NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Принципы работы с детьми и подростками



Большое приключение Максима и Светы

Максим и Света в мае окончили 9-й класс, подали документы в профессиональный лицей. Максим давно мечтал стать автомехани­ком, он с детства обожал машины. А Света частенько представляла себя очень грамотной, красиво и по-деловому одетой секретарши. Максим был болен диабетом, у Светы химическая зависимость.

И Максим и Света обнаружили свои проблемы незадолго до окон­чания школы. Максим был членом футбольной команды, но однажды во время матча он потерял сознание. Света однажды потеряла со­знание на вечеринке, а вскоре после очередного такого обморока она попала в больницу. Максим тоже попал в больницу в отделение эн­докринологии, где пробыл 2 недели и посещал занятия для диабети­ков. Света провела в больнице почти месяц, она попала в отделение для зависимых от психоактивных веществ и каждый день посещала лекционные и групповые занятия.

Однажды Андрей пригласил своих бывших одноклассников на ве­черинку, он недавно поступил в колледж и был очень рад этому. Вече­ринка должна была состояться у Андрея на даче, там можно было покататься на лодке, поиграть в бильярд. Отец Андрея очень любил эту игру, поэтому во дворе было все прекрасно оборудовано.

Погода 3 августа стояла великолепная, гостей не пришлось долго дожидаться, все приехали вовремя и тут же отправились на реку. Девочки загорали, мальчишки решили устроить соревнования на са­мый быстрый заплыв до другого берега реки. Максиму тоже очень захотелось посоревноваться, тем более что в 5классе он получил 1-е место среди пловцов-пятиклассников всех школ города. Но тут в го­лове мелькнула неприятная мысль, он вспомнил, что не сделал утром обычную проверку крови и забыл принять инсулин. Это запоздалое осознание тут же улетучилось, когда он услышал слово «На старт!» и ту же решительно бросился в воду. Максиму удалось приплыть пер­вым, он был очень рад, его поздравляли. Затем ребята отправились к дому, чтобы поесть, выпить и поиграть в бильярд.

В это время Света вела привычную борьбу с самой собой. Хотя никто из друзей не предлагал ей алкоголь, ей было очень нелегко удер­жаться, видя, как все вокруг пьют. Глядя на смеющихся друзей, она не могла отделаться от мысли, что всем веселее, чем ей. Света захо­тела влиться в общее веселье и решила, что пара банок пива после стольких месяцев воздержания ей не повредит.

Максим начал странно себя чувствовать, его била дрожь. Он ре­шил, что это результат прохладной воды, и подумал, что неплохо бы съесть что-нибудь горяченькое. Недостатка в еде не было: пицца, куры-гриль, салаты, шоколад, пирожные. Глядя на все это гастроно­мическое великолепие, Максим решил, что может хоть раз отдох­нуть от этой диеты и поесть вдоволь! Ему на глаза попалось печенье

с шоколадной стружкой, и Максим съел почти полпачки. Через час он почувствовал себя нехорошо. Никто не обратил внимания на стран­ный вид Максима. Он решил отправиться в туалет, но тут его на­крыла темнота.

Обморок Максима стал сигналом к окончанию веселья. Несколько ребят помчались в больницу, а одна девочка позвонила его родителям. Врач сказал: «Это инсулиновый криз». Но Света тем временем про­должала пребывать в приподнятом настроении. К тому времени, когда вернулись ребята, отвозившие Максима, ее «пара банок» пре­вратилась в целую упаковку. Ребята рассказали, что Максим едва не впал в диабетическую кому, но теперь он вне опасности, к нему едут его родители. Веселье можно продолжить!

Чтобы вернуть непринужденную обстановку, ребята перешли к приготовлению коктейля. Света приняла в этом деятельное участие. Через пять минут все было готово. Поначалу Света чувствовала себя в центре внимания, гремела музыка, она смеялась и шутила с друзьями. Чуть позже она стала, скорее, наблюдателем, смотрящим на себя с большого расстояния. Что она делает в спальне с Лешей ? Может быть, это так, пустяки — или не пустяки? Ощущалось какое-то физичес­кое напряжение, и она могла только следовать ему. Она ощущала вес тела Леши, лежащего на ней, запах его волос и испытывала чувство стыда и беззащитности, а потом все поглотила темнота...
Вопросы:

1. Кто виноват в том, что Максим болен диабетом? Кто вино­ват в алкоголизме Светы?

Ответ: никто; болезни явились результатом условий жизни.
2. Кто отвечает за приступ Максима? Кто отвечает за «отключ­ку» Светы?

Ответ: Максим и Света. Они не заботились о себе, хотя зна­ли, как это сделать.
3. Когда Максим был неправ?

4. Когда Света была неправа?
5. Как Максим мог бы справиться со своей болезнью?

6. Как Света могла бы справиться со своей болезнью?
Вопросы для обсуждения:

1. Какую новую информацию вы почерпнули из этой истории?

2. Как бы вы себя чувствовали, если бы Максим и Света были вашими лучшими друзьями?

3. Для мальчиков: Как вы себя чувствовали, если бы Света была вашей подружкой?

4. Для девочек: Как бы вы себя чувствовали, если бы Максим был вашим возлюбленным?

5. Возможно ли вообще «ответственно» относиться к себе на вечеринке?

Продолжительность упражнения — 50—60 мин.

3. Завершение занятия
Занятие 18

Цель занятия

Осмыслить изменения, произошедшие в ходе групповых заня­тий, и изменения, которые хотелось бы осуществить.

1. Приветствие

2. Упражнение «Старый я, новый я»

Материалы: крупные листы бумаги или картона, подборка ста­рых журналов, ножницы, клей, маркеры.

Члены группы иллюстрируют изменения, произошедшие с ними в ходе занятий, посредством создания коллажей. Одна по­ловина картона символизирует «мою прошлую личность», другая — «нового меня». Картинки, символы и слова вырезаются из журна­лов и приклеиваются на картон. После того как коллажи законче­ны, каждый участник демонстрирует свое произведение группе, затем проводится анализ каждой работы через обратную связь и обсуждение.

Завершить занятие можно, поаплодировав изменениям, совер­шенным членами группы, и поощрив продолжение личностного роста.

Продолжительность упражнения — 40 мин.

3. Завершение занятия

Тренинг для подростков

Занятие 1.

1. Знакомство.

Расскажи о себе(что любишь, что не любишь, чем занимаешься в свободное время, чем интересуешься, зачем ты здесь, твои ожидания от тренинга). 25 минут

Чтение и принятие общих правил группы. 10 минут. (Правила)
Правила поведения в тренинговой группе
1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

с ними в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

5. Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

6. Уважение к говорящему. Говорим только по одному.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

  1. Не опаздывать!”

Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.
2. Рефлексивное "дерево"- 20-30 минут.

"Дерево". Релакс музыка(1),(2),(3),(4).

1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации. Также можно взять большой ватман и краски и нарисовать общее для группы дерево, каждый вносит частичку себя на картину. Она сохраняется на протяжении всего тренинга.

3. Обсуждение, социометрия – 5 пальцев.

5 пальцев – отлично, занятие очень понравилось

4 пальца – хорошо, занятие понравилось

3 пальца – средне, занятие нормальное

2 пальца – плохо, занятие не понравилось

1 палец – ужасно, занятие совсем не понравилось
Занятие 2.

1. Опрос - как прошел день, что нового, чем хотелось бы поделиться? 5-10 минут

2. "Фраза по кругу"

Выберем какую-нибудь простую фразу, например: "В саду падали яблоки". Теперь, начиная с первого игрока, справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько человек. Итак, по хлопку, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от ведущего, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. 10 минут

3. "Ценности"

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

  • интересная работа

  • хорошая обстановка в стране

  • общественное признание

  • материальный достаток

  • любовь

  • семья

  • удовольствия, развлечения

  • самосовершенствование

  • свобода

  • справедливость

  • доброта

  • честность

  • искренность

  • вера

  • целеустремленность


Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. 15 минут

4. "Антивремя"

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: "Театр", "Магазин", "Путешествие за город". Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события "задом наперед" — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента. 20 минут

5. Обсуждение, социометрия.- 5 минут
Занятие 3

1. Опрос - как прошел день, что нового, чем хотелось бы поделиться? 5-10 минут

2. "Найди пару"

Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет".

На упражнение отводится 10 минут.

3. "Передача движения по кругу"

Цель упражнения: - совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; - развитие воображения и эмпатии.

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. 10 минут

4. Упражнения на тренировку памяти

Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ:

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель. 10 минут

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке

5. Молния в темноте

6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

4. "Выражение мысли другими словами"

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

5. "Составление предложений"

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»).

В этой игре, как и в других, ведущему важно установить, а игрокам найти «золотую» середину между количеством и качеством ответов. Необходимо, с одной стороны, стимулировать большое число любых разнообразных ответов, а с другой — поощрять оригинальные, творческие ответы.

Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился.

Это задание направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов.

6. Обсуждение, социометрия.
Занятие 4

Наши чувства.

Что такое ощущения и чувства?

Это один из самых трудных вопросов, которые приходится слышать. Постараемся сегодня с вами обсудить эту проблему.

У истоков всех чувств лежат ощущения, следствие возбуждения организма. Ощущения составляют первый уровень нашей эмоциональной жизни – это безусловные реакции организма: боль, жажда, голод. Следует отличать ощущения от сопутствующих им чувств. Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» можно услышать ответ: «Плохо, чувствую спазмы желудка».

Чувства составляют второй уровень нашей эмоциональной жизни, отображают наше отношение к действительности, помогают нам контактировать с окружающим миром, людьми, с собственным телом.

Третий уровень – высшие чувства, появляющиеся в момент, когда человек относит свою жизнь к высшим ценностям: чувство вины, чувство несправедливости, чувство собственного достоинства, чувство силы и т.д. Переживание высших чувств влечет за собой множество чувств и ощущений. Представь себе, что ты переступил свои моральные принципы, например, ты честный, и вдруг соврал. У тебя появляется чувство вины, ты начинаешь чувствовать гнев, стыд и т.д., можешь почувствовать даже физическую боль (головы, желудка). Этот пример показывает тесную связь между всеми тремя уровнями нашей эмоциональной жизни.

Чаще всего мы контактируем с нашими чувствами. Мысли, представления, поведение являются специфическими отображениями чувств, с помощью которых мы можем изменять наш действительный образ, и это влияет на наши чувства.

Например, представим себе, что ты идешь на танцы с девушкой (парнем), но тебя терзает мысль о том, что твой (твоя) партнер скажет, что ты плохо танцуешь. В связи с этим ты вместо радости будешь испытывать страх, стыд, смущение. Важно понять, что мышление, суждение о чувствах - это не чувства.

Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» люди отвечают: «Думаю, что хорошо». Люди говорят о том, что они думают, а не о том, что они чувствуют. Многие путают чувства с поведением. Например. Окружающим кажется, что ты общительный, что у тебя нет проблем, потому что ты всех веселишь, общаешься со всеми, танцуешь. А ты в свою очередь можешь чувствовать напряжение, волнение.

Приложение 1.

Список некоторых названий чувств, прочитай его и отметь знакомые тебе названия плюсом (+), а незнакомые минусом (-).
Доверчивость радость

любовь восторг

симпатия надежда

грусть облегчение

разочарование спокойствие

одиночество удовольствие

эйфория

ненависть

недовольство боль беспокойство

голод боязнь

стыд подавление испуг

Приложение 2.

Составь свой список чувств, постарайся вписывать названия чувств, разделяя их на две категории: ПРИЯТНЫЕ и НЕПРИЯТНЫЕ. Тебе легче будет составить такой список, если ты вспомнишь из своего прошлого какие-то моменты.

Например: Вспомни, как было на море, в горах.

Вспомни восход или заход солнца.

Вспомни встречу с приятелем, которого давно не видел, или с теми, кто тебя обманул.

Приятные

Неприятные






























































страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: