Проект требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Содержание:
ПРОЕКТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………….1
1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (основная школа)…………………..………………………………………………………………………...1
1.1. Пояснительная записка………………………………...…………………………….……..1
2. Требования к содержанию результатов основного общего образования…………..........21
1. Общие положения ……………………………………………………………………...……21
2. Общая характеристика результатов основного образования ……………………….……23
3. Основные подходы к форме представления Требований к
освоению основных образовательных программ (предметные результаты)………………33
4. Требования к направлениям и показателям освоения образовательными
учреждениями основных образовательных программ……………………………………...55
ПРОЕКТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
(Основная школа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются в известной мере аналогом «Требований к уровню подготовки выпускников», входивших в содержание общеобразовательных стандартов первого поколения. Однако есть несколько существенных различий между этими двумя компонентами стандарта первого и второго поколения.
Во-первых, все три версии стандартов первого поколения (1993, 1998 и 2004 гг.) были ориентированы в большей мере на сохранение достигнутого на предыдущих этапах развития отечественной школы уровня образования. Стандарт нового поколения направлен на новые цели и ценности образования, отражает не только сегодняшние, но перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования. Это не могло не повлиять на структуру и содержание основных образовательных программ и, следовательно, на Требования к их освоению.
Во-вторых, сформировавшееся в последние годы во многом новое представление о ценностях образования, вывело на первый план не столько предметные образовательные результаты, сколько развитие личности, а компетентностный подход к содержанию и определению учебных достижений актуализировал значимость операциональных ресурсов личности. Это обусловило необходимость расширения состава Требований к результатам освоения основных образовательных программ как планируемых образовательных результатов.
В-третьих, в стандартах первого поколения требования к результатам образования были дифференцированы по учебным предметам и направлены только на аттестацию выпускников и обращены по существу лишь к учащимся и учителям. Требования к деятельности образовательных учреждений и системы образования на разных уровнях по реализации основных образовательных программ практически не были сформулированы и стандарты фактически не могли выполнить своего назначения – быть критерием оценки успешности функционирования системы образования. Реализация указанного назначения стандартов делает необходимым формирование направлений и показателей эффективности освоения той части основных образовательных программ, которая связана с деятельностью образовательных учреждений по ее освоению. Фактически речь идет о дополнению традиционно понимаемых Требований к образовательным результатам новой для стандартов составляющей – показателями освоения образовательных программ самими образовательными учреждениями и системой образования в целом.
Разработка проекта Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования проводилась на основе результатов предшествующих этапов работ по проекту «Разработка компонентов стандарта общего образования второго поколения» в 2005 - 2006 гг.:
Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения,
Результатов социологических исследований потребностей (ожиданий) личности, семьи, общества и государства в сфере общего среднего образования,
Проекта Требований к структуре основных образовательных программ,
Проекта Требований к результатам освоения основных образовательных программ,
Проекта Программы развития универсальных учебных действий,
Проекта Базисного образовательного плана,
Проекта Фундаментального ядра содержания образования
В основу разработки положен анализ приоритетных целей образования на второй ступени школы. Общее образование должно способствовать достижению ценностных идеалов демократического общества: социальной справедливости, равенства, благосостояния, безопасности. Стратегические цели системы образования заключаются в обеспечении консолидации нации, обеспечении конкурентоспособности нации (личности, государства и общества), обеспечении безопасности нации (личности, государства и общества). Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ формируются на основе целей общего образования путем их декомпозиции и поэтапной (в документах различного назначения, входящих в состав стандарта) конкретизации.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.
Исходя из разработанного (с учетом Проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта). Проект № 448303-4) проекта компонентов структуры основной общеобразовательной программы, ее содержание должно включать:
Пояснительную записку «Общие положения»;
Основное содержание основной общеобразовательной программы;
Базисный учебный план;
Основные образовательные результаты;
Состав рабочих программ по учебным предметам;
Рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся за период начального и основного общего образования.
Возможно также включение:
Запретов на меры, нарушающие права детей на качественное образование;
Требований к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;
Способов контроля за реализацией основной образовательной программы.
В соответствии с разработанной ранее Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения Требования к результатам освоения основных образовательных программ являются ключевым, системообразующим компонентом образовательного стандарта, во многом определяющим содержание других его компонентов. Соотношение между «Требованиями к освоению основных образовательных программ» и «Требованиями к структуре основных образовательных программ» определяется тем, что первые являются отражением целей образования и тем самым занимаю ведущее место в иерархии документов, регламентирующих содержание образования, образовательный процесс, его результаты систему оценивания и т.д. Хотя сами Требования к освоению основных образовательных программ в большей мере связаны с описанием результатов образования, они опосредовано задают и вместе с тем являются средством контроля выполнения других составляющих Требований к структуре образовательных программ. Однако приоритетной функцией Требований к освоению основных образовательных программ остается определение (через декомпозицию целей образования) планируемых образовательных результатов.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (как основной, системообразующий компонент образовательного стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций стандартов в образовательном процессе – функции обеспечения доступности качественного образования, формирования культурной идентичности, функции обеспечения объективности оценивания результатов образования, нормализации учебной нагрузки обучающихся, обеспечения процесса демократизации управления образованием, сохранения единого образовательного пространства.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ включают в себя все группы результатов – предметные, метапредметные, личностные – для каждой ступени обучения и являются обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ: общеобразовательной программы трех ступеней школьного образования, примерных учебных программ, программ развития универсальных учебных действий, комплексных программ воспитания, образовательных программ общеобразовательных учреждений.
Под личностными результатами в Концепции образовательных стандартов понимается сформировавшаяся в образовательном процессе мотивация, познавательные потребности, а также система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности. Можно выделить пять основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные (включая саморегуляцию), познавательные, знаково-символические, коммуникативные
К предметным результатам освоения образовательных программ Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Исходя из нового понимания функций стандартов и cферы их применения, раскрываемых в их Концепции, Требования к результатам освоения основных образовательных программ должны стать основой построения процедур и критерием для:
индивидуальной оценки образовательных достижений каждого обучаемого, которая складывается в основном из его результатов когнитивной и операциональной (метапредметной) областях,
интегральной оценки эффективности деятельности системы образования на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, (мотивационных, ценностных) образовательных результатов.
Общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование ценностных отношений, нравственной и гражданской позиции, мировоззрения, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
В процессе общего образования должны быть созданы условия для формирования у обучаемых:
умения видеть и понимать ценность образования, быть заинтересованным и мотивированным к его продолжению в разных формах (включая самообразование) независимо от дальнейших жизненных устремлений и возможного профессионального выбора;
умения и способностей организовывать и планировать свою деятельность – определять ее цели и задачи, обоснованно выбирать пути и средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
умения ориентироваться в сфере социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
способностей выполнять определенные социальные роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.) – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.
умений профессионального самоопределения, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.
Это особенно важно в условиях перехода старшей ступени школы к профильному обучению, когда перед учащимися основной школы встает задача более ранней жизненной ориентации. Это требует целенаправленной работы по постепенному переводу подростка из позиции объекта образовательных устремлений школы и учителей в позицию субъекта своего собственного образования, обоснованного выбора его путей его продолжения.
Модернизация образования на основе изменения идеологии его целевых установок и построения содержания приводит к трансформации основной школы как «школы знаний» в «школу взросления, школу самоопределения». Эта позиция основана на убеждении, что педагогические цели этого этапа школьного образования в большей мере определяются личностным развитием учащихся, чем с сугубо учебными целями и предметными образовательными результатами. Это обусловило включение в образовательные программы и учебный план основной школы не только компоненты, связанные с учебной деятельностью, но и другие виды деятельности.
Согласно Концепции, важнейшей особенностью стандартов второго поколения является целенаправленное и последовательное осуществление в определении требований к результатам образования системно-деятельностного подхода, разработанного отечественной психолого-педагогической научной школой. При таком подходе образовательный процесс строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся осваивают универсальные и специфические для отдельных учебных предметов способы действий, ключевые понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.
Ориентация на деятельностный подход находит отражение в соответствующей трактовке требований к результатам основного общего образования, формирование которых должны обеспечивать структура учебной деятельности, ведущие цели изучения данного предмета, состав и объем его содержания.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ (Основная школа) разработаны исходя из следующих положений:
Планируемые результаты освоения основных образовательных программ для основной школы должны соответствовать основным целям общего образования.
Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны отражать содержание второго этапа в реализации основных целей общего образования; они должны обеспечивать преемственность с целями школьного образования и создавать предпосылки для реализации целей образования в старшей школе.
Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны отражать специфику обучения в основной школе, его направленность на постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся.
Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны включать:
- результаты деятельности школы, которые школа обязана выявлять и представлять в своем открытом информационном докладе;
- результаты образовательной деятельности учащихся, которые могут быть объектом педагогической оценки;
- результаты образовательной деятельности учащихся, которые должны быть предметом их итоговой аттестации.
Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны стимулировать интеграционные процессы в сфере образования, взаимосвязь изучения учебных предметов с другими видами деятельности учащихся.
Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны способствовать решению стратегических задач развития образования – обеспечению его доступности, достижению нового качества образования, повышению его эффективности.
Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны стимулировать инновационную деятельность педагогических коллективов, стремление учителей и школьных администраторов к повышению своей профессиональной квалификации.
Значимость планируемых результатов должна быть понятна для общества, родителей учащихся и самих учащихся.
Требования к освоению образовательных программ основного общего образования разрабатывались с учетом:
- возрастных особенностей учащихся двух этапов этой ступени школы (5-6 и 7-9 классов), их познавательных потребностей и возможностей, в частности, опыта ряда зарубежных стран, где первый этап данной ступени школьного образования отнесен к начальной школе;
- необходимости обеспечения преемственности с целями, планируемыми результатами и содержанием образования в начальной и полной средней школе;
- принятой в Концепции школьных стандартов структуры образовательных результатов, предполагающей описание планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, обеспечивающих развитие их ценностных, мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов;
- необходимости указаний на содержание и характер деятельности, посредством которой должны быть достигнуты планируемые результаты;
- дифференциации представления содержания требований для различных категорий «пользователей» стандарта - результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к освоению основных общеобразовательных программ», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, разработчиков ЕГЭ, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы и конкретны;
- различного назначения и функций двух видов требований к образовательным результатам – ориентированных на индивидуальную оценку учебных достижений выпускников (в основном предметные требования) и направленных на оценку эффективности системы образования на уровне образовательного учреждения, региональном и федеральном уровнях;
- необходимости большей детализации планируемых результатов образования по учебным предметам как критерия оценки учебных достижений отдельных выпускников ступеней школьного образования при итоговой аттестации, представления планируемых результатов в виде трехкомпонентной структуры: осваиваемое содержание образования, уровень и качественные характеристики усвоенного содержания;
- возможности построения на ее основе планируемых результатов образования, имеющих инструментальный характер и отвечающих требованию доступности для реализации в массовой школе;
- возможности достижения планируемых результатов всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.
Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения социального опыта, элементом которого является индивидуальный опыт обучаемых.
Этот подход позволяет по-новому рассматривать вопрос об источниках формирования содержания и средств получения современного общего образования. Очевидно, что развить у обучаемых способность к самостоятельному решению проблем можно лишь на основе формирования опыта решения этих проблем. Но одно содержание школьного обучения недостаточно для формирования такого опыта. Оно может дать преимущественно опыт решения познавательных проблем, но и при этом определенная часть проблем, значимых для учащихся, может оказаться вне содержания обучения в школе Так, школа может лишь частично обеспечить формирование опыта решения нравственных, эстетических, коммуникативных и конкретных социальных проблем. Для формирования полноценного опыта решения социально и личностно значимых проблем школьное обучение должно быть расширено за счет возможностей дополнительного образования, самообразования, опыта социальной деятельности. С этой точки зрения, общее образование можно рассматривать как интеграцию различных источников, различных путей получения образования. Именно поэтому Структура общеобразовательных программ включает в себя не только совокупность учебных программ школьных предметов, но и содержание внеучебной деятельности, программы воспитания и социализации, программу формирования универсальных учебных действий.
Такое понимание содержания образования ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считать «вечными» и которые каждое молодое поколение решает для себя по своему (жизненного выбора, самоопределения, отношения к ценностям взрослых и т. д.), так и тех проблем, которые приобрели особую актуальность для данного поколения учащихся в связи с изменениями, происходящими в обществе.
Для достижения нового качества образования необходимо внести изменения в цели самой образовательной деятельности. Сущность образовательного процесса должна определяется не столько целями, сформулированными в учебных программах, сколько требованиями к результатам освоения этих программ. Требования к результатам в образовательной практике получают реальное отражение в критериях оценки деятельности школ и учителей при их аттестации, в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации учащихся. Ориентиром же для формирования данных требований являются образовательные стандарты, изложенные в них требования к результатам образовательной деятельности.
Одним из важнейших результатов в этой сфере следует считать уровень сформированности учащихся как субъектов образовательной деятельности. Можно выделить следующие основные характеристики учащихся как субъектов образовательной деятельности:
Способность выбирать цели, формы и средства образовательной деятельности;
Способность оптимизировать условия образовательной деятельности;
Способность к самооценке собственной деятельности (способность к рефлексии).
Требования к результатам освоения основных образовательных программ разрабатывались с учетом состояния реальных результатов образования учащихся основной школы.
Анализировались как данные, полученные в ходе изучения учебных достижений школьников в внутри страны, так и данные сравнительных международных исследований.
Имеющиеся данные свидетельствуют о существенном рассогласовании планируемых и реальных результатов образовательной деятельности. По материалам обследования, проведенного в 2001 г. Центром оценки качества образования РАО, доля неудовлетворительных итоговых оценок выпускников основной школы составила от 0,1% (биология, география, обществознание, иностранный язык, физическая культура) до 0,4% (алгебра, физика). Доля отличных оценок, полученных выпускниками основной школы, колебалась от 8,2% (русский язык) до 51,7% (технология).
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: