Предназначение образовательного учреждения, образовательная деятельность и средства ее реализации
РАЗДЕЛ V
Особенности организации образовательного процесса
Образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы:
- дошкольного образования,
- начального общего образования,
- основного общего образования,
- среднего (полного) общего образования,
- специальная (коррекционная) программа VIII вида основного общего образования.
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий Учреждение вправе вводить обучение по различным профилям и направлениям, в 9-11 классах - предпрофильную подготовку.
С учетом потребностей личности образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: в форме очной, очно-заочной, заочной; в форме семейного образования, экстерната, самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Образовательное учреждение осуществляет учебный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года): обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет): обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года): является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ данной ступени образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, учебной деятельности на основе дифференциации обучения
С учетом потребностей личности образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: в форме очной, очно -заочной, заочной; в форме семейного образования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Дети – инвалиды обеспечиваются индивидуальным обучением на основании заключения органов здравоохранения, психолого-медико-педагогической комиссии. Допускается комбинированное обучение этих детей в двух формах – часть на дому, часть в школе. Общеобразовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом, календарным графиком учебного процесса и расписанием занятий. Школа работает в режиме 5-ти дневной учебной недели. Учебный план составлен с учетом того, что обязательная максимальная нагрузка обучающихся по всем классам и ступеням обучения не превышает предельно допустимую СанПиН. Занятия проводятся в одну смену.
При составлении учебного плана учитывалось: преемственность с учебным планом предыдущего учебного года, учебно-материальная база учебных кабинетов, кадровые ресурсы, запросы родителей и обучающихся, режим работы образовательного учреждения, а также педагогические технологии, применяемые на ступенях обучения: технологии развивающего обучения, информационные технологии.
Учебный план определяет перечень учебных предметов, максимальный объём учебного времени, отводимого на изучение программ общего образования и обеспечение государственных образовательных стандартов по ступеням общего образования.
Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент учебного плана.
Часы вариативной части плана распределены на преподавание предметов: русский язык, математика, информационные технологии в предметах для повышения качества образования, а также на изучение предметных и элективных курсов по выбору обучающихся (занятия в рамках предметных и элективных курсов проводятся в индивидуально-групповом режиме).
В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном перечне учебных изданий.
Учебный план для 1 - 4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года и урока соответственно: для 1 класса – 33 учебные недели, 35 минут, для 2 - 4 классов – не менее 34 учебных недель, 45 минут.
На ступени начального общего образования преподавание ведётся по программе «Перспективная начальная школа». Учителя начальных классов прошли необходимую курсовую подготовку, имеют опыт работы по программе. Учителя в своей работе используют элементы педагогических технологий: уровневая дифференциация, индивидуальное обучение, проблемное обучение. Развивающая программа «Перспективная начальная школа» и применение элементов данных технологий позволяет учитывать индивидуальные возможности и способности обучающихся.
Учебный план начального общего образования обеспечивает реализацию раннего изучения иностранного языка в рамках федерального компонента учебного плана во 2 - 3 классах и в 4 классе.
Предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», направленный на обеспечение компьютерной грамотности, изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология». В процессе обучения обучающиеся получают первоначальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач.
Предмет «Физическая культура» в образовательной области «Физическая культура» преподаётся как самостоятельный курс.
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучаемый в начальной школе, является интегрированным. В его содержание дополнительно введены элементы основ безопасности жизнедеятельности (письмо Министерства образования и науки РФ от 27.04.2007 № 03-898).
Между I и II ступенями обучения предусмотрена преемственность в соблюдении образовательной линии.
Учебный план для 5 - 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 учебных недель, продолжительность урока – 45 минут.
Обучение на ступени среднего (полного) общего образования в связи с малокомплектностью школы непрофильное.
Часы вариативной части учебного плана распределяются на преподавание предметов образовательных областей «Математика» и «Филология» в целях достижения высокого качества образования, а также на изучение предметных и/или элективных курсов по выбору учащихся, направленных на расширение знаний и развитие учебных навыков по предметам, которые учащиеся планируют сдавать в ходе государственной (итоговой) аттестации на ступени среднего (полного) общего образования, а также с целью ориентации на выбор будущей профессии, исходя из запросов обучающихся и их родителей (по результатам анкетирования).
При составлении учебного плана учтено: программно-методическое обеспечение, кадровые ресурсы, социальный заказ.
В своей работе образовательное учреждение использует государственные образовательные программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования РФ. В образовательном учреждении реализуются общеобразовательная программа дошкольного образования, общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, специальная (коррекционная) программы VIII вида начального общего образования, основного общего образования. Все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами. Каждый учитель работает в соответствии с утвержденной рабочей программой. Программы реализуются в полном объеме.
В школе созданы условия для получения бесплатного общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
По рекомендации районной ПМПК с согласия родителей часть детей обучается по специальной (коррекционной) программе VIII вида. При обучении по специальной (коррекционной) программе VIII вида используются базовые образовательные программы, адаптированные для детей, имеющих медицинские заключения к обучению в школе. Организация обучения детей данной категории осуществляется в соответствии с учебным планом, рабочими программами, индивидуальным расписанием занятий. Преподавание предметов учебного плана обеспечивают педагоги, прошедшие курсовую подготовку по проблеме «Интегративное обучение детей с отклонениями в развитии в условиях массовой школы». Данная категория детей пользуется бесплатными учебными пособиями и литературой в библиотеке, периодической и справочно-информационной, художественной литературой, обеспечены учебниками по специальной (коррекционной) программе 8 вида.
Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности организации воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. Расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане.
Школьное расписание согласовывается с профсоюзным комитетом школы.
В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном перечне учебных изданий.
Учебный план обеспечен кадрами соответствующей квалификации и соответствующего уровня образования.
Педагогический коллектив состоит из квалифицированных преподавателей. Учителя по плану проходят курсовую переподготовку в ТОГИРРО в г.Тюмени. Вакансий в школе нет.
Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований государственных образовательных стандартов. Контроль осуществляется на основании плана работы школы, положения о внутришкольном контроле, в соответствии с целями и задачами школы. По итогам внутришкольного контроля составляются аналитические материалы, издаются приказы директора. Для обеспечения планового системного подхода к проведению внутришкольного контроля при издании приказов о проведении проверок используются планы-задания (программы проверок). Администрацией школы используются различные формы внутришкольного контроля: тематический, фронтальный, индивидуальный, классно-обобщающий. Основой совершенствования учебного процесса является анализ деятельности учителя. Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на совещаниях при директоре, педагогических советах, методических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу.
Анализ результатов образовательной деятельности обучающихся, состояние школьной документации даёт представление об организации методической работы с педколлективом.
Методическая работа с педагогическим кадрами направлена на реализацию методической темы школы «Использование инновационных технологий с целью повышения качества образования» через организацию работы методического совета, педагогические советы, семинары, методические консультации, ШМО.
Приоритетной задачей организации методической работы является повышение качества обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого обучающегося, повышения мотивации обучения.
В организации методической работы осуществляется мониторинг качества преподавания и уровня усвоения обучающимися программного материала. Мониторинг, проводимый на протяжении нескольких лет, обеспечивает администрацию необходимой объективной информацией, позволяет соотнести результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность. Мониторинг уровня обученности, мотивации учебной деятельности ребенка, носит как диагностический, так и прогностический характер и проводится как со стороны администрации школы, так и самими педагогами. Итоги анализируются на заседаниях МО, совещаниях при директоре.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 классов проводится на основании Положения о Государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Вся процедура подготовки и проведения аттестации проводится в соответствии с планом подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов. Результаты итогов года, государственной (итоговой) аттестации выпускников, выполнение программного материала по учебным предметам рассматриваются на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, заседаниях управляющего совета, вырабатываются рекомендации по совершенствованию работы педагогов, администрации школы.
Показатель выполнения требований государственных образовательных стандартов в выпускных классах по математике и русскому языку по результатам экзаменов -100%
Экзаменационные работы по выборным предметам выполнены на оптимальном уровне.
В течение последних трех лет уровень обученности выпускников 9,11 классов остается стабильным и составляет 100%.
Воспитание является важным звеном целостного образовательного процесса.
Воспитательная работа в школе направлена на создание условий по самореализации, самосовершенствованию, самоопределению обучающихся, активизации процесса социализации личности, способной адаптироваться в современном социуме. Обучающиеся вместе с классными руководителями участвуют во внеклассной работе школы, решая общешкольные задачи по повышению уровня воспитанности школьников, через пропаганду здорового образа жизни, сотрудничество с родителями, достижение результативности в дополнительном образовании.
В образовательном учреждении имеется нормативно-правовая база, регламентирующая воспитательный процесс. Ведется социальный паспорт школы, собираются информационно-статистические материалы. Вопросы воспитательного процесса рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, заседаниях управляющего совета, осуществляется контроль за деятельностью классных руководителей.
Воспитательная система складывается из воспитательных возможностей урока, системы дополнительного образования, реализации программ воспитания школы, округа.
Воспитательная работа в школе осуществляется на основе комплексной программы воспитания школьников «Семь-Я».
Программа включает в себя следующие направления:
Я и мои интересы
Я и мое здоровье
Я и творчество
Я- гражданин России
Я и моя семья
Я и мои обязанности и права
Я и окружающие меня люди
Основными формами работы с детьми являются:
- беседы, классные часы, встречи с интересными людьми, индивидуальные консультации;
- трудовые дела (дежурства, субботники, благоустройство школьной территории);
- занятия в творческих объединениях по интересам;
- общешкольные мероприятия (праздники, концерты, познавательные и интеллектуальные программы; олимпиады, викторины, спортивные мероприятия, конкурсы, дни профилактики, выезды в музеи, на экскурсии, походы по родному краю);
- участие в большинстве районных мероприятиях.
Целям организации досуга обучающихся, профилактики асоциального поведения служит дополнительное образование (кружки, спортивные секции, СФК «Суворовец», творческие объединения при ДК, библиотеки), психологическая, социальная службы школы и села, администрация сельского совета, медицинские и милицейские службы, а также управленческий совет. 98% обучающихся заняты внеурочной деятельностью: посещают кружки различной направленности: спортивной, патриотической, краеведческой, эстетической, учебной.
Ежегодно изучается отношение детей к школе, уровень сформировнности гражданственности у подростков, проводится социологический опрос подростков «Твоё здоровье».
По результатам анкетирования хорошее отношение к школе сложилось у 99% обучающихся. В летний период работает пришкольный оздоровительный лагерь. Охват детей различными формами отдыха, оздоровления и занятости в летний период, в том числе несовершеннолетних «группа риска» - 100%.
Особое внимание в организации воспитательной работы уделяется профилактике правонарушений, преступлений, употребления психоактивных веществ через организацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, входящих в категорию детей «группы риска» (охват кружковой работой, привлечение к участию в общешкольных, районных мероприятиях, индивидуальные беседы, наставничество).
Профилактическая деятельность осуществляется через работу классных руководителей, работу Совета профилактики, социально-психологическую службу, взаимодействие с медицинскими службами, ОКДН, участковым инспектором, «Молодежным центром профилактических программ».
В формировании жизненных ценностей и ориентиров учащихся имеет большое значение совместная деятельность их родителей и педагогов. Основными формами взаимодействия с родительской общественностью, практикуемые в школе являются:
работу в органах управления
родительские собрания
индивидуальные беседы
круглый стол
участие родителей в общешкольных мероприятиях.
Школа является центром воспитательной, организационной, досуговой деятельности. Расширилась сеть организаций и учреждений, сотрудничающих со школой по реализации Программы школы – центра: Дом культуры, сельский ФАП, Заводоуковская ДЮСШ, районная ИДН, сельская администрация, сельская библиотека, районный краеведческий музей, АНО «Молодёжный парковый комплекс», ЦРТД «Юный техник», ЦЗН, учебный центр добровольной подготовки к военной службе «Аванпост» (г. Тюмень), районная библиотека, Совет ветеранов, ГЛПУ ТО «Областная больница № 12» г. Заводоуковска.
Обучающиеся школы ежегодно принимают активное участие в мероприятиях различного уровня.
С 2007 года в образовательном учреждении функционирует Управляющий совет.
План работы Управляющего совета отражает перечень вопросов, наиболее актуальных для родителей, учащихся и педагогического коллектива. Рассматриваются вопросы организации учебного и воспитательного процесса, организации питания и досуговой деятельности учащихся, занятости в летний период.
Работа управляющего совета строится во взаимодействии с другими коллегиальными органами: педагогическим советом, советом профилактики, детским самоуправлением .
Одним из актуальных вопросов является организация питания обучающихся в школьной столовой.
Возможность, предоставленная родительской общественности, участвовать в организации работы общеобразовательного учреждения через Управляющий совет позволяет контролировать и оказывать содействие в вопросах организации питания обучающихся.
На заседаниях Управляющего совета рассматриваются вопросы обеспечения школьной столовой продуктами питания, витаминизации блюд, сбалансированности питания, график питания детей. Нашло поддержку среди родителей и предложение о внесении доплаты на питание учащихся не льготной категории за счет родительских средств, принятое в дальнейшем на общешкольном родительском собрании. Одним из направлений деятельности Управляющего совета является рассмотрение и согласование ряда нормативных документов и положений, необходимых для организации учебного процесса. основной задачей создания и функционирования совета является привлечение родителей к решению важных и значимых вопросов организации деятельности школы. Взаимодействие и поддержка со стороны родительской общественности – одно из условий получения качественного образования наших детей.
Анализ последних трех лет функционирования образовательного учреждения позволяет сделать следующие выводы
- деятельность школы строится в соответствии с государственной нормативной базой и программно-целевыми установками МО РФ;
- в школе созданы условия для обеспечения базового и дополнительного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам;
- родители выпускников высказывают позитивное отношение к деятельности школы;
- все учебные программы обеспечены учебно – методическими материалами;
- обязательный минимум содержания образования выполняется по всем предметам учебного плана;
- в школе созданы условия для самореализации ребенка в урочной и внеурочной деятельности.
РАЗДЕЛ VI
ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Программа мониторинга качества образования
Итогом образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов, достигнутых учащимися. Области школьной оценки можно классифицировать следующим образом:
индивидуальные результаты обучающихся - в сфере развития у них компетентностных умений и навыков;
предметные результаты - результаты, полученные в процессе оценивания учителями школы на предметном уровне;
внутришкольные результаты - результаты, полученные в ходе административного контроля, итоговой аттестации учащихся;
внешкольные результаты - результаты олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций и т.п.;
результаты, полученные в ходе независимой внешней оценки – региональная оценка качества образования, результаты ГИА, результаты ЕГЭ
Реализация образовательной программы школы зависит от умелого управления школой и от усилий всего педагогического коллектива, его заинтересованности в своей работе. В ее реализации участвуют все субъекты образовательной среды школы, функциональные обязанности которых четко определены.
Управление определяется тремя уровнями: стратегическим, тактическим и исполнительским. Стратегический уровень составляют: Комитет образования Заводоуковского городского округа, управляющий совет школы, общее собрание трудового коллектива, директор ОУ; тактический уровень образуют: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по дошкольному образованию, педагогический совет школы, методическая служба, школьное самоуправление; в исполнительский уровень входят: методические объединения учителей, временные инициативные группы педагогов, временные творческие группы обучающихся, классные коллективы, где каждый имеет свой функционал.
Объект контроля | Средство контроля и инструментарий | Периодичность контроля |
Качество общеобразовательной подготовки выпускников: | ||
1-й ступени | Контрольные работы, проверка техники чтения | Каждая учебная четверть |
2-й ступени | -Контрольные работы, ВШТ(9кл)-Итоговая государственная аттестация(9кл);-результаты распределения по каналам получения среднего(полного)общего образования(9кл);-результаты участия обучающихся школы в различных предметных олимпиадах; | Каждая учебная четвертьИюньНоябрь-январь |
3-й ступени | -Контрольные работы, ВШТ-итоговая государственная аттестация;-результаты поступления в учреждения высшего среднего профессионального образования;-результаты участия обучающихся школы в различных предметных олимпиадах; | Каждая учебная четвертьиюньНоябрь-январь |
Степень социализации(социальный статус ученика в школе) | -Данные социометрии , выводы социального педагога; | Два раза в год |
«Встроенность» в систему социально-экономических отношений | -Результаты трудоустройства, данные о завершении послешкольного образования; | Октябрь |
Состояние здоровья | -Данные углубленного медицинского осмотра;-данные призывной комиссии военкомата;-данные о пропусках уроков по болезни; | ЕжегодноЕжегодно1 раз в четверть |
БИБЛИОГРАФИЯ:
Бершадский М.Е. Создание обучающей среды для формирования когнитивного поведения учащихся//Завуч. - 2003. №1.- С.34-49.
Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы//Педагогика.-2002. №5.- С.52-64.
Борисова И.П. Модернизация материальной базы//Управление школой.-2003. №10.-С.4-6. .
Гурьянова М.П. Реструктуризация сети сельских общеобразовательных школ: документ надежды или…памятник исчезнувшим деревням//Народное образование.-2002. №10.-С.38-48.
Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОД ЭК»,2001.-368с.
Дьяченко В.К. Относительная ценность образовательных технологий в реформировании школы/Школьные технологии. – 2001.№3.-С.25-27.
Жук О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: Учебно-метод. комплекс для студентов, получающих педагогическую специальность - Мн.: БГУ,2002.-129с.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Издательский центр «Академия»,2001.-208с.
Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Знание,1989.-124с.
Полат Е.С. Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Изд. центр. «Академия»,2001.-272с.
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. - М.: Центр «Педагогический поиск»,1999. –160с.
Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации). - М.: Изд. - торговая корпорация «Дашков и К»,2004.-2
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: