Пояснительная записка обоснование образовательной программы

Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………………………………...…2
Обоснование образовательной программы ……..…………….…………………………….……2
Нормативная база для разработки образовательной программы ………………………….……3
Приоритетные направления образовательной программы ……………………………………...4
Общая характеристика учреждения ………………………………………………………………..…..5
Прогнозируемые результаты образовательной программы…………………………….…………9
Основное общее образование ……..…………….…………………………………………...……9
Модель выпускника уровня основного общего образования ………………………………..….11
Требования к уровню подготовки выпускников уровня основного общего образования ……..11
Система оценки достижения планируемых результатов………………………….…………..… 25
Среднее общее образование ………………………………………………………………….... 29
Виды деятельности обучающихся уровня среднего общего образования …………….……31
Модель выпускника уровня среднего общего образования ……………………………….….31
Система оценки достижения планируемых результатов …………………………….………. 32
Реализация образовательного процесса ……………………………………………………….………….35
Предметы математического цикла (математика, алгебра, алгебра и начала анализа,
геометрия) ..…………………………………………………………………………………………..35
Предмет информатика и ИКТ ………………………………………………………..………..…....36
Предметы история, обществознание, география …………………………………………..……...37
Предметы физическая культура и ОБЖ ..…………………………………………………..………38
Предмет английский язык ……..…………………………………………………………..………..39
Предметы окружающий мир, природоведение, физика, химия, биология…………………….....40
Предмет русский язык …………………………………………………………………...…………..41
Предмет музыка …………………………………………………………………………..………….42
Предмет изобразительное искусство…………………………………………………..……………42
Учебный план и его обоснование ………………..…………………………………………….…………...43
Основное общее образование ……………………………………………………….………………46
Среднее общее образование ...……………………………………………………….……………...48
Индивидуальное обучение на дому ……………………………………………………….……….50
Организация образовательного процесса в С(К)К VII вида …………………..………………. 51
Воспитательная деятельность образовательной организации…………………………….….……..52
Приоритетные направления, их цели и задачи ………………………………………………..…52
Наименование реализуемых программ (разделов программ), их цели и задачи …………......54
Подпрограмма духовно – нравственного воспитания обучающихся
«Я гражданин России» …………………………………………………………………...…..54
Подпрограмма по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
«Здоровье» …………………………………………………………………………..…..…… 55
Подпрограмма по формированию ценности семьи и семейных отношений
«Семья» ……………………………………………………………………….………..…….. 55
Подпрограмма по формированию ценности нравственного воспитания
обучающихся «Этнокалендарь» …………………………………………………….……….56
Мероприятия, направленные на реализацию воспитательной программы …………….…….….57
Внеурочная деятельность и дополнительное образование обучающихся …………………..…..57
Материально-техническое и методическое обеспечение внеурочной деятельности …………. 58
Объединения дополнительного образования на базе образовательной организации
на 2013/2014 учебный год ……………………………………………………………………...….. 59
Информационно-техническое оснащение ……………………………………………………………… 60
Библиотека образовательной организации………………………………………………...…………… 60
Количество компьютерных классов……………………………………………………………………… 61
Распределение информационно-коммуникационного оборудования по учебным кабинетам учреждения ……………………………………………………………………………………………..…… 62
Дополнительное оборудование (в т.ч. ТСО) ……………………………………………………… 63
Электронные образовательные ресурсы ………………………………………………………………..64
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Пояснительная записка
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», изменением редакции Устава МБОУ СОШ № 7 (новая редакция), утвержден приказом Департамента образования Администрации города Новый Уренгой от «28» октября 2013 №1369, содержание образовательной программы МБОУ СОШ № 7 на 2013/2014 учебный год было приведено в соответствие с данными документами.
Настоящая образовательная программа является основным нормативным документом, который определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы №7 (далее – Учреждение), реализующей основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 адресована участникам образовательного процесса – педагогическим работникам, обучающимся 5-11 классов, которые реализуют федеральный компонент государственного образовательного стандарта, их родителям.
Обоснование образовательной программы
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. В стране происходят позитивные изменения, ведущие к экономическому росту, укреплению государственности и международного престижа России. Масштабы социально-экономических преобразований и решаемых задач особенно ярко проявляются в Новом Уренгое, Ямало-Ненецком автономном округе – экономически мощном и динамично развивающемся регионе Российской Федерации.
Стратегия развития системы образования города Новый Уренгой 2011-2020 г.г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (приказ Президента Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271), Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа определили направления изменений, целостно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития системы образования, задали основные направления развития, способы и механизмы изменений.
Образовательная программа Учреждения определяет образовательный процесс Учреждения, позволяет структурировать приоритетные направления, разработать план действий и их поэтапную реализацию.
Основное назначение образовательной программы – быть средством интеграции и мобилизации всего педагогического коллектива на достижение основных целей деятельности Учреждения. При этом необходимо определить стратегию, создать организационную структуру и механизм ее реализации.
В связи с кардинальным изменением материально-технического оснащения Учреждения, перед педагогическим коллективом открываются перспективы нового качества образовательного процесса, внедрение новых форм обучения, основанных на использовании информационных и компьютерных технологий. Подключение школы к высокоскоростной сети Интернет, создание локальной сети позволило расширить область применения ИКТ, в том числе использовать мультимедийные ресурсы, медиатеку, цифровые лаборатории, интерактивные доски, документ-камеры, мобильные классы, электронные ресурсы образовательных порталов. Обновленная инфраструктура Учреждения позволяет решать новые задачи в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов к условиям реализации образовательных программ.
Программа ориентирует администрацию и педагогический коллектив на обеспечение оптимального функционирования Учреждения как целостной педагогической системы и на моделирование перспективного видения новой школы, развитие которой зависит от новых форм и технологий. Срок реализации образовательной программы — 2013/2014 учебный год.
Нормативная база для разработки образовательной программы
Образовательная программа Учреждения разработана в соответствии с нормативными документами:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 года № Пр-271;
Стратегия развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2020 гг.;
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
План мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 гг. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в ЯНАО;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001г. № 196;
Научно-методические материалы по проектированию образовательной программы;
Программы общеобразовательных учреждений, допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 (новая редакция) утвержден приказом Департамента образования Администрации города Новый Уренгой от 18.10.2013 №1369;
- Лицензия на право образовательной деятельности. Серия А № 0000330 регистрационный № 1576, дата выдачи 21.02.2012 г., срок действия бессрочно. Кем выдана: Департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Образовательная программа представляет собой совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего общего образования) и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности Учреждения.
Основываясь на достигнутых результатах и традициях Учреждения, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.
Цель основной образовательной программы.
Целью основной образовательной программы основного общего образования является формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.
Реализации данной цели способствуют следующие задачи:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечить условия для удовлетворения запросов учащихся с различными учебными возможностями;
обеспечить доступность получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарѐнных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
обеспечить готовность для самооценки и самоопределения учащихся 9 класса; обеспечить готовность их к продолжению образования, выбору профессии;
формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности;
осуществлять системный мониторинг качества обученности школьников;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Сроки реализации программы
Для реализации ООП основного общего образования определяется нормативный срок - 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:
первый этап - 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
второй этап - 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробование себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно-значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений в учебном предмете (предметах).
Приоритетные направления образовательной программы:
формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика: ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной;
обеспечение условий для создания комфортного образовательного пространства (в т.ч. информационного) для получения качественного образования каждым обучающимся;
создание для каждого обучающегося «ситуации успеха»;
развитие системы воспитания в школе, внедрение инновационных технологий в деятельность классных руководителей;
поддержка талантливых обучающихся;
совершенствование гражданско-патриотического воспитания;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
информатизация образовательного процесса;
удовлетворение потребностей:
обучающихся – в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения, в формировании гуманистической ориентации личности, в расширении возможностей постижения окружающего мира и осознание самого себя и своего места в мире, приобретения опыта решения жизненных задач;
родителей – в выборе образовательного учреждения, его системы основного образования, наличия воспитательной системы, социально-психологического сопровождения обучающихся в интересах развития личности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей в полной мере;
педагогических работников– в гарантировании прав на самореализацию и творческий стиль профессиональной деятельности в реализации учебных и воспитательных программ, выборе методик и технологий обучения;
общества и государства – в реализации подготовки всестороннего развития личности, ее гражданской позиции и готовности к непрерывному образованию, способной к продуктивной, самостоятельной деятельности.
Общая характеристика учреждения
Полное название организации: Муниципальное бюджетное общеобразователь-ное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7.
Адрес: 629305, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, улица Таежная, дом 51. Телефон: (3494) 23-83-11
Факс:(3494)23-83-11
E-mail: [email protected]
Директор: Боцян Светлана Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7, создана решением исполнительного комитета Новоуренгойского Совета народных депутатов от 01.09.1986 в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и зарегистрировано на основании решения Регистрационной Палаты №205-НК от 19.05.98 года (Свидетельство о государственной регистрации НУ-II 2797 регистрационный номер № 104797 от 23.06.98 года).
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №7 была переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №7 на основании приказа Управления образования муниципального образования город Новый Уренгой № 882 от 25.12.2003 года. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 была переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №7 на основании приказа Управления образования муниципального образования город Новый Уренгой № 901 от 07.10.2011 года.
Школа имеет свидетельство о государственной аккредитации АА 060313 (регистрационный номер 715) года, лицензию на право осуществления образовательной деятельности (серия А №0000330, регистрационный номер 1576), от 21.02.2012 года (бессрочно).
Школа имеет в безвозмездном срочном пользовании земельный участок общей площадью 15985 кв.м. в соответствии с Договором безвозмездного срочного пользования земельным участком № НУб-683. За школой на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение общей площадью 6661,00 кв.м.
Банковские реквизиты школы: ОГРН: 1028900632628; ИНН:8904032498; номер расчетного счета:40204810300000000008 в ОАО «Запсибкомбанк» УФК по ЯНАО УФ г.Новый Уренгой РКЦ Салехард г.Салехард; БИК:047182000;ОКПО:48731003.
Средняя школа, являясь муниципальным общеобразовательным учебным заведением, ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания в школе адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Ведущие направления обучения, воспитания и развития – нравственно и физическое совершенствование учащихся.
Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, соуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Управляющему Совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализуют директор школы и его заместители по учебно-воспитательной, воспитательной и хозяйственной работе.
Образовательная программа школы – это целостная система мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.
На образовательную ситуацию в средней общеобразовательной школе большое влияние оказывает ее расположенность. Непосредственная близость учеников к живой природе, возможность тесного взаимодействия с ней положительно влияют на духовное, нравственное развитие школьников.
Имеются позитивные факторы и в окружающей социальной среде. К факторам, оказывающим положительное влияние на осуществление школьной политики, можно отнести укомплектованность квалифицированными кадрами. В школе работают 46 педагогов, 41 из них имеют высшее педагогическое образование, 5 - среднее специальное. 2 – Почетных работника общего образования РФ, 3 учителей аттестованы на высшую категорию, 21 – на первую, 17 – на вторую. Однако необходимо учитывать и негативное влияние социума на образовательную ситуацию. Определяющую роль здесь играет в первую очередь низкий образовательный и культурный уровень, многонациональный состав значительной части населения, малообеспеченность многих семей, их сосредоточенность на проблемах выживания. Часть родителей уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая это на школу. Основные педагогические проблемы вытекают из обозначенных выше проблем социума. Педагогический коллектив работает над изучением склонностей и психолого-возрастных особенностей учащихся, условий жизни в семье. Каждый учитель овладевает методикой дифференцированного обучения, тестирования и диагностики, много времени отводит на индивидуальную работу с учащимися. Для развития индивидуальных интересов и склонностей созданы условия в виде факультативных и кружковых занятий. Большинство школьников заняты во внеурочной деятельности: посещают спортивные секции, объединения дополнительного образования детей города.
В начале учебного года проводятся срезы знаний учащихся, тестирование по отдельным предметам, административные контрольные работы по итогам года, Ведется работа по формированию общеучебных умений и навыков. Педагогический коллектив ознакомлен с общеучебными умениями и навыками, которыми должны обладать учащиеся на каждой ступени обучения, методикой формирования ведущих умений и навыков.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ:
- начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года). Обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ начального общего образования.
- основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет). Обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирование личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
- среднее общее образование (нормативный срок освоения 2 года) - является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей освоение обучающимися общеобразовательной программы данной ступени образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
На уровне среднего общего образования осуществляется профильное обучение по индивидуальным учебным планам:
- профильные предметы в 11-м классе: русский язык, обществознание, право, химия, биология:
- профильные предметы в 10-м классе: русский язык, обществознание, право, химия и биология.
В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
Деятельность МБОУ СОШ № 7 направлена: на обеспечение непрерывного образования и методической преемственности в работе МБОУ СОШ № 7, вуза, на раннее выявление способностей учащихся, на расширение творческого потенциала обучающихся.
В настоящее время в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 7 обучается 574 учащихся (25 классов комплектов), из них:
Параллель | Количество классов | Количество учащихся |
1 | 3 | 76 |
2 | 2 | 50 |
3 | 3 | 60 |
4 | 2 | 51 |
Всего: 1-4 | 10 | 237 |
5 | 3 | 60 |
6 | 2 | 50 |
7 | 3 | 57 |
8 | 2 | 55 |
9 | 3 | 59 |
Всего:5-9 | 13 | 281 |
10 | 1 | 31 |
11 | 1 | 25 |
Всего: 10-11 | 2 | 56 |
Всего: 1-11 | 25 | 574 |
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
скачать
Другие похожие работы: