NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы общекультурная


Программа

объединения театральной студии «Пинокио»
Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы – общекультурная.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Данная программа интегрируется с учебным предметом литературное чтение, технология, с изобразительным искусством , историей.
Педагогическая целесообразность программы в том, что именно в младшем возрасте в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру, развитие наблюдательности, любознательности, фантазии и воображения через познание живой природы.

Целесообразность программы в том, что она не замыкается в рамках уроков, а помогает ребенку за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов в школьном обучении, в общении во внеурочной жизни, в отношениях со сверстниками.
Цель программы: учить: опираясь на синтетическую природу театрального искусства, раскрывать свои способности; развивать творческое взаимодействие и общение; воспитывать через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
Задачи программы:

  1. Развитие коммуникативных навыков, самопознание и саморазвитие через коллективную и индивидуальную творческую деятельность.

  2. Развитие творческой фантазии и воображения.

  3. Развитие восприятия, внимания, памяти.

  4. Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания в сфере истории искусства.

  5. Формирование навыков сценической речи.

  6. Формирование навыков пластической выразительности.


Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

От других предметов данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями, имеющей собственное мнение.
За основу была взята программа А.П.Ершовой и В.М.Букатова «Актерская грамота», а также программа «Театральная игра» и «Сценическая речь» М.В.Терентьевой, «Пластика» М.А.Зиновьевой, «История про театр» А.Б.Никитиной, «Сценическое движение» А.П.Гребенкина.
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра- непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

Возраст детей: 7-8 лет

Сроки реализации программы: 2 года

Формы и режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 ч.

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театра, музея, выставки, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театра.(один раз в месяц) с последующим обсуждением увиденного в группе. Это могут быть не только традиционные «походы в театр» всем классом, но и семейные просмотры спектаклей с родителями. Для каждой возрастной группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться и включать в список премьеры, гастрольные и фестивальные спектакли.

Занятия проходят не в классе за партами, а в специальном «театральном» зале, где достаточно свободного места и для игр, и для просмотра спектаклей.

Одной из идей программы театральной студии «Пинокио» является постепенное усложнение материала- от игр через импровизацию к сценическим постановкам, основанным как

на литературном материале, так и на придуманных детьми историях.

Среди заданий, представленных в программе, есть такие, которые являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, и такие, которые основаны на экспериментальных психологических методах или на собственном опыте педагога, работающего в общеобразовательной школе.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга- пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинную заинтересованность ученика, доходящую до азарта,- обязательное условие успешного выполнения задания. Именно игра помогает ощутить чувство свободы и преодолеть скованность и робость. Как страшно бывает ребенку поднять руку и, встав перед классом, показать себя, свое умение, свой вариант выполнения задания. Важно, чтобы педагог вовремя заметил и одобрил эту самую первую попытку самостоятельности, не спугнул ее. Надо ждать и неизменно подбадривать тех, кто еще

не решился, не сумел преодолеть свой страх и выйти « на сцену».

На занятиях дети включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального, декорационного, реквизитного, костюмерного цехов и т д, где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками, лепят, красят, режут, клеят…

.

Программа рассчитана для работы по годам в различных театральных мастерских.

Первый год обучения- игровой тренинг, знакомство, формирование партнерских отношений в группе, игры на коллективизм и согласованность.

Второй год обучения- знакомство с работой актера и режиссера в театре: «Мастерская тела», «Мастерская чувств».

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о специфике предмета.

На каждом занятии, в той или иной форме, будут присутствовать компоненты всех тематических разделов.

Ребенок, «переходя» из одной мастерской в другую, выступает в роли то актера, то музыканта, то художника. Он на практике постигает, что актер- это одновременно и творец, и материал, и инструмент.

В завершении каждой темы педагог проводит уроки-показы, в ходе которых он вправе по-своему развивать предложенную тему, используя творчество и фантазию детей.

Способы проверки дополнительной образовательной программы: в конце каждого полугодия педагог дает индивидуальную качественную характеристику ученика: каким был, что изменилось, что сделал, где выделился, каким стал.

Ожидаемые результаты :

Личностные

-уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся;

  • накопление нравственного опыта поведения учеников;

-освоению учащимися нравственных ценностей;

- формирование у школьников культуроведческих основ, интереса к истории и традициям русского народа и других народов, населяющих территорию страны;

-развитие творческих способностей, речи детей, активизация словаря.

-название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

-правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

-правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

Метапредметные

-активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

- развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;

-проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

-способы обработки различных материалов;

-технику выполнения различных швов;

-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;

-подбирать фольклорный материал по заданной теме.


Предметные

- из группы несвязанных по смыслу слов составить относительно связный рассказ с завязкой, событием и развязкой.

-в течение 2-3 минут развернуть групповой рассказ на предложенную тему;

- рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;

-передать пластическую форму живой природы, предмета и произведения искусства через пластику собственного тела

-объяснить условия задания 2-3 ребятам и организовать этой группой его выполнение

-узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу

- смотреть этюд товарищей в течение 3-7 минут, не создавая помех другим зрителям

- повторить реально произведенное действие

-выполнять 2-3 простейших физических действия, находясь на сцене в течение до1 мин.

- выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащегося.

Формы подведения итогов: спектакль «Про Дракона и волшебницу»

Учебно-тематический план.

1 год обучения



Раздел

Всего часов

Теоретическая часть (часов)

Практическая часть (часов)

1


Знакомство.

5

2

3

2

Внимание непроизвольное и произвольное

11

4

7

3

Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве

9

3

6

4

Воображение и умение действовать в предлагаемых условиях


8

-

8

Итого

4

33

9

24


Содержание разделов:

«Знакомство» (5ч.)

Теория: вводное занятие, знакомство друг с другом и с учителем, соблюдение техники безопасности на занятиях; ознакомление с планом работы, «Просто я работа. волшебником»,что такое искусство.

Практика: упражнения на развитие внимания и воображения; игровой тренинг.

«Внимание непроизвольное и произвольное» (11ч)

Теория: игровая викторина по стихам А. Барто; учусь быть актером; быстро времечко пройдет и Цыпленок подрастет.

Практика: упражнения на жизненное внимание и избранное целенаправленное: вспомнить, видеть, слышать, осязать. отработка поведения на сцене.

«Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве» (9ч.)

Теория: произвольное жизненное внимание в реальной плоскости, сравнение разных способов поведения на сцене.

Практика: моделирование ситуаций, иллюстрирующих события.

«Воображение и умение действовать в предлагаемых обстоятельствах» (8ч.)
Теория: воображать предлагаемые события, прогнозирования своего поведения на сцене.

Практика: репетиции, упражнения на развитие воображения.
Учебно-тематический план

2 год обучения



Раздел

Всего часов

Теоретическая часть (часов)

Практическая часть (часов)

1


Школа-театр

10

3

7

2

Как создается спектакль

9

3

6

3

Наш театр. Учимся актерскому мастерству

8

3

5

4

В театральных мастерских

7

1

6

Итого

4

34

10

24


Содержание разделов:

«Школа- театр» (10 ч.)
Теория: сравнительная характеристика: учитель- актер, ученик- актер; театр как вид искусства.
Практика: упражнения на развитие внимания и памяти , игровой тренинг
«Как создается спектакль» (9ч.)
Теория: правила поведения в театре, зрительный зал и сцена, путешествие по театральным мастерским
Практика: «расскажи стихи руками», упражнения на развитие воображения и внимания.
«Наш театр. Учимся театральному мастерству» (8ч.)
Теория: знакомство с театром пантомимы балета, что умеет актер и что необходимо знать каждому человеку.
Практика: упражнения на развитие воображения и умения действовать в предложенных обстоятельствах
« В театральных мастерских» (7 ч.)
Теория: назначение театральных масок, для чего нужна бутафория, обсуждение просмотренных спектаклей.
Практика: упражнения на зрительное внимание, на развитие памяти и чувства ритма, пальчиковая гимнастика..


Методическое обеспечение:
«Знакомство»

Формы занятий: дидактическая игра; праздник; конкурс; викторина.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
«Внимание непроизвольное и произвольное»

Формы занятий: игровой тренинг, беседа, викторина, экскурсия в театр.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point
«Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве»
Формы занятий: работа с литературными произведениями, репетиция, игра.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

«Воображение и умение действовать в предлагаемых обстоятельствах»
Формы занятий: игровой тренинг, дидактическая игра, работа на сцене.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
«Школа- театр»
Формы занятий: игровой тренинг, репетиция, дидактические игры, работа по пособиям.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
«Как создается спектакль»
Формы занятий: беседа, обсуждение, анализ, дидактическая игра, работа на сцене.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
«Наш театр. Учимся театральному мастерству»

Формы занятий: игровой тренинг, работа с театральным словариком, анализ.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
« В театральных мастерских»

Формы занятий: обсуждение просмотренного спектакля, практическая работа, репетиция, показ.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Список литературы для учителя
1.Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены.- Л., 1968

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1987.

3. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров.- М.,1969.

4. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. – М.,1979

5. Гиппиус С.В.Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники.-Л.-М.: Искусство, 1967

6. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. –М, 1952

7. Захава Б.Л. Мастерство актера и режиссера.-М, 1978

8. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. –М., 1984

9. Корогодский З.Я.Начало. – СПб.,1996

10. Кристи К.Воспитание актера школы Станиславского. – М.,1968

11. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. –М., 1968

12. Станиславский К.С.Работа актера над собой//Собр. Соч.-Т.2.-М.,1954

13. Товстогонов Г.А. Зеркало сцены.- Т.1-2. – Л.,1980

14.Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. –М., 1968

15. Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1990.

16. Эфрос А.В. Профессия: режиссер.-М., 1979

17.Эфрос А.В. Репетиция- любовь моя.- М.: Искусство, 1979.

18. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр-М.: Изд. «АСТ», Изд. «Астрель», 2000

Список литературы для детей.

1.Пособие для дополнительного образования «Театр».- М.: Изд. Дом Российской академии обр., 2005

2. Книги для чтения «Свободный ум», «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света».

План по учебно-воспитательной работе

Календарно –тематическое планирование 1 год обучения.



Дата

Тема

Кол-во часов

Теорет

часть

Практ

часть

Сред-во

обучения

Ууд

«Знакомство» 5 ч

1




Знакомство друг с другом, с учителем

1

15

20

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

2-4




Просто я работаю волшебником

3

15

20

Наблюдение

Метапредметные, предметные

5




Что такое искусство

1

10

25

систематизация

Личностные, коммуникативные

«Внимание непроизвольное и произвольное» 11 ч

6




Ходит осень по дорожкам

1

20

15

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

7




Мы играем и поем

1

15

20

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

8




Простейшие танцевальные движения

1

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

9




Разучивание стихов об осени

1

10

25

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

10




Игровая викторина по стихам А.Барто

1

15

20

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

11-13




Учусь быть актером

3

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

14




Мы водили хоровод

1

5

30

систематизация

Личностные, коммуникативные

15




Зеркало, зеркало- скажи…»

1

15

20

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

16




Встали детки в кружок- закружились как снежок.

1

10

25

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

«Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве» 9ч

17




Без друзей нам не прожить ни за что на свете

1

25

10

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

18-20




Мы- актеры

3

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

21




В гости пальчики пришли

1

10

25

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

22




Представьте себе…

1

20

15

систематизация

Метапредметные, предметные

23




В тесноте да не в обиде

1

15

20

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

24




«Свет мой, зеркальце, скажи…»

1

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

25




Сказка о глупом мышонке

1

15

20

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

«Воображение и умение действовать в предлагаемых обстоятельствах»8 ч

26




«На болоте две подружки, две веселые лягушки»

1

15

20

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

27-30




Дайте только срок, мы построим теремок

4

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

31




К нам гости пришли

1

5

30

систематизация

Метапредметные, предметные

32




Два веселых гуся.

1

5

30

Построение логической цепи поведения

Личностные, коммуникативные

33




Здравствуй, лето!

1

5

30

систематизация

Метапредметные, предметные



Календарно –тематическое планирование 2 года обучения.



Дата

Тема

Кол-во часов

Теорет

часть

Практ

часть

Сред-во

обучения

Ууд

«Школа- театр» 10 ч

1




Сравнительная характеристика: учитель-актер, ученик-актер

1

15

20

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

2




Театр как вид искусства

1

15

20

Наблюдение

Метапредметные, предметные

3




Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино»

1

10

25

систематизация

Личностные, коммуникативные

4-5




«Перепутанные картинки», «Лабиринт», «Чемодан», «Исчезновение цвета»

2

15

25

Анализ, наблюдение

Метапредметные, предметные

6




Обсуждение просмотренного спектакля

1

15

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

7




Зрительный зал и сцена

1

10

25

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

8




Правила поведения в театре

1

10

25

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

9




«Театр начинается с вешалки»

1

10

25

систематизация

Метапредметные, предметные

10




Повторение пройденного материала.

1

10

25

систематизация

Личностные, коммуникативные

«Как создается спектакль» 9 ч

11




Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримерная

1

20

15

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

12




В мастерской художника

1

15

20

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

13




Мастерская актера и режиссера

1

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

14-15




Актер и режиссер. Актер- творец, материал и инструмент.

2

10

25

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

16




История театра: выдающиеся актеры и режиссеры.

1

15

20

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

17




Сочинение сказки «Про Дракона»

1

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

18




Описание героев будущего спектакля.

1

5

30

систематизация

Личностные, коммуникативные

19




Актер на сцене и в жизни

1

15

20

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

«Наш театр. Учимся актерскому мастерству»» 8ч

20




Выражение настроения, характера через мимику и жесты

1

25

10

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

21




Знакомство с театром пантомимы и балета

1

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

22




Общение через жесты. Стихи.

1

10

25

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

23




Что умеет актер и что необходимо знать каждому человеку

1

20

15

систематизация

Метапредметные, предметные

24




Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства

1

15

20

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

25




Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве.

1

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

26




«Одушевление неодушевленных предметов»

1

15

20

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

27




Игрушка на сцене. Значение игрушки в жизни человека

1

20

15

Наблюдение, анализ

Личностные, коммуникативные

«В театральных мастерских»7ч

28




Изготовление декораций

1

15

20

Наблюдение, анализ

Метапредметные, предметные

29




Стих-е В.Берестова как сценическая история. Репетиция и показ

1

10

25

Словесные, познавательные игры

Личностные, коммуникативные

30




Назначение масок в театре

1

5

30

систематизация

Метапредметные, предметные

31




Изготовление пальчиковых кукол

1

5

30

Творческое общение

личностные

32




Игра с пальчиковыми куклами

1

5

30

Анализ обстоятельств

Метапредметные, предметные

33




Изготовление афиши. Заполнение программки

1

5

30

Построение логической цепи

Метапредметные, предметные

34




Праздничный концерт

1

-

35

Выбор наиболее выразительного способа поведения

Личностные, коммуникативные


Работа на каникулах

ноябрь

В гостях у Осени




январь

Рождественские встречи




февраль

Масленица




март

Русские народные гулянья.





Работа с родителями


  1. Организация помощи родителей в изготовлении декораций, костюмов.

  2. Организация совместного праздника к Дню матери

  3. Семейные посещения драмтеатра.

  4. Консультации для родителей по развитию творческого воображения.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.

Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.