Проект требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Об уровне учебных достижений учащихся основной школы по математике можно судить по данным Всероссийская проверка подготовки по алгебре выпускников основной школы. Целью проверки являлось определение соответствия подготовки учащихся требованиям стандарта математического образования. Проверка показала, что около 70% выпускников общеобразовательной школы достигли уровня обязательной алгебраической подготовки, на которой можно было строить дальнейшее обучение математике и смежным дисциплинам. Из них 40%-60% учащихся, наряду с достижением уровня обязательной подготовки, продемонстрировали владение алгебраическими умениями на уровне, превосходящем обязательный. Алгебраическая подготовка примерно у 20% учащихся имела существенные недочеты, которые свидетельствовали об отсутствии у них базы, необходимой для успешного усвоения общеобразовательного курса математики 10-11 класса. Исследование показало, что годовая отметка «3» не позволяет с достаточным основанием сделать вывод о достижении этими учащимися уровня обязательной математической подготовки. Только половина учащихся с отметкой «3» справилась с обязательной частью работы. В тоже время для подавляющего большинства учащихся, имеющих отметки «4» и «5» вывод о достижении ими обязательного уровня подготовки справедлив.
О фактических результатах школьного образования по показателям успешности образования, принятых в международном сообществе, дают представление материалы международного исследования PISA (2000 г., 2003 г.).
Основной целью исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – обладают ли учащиеся пятнадцатилетнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?
В 2003 г. были получены данные о результатах исследования, проведенного в 40 странах мира (включая Россию). Оценивались математическая грамотность учащихся, естественнонаучная грамотность, грамотность чтения и компетентность в решении проблем.
Под математической грамотностью в исследовании PISA понимается способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие сознательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Содержание заданий касалось следующих областей математики: количество; пространство и форма; изменение и отношение; неопределенность. Задания были направлены на выявление умения: воспроизводить простые математические действия, приемы; устанавливать связи между данными из условия задачи при решении стандартных задач; рассуждать. Задания описывали ситуации, относящиеся к личной жизни, обучению и профессиональной деятельности, общественной жизни.
Под естественнонаучной грамотностью в исследовании понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Содержание заданий охватывало следующие области естествознания: структура и свойства вещества; атмосферные изменения; физические и химические изменения; передача энергии; сила и движение; физиологические изменения; генетический контроль; экосистемы; Земля во Вселенной; географические изменения. Учащиеся должны были показать умение описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления, понимать научные исследования, интерпретировать научную аргументацию и выводы. Предлагаемые учащимся ситуации относились к явлениям повседневной жизни, касались вопросов здоровья, окружающей среды, техники.
При анализе грамотности чтения оценивались не техника чтения и буквальное понимание текста, а способность использовать прочитанное для различных целей. Под грамотностью чтения в исследовании PISA понимается способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, способность использовать их содержание для достижения собственных целей, развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Учащимся предлагались следующие ситуации использования текста: для личных целей (личное письмо), для общественных целей (чтение официальных документов), для профессиональной деятельности (чтение отчетов), для получения образования (чтение учебных текстов). Формы материалов для чтения были различны – «сплошные» тексты (описание, повествование и т.п.) и «несплошные» тексты (графики, схемы, таблицы и т.д.). Учащиеся должны были показать умение находить информацию, интерпретировать текст, осуществлять рефлексию на содержание текста или его форму.
При оценке уровня компетентности в решении проблем выяснялась способность учащихся использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда не определяется. Учащиеся должны были показать способность решить проблемы разных типов (на принятие решения, на системный анализ и планирование, на устранение внезапно возникших неполадок). Предложенные ситуации относились к личной жизни, работе, досугу, общественной жизни.
Результаты российских школьников представлены в докладе Центра оценки качества образования РАО «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2003». По уровню математической грамотности Россия заняла 29 - 31 место. Такой же уровень математической грамотности показали школьники Португалии и Италии. Более низкие результаты были показаны в Греции, Турции, Тунисе, Бразилии и некоторых других странах. Лидерами оказались Гонконг и Финляндия. Самый высокий (шестой) уровень математической грамотности показали 1,6% российских учащихся (в Финляндии 6.7%); ниже первого (самого низкого уровня) выполнили задания 11,4% российских учащихся (в Финляндии 1,5%).
По естественнонаучной грамотности Россия заняла 20 - 30 место. Сравнимы с российскими результаты, показанные учащимися Венгрии, Германии, США и ряда других стран. Оказались аутсайдерами Индонезия, Бразилия, Тунис, лидерами – Финляндия, Япония, Гонконг. Высокие результаты показали 13,5% российских учащихся (в Финляндии 29,2%), низкие – 18,6% (в Финляндии – 5,7%).
По грамотности чтения результаты, более высокие по сравнению с Россией, были получены в 31 стране (лидер – Финляндия). На уровне России оказались Турция и Уругвай, более низкие результаты были получены в Таиланде, Сербии, Бразилии, Мексике, Индонезии и Тунисе. Самый высокий уровень грамотности чтения показали 1,7% российских учащихся (в 2000 г. – 3%; средний показатель по обследованным в 2003 году странам 8%, в 2000 г. – 10%); самый низкий – 13% (в 2000 г. – 9%; средние показатели 8% и 6%).
По уровню компетентности в решении проблем российские учащиеся оказались на 25 – 30 месте (лидировали Республика Корея, Гонконг, Финляндия; аутсайдеры – Бразилия, Индонезия, Тунис). Самый высокий (третий) уровень показали 12% российских учащихся (в Финляндии – 30%); ниже первого уровня выполнили задания 23% российских учащихся (в Финляндии 5%).
Исследования PISA, проведенные в 2000 г. и в 2003 г., показали, что российская школа обеспечивает подготовку учащихся к решению проблем, типичных для жизненных ситуаций, на существенно более низком уровне по сравнению со многими другими странами. Результаты этих исследований свидетельствуют об имеющемся разрыве между современными требованиями к уровню образованности учащихся и реальными образовательными результатами. Такой разрыв существует между ожиданиями всех субъектов социального заказа и результатами школьного образования.
О мере удовлетворенности родителей школьным образованием можно судить по результатам исследований, имеющих локальный характер. Представляют интерес данные, полученные при опросе родителей (1115 чел.) петербургских школьников в октябре 2005 г. Он показал, что происходит резкое сокращение доли родителей, удовлетворенных работой школы, по мере перехода детей на следующую ступень школьного образования. Вот эти данные:
Ступень образования | Безусловная удовлетворенность | В основном удовлетворены | Есть необходимость в существенном улучшении | Не удовлет-ворены |
Начальная школа | 35% | 44% | 18% | 3% |
Основная школа | 7,5% | 37,5% | 50% | 5% |
Средняя школа | 5% | 17% | 63% | 15% |
Общим фактором является неудовлетворенность условиями обучения, иначе говоря, ценой достижения образовательных результатов, хотя и сами образовательные результаты удовлетворяют далеко не всех родителей, вынужденных оплачивать дополнительные образовательные услуги, компенсирующие недостатки школьного обучения.
Ориентация стандартов преимущественно на предметные результаты, которые выявляются при итоговой аттестации учащихся, стали фактором, препятствующим инновационной деятельности школ, направленной на достижение нового качества образования. В связи с этим в данных требованиях сделан акцент на расширении спектра результатов образовательной деятельности, которые должны стать предметом анализа, а некоторые из них и предметом оценки при итоговой аттестации учащихся.
Существенным аспектом разработки Требований к освоению основных образовательных программ является понимание важности не только определения содержание планируемых результатов, но и обоснования форм представления планируемых результатов в совокупности нормативных документов, составляющих образовательный стандарт. В этой связи Требования дифференцированы на Требования к содержанию планируемых результатов и Требования к форме их представления, прежде всего, в примерных программах по учебным предметам.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Требования к результатам основного общего образования являются составной частью Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ и конкретизируют Общие требования к результатам образования на ступени обучения в основной школе.
1.2. Настоящие Требования представляют собой описание целевых установок основного общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют и регулируют планируемые результаты основного общего образования.
1.3. Требования к результатам основного общего образования задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на этой ступени обучения. Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам.
1.4. Планируемые результаты образования формулируются на основании настоящих Требований и являются обязательной составной частью программы основного образования, примерных учебных программ для основной школы, программ развития универсальных учебных действий учащихся основной школы, комплексных программ социализации личности, образовательных программ общеобразовательных учреждений.
1.5. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются:
- обязательным основанием для организации и осуществления образовательного процесса в основной школе, в том числе, для организации системы текущего и промежуточного оценивания школьников, организации системы внутришкольного контроля;
- ориентиром для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов для основной школы, при подготовке, повышении квалификации и переподготовке педагогических и управленческих кадров, при оказании информационно-методической поддержки их деятельности, для деятельности других инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса в основной школе;
- основой для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса в основной школе как обеспечивающих достижение планируемых результатов образования;
- основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших вторую ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки;
- основой для аттестации работников основной школы;
- основой для аккредитации учреждений основного общего образования;
- критериальной базой оценки состояния и тенденций развития системы основного общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
1.6. Требования к результатам основного общего образования характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.
1.7. Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации; они могут быть дополнены субъектами Российской Федерации, образовательными учреждениями, авторами программ и пособий в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся.
Требования, дополняющие федеральный стандарт, являются дополнительным основанием для аттестации учреждений основного общего образования, они входят в критериальную базу оценки состояния и тенденций развития основного общего образования на региональном уровне.
Они не могут выступать дополнительным основанием для итоговой аттестации выпускников основной школы.
2. Общая характеристика результатов основного образования
2.1. Реализация основных образовательных программ в основной школе должна способствовать достижению стратегических целей системы образования: обеспечению консолидации нации, обеспечению конкурентоспособности нации (личности, общества и государства), обеспечению безопасности нации (личности, общества и государства).
Достижение первой из указанных стратегических целей предполагает, что выпускники основной школы, которые к моменту ее окончания должны получить паспорт гражданина РФ, будут подготовлены к самоопределению гражданской идентичности и будут иметь опыт освоения ценностей культуры, объединяющих российское общество.
Реализация второй стратегической цели предполагает формирование у учащихся опыта достижения успеха в различных сферах деятельности – в образовании, спорте, различных видах творчества, осуществлении проектов, имеющих социальную значимость.
Осуществление третьей стратегической цели предполагает формирование у учащихся опыта успешной совместной деятельности, основанной на способности определять ее общие цели и согласовывать свои действия по их достижению, а также опыта самостоятельного и ответственного принятия решений в ситуации выбора.
2.2. Реализация указанных в п. 2.1 стратегических целей образования обеспечивается достижением личностных, метапредметных и предметных результатов.
К личностным результатам основного общего образования относятся:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
образовательные планы;
мотивы образовательной деятельности;
социальные чувства;
личностные качества.
К метапредметным результатам основного общего образования относятся освоенные учащимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, типичных для подросткового возраста.
К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
2.3. Деятельность основной школы должна быть направлена на достижение учащимися следующих основных результатов:
- формирование мотивации познавательной деятельности, понимания ценности образования, установки на продолжение образования на старшей ступени школы или в системе начального или среднего профессионального образования, обоснованного выбора профиля обучения в старших классах;
- овладение в процессе изучения учебных предметов и внеклассной работы универсальными способами учебной деятельности, умениями учится, организовывать свою учебную деятельность;
- формирование опыта самопознания, самореализации, личной и коллективной познавательной деятельности, овладение первичным социальным опытом, позволяющим ориентироваться в окружающем мире;
формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции;
развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих;
- обеспечение функциональной грамотности.
Ведущими компонентами функциональной грамотности выпускников основной школы являются:
грамотность чтения – способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, и использованию содержания текстов для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества, передавать содержание текста, составлять планы, тезисы, конспекты;
культура устной речи – способность выбирать речевые средства в соответствии с целью и условиями решения коммуникативной задачи, соблюдая принятые этические нормы общения;
математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения;
естественнонаучная грамотность – умение описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления; умение интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми учащиеся могут встретиться в средствах массовой информации; понимание методов научных исследований, выявление вопросов и проблем, которые могут быть решены с помощью научных методов;
социально-политическая грамотность – умение ориентироваться в политическом пространстве страны, описывать и объяснять явления социальной жизни, критически воспринимать сообщения средств массовой информации, определять способы поведения при осуществлении своих прав и выполнении обязанностей;
компетентность в решении проблем, возникающих в повседневной жизни учащихся, в том числе связанных с определением путей завершения среднего образования – умения понимать проблему, характеризовать проблему, представлять проблему в различных видах текстов, решать проблему, исследовать полученные решения, выбирать форму представления полученного результата;
освоение информационно-коммуникативных технологий, умение пользоваться источниками информации, включая базы данных, ресурсы сети Интернет и т.д., владеть компьютером на уровне пользователя основных прикладных программ (редакторы, электронные таблицы, СУБД и др.) при решении познавательных и коммуникативных задач.
2.4. Общие цели основного образования должны быть конкретизированы в примерных учебных программах, относящихся к изучению отдельных предметов. В данных программах должно быть указано:
- достижению каких личностных и метапредметных результатов, указанных в п.2.1 и п.2.2, способствует изучение предмета;
- достижение каких результатов, специфичных для изучаемого предмета и значимых для обеспечения общекультурной компетентности учащихся, следует рассматривать в качестве основных целей изучения предмета;
- какие результаты, значимые для учащихся, планирующих изучение данного предмета на профильном уровне в старшей школе, могут быть достигнуты на этапе обучения в основной школе.
2.5. Общие цели основного образования являются необходимым составным элементом образовательной программы школы (другого учреждения образования). В образовательной программе школы могут быть выделены приоритетные цели образования, учитывающие особенности состава учащихся и этапа развития самой школы.
2.6. Образовательное учреждение, реализующее программу основного общего образования, обязано информировать родителей учащихся, других заинтересованных лиц, органы управления образованием о реальных результатах основного образования, достигнутых в этом учреждении, и способах выявления данных результатов.
К указанным способам относятся: экзаменационные процедуры, предусмотренные федеральным законодательством и уставом образовательного учреждения; диагностические и иные процедуры, выявляющие достижения учащихся, предусматривающие участие независимых экспертов; систематизированные материалы педагогических наблюдений и материалы самооценки учащихся своих образовательных достижений.
2.7. Являются обязательными для анализа, но не подлежат персонифицированной итоговой оценке следующие результаты основного образования:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности.
Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе – поддержание и укрепление здоровья обучающихся) ведется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.
2.8. Могут составить портфолио выпускника основной школы материалы, свидетельствующие о его успехах в освоении дополнительных образовательных программ, в самообразовательной и социально-творческой деятельности, в достижении метапредметных результатов, которые не могут быть выявлены посредством стандартных экзаменационных процедур.
Данные материалы могут быть предметом педагогической оценки, но эта оценка не может носить формализованный характер (выражаться в баллах).
2.9. Итоговая аттестация выпускников основной школы должна обеспечивать выявление и оценку образовательных результатов, без достижения которых невозможно обучение на следующей ступени образования. Предметом оценки является уровень освоения учебного предмета. Показатели уровня освоения учебного предмета, достаточного для продолжения образования, определяются в примерной учебной программе по предмету.
Более детальную характеристику Требований дает их дифференцированное представление по предметным, метапредметным и личностным результатам.
Требования к результатам образования, на достижение которых должны быть ориентированы программы по учебным предметам.
К этим результатам относятся:
– знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и пр.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
– понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости;
– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
– умения на основе полученных знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей;
– умения применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи; работник; собственник; потребитель; избиратель).
Требования к результатам образования, на достижение которых должны быть ориентированы надпредметные программы и программы по учебным предметам
Результаты образования, имеющие универсальное (надпредметное) значение, включают:
– умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
– ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения); умения работать с разными источниками информации – научными, правовыми, художественными и др.;
– готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей;
– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни и в деятельности, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей).
Требования к результатам образования, на которые должна быть ориентирована образовательная программа общеобразовательного учреждения
Требования к результатам образования, характеризующие ценностно-мотивационную и этическую сферу человека, отражают:
– уровень освоения нравственной культуры, соответствующий возрастным возможностям (отношение к окружающей действительности – природе, обществу, человеку);
– ценностные ориентации, соответствующие нормам морали и отвечающие принципам патриотизма и толерантности.
Требования к результатам образования, характеризующие коммуникативную сферу человека, включают:
– знания, умения и навыки, характеризующие языковое и речевое развитие человека;
– представления об общей теории коммуникации (в том числе социальной);
– использование языков и других средств коммуникаций, позволяющих закреплять, хранить и передавать информацию.
Требования к результатам образования, характеризующие интеллектуальную сферу человека, отражают:
– уровень освоения познавательной культуры, соответствующий возрастным возможностям (основы научных знаний об окружающей действительности, о взаимосвязях ее объектов; умения и навыки познавательной деятельности);
– интеллектуальные способности и умственные операции (умения логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать и др.).
Требования к результатам образования, характеризующие трудовую сферу человека, отражают:
– знания об устройстве и принципах действия технических средств; технологической стороне любого труда (включая учебный); представления о методах научного управления процессами труда;
– культуру труда на уровне допрофессиональных умений и навыков взаимодействия человека с различными сторонами окружающей действительности; умения преобразовательной деятельности;
– способность трудиться творчески;
– умения планировать свой труд (включая учебный).
Требования к результатам образования, характеризующие эстетическую сферу человека, отражают:
– уровень эстетической культуры личности (систему эстетических ценностей, интерес к художественной культуре, способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства; эстетический кругозор и др.);
– умения оценивать с эстетической (художественной) точки зрения произведение искусства и результат творческого труда (своего и других людей);
– умения и навыки, способы художественной деятельности, отражающие индивидуальные возможности и творческий потенциал личности.
Требования к результатам образования, характеризующие физическую сферу человека, отражают:
– уровень физической культуры (установка на здоровый образ жизни; физическая выносливость и здоровье, физическая готовность, достаточных для преодоления больших умственных и нервных нагрузок);
– стремление к физическому совершенствованию и умения самостоятельно укреплять свое физическое и психическое здоровье;
– умения оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим.
Важной характеристикой требований является возможность (невозможность) проверки результатов образования с помощью соответствующих контрольно-измерительных материалов. С этой точки зрения одни требования отражают планируемые результаты общего образования, которые должны быть достигнуты каждым выпускником школы и подлежат соответствующей аттестации, а другие – прогнозируемые результаты образования, соответствующие общим целям – ориентирам.
Исходя из этого требования к результатам образования можно разделить на два типа.
Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации
К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие:
– ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
– характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
– индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: