NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Принципы работы с детьми и подростками





Таблица 2




ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ



РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ





Консультируемый


Консультант


Подготовка


фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других); решение обратиться к психологу


настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов); выбор времени, подготовка места


Установление контакта и построение доверительного диалога


возникновение доверия; уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы


достижение согласованной позиций;

распределение ролей (Я... Ты... Мы...);

поддержание доверительного диалога

Исследование ситуации


анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, выявление предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения


содействие клиенту в анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди и др.);

выявление и анализ предмета работы;

профессиональный разбор факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики консультируемого;

выделение позитивного «плацдарма» — основ для разрешения консультируемым возникшего затруднения


Постановка цели


формулирование желаемого результата («Я хочу...»), его уточнение и обоснование («Я действительно этого хочу, так как...»)


содействие клиенту в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий;

оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели


Поиск решений


выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости


помощь в организации поиска решения;

активизация консультируемого, влияние на его позицию



Подведение итогов

Сравнение полученного результата с планируемым, планирование дальнейших шагов и действий; позитивное программирование на реализацию намеченных шагов («Я верю, что смогу добиться желаемого результата..»

Выводы о продвижении, выделение того, что удалось достичь консультируемому, помощь в создании позитивного настроя на дальнейшую реализацию решения; выход из контакта.


МЕТОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
При оказании психологической помощи подросткам с девиантным поведением можно использовать различные способы.
Информирование

Расширение (изменение, корректировка) информированности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.
Метафора (метод аналогий)

Суть метода заключается в использовании аналогий — образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок — для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора оказывает косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижается субъективная значимость проблемы, исчезает ложное ощущение ее уникальности. Кроме того, удается разрядить напряженную атмосферу консультирования.
Установление логических взаимосвязей

Психолог вместе с ребенком устанавливают последовательность событий, выявляют влияние внутренних (субъективных) факторов на происходящее и их взаимосвязь. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание проблемы.
Проведение логического обоснования

Данный способ позволяет отсортировать варианты решения актуальной жизненной задачи за счет логического анализа, показывающего последствия (эффективность) разных путей решения.
Самораскрытие

Психолог косвенно побуждает консультируемого «стать самим собой». Он делится собственным личным опытом, выражает терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам ребенка.
Конкретное пожелание

Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Такие пожелания не должны снижать ответственность подростка. Он сам принимает решения, оценивает приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.
Парадоксальная инструкция

Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, можно предложить ему продолжать делать то, что он делает. Пусть повторит свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза...
Убеждение

Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния. Убеждение можно применять при наличии у подростка развитого образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Психолог, используя понятные подростку аргументы, позволяет ему убедиться (утвердиться) в правильности определенных приемов, мыслей и т.п.
Эмоциональное заражение

При установлении доверительных отношений психолог становится образцом для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным настроем.
Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций

Применение данного способа актуально при острых эмоциональных состояниях. Отреагирование может выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать, почертить, написать).
Отреагирование позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. Психолог внимательно наблюдает, сочувствует, понимает, но не присоединяется к чувствам консультируемого.
Релаксации

Нужно научить ребенка различным способам расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Релаксация может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.
Повышение энергии и силы

Этот способ нужно применять, когда ребенок чувствует себя обессиленным, «выжатым», демонстрирует отсутствие сил (энергии). Конкретные двигательные упражнения, перевоплощение, мысленное «подключение» к различным источникам энергии — эти приемы позволяют повысить активность и работоспособность консультируемого.
Переоценка

Переоценка негативных чувств и мыслей позволяет выработать новый взгляд на ситуацию — «сменить рамку». Переоценка включает выявление негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.
Домашнее задание

В качестве домашнего задания даются различные действия, о которых договариваются психолог и консультируемый. Это могут быть наблюдения, отслеживание результатов, опробование новых способов.
Позитивный настрой

Позитивный настрой позволяет укрепить веру ребенка в свои возможности по разрешению возникшего затруднения, он концентрирует сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.
Ролевое проигрывание

Данный способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения.
Анализ ситуаций

В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций ребенка, так и ситуаций из жизни других людей, включая примеры из литературных произведений. Вместе с информированием это помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
Внутренние переговоры

Могут использоваться для устранения внутренних конфликтов ребенка. Они предполагают выявление конфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалога между ними. Психолог может помочь ребенку осознать конфликтующие стороны и организовать внутренние переговоры, ведущие к компромиссу. После специальных тренировок ребенок обучается подключать к переговорам своего Творца — мудрую, творческую силу, которая есть у каждого человека. Это помогает находить не только компромиссы, но и новые оригинальные решения.
Трансформация личной истории

Задача трансформации — целенаправленное погружение в собственную историю для мысленного завершения субъективно незакрытых событий прошлой жизни, для изменения навязанных программ и сценариев. Подобные мысленные действия способствуют также снятию напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия. Если нельзя изменить реальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когда подросток страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал чего-то, можно предложить ему сделать это, актуализировав соответствующую ситуацию в ходе психологической работы (мысленно или реально в игровой модели).
Целеустроение

Поиском новых жизненных целей и смыслов стоит заняться, если ребенок чувствует опустошенность, у него мала ценность собственного существования, он хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и творческое воображение.
Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий

Этот способ предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (вспомните, как Том Сойер смог превратить в удовольствие скучную покраску забора). Такая работа имеет большое значение для ребенка, которому жизнь кажется скучной, все занятия — неинтересными.
Социальные пробы

Освоение ребенком различных конкретных действий как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах. Такое обучение позволяет ребенку лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения.
Оказание помощи в поисках идентичности

Такая помощь весьма актуальна для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос: «Кто я на самом деле?» Здесь нужны воздействия, побуждающие консультируемого к самопознанию, к осмыслению собственных поступков.
СОСРЕДОТОЧЕННОЕ МЕЧТАНИЕ
В качестве примера приведем методику «Сосредоточенное мечтание». Ее реализация осуществляется в несколько шагов.
1. Составление проекта желаемого будущего. Для этого можно использовать: запись всех желаний без критики и ограничений в течение 10–15 минут; составление фильма о собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего; «путешествие» на машине времени в свое будущее; мысленное путешествие в «особенное место», где можно побеседовать с мудрецом и услышать его наставления, и т.д.

2. Определение временной сетки. Если все, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближней перспективе; если цели относятся к отдаленному времени, следует подумать о ближайших шагах их реализации.

3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.

4. Проверка сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.

5. Составление списка ресурсов для достижения цели.

6. Составление списка ограничений на пути к цели.

7. Составление пошагового плана достижения цели.
Конкретные действия, упражнения и процедуры, которые выбирает психолог для оказания психологической поддержки, всегда ситуативны. Они обусловлены прежде всего индивидуальными характеристиками подростка и направлены на его социализацию за счет устранения причин, препятствующих разрешению актуальных жизненных задач.



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ
Вместо заключения попробуем предложить некоторую последовательность шагов по изменению отклоняющегося поведения. Их реализация потребует применения рассмотренных выше правил взаимодействия и способов работы.


  1. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.

  2. Анализ проблемы, операционализация ее проявлений, выявление провоцирующих источников и причин.

  3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.

  4. Построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц...

  5. Уточнение параметров желаемого результата (одновременно с позитивным программированием) через подробные ответы на вопросы: «Как я узнаю, что я достиг результата?», «Как другие узнают, что я достиг результата?», «Как я докажу скептику, что достиг результата?» и т.п.

  6. Определение союзников — тех, кто поможет достичь поставленной цели.

  7. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии «устранение рецидивов».



 Данная статья была опубликована в N 29/2000 еженедельника "Школьный психолог"

издательского дома "Первое сентября".

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили…, поздно учли.

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли!

Коррекция личностного развития подростков с девиантным поведением через психологическую поддержку

Примерная структура каждого занятия.

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

10-15 мин.

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность

Определенные ритуалы

Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу

Начало работы

5-10 мин.

Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя ощущают)

Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства

Разминка

5-10 мин.

1. Объединение, сплочение группы.

2. Развитие межличностных связей.

3. Включение в совместную деятельность.

Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами

1. Обозначение правил

2. Обеспечение безопасности участников

Работа по тематике

45 мин.

Задачи соответствуют теме занятия

Самые разнообразные формы активности (игры, упражнения, дискуссии, ролевые игры и т.д.)

1. Дать определенную информацию в доступной форме

2. Предоставить возможность выразить свои чувства

3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации

Разминка

10-15 мин.

 

 

 

Работа по тематике

30 мин.

 

 

 

Завершение занятия

10-15 мин.

1. Возможность выплеснуть накопившееся напряжение

2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии

3. Получение обратной связи

Подвижные и/или релаксационные игры, упражнения

Обеспечение безопасности участников

Прощание

20-25 мин.

Обозначить завершение занятия

Определенные ритуалы

Эмоциональная поддержка детей



Программа предназначена для развития коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением, имеющих проблемы в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Программа направлена на формирование у них умения устанавливать личностные контакты, поддерживать дружескую атмосферу в коллективе, а также на снижение уровня агрессивности, тревожности и способствует поддержанию эмоционального комфорта подростков.

Цели программы направлены:

  • на личностное развитие подростков, которое включает понимание себя, своих чувств, мотивов своих поступков;

  • на решение проблем в сфере взаимоотношений с окружающими, как в установлении позитивных контактов, так и во избежание конфликтов и развитие навыков общения;

  • на формирование самоконтроля

Возраст: 11-13 лет.

В данной программе условно можно выделить 3 этапа:

  • ознакомительный

  • этап самораскрытия,

  • развивающий.

Программа рассчитана на 10 полуторачасовых занятий, которые рекомендуется проводить один раз в неделю.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

  • ритуал приветствия

  • основное содержание

  • рефлексию каждого занятия 

  • ритуал прощания.

В ходе работы используются игровые технологии, метод групповой дискуссии, психогимнастика, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арт-терапии, мини-лекции, работа в парах.

В групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказывать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они учатся формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя своих оппонентов, критиковать точку зрения других, не переходя на “личности”.

После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли, мотивируя свои поступки. Игры на интенсивное физическое взаимодействие служат для усиления интереса участников, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха, улучшения взаимоотношений в группе.

ПЕРВОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Знакомство

1. Знакомство

2. Упр. “Глаза в глаза”

3. Составление правил работы в группе

4. Упр. “Все – некоторые - только я”

5. Рефлексия всего занятия
ВТОРОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Осознание себя. Внимание к поведению других. Умение вести разговор.

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Продолжение знакомства

4. Упр. “Ласковое слово”

5. Упр. “Приятно сказать

6. Упр. “Общий язык”

7. Упр. “Как укреплять свою коммуникабельность

8. Рефлексия всего занятия
ТРЕЬТЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами.

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Слушаем молча”

4. Упр. “Значимые люди

5. Упр. “Список чувств”

6. Упр. “Интонация

7. Рефлексия всего занятия


ЧЕТВЕРТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Мои проблемы

1. Ритуал приветствия

2. Упр. “Мои проблемы”

3. Упр. “Изобрази проблему”

4. Упр. “Преодоление”

5. Упр. “Крокодил”

6. Рефлексия всего занятия
ПЯТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Осознание своих идеалов различных черт

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Спина к спине”

4. Упр. Мимика и жесты”

5. Упр. Жесты”

6. Упр. “Мой идеалы

7. Упр. “Чучело

8. Рефлексия всего занятия
ШЕСТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Осознание проблем в отношениях с людьми

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Мои проблемы”

4. Упр. Какая рука горячее”

5. Упр. “Свое пространство

6. Упр. “Не дыши в затылок”

7. Упр. “Разговор в парах на разных дистанциях

8. Рефлексия всего занятия
СЕДЬМОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе.

3. Упр. “Мотивы наших поступков

4. Упр. “Чувства без слов

5. Упр. “Благодарность без слов”

6. Рефлексия всего занятия.
ВОСЬМОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Чувство благодарности другим

1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Особые дары

4. Упр. “Благодарность без слов

5. Рефлексия всего занятия
ДЕВЯТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Мотивы наших поступков

1. Ритуал приветствия друг друга

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Мотивы наших поступков”

4. Упр. “Запретный плод”

5. Упр. “Горячее место”

6. Рефлексия всего занятия
ДЕСЯТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема: Завершение занятий группы.

1. Ритуал приветствия

2. Упр. “Карусели”

3. Упр. “Чемодан”

4. Упр. “Прощай”

5. Упр. “Подарки”

6. Ритуал прощания
Пример:

Десятое занятие

Тема: Завершение занятий группы.

Цели:

Совершенствование коммуникативных навыков у подростков.

Подведение итогов проведения тренинговых занятий.

1. Ритуал приветствия

-Сейчас встанем в круг. Положим руки друг другу на плечи, приветливо посмотрим друг на друга и поздороваемся.

2. Упр. “Карусели”

– Мы с вами сейчас разделимся на две подгруппы и встанем “круг в круге” лицом друг к другу. Один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Например, вам нужно улыбнуться каждому, сказать комплимент или что-то приятное.

3. Упр. “Чемодан”

– Один из вас выйдет из комнаты, остальные начинают “собирать ему в дальнюю дорогу чемодан” (скоро наше расставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей судьбе). В этот “чемодан” складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но нам необходимо будет напомнить о том, что будет мешать ему в дороге, т.е. об его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, что бы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Затем отъезжающему, который все время находился в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право задать нам любой вопрос по прочитанному.

(Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по “чемодану”).

4. Упр. “Прощай”

– Наши занятия подошли к концу, и мы расстаемся. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?

У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь.

5. Упр. “Подарки”

– Каждый из вас придумает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом. Главное условие заключается в том, что подарок должен как можно лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему именно этот подарок был выбран. Участник, которому “подарили” подарок, высказывает свое мнение: действительно ли он рад этому.

6. Ритуал прощания

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: