике «Фольклорных посиделок» встречала ребят бабушка Арина. Дети отгадывали загадки, вспоминали пословицы, поговорки, скороговорки. А в конце занятия бабушка Арина научила своих внучат новой мирилке.

Большой интерес у наших юных читателей вызывают русские народные сказки. Недаром ведь говорят, что «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Действительно, сказки учат справедливости, добру, всепобеждающей любви. Они очень светлые, но в тоже время красочные. В них нет ничего лишнего и навязчивого. На этот раз, на встрече «Мозаика сказок», с ребятами играла Кикимора. С ней дети погостили в сказочном государстве, полетали на ковре - самолете, послушали песенку мамы Козы, увидели своими глазами все чудеса из волшебного ларца.

Опираясь на знания дошкольников, в беседе – игре «Сказка за сказкой», ребята вспомнили сказки российских писателей. В гости к ним пришел маленький медвежонок Умка, он потерялся и ребята, используя разные иллюстрации, помогли ему вернуться домой. Иллюстрации передают волшебный дух сказок с удивительной точностью. Они развивают речь, расширяют словарный запас, приучают к особому, вдумчивому мышлению, обогащая внутренний мир, а так же воспитывают нравственный и эстетический вкус дошкольника.

Воспитанию разностороннего, вдумчивого, разборчивого читателя, помогла Добрая Фея, которая познакомила детей с творчеством Ш. Перро, Г. Х. Андерсеном и братьями Гримм. Произведения добрых сказочников переведены на многие языки, они стали классикой мировой детской литературы. Всеми любимые сказки сопровождают нас с первых лет жизни, ведь они несут большой положительный заряд, способствуют формированию личности маленького человека, учат по-доброму относиться к окружающему нас миру, людям, природе.

Ставшие классикой книги детских поэтов Барто, Маршака, Чуковского несут большой положительный заряд, способствуют формированию личности маленького человека, учат по-доброму относиться к окружающему нас миру, людям, природе. Занятия, воспитывают нравственный и эстетический вкус дошкольника, прививают любовь к поэзии. На занятии рассказывается, что произведения А. Барто, С. Маршака, С.Михалкова переведены на многие языки мира, они стали классикой мировой детской литературы. Произведения А. Барто, С. Михалкова - это и есть настоящие детские произведения - серьезные и веселые, обращенные к детям. И так "по-детски" в лучшем смысле этого слова удается писать тем, кто видит в поэзии для детей подлинное доброе призвание. Стихи развивают речь, расширяют его словарный запас, приучают к особому, вдумчивому, мышлению.

Детские стихи Агнии Львовны Барто без запинки цитирует каждый ребенок. Дети рассказывают про оставленного зайку, уплывший Танин мячик и бычка на тонкой досточке! Ненавязчиво и весело благодаря стихам поэтессы дети учиться бережному отношению к игрушкам («Мишка», «Зайка»), трудолюбию («Козленок», «Катя», «Самолет»), сопереживанию («Мой пес», «Бычок»).

На занятии « Знатоки природы» ребята не только узнали о таких писателей как: Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, В.Чаплина, но сами попытались создать свой маленький зоопарк.

За 2013год занятия посетили 3102 воспитанника детских садов.

Программа «Детские писатели детям» – рассчитанная на три года работы с младшими школьниками. Программа посвящена истории создания многих интересных и любимых детьми литературных сказок, рассказов, стихотворений и включает в себя мероприятия о жизни и творчестве этих произведений, например Ш.Перо, А.С. Пушкина, Б. В. Заходера, М. М. Пришвина, А. Г. Сутеева. Целью создания программы было воспитать энтузиазм и интерес к чтению, любовь к книгам, научить работать с прочтенным материалом, воспитать литературно–интеллигентного человека, научить ценить книгу как эстетическую значимость, как творение искусства, национальное достояние. Программа очень мобильна, чутко реагирует на изменения в школьной программе, постоянно обновляется. Реализуется в виде мини-выставок, викторин, литературных уроков или бесед, диалогов, уроков-путешествий, а так же презентаций и игровых программ. Посредством мероприятий воспитывается любовь к книге, формируется потребность в чтении, как одной из главнейших в жизни человека.

В сентябре библиотека встречала ребят 1 класса «А» школы №18 (28человек) на мероприятии: «Моя Вообразилия», посвященное 95-летию Бориса Заходера. Школьники узнали много нового и интересного из биографии писателя. Любовь к чтению и животным поэт сохранил на всю жизнь.

«Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов» (Б. Заходер)

Учащиеся читали стихотворения Б. Заходера, делились своими отзывами о творчестве писателя. Особое внимание было уделено циклу стихов: «На задней парте», где героями являются Вова и Петя. На вопросы ребята отвечали правильно и с большим воодушевлением.

Борис Владимирович не только поэт, он еще и сказочник. Свои сказки он назвал: «Сказки для людей». Сказки рассказывают сами звери и рассказывают их людям.

Ребята познакомились со страной «Вообразилия» и «Считалия».

«Из окошка мне видна

Расчудесная страна,

Где живут Считалочки,

Каждый там не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки…»

С удовольствием участники мероприятия рассказывали разные считалочки. Праздник сопровождался музыкой: песенкой Винни Пуха, песней об алфавите, которую ребята исполнили вместе.

Отдельная страница мероприятия была посвящена Заходеру – переводчику. Также ребята посмотрели мультфильм «Птичка Тари» по сказке Заходера.

В рамках реализации литературной Программы «Детские писатели детям» были проведены:

  1. «Все книги его о природе» Беседа-викторина по творчеству русского писателя М.М. Пришвина;

  2. «В мире есть такое диво..» викторина по сказкам А. С. Пушкина;

  3. «Моя Вообразилия» - час поэзии по творчеству Б. Заходера и др.

За 2013 год мероприятия по программе «Детские писатели детям» посетили 378 читателей.

Мировая литература, с которой мы, библиотекари, работаем, всегда во главу угла ставила жизнь и достоинство человека. Важнее этого ничего нет. Внушать эту мысль людям с малых лет, такова миссия библиотек. Поэтому в 2013 году мы, как и было запланировано ранее, продолжили программу литературного развития для подростков «Листая классики страницы». Деятельность Детской библиотеки была направлена на активизацию пропаганды творческого наследия таких юбиляров как: А. Н. Островского, Н. Г. Чернышевского, Н. Лескова, Л. Н. Толстого, М. Горького, Ж. Верна, М. Рида и многих других. Перед нами стояли следующие задачи: раскрытие фонда библиотеки, приближение литературы об этих замечательных русских и зарубежных писателях и поэтах к читателям. Все мероприятия, приуроченные к юбилеям этих мастеров слова, стимулировали познавательную и читательскую деятельность по изучению жизни и творчества этих выдающихся писателей эпохи. В результате проведённых мероприятий мы привлекли определённое число пользователей библиотеки к систематическому чтению произведений этих писателей и литературы о них, увеличилась книговыдача художественных и литературоведческих изданий. Наибольший интерес вызвал у ребят литературный вечер: «О красоте, природе и человеке» посвященный 195-летию со дня рождения И. С. Тургенева.

Здесь мы знакомили подростков с биографией классика, его творческой жизнью. Более подробно остановились на произведении «Муму»: рассматривали образы героев, пытались разобраться в какое время и в каких условиях писатель находился во время написания рассказа, а также пытались ответить на морально-нравственные вопросы, которые возникают при чтении «Муму». Мы провели предварительную работу с детьми и учителем литературы. Учащимся было предложено найти интересные факты из жизни и творчества писателя. Дети приняли активное участие и во время проведения вечера делились найденной информацией, рассказывая и зачитывая интересные моменты.

Многие события, происходящие в жизни нашей страны и отдельного человека, находят отражение в художественной литературе. Так, в рамках проведения «Года мастерового человека-труда», был проведен вечер-диалог: «Русский человек со всем справится» по творчеству Н.С.Лескова. На мероприятии учащиеся смогли не только более подробно познакомиться с биографией писателя, с его творчеством, но и поговорить о особенностях жизни трудового человека на Руси. Т.к. Н. Лесков запомнился многим читателям своим рассказом «Левша», то и вечер был построен в форме диалога с учащимися о роли труда и смекалки в жизни всех людей не зависимо от времени, в котором они живут. Ребята активно принимали участие в викторине по произведению и дополняли ответы друг друга.

Для наиболее продуктивной работы, все мероприятия проходят с использованием мультимедийного проектора. За 2013 год мероприятия по программе «Листая классики страницы» посетили 548 читателей.

В отчетном году в библиотеке-филиале № 9 программная деятельность в филиале не ведется.

страница 1страница 2 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: