Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы общекультурная
Программа
объединения театральной студии «Пинокио»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы – общекультурная.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Данная программа интегрируется с учебным предметом литературное чтение, технология, с изобразительным искусством , историей.
Педагогическая целесообразность программы в том, что именно в младшем возрасте в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру, развитие наблюдательности, любознательности, фантазии и воображения через познание живой природы.
Целесообразность программы в том, что она не замыкается в рамках уроков, а помогает ребенку за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов в школьном обучении, в общении во внеурочной жизни, в отношениях со сверстниками.
Цель программы: учить: опираясь на синтетическую природу театрального искусства, раскрывать свои способности; развивать творческое взаимодействие и общение; воспитывать через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
Задачи программы:
Развитие коммуникативных навыков, самопознание и саморазвитие через коллективную и индивидуальную творческую деятельность.
Развитие творческой фантазии и воображения.
Развитие восприятия, внимания, памяти.
Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания в сфере истории искусства.
Формирование навыков сценической речи.
Формирование навыков пластической выразительности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
От других предметов данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями, имеющей собственное мнение.
За основу была взята программа А.П.Ершовой и В.М.Букатова «Актерская грамота», а также программа «Театральная игра» и «Сценическая речь» М.В.Терентьевой, «Пластика» М.А.Зиновьевой, «История про театр» А.Б.Никитиной, «Сценическое движение» А.П.Гребенкина.
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра- непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Возраст детей: 7-8 лет
Сроки реализации программы: 2 года
Формы и режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 ч.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театра, музея, выставки, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театра.(один раз в месяц) с последующим обсуждением увиденного в группе. Это могут быть не только традиционные «походы в театр» всем классом, но и семейные просмотры спектаклей с родителями. Для каждой возрастной группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться и включать в список премьеры, гастрольные и фестивальные спектакли.
Занятия проходят не в классе за партами, а в специальном «театральном» зале, где достаточно свободного места и для игр, и для просмотра спектаклей.
Одной из идей программы театральной студии «Пинокио» является постепенное усложнение материала- от игр через импровизацию к сценическим постановкам, основанным как
на литературном материале, так и на придуманных детьми историях.
Среди заданий, представленных в программе, есть такие, которые являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, и такие, которые основаны на экспериментальных психологических методах или на собственном опыте педагога, работающего в общеобразовательной школе.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга- пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинную заинтересованность ученика, доходящую до азарта,- обязательное условие успешного выполнения задания. Именно игра помогает ощутить чувство свободы и преодолеть скованность и робость. Как страшно бывает ребенку поднять руку и, встав перед классом, показать себя, свое умение, свой вариант выполнения задания. Важно, чтобы педагог вовремя заметил и одобрил эту самую первую попытку самостоятельности, не спугнул ее. Надо ждать и неизменно подбадривать тех, кто еще
не решился, не сумел преодолеть свой страх и выйти « на сцену».
На занятиях дети включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального, декорационного, реквизитного, костюмерного цехов и т д, где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками, лепят, красят, режут, клеят…
.
Программа рассчитана для работы по годам в различных театральных мастерских.
Первый год обучения- игровой тренинг, знакомство, формирование партнерских отношений в группе, игры на коллективизм и согласованность.
Второй год обучения- знакомство с работой актера и режиссера в театре: «Мастерская тела», «Мастерская чувств».
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о специфике предмета.
На каждом занятии, в той или иной форме, будут присутствовать компоненты всех тематических разделов.
Ребенок, «переходя» из одной мастерской в другую, выступает в роли то актера, то музыканта, то художника. Он на практике постигает, что актер- это одновременно и творец, и материал, и инструмент.
В завершении каждой темы педагог проводит уроки-показы, в ходе которых он вправе по-своему развивать предложенную тему, используя творчество и фантазию детей.
Способы проверки дополнительной образовательной программы: в конце каждого полугодия педагог дает индивидуальную качественную характеристику ученика: каким был, что изменилось, что сделал, где выделился, каким стал.
Ожидаемые результаты :
Личностные -уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся;
-освоению учащимися нравственных ценностей; - формирование у школьников культуроведческих основ, интереса к истории и традициям русского народа и других народов, населяющих территорию страны; -развитие творческих способностей, речи детей, активизация словаря. -название ручных инструментов, материалов, приспособлений; -правила безопасности труда при работе ручным инструментом; -правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику; | Метапредметные -активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности; - развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;
-проявление готовности к добросовестному труду в коллективе. -способы обработки различных материалов; -технику выполнения различных швов; -правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду; -подбирать фольклорный материал по заданной теме. | Предметные - из группы несвязанных по смыслу слов составить относительно связный рассказ с завязкой, событием и развязкой. -в течение 2-3 минут развернуть групповой рассказ на предложенную тему; - рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; -передать пластическую форму живой природы, предмета и произведения искусства через пластику собственного тела -объяснить условия задания 2-3 ребятам и организовать этой группой его выполнение -узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу - смотреть этюд товарищей в течение 3-7 минут, не создавая помех другим зрителям - повторить реально произведенное действие -выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на сцене в течение до1 мин. - выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащегося. |
Формы подведения итогов: спектакль «Про Дракона и волшебницу»
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№ | Раздел | Всего часов | Теоретическая часть (часов) | Практическая часть (часов) |
1 | Знакомство. | 5 | 2 | 3 |
2 | Внимание непроизвольное и произвольное | 11 | 4 | 7 |
3 | Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве | 9 | 3 | 6 |
4 | Воображение и умение действовать в предлагаемых условиях | 8 | - | 8 |
Итого | 4 | 33 | 9 | 24 |
Содержание разделов:
«Знакомство» (5ч.)
Теория: вводное занятие, знакомство друг с другом и с учителем, соблюдение техники безопасности на занятиях; ознакомление с планом работы, «Просто я работа. волшебником»,что такое искусство.
Практика: упражнения на развитие внимания и воображения; игровой тренинг.
«Внимание непроизвольное и произвольное» (11ч)
Теория: игровая викторина по стихам А. Барто; учусь быть актером; быстро времечко пройдет и Цыпленок подрастет.
Практика: упражнения на жизненное внимание и избранное целенаправленное: вспомнить, видеть, слышать, осязать. отработка поведения на сцене.
«Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве» (9ч.)
Теория: произвольное жизненное внимание в реальной плоскости, сравнение разных способов поведения на сцене.
Практика: моделирование ситуаций, иллюстрирующих события.
«Воображение и умение действовать в предлагаемых обстоятельствах» (8ч.)
Теория: воображать предлагаемые события, прогнозирования своего поведения на сцене.
Практика: репетиции, упражнения на развитие воображения.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Раздел | Всего часов | Теоретическая часть (часов) | Практическая часть (часов) |
1 | Школа-театр | 10 | 3 | 7 |
2 | Как создается спектакль | 9 | 3 | 6 |
3 | Наш театр. Учимся актерскому мастерству | 8 | 3 | 5 |
4 | В театральных мастерских | 7 | 1 | 6 |
Итого | 4 | 34 | 10 | 24 |
Содержание разделов:
«Школа- театр» (10 ч.)
Теория: сравнительная характеристика: учитель- актер, ученик- актер; театр как вид искусства.
Практика: упражнения на развитие внимания и памяти , игровой тренинг
«Как создается спектакль» (9ч.)
Теория: правила поведения в театре, зрительный зал и сцена, путешествие по театральным мастерским
Практика: «расскажи стихи руками», упражнения на развитие воображения и внимания.
«Наш театр. Учимся театральному мастерству» (8ч.)
Теория: знакомство с театром пантомимы балета, что умеет актер и что необходимо знать каждому человеку.
Практика: упражнения на развитие воображения и умения действовать в предложенных обстоятельствах
« В театральных мастерских» (7 ч.)
Теория: назначение театральных масок, для чего нужна бутафория, обсуждение просмотренных спектаклей.
Практика: упражнения на зрительное внимание, на развитие памяти и чувства ритма, пальчиковая гимнастика..
Методическое обеспечение:
«Знакомство»
Формы занятий: дидактическая игра; праздник; конкурс; викторина.
Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
«Внимание непроизвольное и произвольное»
Формы занятий: игровой тренинг, беседа, викторина, экскурсия в театр.
Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point
«Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве»
Формы занятий: работа с литературными произведениями, репетиция, игра.
Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
«Воображение и умение действовать в предлагаемых обстоятельствах»
Формы занятий: игровой тренинг, дидактическая игра, работа на сцене.
Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
«Школа- театр»
Формы занятий: игровой тренинг, репетиция, дидактические игры, работа по пособиям.
Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
«Как создается спектакль»
Формы занятий: беседа, обсуждение, анализ, дидактическая игра, работа на сцене.
Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
«Наш театр. Учимся театральному мастерству»
Формы занятий: игровой тренинг, работа с театральным словариком, анализ.
Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
« В театральных мастерских»
Формы занятий: обсуждение просмотренного спектакля, практическая работа, репетиция, показ.
Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Список литературы для учителя
1.Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены.- Л., 1968
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1987.
3. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров.- М.,1969.
4. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. – М.,1979
5. Гиппиус С.В.Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники.-Л.-М.: Искусство, 1967
6. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. –М, 1952
7. Захава Б.Л. Мастерство актера и режиссера.-М, 1978
8. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. –М., 1984
9. Корогодский З.Я.Начало. – СПб.,1996
10. Кристи К.Воспитание актера школы Станиславского. – М.,1968
11. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. –М., 1968
12. Станиславский К.С.Работа актера над собой//Собр. Соч.-Т.2.-М.,1954
13. Товстогонов Г.А. Зеркало сцены.- Т.1-2. – Л.,1980
14.Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. –М., 1968
15. Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1990.
16. Эфрос А.В. Профессия: режиссер.-М., 1979
17.Эфрос А.В. Репетиция- любовь моя.- М.: Искусство, 1979.
18. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр-М.: Изд. «АСТ», Изд. «Астрель», 2000
Список литературы для детей.
1.Пособие для дополнительного образования «Театр».- М.: Изд. Дом Российской академии обр., 2005
2. Книги для чтения «Свободный ум», «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света».
План по учебно-воспитательной работе
Календарно –тематическое планирование 1 год обучения. | |||||||
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Теорет часть | Практ часть | Сред-во обучения | Ууд |
«Знакомство» 5 ч | |||||||
1 | | Знакомство друг с другом, с учителем | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
2-4 | | Просто я работаю волшебником | 3 | 15 | 20 | Наблюдение | Метапредметные, предметные |
5 | | Что такое искусство | 1 | 10 | 25 | систематизация | Личностные, коммуникативные |
«Внимание непроизвольное и произвольное» 11 ч | |||||||
6 | | Ходит осень по дорожкам | 1 | 20 | 15 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
7 | | Мы играем и поем | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
8 | | Простейшие танцевальные движения | 1 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
9 | | Разучивание стихов об осени | 1 | 10 | 25 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
10 | | Игровая викторина по стихам А.Барто | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
11-13 | | Учусь быть актером | 3 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
14 | | Мы водили хоровод | 1 | 5 | 30 | систематизация | Личностные, коммуникативные |
15 | | Зеркало, зеркало- скажи…» | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
16 | | Встали детки в кружок- закружились как снежок. | 1 | 10 | 25 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
«Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве» 9ч | |||||||
17 | | Без друзей нам не прожить ни за что на свете | 1 | 25 | 10 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
18-20 | | Мы- актеры | 3 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
21 | | В гости пальчики пришли | 1 | 10 | 25 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
22 | | Представьте себе… | 1 | 20 | 15 | систематизация | Метапредметные, предметные |
23 | | В тесноте да не в обиде | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
24 | | «Свет мой, зеркальце, скажи…» | 1 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
25 | | Сказка о глупом мышонке | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
«Воображение и умение действовать в предлагаемых обстоятельствах»8 ч | |||||||
26 | | «На болоте две подружки, две веселые лягушки» | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
27-30 | | Дайте только срок, мы построим теремок | 4 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
31 | | К нам гости пришли | 1 | 5 | 30 | систематизация | Метапредметные, предметные |
32 | | Два веселых гуся. | 1 | 5 | 30 | Построение логической цепи поведения | Личностные, коммуникативные |
33 | | Здравствуй, лето! | 1 | 5 | 30 | систематизация | Метапредметные, предметные |
Календарно –тематическое планирование 2 года обучения. | |||||||
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Теорет часть | Практ часть | Сред-во обучения | Ууд |
«Школа- театр» 10 ч | |||||||
1 | | Сравнительная характеристика: учитель-актер, ученик-актер | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
2 | | Театр как вид искусства | 1 | 15 | 20 | Наблюдение | Метапредметные, предметные |
3 | | Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино» | 1 | 10 | 25 | систематизация | Личностные, коммуникативные |
4-5 | | «Перепутанные картинки», «Лабиринт», «Чемодан», «Исчезновение цвета» | 2 | 15 | 25 | Анализ, наблюдение | Метапредметные, предметные |
6 | | Обсуждение просмотренного спектакля | 1 | 15 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
7 | | Зрительный зал и сцена | 1 | 10 | 25 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
8 | | Правила поведения в театре | 1 | 10 | 25 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
9 | | «Театр начинается с вешалки» | 1 | 10 | 25 | систематизация | Метапредметные, предметные |
10 | | Повторение пройденного материала. | 1 | 10 | 25 | систематизация | Личностные, коммуникативные |
«Как создается спектакль» 9 ч | |||||||
11 | | Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримерная | 1 | 20 | 15 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
12 | | В мастерской художника | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
13 | | Мастерская актера и режиссера | 1 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
14-15 | | Актер и режиссер. Актер- творец, материал и инструмент. | 2 | 10 | 25 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
16 | | История театра: выдающиеся актеры и режиссеры. | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
17 | | Сочинение сказки «Про Дракона» | 1 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
18 | | Описание героев будущего спектакля. | 1 | 5 | 30 | систематизация | Личностные, коммуникативные |
19 | | Актер на сцене и в жизни | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
«Наш театр. Учимся актерскому мастерству»» 8ч | |||||||
20 | | Выражение настроения, характера через мимику и жесты | 1 | 25 | 10 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
21 | | Знакомство с театром пантомимы и балета | 1 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
22 | | Общение через жесты. Стихи. | 1 | 10 | 25 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
23 | | Что умеет актер и что необходимо знать каждому человеку | 1 | 20 | 15 | систематизация | Метапредметные, предметные |
24 | | Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
25 | | Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. | 1 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
26 | | «Одушевление неодушевленных предметов» | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
27 | | Игрушка на сцене. Значение игрушки в жизни человека | 1 | 20 | 15 | Наблюдение, анализ | Личностные, коммуникативные |
«В театральных мастерских»7ч | |||||||
28 | | Изготовление декораций | 1 | 15 | 20 | Наблюдение, анализ | Метапредметные, предметные |
29 | | Стих-е В.Берестова как сценическая история. Репетиция и показ | 1 | 10 | 25 | Словесные, познавательные игры | Личностные, коммуникативные |
30 | | Назначение масок в театре | 1 | 5 | 30 | систематизация | Метапредметные, предметные |
31 | | Изготовление пальчиковых кукол | 1 | 5 | 30 | Творческое общение | личностные |
32 | | Игра с пальчиковыми куклами | 1 | 5 | 30 | Анализ обстоятельств | Метапредметные, предметные |
33 | | Изготовление афиши. Заполнение программки | 1 | 5 | 30 | Построение логической цепи | Метапредметные, предметные |
34 | | Праздничный концерт | 1 | - | 35 | Выбор наиболее выразительного способа поведения | Личностные, коммуникативные |
Работа на каникулах
ноябрь | В гостях у Осени | |
январь | Рождественские встречи | |
февраль | Масленица | |
март | Русские народные гулянья. | |
Работа с родителями
Организация помощи родителей в изготовлении декораций, костюмов.
Организация совместного праздника к Дню матери
Семейные посещения драмтеатра.
Консультации для родителей по развитию творческого воображения.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: