NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Практикум по орфографии § Правописание гласных после шипящих и ц § Буква ь при обозначении мягкости согласных

§ 65. Тестовые задания

1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?
      а) Р. п. трехсот пятидесяти
      б) Т. п. триста пятьюдесятью
      в) Д. п. тремстам пятидесяти
      г) П. п. о трехстах пятидесяти

2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять?
      а) Р. п. семисот шестидесяти девяти
      б) Д. п. семиста шестидесяти девяти
      в) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью
      г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти

3. В каком сочетании слов имеется ошибка?
      а) семеро котят
      б) нас четверо
      в) пятеро женщин
      г) трое детей

4. В каком варианте словосочетание построено правильно?
      а) к полуторам годам
      б) с двумястами рублями
      в) около четыреста студентов
      г) перед шестнадцатым апрелем

5. В каком сочетании слов имеется ошибка?
      а) увеличить в 1,8 раза
      б) двухтысячный год
      в) три пятых метров
      г) нет трехсот рублей

6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
      а) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.
      б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.
      в) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.
      г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.

7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
      а) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.
      б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.
      в) Наше село в полутораста километрах от города.
      г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 66. Правописание числительных и сложных прилагательных, образованных от числительных

5—20, 30

Одиннадцать, тринадцать, тридцать (мягкий знак на конце слова)

50—80, 500—900

Шестьдесят, семьсот (мягкий знак в середине)

300, 400

Триста, четыреста (на конце а)

80-тысячный, 3-литровый, 9-этажный, 25-килограммовый, 90-летний, 1000-летний

Восьмидесятитысячный, трехлитровый, девятиэтажный, двадцатипятикилограммовый, девяностолетний, тысячелетний (сложные порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, и прилагательные, образованные от числительных, пишутся в одно слово, причем числительные сто и девяносто входят в состав сложных слов в форме именительного падежа, все остальные — в форме родительного падежа, слово тысяча образует сложные слова с соединительной гласной Е)

Упр. 99. Запишите словами.

      8, 11, 17, 60, 80, 365, 413, 515, 699, 719, 79, 800, 988.

Упр. 100. Образуйте от чисел порядковые числительные и запишите их.

      11, 23, 378, 500, 1000, 1256, 8000, 8663, 37 000, 9 000 000, 77 000 000.

Упр. 101. Образуйте из словосочетаний сложные прилагательные. Запишите их.

      Юбилей в 90 лет, мороз в 40 градусов, жара в 38 градусов, высота в 900 метров, дом с 450 квартирами, коллектив в 1,5 тыс. человек, расстояние в 340 километров, бак на 200 литров, город с населением в 1,5 млн человек.

§ 67. Тестовые задания

1. Найдите ошибку.
      а) тридцатилетний
      б) пятидесятилетний
      в) сораколетний
      г) тысячелетний

2. Найдите ошибку.
      а) одиннадцать
      б) триста первый
      в) шестьдесят
      г) семсот

3. Выберите правильный вариант написания.
      а) тристо тринадцать
      б) девяносталетний
      в) двухсоттысячный
      г) трех миллионный

4. Найдите вариант с ошибкой.
      а) сто тридцать девятый
      б) шестьсот пятьдесят шестой
      в) пятьсот
      г) двадцати восьми тысячный

МЕСТОИМЕНИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 68. Местоимение и его грамматические признаки

      Местоимение — часть речи, к которой относятся слова, указывающие на предметы, их признаки, количество или спрашивающие о них.
      Например: 1. Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух. 2. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. 3. Чего хочу? С какой целью открою душу вам свою? 4. Прости, Тригорское, где радость меня встречала столько раз! (А. Пушкин)
      По значению местоимения делятся на следующие разряды:
      1. Личные: 1-е лицо — я, мы; 2-е лицо — ты, вы; 3-е лицо — он, она, оно, они.
      2. Возвратное: себя.
      3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, его, ее, их.
      4. Указательные: тот, этот, такой, столько, таков.
      5. Определительные: каждый, весь, всякий, самый, сам, любой, иной, другой.
      6. Вопросительные: кто? что? какой? который? чей? сколько?
      7. Относительные: кто, что, какой, который, чей, сколько — это те же вопросительные, когда они служат не для вопроса, а для связи придаточного предложения с главным (т. е. выступают в качестве союзных слов).
      8. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-то, чей-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, какой-то, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой и др.
      9. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
      По особенностям своего склонения местоимения сходны или с именами существительными (я, ты, кто, что и др.), или с именами прилагательными (тот, какой, всякий, этот и др.), или с числительными (столько, сколько, несколько). Поэтому в предложении местоимения выполняют ту же синтаксическую роль, что и соответствующие части речи. Например: 1. Я сегодня так грустно настроен. (Н. Некрасов) 2. Нет в тебе поэзии свободной, суровый, неуклюжий стих. (Н. Некрасов)

§ 69. Морфологический разбор местоимения

      Порядок разбора
      I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (и. п., ед. ч.).
      II. Морфологические признаки:
      1. Постоянные признаки: а) разряд по значению, б) лицо (у личных местоимений), в) число (у местоимений я, ты, вы).
      2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
      III. Синтаксическая роль.
      Образец разбора
      Мой3 оптимизм родился из занятий наукою, и мне3 желательно было бы внушить его каждому... (Д. Менделеев)
      I. Мой — местоимение (указывает на признак, отвечает на вопрос чей?). Н. ф. — мой.
      II. Постоянные призаки — притяжательное. Непостоянные признаки — и. п., ед. ч., м. р.
      III. Оптимизм (чей?) .
      Мне — местоимение (указывает на лицо, отвечает на вопрос кому?). Н. ф. — я.
      II. Постоянные признаки — личное, 1-е л., ед. ч. Непостоянные признаки — д. п.
      III. Желательно было бы внушить (кому?) мне (дополнение).

Упр. 102. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания.

      Я тебя3 отвоюю у всех земель, у всех небес,
      Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес,
      Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой,
      Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
      Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
      Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой,
      И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
      У того, с которым3 Иаков стоял в ночи.

      1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.
      2. Выясните их синтаксическую функцию.
      3. Произведите морфологический разбор указанных слов.

§ 70. Тестовые задания

1. В каком ряду все слова являются местоимениями?
      а) ничего, разнообразный, чей, крайний
      б) свой, собственный, чужой, никаких
      в) кто-то, любой, никакой, который
      г) их, другой, по-своему, схожий

2. Сколько местоимений в предложении В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?
      а) 3
      б) 4
      в) 5
      г) 6

3. В каком варианте грамматические признаки местоимения определен­ы неправильно?
      а) эта — указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа
      б) меня — личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа
      в) никем — отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа
      г) любая — определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

4. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении «Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?
      а) каждый — местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства
      б) ее — местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением
      в) какой — местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением
      г) я — местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 71. Общие правила употребления местоимений

      Следует иметь в виду, что местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Эта связь местоимения с существительным нередко определяется смыслом, а не формально, порядком слов: Брат сейчас в отпуске, он отдыхает уже второй месяц.
      Однако часто в подобных случаях возникает неясность или двусмысленность: Сестра поступила в артистическую труппу, она уезжает на гастроли (ср.: Сестра поступила в артистическую труппу, которая уезжает на гастроли).

Упр. 103. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые они должны замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.

      1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

      Запомните: возвратное местоимение себя и возвратно-притяжательное местоимение свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях такого типа, как Директор попросил секретаря не впускать к себе посетителей в обеденный перерыв, местоимение (к) себе по смыслу относится к слову секретарь. В подобных случаях во избежание неясности предложение необходимо перестроить таким образом, чтобы смысл его был понятен. Например: Директор сказал секретарю, что не будет принимать посетителей в обеденный перерыв.

Упр. 104. В предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.

      1) Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5) Писатель показал образ матери в своем развитии. 6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7) Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение.

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 72. Правописание неопределенных
и отрицательных местоимений


      Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо. При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.
      У отрицательных местоимений под ударением пишется не, без ударения ни: нЕкто, нЕкоторый, нИкто, нИ­какой.
      Частицы не и ни у отрицательных местоимений пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога (ни у кого).

Упр. 105. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

      Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Упр. 106. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

      1) (Н...)что не трогало его, не замечал он (н...)чего. (Пушкин) 2) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гончаров) 3) Тут — делать (н...)чего — друзья поцеловались. (Крылов) 4) Клим (н...)(с)кем не говорил так, как с Мариной. (Горький) 5) Он все понимал и (н...)(во)что не хотел вмешиваться. (Губанов)

§ 73. Тестовые задания

1. В каком варианте пишется буква Е?
      а) н... кто не знает
      б) н.. за что на свете
      в) н... чего раздумывать
      г) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?
      а) н... кому остаться дома
      б) н... за что не скажу
      в) н... у кого попросить денег
      г) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?
      а) (не)сколько книг
      б) не(с)кем посоветоваться
      в) ни(у)кого не спросил
      г) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?
      а) (ни)чего не осталось
      б) (ни)чем не интересовался
      в) (не)чем заняться
      г) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?
      а) (не/ни)какой
      б) (не/ни)кто
      в) (не/ни)чей
      г) (не/ни)который

ГЛАГОЛ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 74. Глагол и его грамматические признаки

      Глагол — часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?), например: слушать, работать, внести, цвести, сберечь, таять, опечалиться. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Глаголы в форме инфинитива имеют формообразующие суффиксы -ть, -ти, -чь (примеры см. выше). Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
      Глаголы делятся на переходные и непереходные.
      Переходные глаголы обозначают действие, способное переходить на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога. Например: читать газету, отправить телеграмму, купить цветы.
      Все остальные глаголы непереходные. Например: гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю.
      Глаголы, имеющие особый суффикс -ся (-сь), называются возвратными. Например: брить — бриться, купать — купаться, строить — строиться. Все возвратные глаголы непереходные.
      Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Вид глагола показывает, как протекает действие.
      Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало. Например: начертить, бросить, отцвести, запеть. Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, бросят, отцветут, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
      Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало. Например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? — чертят, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов: слова буду (будешь, будет и т. д.) и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь).
      Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.
      Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет. Например: Утром мы отправились в путь. Сейчас мы беседуем. Завтра я опять Вас увижу.
      В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
      Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии. Например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.
      Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени). Например: читать — читал бы (м. р.), читала бы (ж. р.), читало бы (ср. р.), читали бы (мн. ч.). (Обратите внимание на раздельное написание частицы бы.)
      Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить. Например: Руки ей разотри. Укрой ноги пледом.
      Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и- к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса. Например: нести — несут — неси; привезти — привезут — привези; рассказывать — рассказывают — рассказывай; готовите — готовят — готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привезите, рассказывайте, готовьте.
      В сослагательном и повелительном наклонении глагол по временам не изменяется.
      В предложении глаголы в форме всех наклонений обычно бывают сказуемыми.



      Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением.
      Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ёшь(-ешь), -ёт(-ет), -ём(-ем), -ёте(-ете), -ут(-ют) — I спряжения.
      Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) — II спряжения.
      Глаголы хотеть, бежать разноспрягаемые. В ед. ч. глагол хотеть спрягается по I спряжению (хочу, хочешь, хочет), а во мн. ч. — по II спряжению (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице мн. ч. форму I спряжения (бегут), остальные формы — II спряжения (бежишь, бежит, бежим, бежите).
      Среди глаголов выделяется группа безличных, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах: 1) в форме, которая совпадает с формой 3-го лица ед. ч. настоящег­о (будущего простого) времени, например: све­тает, рассветает, рассветет, знобит, смеркается; 2) в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело, знобило, смеркалось.
      В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и не может быть) подле­жащего. Например: 1. Всю ночь слегка вьюжило. 2. Мне нездоровится. В безличном значении могут выступать и личные глаголы. Например: 1. Зажгло грозою дерево. (Ср.: Молния зажгла дерево.) 2. Пахнет сеном над лугами. (Ср.: Сено приятно пахнет.)


страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11 ... страница 13страница 14


скачать

Другие похожие работы: