NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Практикум по орфографии § Правописание гласных после шипящих и ц § Буква ь при обозначении мягкости согласных

§ 55. Образование и употребление степеней сравнения прилагательных

      Особые трудности в употреблении прилагательных возникают при образовании степеней сравнения.
      Запомните: соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д.
      Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.

Упр. 88. От приведенных ниже прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.
      Образец: сильный — сильнее, более сильный, сильнейший, самы­й сильный.

      Злой, хороший, красивый, глубокий, умный, деловой, дорогой, богатый, твердый, чистый, ловкий, здоровый, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, мягкий.

Упр. 89. Найдите и подчеркните все неправильные формы степеней сравнения имен прилагательных.

      Более шире — более широко — шире — ширее — ширше; кратчайший — самый кратчайший — самый короткий; худший — самый худший; лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех.

§ 56. Тестовые задания

1. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
      а) В старших классах необходимо более глубокое изучение литературы.
      б) Зимой путь через горы был значительно опаснее.
      в) Дорога будет отрементирована в самое ближайшее время.
      г) При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче.

2. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
      а) Анна в игре ловче своих подруг.
      б) Вкус приготовленного блюда горше из-за переизбытка перца.
      в) В России нет озера глубже Байкала.
      г) Палитру на картинах начинающего художника следует признать более богаче, чем на полотнах его учителя.

3. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
      а) Самый кратчайший путь к озеру пролегал мимо леса.
      б) В самое ближайшее время необходимо заняться текущими делами.
      в) Самый чистый воздух в горах Кавказа.
      г) Самые красивейшие фотографии были сняты на берегу Тихого океана.

4. В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, т. е. не содержат ошибок?
      а) более шире — более широкий — шире — ширее
      б) короче — более короткий — кратчайший — самый короткий
      в) хуже — более плохой — худший — самый худший
      г) лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех

5. Найдите вариант, где форма сравнительной степени сравнения прилагательного образована неправильно.
      а) хороший — лучше
      б) чистый — чище
      в) красивый — красивее
      г) богатый — богатее

6. Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно.
      а) чистый — чистейший
      б) твердый — наиболее твердый
      в) глубокий — глубочайший
      г) умный — очень умный

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 57. Окончания имен прилагательных

      Написание безударных окончаний прилагательных в косвенных падежах можно проверять постановкой вопроса какой? в нужном падеже.
      Следует различать:
      а) у прилагательных мужского и среднего рода единственного числа окончания -ым (-им) в творительном падеже (ветром каким? свежим, зарубежьем каким? дальним) и окончания -ом (-ем) в предложном падеже (о ветре каком? свежем, о зарубежье каком? дальнем);
      б) у прилагательных женского рода единственного числа окончания -ую (-юю) в винительном падеже (дорогу какую? ровную, зарю какую? весеннюю) и окончания -ою (-ею) в творительном падеже (дорогою какою? ровною, зарею какою? весеннею).

Упр. 90. Перепишите примеры, согласовывая поставленные в скобках прилагательные с существительными, к которым они относятся. Выделите окончания.

      1) В (сонный, застывший) воздухе стоял монотонный звон. 2) Егерь заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. 3) Слух о пожаре быстро разнесся по (окрестный помещичий) усадьбам. 4) Во дворе слышался гул (ребячий) голосов. 5) Удивительных пернатых увидели мы на (птичий) базаре. 6) Веселое оживление царило в (рыбачий) поселке. 7) В его взгляде было какое-то беспокойство, изобличавшее (внутренняя) борьбу эмоций. 8) (Раннее летнее) утром альпинисты начали восхождение на (ближняя высокая) гору.

§ 58. Н и нн в суффиксах имен прилагательных

      Запомните:
      Суффиксы -енн-, -онн- пишутся с двумя н: клюк­венный, авиационный
      исключение: ветреный
      Суффиксы -ан-, -ян-, -ин- пишутся с одним н: сереб­ряный, утиный, кожаный
      исключение: оловянный, стек­лянный, деревянный
      Внимание: два н могут появляться в прилагательных на стыке основы и суффикса -н-: карман карман-н-ый, сон сон-н-ый.
      С одной н пишутся слова зеленый, синий, юный, румяный, свиной, багряный, пряный, фазаний, тюлений и др.

Упр. 89. Образуйте и запишите имена прилагательные с суффиксами -н-, -ан- (-ян-), -ин-, -енн-, -онн-.

      Сессия, ястреб, единство, авиация, длина, голубь, ли­ства, война, дерзновение, весна, оппозиция, кожа, старина, солома, величество, окно, стекло, комиссия, родство, мужество, лошадь, клятва, луна.

Упр. 90. Вставьте пропущенные буквы. Распределите прилагательные в две колонки: 1) с одной н; 2) с двумя н.

      Серебр...ые часы, тума...ая мгла, багр...ый закат, стари...ое оружие, ветр...ая подруга, бесчисле...ое множество, лебед...ая песня, кож...ое кресло, сви...ая тушенка, дискуссио...ый вопрос, песч...ый берег, каме...ый дом, моното...ые звуки, оловя...ые солдатики, осе...яя погода, маши...ое отделение, дров...ой склад, ветр...ая мельница, безветре...ая погода, журавли...ое гнездо, недюжи...ые способности, ю...ый друг, аукцио...ые правила, государстве...ая пошлина, двусторо...ий договор, вое...ая прокуратура, конституцио...ое право, обществе...ое положение.

§ 59. Правописание суффиксов прилагательных

-к-, -ск-

Близкий, немецкий, бедняцкий (суф. -к- пишется в прилагательных с краткой формой на -ок (близок), в прилагательных, образованных от сущ. с основой на ц (немец) и к-ч (бедняк; искл.: узбекский).
Киргизский, французский (суф. -ск- пишется в остальных случаях)

-чив-, -лив-, -ист-

Задумчивый, заботливый, размашистый

-ев-, -ив-

Игривый, красивый (под ударением — и).
Строевой, тюлевый (без ударения — е;
исключение: милостивый)

-еват-, -оват-

Ноздреватый, рыжеватый (после мягких согласных и шипящих).
Горьковатый, грязноватый (в остальных случаях)

-оньк-, -еньк-

Мягонький, плохонький, широконький (после г, к, х).
Свеженький, черненький (в остальных случаях)

-еск-, -ическ-

Вражеский, биологический

-чат-

Дымчатый, бревенчатый, переливчатый

Упр. 91. От данных слов с помощью суффиксов образуйте прилагательные.

      -К-/-ск-: кандидат, гигант, лейтенант, горняк, рыбак, турок, Урал, посол, Астрахань, конь, богатырь, январь, Полесье, матрос, дилетант, Елец, Норвегия, казах, казак, словак, бедняк.
      -Лив-, -чив-, -ив-, -ев-: придира, отзыв, обида, эмаль, правда, расчет, дождь, привереда, непоседа, причуда, забывать, уживаться, каракуль, марля, соя, корень, находить, стиль, стержень, предпринимать, разговор, калий, магний, красота, доля, лесть, нуль, грязь, совесть, кокетничать, спесь, тень, играть, зависть, жалость.
      -Оват-, -еват-: белый, крючок, ноздри, синий, розовый, молодец, слабый, темный, сладкий, грубый, рыжий.
      -Оньк-, -еньк-: хороший, плохой, высокий, жалкий, мелкий, глубокий, черный, слабый, свежий, сладкий, кислый, дешевый, красивый, молодой, старый, худой, легкий, сухой, родной, мягкий.
      -Чат-: брусок, решетка, клетка, сетка, чешуйка, колено, крупица, веснушка.

Упр. 92. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая суффиксы прилагательных.

      Честолюб...вый человек, льст...вая улыбка, пол...вые цветы, вол...вой характер, отрасл...вые интересы, навязч...вые идеи, уклонч...вый ответ, талантл...вый режиссер, приветл...вая хозяйка, клетч...тая ткань, половинч...тое решение, дощ...тый забор, дымч...тые очки, добр...кий человек, стар...кое пальто, скромн...нький костюмчик, сер...нький зайчишка, пестр...нький платоч...к, уз...нький коридорч...к.

§ 60. Тестовые задания

1. В каком варианте пишется Е?
      а) в бескрайн...м просторе
      б) укрыться заячь...м тулупом
      в) проснуться ранн...м утром
      г) будь хорош...м мальчиком

2. В каком варианте пишется И?
      а) думать о вчерашн...м событии
      б) гордиться могуч...м богатырем
      в) мечтать о хорош...м друге
      г) вспоминать о син...м море

3. В каком слове пишется Н?
      а) юн...ый
      б) истин...ый
      в) старин...ый
      г) оловян...ый

4. В каком слове пишется НН?
      а) былин...ый
      б) ветрен...ый
      в) травян...ой
      г) курин...ый

5. В каком слове пишется Н?
      а) недюжин...ый
      б) песчан...ый
      в) стеклян...ый
      г) клюквен...ый

6. В каком слове пишется НН?
      а) безветрен...ый
      б) серебрян...ый
      в) змеин...ый
      г) румян...ый

7. В каком слове пишется НН?
      а) водян...ой
      б) зелен...ый
      в) бездон...ый
      г) перепелин...ый

8. В каком ряду НН пишется во всех словах?
      а) благовон...ый, традицион...ый, беспричин...ый
      б) багрян...ый, лицензион...ый, един...ый
      в) интонацион...ый, экзаменацион...ый, песчан...ый
      г) торжествен...ый, сенсацион...ый, муравьин...ый

9. В каком слове пишется Е?
      а) лен...вый
      б) дожд...вые (облака)
      в) болтл...вый
      г) забывч...вый

10. В каком слове пишется Е?
      а) вкрадч...вый
      б) романт...ческий
      в) коричн...ватый
      г) увертл...вый

11. В каком слове пишется И?
      а) кисл...нький
      б) географич...ский
      в) восприимч...вый
      г) рыж...ватый

12. В каком слове пишется И?
      а) обидч...вый
      б) замш...вый
      в) щавел...вый
      г) ткан...вый

13. В каком слове есть суффикс -СК-?
      а) матрос...кая служба
      б) вес...ие доказательства
      в) ни...кое давление
      г) калмы...ие песни

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 61. Имя числительное и его грамматические признаки

      Имя числительное — часть речи, которая включает слова, обозначающие число, количество (отвечают на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают на вопросы который? какой?), например: четыре, пять (человек), вторая (бригада).
      В зависимости от лексико-грамматических свойств имена числительные делятся на следующие разряды: количественные и порядковые.
      Количественные числительные обозначают отвлеченное число или количество предметов (один, десять, двадцать пять, триста шестьдесят четыре и т. д.). Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете (первый, десятый, двадцать пятый, триста шестьдесят четвертый и т. д.).
      Количественные числительные могут обозначать не только целые, но и дробные числа, например: две десятых, семь восьмых. Это дробные числительные. Среди количественных выделяется также группа собирательных числительных, обозначающих количество предметов как одно цело­е, например: двое саней, их было четверо. Собирательных числительных немного: двое, трое... — десятеро, оба (обе).
      По составу числительные делятся на:
      простые, которые имеют один корень, например: один, два, пять... — десять, сорок, сто;
      сложные, которые состоят из двух (иногда и более) корней, слившихся в одно слово, например: пятьдесят — семьдесят, девяносто, двести, триста, четыреста, пятьсот — восемьсот, пятидесятый, трехсотый, пятисотый, сорокапятитысячный;
      составные, которые состоят из двух и более слов, например: двадцать один, девяносто три, пятьдесят четыре, пятьсот пятьдесят пять; двадцать первый, девяносто третий, пятьсот пятьдесят пятый.
      Примечание. Дробные числительные являются составными: они образуются из количественного и порядкового числительного, например: две седьмых (доли), четыре двадцать пятых (доли). Исключение: полтора — полторы.
      Числительные выступают в предложении в качестве главных и второстепенных членов, часто образуя синтаксически цельные словосочетания.



§ 62. Морфологический разбор имени числительного

      Порядок разбора
      I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж).
      II. Морфологические признаки.
      Постоянные признаки: а) лексико-грамматический разряд (количественное или порядковое); б) тип по структуре (простое, сложное или составное); в) для количественных — разряд по значению (целые, дробные, собирательные).
      Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть).
      III. Синтаксическая роль.
      Образец разбора
      Десять3дней осталось до начала Олимпийских игр.
      I. Десять — числительное (обозначает количество предметов, отвечает на вопрос сколько?). Н. ф. десять.
      II. Постоянные признаки: количественное, простое, обозначает целое число.
      Непостоянные признаки: и. п.
      III. Что? десять дней (входит в состав подлежащего).

Упр. 93. Прочитайте текст и выполните задания.

      Однажды Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) опубли­ковала имеющиеся в ее распоряжении данные: в мире существует две тысячи семьсот девяносто шесть3 языков. Ученые предпочитают называть числа покруглее: одни говорят, что языков две тысячи пятьсот, другие насчитывают около трех тысяч, третьи рискуют указать четыре тысячи языков.
      Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорит одна тридцатая3 часть всего населения планеты. По степени распространенности русский язык занимает четвертое3 место в мире — на первом месте находится китайский (на нем говорит почти полтора миллиарда человек), второе и третье места занимают английский и испанский языки.

(Из книги «Что? Где? Когда?»)

      1. Выпишите числительные с относящимися к ним словами. Укажите падеж числительных.
      2. Определите разряд числительных (количественное, порядковое). Какие из них обозначают целые числа, какие — дробные? Есть ли собирательные числительные?
      3. Определите синтаксическую функцию числительных.
      4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

§ 63. Тестовые задания

1. В каком ряду все слова являются именами числительными?
      а) три пятых, полтора, семь, полуторный
      б) первый, второй, третий, который
      в) много, мало, сколько, трижды
      г) двое, обе, полтораста, шестой

2. В каком ряду все слова являются именами числительными?
      а) два, второй, дважды, во-вторых, двойка
      б) четыреста двадцать восемь, четыре, четверо, двадцать четвертый, вчетвером
      в) три, третий, тридцать три, триста пятьдесят восьмой, трое
      г) один, одиннадцать, одиннадцатилетний, по одному, одинокий

3. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?
      а) пятьдесят — количественное числительное, сложное
      б) сто первый — порядковое числительное, составное
      в) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа
      г) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа

4. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?
      Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.
      а) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего
      б) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
      в) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
      г) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 64. Склонение количественных
и порядковых числительных


Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти
и от двухсот до девятисот


      В количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

И. п.

пятьдесят

двести

пятьсот

Р. п.

пятИдесятИ

двУХсот

пятИсот

Д. п.

пятИдесятИ

двУМстАМ

пятИстАМ

В. п.

пятьдесят

двести

пятьсот

Т. п.

пятьЮдесятьЮ

двУМЯстАМИ

пятьЮстАМИ

П. п.

о пятИдесятИ

о двУХстАХ

о пятИстАХ

Склонение числительных сорок, девяносто, сто

      Числительные 40, 90, 100 имеют две падежные формы.

И. п., В. п.

сорок

девяносто

сто

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

сорокА

девяностА

стА

Склонение числительных тысяча, миллион, миллиард

      Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на (типа няня); слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода на согласный (типа дом).

И. п.

тысяча

миллион, миллиард

Р. п.

тысячи

миллиона, миллиарда

Д. п.

тысяче

миллиону, миллиарду

В. п.

тысячу

миллион, миллиард

Т. п.

тысячей

миллионом, миллиардом

П. п.

о тысяче

о миллионе, о миллиарде

Склонение составных количественных числительных

      При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят:

И. п.

семь тысяч четыреста девяносто пять

Р. п.

семи тысяч четырехсот девяноста пяти

Д. п.

семи тысячам четыремстам девяноста пяти

В. п.

семь тысяч четыреста девяносто пять

Т. п.

семью тысячами четырьмястами девяноста пятью

П. п.

о семи тысячах четырехстах девяноста пяти

Склонение числительных полтора, полтораста

      Числительные полтора и полтораста имеют две падежные формы:

И. п., В. п.

полтора, полтораста

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

полутора, полутораста

Склонение дробных числительных

И. п.

пять восьмых метра

Р. п.

пяти восьмых метра

Д. п.

пяти восьмым метра

В. п.

пять восьмых метра

Т. п.

пятью восьмыми метра

П. п.

о пяти восьмых метра

      Запомните: при смешанном числе дробь управляет существительным, которое всегда ставится в родительном падеже единственного числа (ср.: три пятых литра, но пять литров; две седьмых килограмма, но семь килограммов).

Склонение порядковых числительных

      Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон (седьмого, седьмому и т. д.), третья остановка, пятое место, первые месяцы.
      В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

И. п.

тысяча девятьсот двенадцатый год

Р. п.

тысяча девятьсот двенадцатого года

Д. п.

тысяча девятьсот двенадцатому году

В. п.

тысяча девятьсот двенадцатый год

Т. п.

тысяча девятьсот двенадцатым годом

П. п.

(о) тысяча девятьсот двенадцатом годе

      Запомните:
      двухтысячный год            —   две тысячи первый год
      (до) двухтысячного года   —  (до) две тысячи первого года
      (к) двухтысячному году    —  (к) две тысячи первому году
      При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря.

Упр. 94. Просклоняйте.

      37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упр. 95. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

      1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га. 2) Вес третьего искусственного спутника Зем­ли был равен 1326 кг. 3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1. 4) Кедры живут до 800—850 лет. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки. 7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров. 8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов. 9) Разность между 87 и 54 составляет 33. 10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.
      Запомните: сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т. е. 22, 23, 24, 32, 33, 34... 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сутки, ножницы, щипцы и т. п.),  в литературной речи невозможны. В случае необходимости соответствующих обозначений следует использовать синонимические замены существительных или употреблять составное числительное не в име­нительном или винительном падежах. Например: Прошло двадцать два дня, купили тридцать три штуки ножниц, в течение двадцати двух суток и т. п.

Упр. 96. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

      1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника. 2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза. 5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.
      Запомните: собирательные числительные употребляются только
      — с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
      — с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток;
      — с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц;
      — с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;
      — с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли трое опоздавших, бегут двое.
      Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола, а также с существительными мужского рода — названиями взрослых животных. Нежелательны сочетания собирательных числительных с существительными, обозначающими высокое общественное положение лица.

Упр. 97. Выберите правильную форму числительного и существительного.

      Для (пяти — пятерых) женщин; (три — трое) красивых (коня — коней); (шесть — шестеро) работниц завода; (четыре — четверо) (ножницы — ножниц); (два — двое) знакомых (лица — лиц); (четыре — четверо) (студентки — студенток).

Упр. 98. Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

      1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы гото­вились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.


страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10 ... страница 13страница 14


скачать

Другие похожие работы: