NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Предназначение образовательного учреждения, образовательная деятельность и средства ее реализации



РАЗДЕЛ I

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СРЕДСТВА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

    1. Паспорт образовательной программы МАОУ Колесниковская СОШ.

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Колесниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.Е.Федорова », характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации. Структурно Образовательная программа представляет собой совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дошкольного образования) и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. Программы являются преемственными. Программа разработана в соответствии с нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом школы.

Нормативная база для разработки программы:


  • Закон РФ «Об образовании»

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.01. № 196.

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения о вечернем(сменном) общеобразовательном учреждении» от 03.11.1994. № 1237.

  • Федеральный базисный учебный план общего образования. Приказ МО РФ от 09.03.04. №1312.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждѐнного приказом МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесенными приказами Минобразования Российской Федерации от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427.

  • Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.10 №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

  • Устав, локальные акты общеобразовательного учреждения

  • Проект перспективного развития школы.

Основными целями программы являются:
- Создание образовательной и воспитательной среды . способствующей духовному, нравственному и физическому развитию и социализации ребенка;

- обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего(полного) общего образования на уровне требований государственных образовательных стандартов;

- создание основы для адаптации и социализации обучающихся с различными способностями и возможностями, включая детей с ОВЗ, в обществе, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- обеспечение социально-педагогических взаимодействий, сохраняющих физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.
Основными задачами программы являются:
- обеспечение прав ребенка на качественное образование;

- реализация открытости и преемственности в сфере образовательных услуг;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности

- внедрение современных информационных образовательных и прогрессивных педагогических технологий, использование новейших электронных образовательных ресурсов для обеспечения образовательно-воспитательного процесса;
Реализация программы строится на следующих принципах:
-программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования;

- информационной компетентности участников образовательного процесса;

- вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач функционирования и развития школы.
Приоритетными идеями, которые позволят раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются:

  • идея обновления образовательного процесса посредством модернизации основных компонентов образовательной практики(содержания, условий, технологий);

  • идея информатизации образовательного пространства;

  • идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса;

  • идея построения здоровьесберегающей среды в школе;

  • идея медико-социально-педагогического сопровождения обучающихся;



Таким образом, развитие школы ориентируется на построение образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника, как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности, обладающей качествами, необходимыми для жизни в реальном социуме.


    1. Краткие сведение о составе и структуре образовательного учреждения.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Колесниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.Е.Федорова» является подведомственным Комитету образования Заводоуковского городского округа. Школа расположена в 60 км.от г.Заводоуковска, размещается в типовом здании, построенном в 1976г.

Образовательное учреждение имеет структурное подразделение – дошкольные группы со списочным количеством- 45 детей. Здание школы – типовое, проектная мощность – 350 мест. В школе имеется 16 учебных кабинетов, спортивный зал, столовая на 60 мест, мастерская, кабинет информатики, 2 лаборантские, учительская, кабинеты директора, бухгалтерии, библиотека. В 2010году проведён капитальный ремонт школы, в ходе которого был переоборудован пищеблок. Материально-техническая база школы регулярно пополняется компьютерами, проекторами, в кабинете информатики компьютеры объединены в локальную сеть, имеется выход в ИНТЕРНЕТ. Появилась возможность поставить компьютеры в кабинеты химии, истории, начальных классов, английского языка. Планируется пополнить материальную базу учебно-наглядными пособиями.

На момент утверждения программы в школе обучается 104 чел. в 11 классах-комплектах, вт.ч.:

- 1 ступень-38 обучающихся

- 2 ступень- 52

- 3 ступень- 14

Образовательное учреждение имеет односменный режим работы, в школе действует сеть кружков и секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности обучающихся.

В учебно-воспитательной работе широко используются возможности сельского дома культуры, сельской библиотеки, сельского музея. Кроме того, налажены тесные взаимодействия с Комитетом по спорту, Комитетом по делам молодежи «Молодежный центр» , «Юным техником», находящимися в г.Заводоуковске.

Характеристика педагогического коллектива школы

В школе и дошкольных группах работает 18 педагогов:
а) по уровню образования

Категория специалистов

Высшее педагогическое

Среднее специальное

Воспитатели ДОУ

1

3

Учителя начальных классов

3

1

Учителя II и III сту

пеней обучения

9

1

1-3 года

4-10 лет

11-15 лет

16-25 лет

Свыше 25 лет

1

3

4

7

5

б) по стажу

в) по квалификационным категориям

Работники с высшей категорией

I квалификационная категория

II квалификационной категорией

Без квалификационной категории

3

10

4

1

г) количество работников, имеющих награды и отличия

Всего

Отличник народного просвещения

Грамота Министерства образования и науки

Грамота Департамента образования и науки

6

1

3

2


Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели. Продолжительность урока до 45 минут. Образовательное учреждение осуществляет подвоз обучающихся из с.Комиссарово. Вторая половина дня – это индивидуальные консультации, работа кружков и секций( художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, поисково-краеведческого, патриотического и др.направлений), общешкольные творческие мероприятия, внеурочная воспитательная работа по классам. В школе создан и действует кадетский класс «Суворовец»,»Спортивный клуб», в которых осуществляется военно-спортивная подготовка обучающихся.


    1. Аналитическое обоснование программы

Государственный образовательный стандарт определяет необходимость создания оптимальных условий для развития духовно-богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. В Законе РФ «Об образовании» самоопределение обозначено как одна из ведущих целей обучения и воспитания, так как способность к нему делает возможным человеку обрести культуру, реализовать себя как личность самобытную и активно преобразующую общественную жизнь.

Средняя общеобразовательная школа призвана выполнять функцию развития природных данных детей, развивать способность молодежи к самоопределению и обеспечивать ее подготовку к жизни, воспитывать гражданина и патриота.

Анкетирование выпускников последних лет выявило, что основными потребностями учащихся являются потребности в приобретении знаний, необходимых для поступления в вузы (56%), в приобретении знаний, необходимых для общего развития личности (25%), в формировании и развитии таких личностных качеств, которые помогли бы в профессиональном самоопределении и развитии, в адаптации к новым условиям жизни (19%).

Мнение родителей.

Изучение социального заказа родителей обучающихся в 2012 – 2013 учебном году показало, что большинство родителей (53%) считает главной задачей школы обучение и выступает за качественное преподавание предметов (41%) и увеличение количества предметных и элективных курсов (22%), с целью подготовки к дальнейшему поступлению в высшие и средние учебные заведения. К таким предметам относятся математика и русский язык, обществознание, биология, история.

Часть опрошенных (21%) в качестве приоритетных называет цели воспитания: воспитание самостоятельности, трудолюбия, инициативности, активной жизненной позиции.

Часть опрошенных родителей (47%) обеспокоена здоровьем своих детей, проблемами перегрузки и формирования здорового образа жизни.

Профессионально-педагогические потребности учителей:

Беседы с учителями школы, а также письменный опрос определили их приоритеты в современной деятельности школы:

- формирование и развитие мотивации обучающихся в приобретении знаний;

- формирование духовно-нравственной личности с высоким уровнем самосознания, толерантным отношением к окружающим, с пониманием ценности человеческой жизни;

- образование на уровне, отвечающем современному развитию науки и общества;

- ориентация на личностное развитие каждого ученика, его самоопределение и саморазвитие;

- поддержание и укрепление физического здоровья школьников, развитие понимания необходимости здорового образа жизни;

- взаимоотношения с учреждениями профессионального образования

Анализ поступления выпускников школы в ВУЗы и ССПО показал, что выпускники конкурентоспособны, имеют средний показатель поступления. По результатам трех последних лет - студентами вузов стало 29% выпускников нашей школы, ССПО-65%.

Требования к кадрам:

- высокая квалификация и методическая компетентность;

- склонность к творчеству и инновационной деятельности;

- уважительное отношение к традициям школы, желание работать в сотрудничестве со всеми категориями школьного сообщества;

- уважительное отношение к личности ребенка;

Требования к учащимся :

В школе должен учиться каждый ребенок, проживающий в микрорайоне школы. Обязанности учащихся прописаны в «Правилах поведения для учащихся», соблюдение Устава школы является обязательным для всех участников образовательного процесса.

Требования к образовательному процессу:

- школа должна на современном уровне обеспечивать получение доступного, высококачественного образования;

- школа должна ориентироваться на постоянный поиск, разработку и внедрение передовых образовательных технологий;

- образовательный процесс должен быть направлен на укрепление здоровья обучающихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Принципы построения образовательного процесса.
Организация образовательно-воспитательного процесса в школе строится на следующих принципах:


  1. Принцип самоактуализации.

У каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.


  1. Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога, общешкольного и классного коллективов- главная задача и приоритетное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и содействовать их дальнейшему развитию.


  1. Принцип субъектности.

Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который обладает субъектными качествами и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.


  1. Принцип выбора.

Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в класе и школе.


  1. Принцип творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающихся. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности. Достижение успеха в той или иной сфере деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершенствованию.


  1. Принцип доверия и поддержки.

Необходимо отказаться от идеологии и практики авторитарного учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.

Современный стиль преподавания предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и обучающихся, взаимодействия, базирующиеся на демократичности и сотрудничестве.

РАЗДЕЛ II
ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Главная цель школьной образовательной политики – обеспечение современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Под современным качеством образования понимается:

-соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой; это предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;

-соответствие содержания образования целям образования, познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности содержания образования; создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях; повышение уровня востребованности обществом результатов школьного образования в последующей деятельности выпускников;

-соответствие воспитательной системы школы основным ориентирам государственной политики в области воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

-соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Для достижения указанной цели будут решаться следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

2. Создание условий для повышения качества образования.

3. Создание условий для обеспечения школы квалифицированными педагогическими кадрами.

4. Управление развитием образования на основе четкого распределения ответственности между субъектами образовательной политики (администрация школы, педагогический совет, управляющий совет школы).

5. Формирование эффективных экономических отношений в образовании, укрепление материально-технической базы школы.
Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного, основного общего и среднего общего (полного) образования осуществляется системой образования школы, представляющей собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, включая федеральный, региональный и школьный компоненты.
Полноценность образования определяется его содержанием, обеспечивающий необходимый уровень общей культуры, формирование у обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, способного к включению в современное общество, ориентированного на самоопределение и самореализацию.
Гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования могут быть реализованы через:

      • реализацию образовательных программ дошкольного, начального, основного общего и среднего общего (полного) образования;

      • создание условий для получения среднего общего (полного) образования;

      • создание условий для получения образования в различных формах (очной, очно-заочной, и др.);

      • развитие системы психолого – педагогического и социального сопровождения;

      • создание образовательного пространства для детей, нуждающихся в государственной защите, и детей с проблемами в здоровье и развитии;

      • создание образовательного пространства для одаренных детей;

      • формирование механизмов взаимодействия с органами исполнительной власти для решения проблем образования.

Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. Для достижения этого необходимо расширение прав ребенка и родителей, уважение к личности ребенка, учет образовательных интересов каждого ученика, соответствие образовательного процесса возрасту, обеспечение полноценного психического и физического развития, охрана здоровья детей.
В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее созидание. Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются: обучение деятельности, то есть умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий; формирование личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности; формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний о роли и месте каждой науки в системе наук, целостное представление о мире (природе – обществе – о самом себе).
Стратегия модернизации общего образования определила его основные направления: интеграция учебного содержания, развитие пользовательских навыков в информационных технологиях, формирование коммуникативных компетентностей. .
Общее образование призвано создать условия для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации.
В начальной школе направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности должна выступать как главный приоритет с самого начала обучения. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом образовательный процесс нацелен на становление учебного сообщества, то есть группы детей, объединяющихся для совместного выполнения заданий.
Внутри учебного сообщества создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Основным педагогическим средством при этом является пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений. Оценивание педагога отражает процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый им на данный момент.
Варианты образовательных программ школы, способы построения предметно-пространственной среды, учебного сообщества и системы оценивания, возможности включения родителей в образовательный процесс являются основными направлениями для повышения качества образования в начальной школе.
Результатом образования в основной школе является способность учащегося к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной траектории. .
Необходимым условием достижения заявленного результата образования выступает построение основной школы на основе множественности видов деятельности, предлагаемых обучающимся. Структурообразующим принципом является формирование у обучающихся проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы.
Проект в контексте образование есть результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом условиях. Специально организованные условия позволяют ребенку действовать самостоятельно, получать результат, анализировать его, предъявлять окружающим и планировать образовательную перспективу. В связи с этим возникает необходимость использования предметных навыков как средства реализации проекта.
Основной компетентностью, формирующейся к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. В данном понимании может быть выделена структура компетентности:

      • социальная компетентность - способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;

      • коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

      • предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

РАЗДЕЛ III
ОПИСАНИЕ «МОДЕЛИ» ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
Развитие школы ориентируется на построение образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника, как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности, обладающего качествами, необходимыми для жизни в реальном социуме. Результатом реализации образовательной программы должна стать предлагаемая «модель» выпускника, как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися.

Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования,

должны:

• освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);

• овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;

• уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учѐта характера ошибок;

• уметь использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

• уметь ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• уметь работать в малой группе: может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;

• уметь работать в малой группе: задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
Обучающиеся, получившие основное общее образование,

должны:

• освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;

• приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть навыками коммуникации;

• овладеть основами компьютерной грамотности;

• овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

• знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

• уметь работать в малой группе: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру;

• уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• уметь представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: как таблицы, графики и прочее.
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование,

- это человек, который:

• освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;

• освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

• овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники;

• знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

• готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;

• умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;

• умеет записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог);

• способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;

• ведет здоровый образ жизни.

Таким образом, развитие образовательного учреждения будет способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному участию в общественной жизни.


РАЗДЕЛ IV
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ
4.1. Учебный план МАОУ Колесниковская СОШ разработан на основании следующих нормативных документов:

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:





Предназначение школы и средства его реализации

Образовательная программа: 1 стр.