Проект требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
В.П. Симонов вводит пять показателей уровня обученности: различение; запоминание; понимание; простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень); перенос. Он считает, что выделенные признаки « ... в основном удовлетворяют условию необходимости и достаточности», а предлагаемая шкала балльных оценок позволяет « ... с максимальной степенью достоверности и доказательности оценить степень обученности». Безусловно, увеличение числа градаций повышает информативность измерений, однако, усложняет процедуру измерения. С точки зрения технологии проверки и оценки - это как «плюс», так и «минус», т.к. стандартизированная, рассчитанная на массовое использование технология должна быть по возможности простой. Кроме того, вводимые В.П. Симоновым дополнительные градации «развертывают» в основном только первый из трех обычно применяемых в практике уровней усвоения, оставляя без изменения два более высоких. Такой подход к изменению градаций не представляется нам достаточно оправданным. Однако главный тезис В.П. Симонова, который не позволяет, на наш взгляд, использовать его идею, заключается в утверждении, что « ... степень обученности ... можно выразить зависимостью, близкой к линейной».
Третий компонент требований связан с описанием качественных характеристик усвоенных знаний и умений..
Для системной характеристики требований к знаниям, умениям и навыкам очень важным представляется указание на качество усвоения учебного материала и уровень овладения обучаемыми соответствующей учебной деятельностью. В целом ряде психолого-педагогических и дидактических исследований (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, И.Т. Огородников и др.) качество знаний рассматривается как важнейшая, наиболее существенная характеристика учебной подготовки, интегральный показатель усвоения учебного материала. Если под качеством результатов обучения понимать особенности усвоения знаний, обусловленные учебной деятельностью обучаемых, то указание на эти особенности усвоения явится необходимой формой конкретизации планируемых результатов обучения.
В монографии «Требования к знаниям и умениям школьников» под ред. А.А.Кузнецова отдельные группы качеств знаний обучаемых рассматриваться, с одной стороны, как определенные «слои» в структуре личности, с другой стороны, как ступени (уровни) усвоения. Исходя из такого представления необходимо соотнести отдельные качества с определенными условиями.
На предметно-содержательном уровне качества усвоения призваны отражать существенные особенности знаний обучаемых: воспроизведение отдельных аспектов усваиваемого содержания, связей внутри его, связей между различными объектами содержания. На содержательно-деятельностном уровне качества должны описывать этапы овладения учебным материалом: формирования, закрепления и актуализации знаний; их перестройки и реконструкции; применения. На содержательно-личностном уровне качества должны отражать свойства личности, которые формируются в процессе обучения и воспитания, и описывать результаты применения знаний в самостоятельной учебной деятельности.
Предметно-содержательный уровень качества знаний ориентирован на характеристику их полноты и системности.
Полнота знаний характеризует набор известных обучаемому признаков объектов, из числа которых он в последующем будет выбирать признаки, необходимые и достаточные для объяснения сущности объекта.
Системность знаний характеризует результат воспроизведения обучаемым сущности связей и отношений объектов изучения и на этой основе целостность их организации и функционирования. Систематизация учебного материала подразумевает раскрытие значения важнейших связей и отношений между объектами изучения, выделяемых по их назначению (функциональные связи), по их происхождению (генетические), по их структуре и взаимодействию (связи подчинения, включения и др.). В каждом учебном курсе эти связи отражают специфику его содержания. С их помощью обучаемые получают ориентиры и средства для систематизации содержания всего курса.
Качества содержательно - деятельностной группы характеризуют прочность и действенность знаний.
Прочность характеризует результат запоминания, сохранения в памяти полного, обобщенного и систематизированного знания.
Действенность отражает готовность применения знаний. Для этого необходимо, актуализировав знание сущности объектов изучения, найти способы оперирования ими для получения субъективно новых результатов.
На содержательно-личностном уровне выделяются такие свойства умственной деятельности обучаемого, которые непосредственно формируются под влиянием обучения. Среди таких качеств психологи называют активность, самостоятельность, продуктивность, гибкость, осознанность мыслительной деятельности и др.
Таким образом, качества результатов усвоения могут выступать в качестве критериев оценки знаний, умений и навыков. При этом под оценкой уровня усвоения следует понимать указание на качество усвоения знаний, которое формируется при сопоставлении планируемых и реально достигнутых результатов обучения.
Как уже отмечалось, технологизация разработки требований к результатам обучения и последующее использование их при создании средств проверки и оценки учебных достижений должны быть ориентированы на стандартизацию этих процедур в условиях массового применения в практике. Массовость, стандартная технология подразумевают определенную минимизацию, упрощение составляющих ее процедур. В этой связи нам представляется необходимым предложить более простую схему выделения требований.
Смысл предлагаемой нами схемы состоит в следующем. Во-первых, необходимо минимизировать число параметров, описывающих требования. Во-вторых, при отборе таких параметров, критериев, характеристик выделенных компонентов требований, учитывать возможность их интеграции их в единую систему. В-третьих, соотнести уровни усвоения с операциями, необходимыми для усвоения учебного материала на каждом из выделенных уровней.
В качестве основополагающего принципа интеграции показателей нами выбран принцип соответствия функций компонентов содержания обучения уровням и качественным характеристикам их усвоения. Поскольку выделены три типа функций знаний (описание, объяснение, преобразование), то целесообразно ориентироваться и на три уровня усвоения. При этом знаниям, имеющим функцию описания объектов изучения, ставится в соответствие репродуктивный уровень усвоения, а важнейшей характеристикой овладения знаниями этого типа признается прочность. Аналогично знаниям, имеющим функцию объяснения, соответствует уровень осмысления и применения в стандартной ситуации, а характеристикой, отражающей качество их усвоения является системность. Наконец, применению знаний (функция преобразования) соответствует уровень творческой деятельности, который характеризует такое качество как действенность знаний.
Для описания уровней усвоения в виде операций (действий) обучаемых, необходимых для этого, мы считаем возможным использовать классификацию требований, предложенную Е.О. Ивановой. Результат интеграции компонентов и параметров требований представлен в таблице 2.
Таблица 2
Компоненты требований и характеристики | |||
Функции осваиваемой системы знаний: | Уровни усвоения знаний: | Действия обучаемых | Качественные характеристики: |
1. Описание изучаемых объектов, процессов, явлений | 1. Репродуктивный (восприятия, запоминания) |
и т.д. | 1. Прочность (характеризует уровень запоминания) |
2. Объяснение сущности этих объектов | 2. Применение по образцу (осмысление, применение в сходных ситуациях) | 2. Измерять, объяснять, составлять по заранее заданной схеме, соотносить, характеризовать и т.д. | 2. Системность (характеризует воспроизведение обучаемыми сущности связей и отношений изучаемых объектов |
3. Преобразование: применение усвоенных знаний | 3. Применение в новой ситуации (творческая деятельность) | 3. Составлять ответ на проблемный вопрос, высказывать, суждения, выделять существенные признаки, обосновывать собственные оценки и т.д | 3. Действенность (характеризует способность применения знаний) |
На основе этой схемы и выделенных характеристик (по всем компонентам требований) разрабатываются модели уровней обученности, выпускников которые, одновременно служат для разработки содержания измерителей, схем анализа ответов и других средств контроля.
ТРЕБОВАНИЯ К НАПРАВЛЕНИЯМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ
ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРГРАММ
Как уже отмечалось, в составе основных образовательных программ, наряду с компонентами, освоение которых является основой аттестации выпускников различных ступеней школы, содержаться компоненты, уровень и эффективность освоения которых является критерием аттестации образовательного учреждения и системы образования в целом.
Освоение этих компонентов Требований можно рассматривать как часть результатов образовательной деятельности образовательного учреждения или системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В связи с этим возникает необходимость определения направлений и показателей оценки освоения школами структурных элементов основных образовательных программ, ориентированных на обеспечения условий достижения поланируемых образовательных результатов учащихся.
Ниже приводится возможный перечень этих показателей, который будет уточнен и содержательно развит на следующих этапах работы над проектом:
Качество освоения программ по учебным предметам («предметные результаты»)
Первый показатель – результаты ЕГЭ (как независимой оценки уровня подготовленности учащихся; наиболее важное значение имеет динамика этих показателей за несколько лет, сопоставление полученных результатов с предыдущими). О достижениях школы свидетельствует не столько величина среднего балла, сколько существенный прирост этой величины.
Второй показатель, также отражающий результаты независимой оценки уровня подготовленности учащихся – число призеров олимпиад (динамика достигнутых результатов).
Третий показатель – результаты проверочных работ, которые проводили независимые эксперты в связи с аттестацией школы или в связи с какими-то другими обстоятельствами (степень совпадения оценок независимых экспертов и школьных отметок).
Четвертый показатель – динамика поступлений в вузы. Показатель нельзя считать надежным, ибо он зависит от множества факторов, большинство которых не имеет прямого отношения к школе.
Пятый показатель – динамика успеваемости учащихся. Данный показатель всегда вызывает настороженное отношение в силу неизбежной субъективности оценок учителя.
Метапредметные результаты – формирование ключевых компетентностей; формирование у учащихся опыта принятия самостоятельных решений; формирование учащихся как читателей, зрителей, слушателей и как субъектов других видов культурно-образовательной деятельности и т.д.
Личностные результаты
Весьма сложно определить показатели, характеризующие достижения школы в области воспитания. Наиболее распространенный из них – динамика правонарушений, допущенных учащимися. Делаются попытки найти показатель, характеризующий общественную активность учащихся, изменения в поведении учащихся. Сама попытка школы оценить каким-то образом результаты воспитания может считаться педагогическим достижением.
Обеспечение доступности качественного образования
Первый показатель – данные о выбытии учащихся из школы из-за неуспеваемости и/или неблагополучной ситуации в семье.
Второй показатель – данные о возможности выбора образовательных программ и возможности индивидуализации образовательных маршрутов на каждой ступени школьного образования. К ним, в частности, относятся данные об организации предпрофильной подготовки, о числе профессий, которые имеют возможность выбирать учащиеся, о числе элективных курсов, о возможности изучения отдельных дисциплин в других учебных заведениях.
Третий показатель – данные о прозрачности процедуры приема в школу.
Четвертый показатель – данные о психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке учащихся.
Пятый показатель – данные о финансовой доступности дополнительных образовательных услуг.
Шестой показатель – данные об обеспеченности учащихся дидактическими и информационными ресурсами за счет школы (учебные пособия, доступ в Интернет, информационные материалы).
Седьмой показатель – данные о создании благоприятных условий для обучения «проблемных детей» (инвалиды, мигранты, не имеющие условий для домашней работы и др.).
Восьмой показатель – данные об обновлении учебных программ, использовании авторских и экспериментальных программ и об обновлении фонда учебной литературы (годы изданий учебных пособий).
Состояние здоровья обучающихся
Первый показатель – динамика состояния здоровья детей по основным группам заболеваний.
Второй показатель – сведения об организации мониторинга состояния здоровья детей и анализа причин заболеваний.
Третий показатель – сведения о наличии программы сохранения и укрепления здоровья учащихся и ее реализации (включая меры по организации питания, выполнению санитарно-гигиенических требований к состоянию помещений и т.д.).
Четвертый показатель – сведения о наличии медицинского кабинета, его оборудовании, организации медицинского обслуживания учащихся.
Пятый показатель – сведения об использовании здоровьесберегающих технологий (каких именно) и масштабах их использования (доля учебных занятий, на которых применяются такие технологии).
Отношение к школе выпускников, родителей, местного сообщества
Первый показатель – данные о систематическом изучении мнений выпускников, родителей учащихся, местного сообщества о деятельности школы.
Второй показатель – динамика позитивных оценок результатов образовательной деятельности школы, которые могут быть подтверждены материалами опросов, проведенных независимыми экспертами.
Третий показатель – динамика позитивных оценок условий образовательной деятельности.
Четвертый показатель – динамика позитивных оценок отношения педагогов к детям.
Пятый показатель – динамика числа учащихся, проживающих вне микрорайона школы.
Эффективное использование современных образовательных технологий
Первый показатель – перечень современных образовательных технологий, обеспеченных имеющимися в школе методическими разработками.
Второй показатель – доля учителей, владеющих современными образовательными технологиями и применяющими их на практике.
Третий показатель – доля уроков (на каждой ступени образования, по предмету), на которых применяются современные образовательные технологии.
Четвертый показатель – число учащихся на 1 компьютер.
Пятый показатель – доля уроков (по каждой ступени обучения, предмету), на которых используются ИКТ.
Шестой показатель – число классов, в которых реализуются надпредметные программы, разработанные для определенного класса или параллели.
Седьмой показатель – число надпредметных программ (каких), реализуемых в школе в разных параллелях.
Создание условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования
Первый показатель – охват детей дополнительным образованием в самой школе (динамика по ступеням школьного образования).
Второй показатель – охват учащихся школы дополнительным образованием в других образовательных учреждениях.
Третий показатель – данные о разнообразии направлений и форм дополнительного образования детей в самой школе.
Четвертый показатель – данные о финансовой доступности дополнительного образования детей в самой школе.
Пятый показатель – сведения о мерах стимулирования дополнительного образования детей.
Шестой показатель – сведения о видах внеурочной, социально-творческой деятельности детей в школе и об охвате детей этими видами деятельности.
Седьмой показатель – сведения об опыте дополнительного образования и социально-творческой деятельности, который приобретают учащиеся к моменту окончания школы (например, каждый выпускник в течение 9-11 лет занимался в одном или двух детских объединениях, в течение 5-6 лет занимался в спортивной секции, принял участие, по крайней мере, в двух многодневных турпоходах и т.д.).
Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса
Первый показатель – динамика числа случаев травматизма детей в период их пребывания в школе.
Второй показатель – динамика числа случаев чрезвычайных ситуаций, связанных с функционированием систем жизнеобеспечения (отопление, освещение, водоснабжение и т.д.).
Третий показатель – данные об обеспечении сохранности личного имущества учащихся и персонала.
Четвертый показатель – данные, свидетельствующие об отсутствии случаев физического и/или психического насилия по отношению к детям.
Пятый показатель – данные о мерах по формированию культуры безопасного поведения и способностей действовать в экстремальной ситуации (в том числе за счет мер по совершенствованию изучения курса ОБЖ).
Участие в районных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах
Первый показатель – уровень конкурса (районный, региональный и т.д.).
Второй показатель – динамика числа педагогов, участвующих в конкурсах разного уровня.
Третий показатель – динамика числа учащихся, участвующих в конкурсах разного уровня.
Четвертый показатель – охват учащихся внутришкольными этапами конкурсов.
Пятый показатель – сведения о призовых местах.
Сочетание принципов единоначалия и самоуправления
Первый показатель – данные о регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса (включая обязанности школьной администрации по отношению к учащимся и персоналу), о существующих гарантиях прав учащихся, родителей, учителей.
Второй показатель – данные о реальных полномочиях коллегиальных структур (педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета, управляющего совета), о принимаемых ими решениях.
Третий показатель – данные, свидетельствующие об информационной открытости школы (наличие сайта школы, публикация информационных докладов и т.п.), в том числе об использовании бюджетных и внебюджетных средств.
Четвертый показатель – данные об организации внешней экспертизы деятельности школы и о публикации ее результатов.
Пятый показатель – сведения о деятельности детских организаций, в том числе органов ученического самоуправления и полномочия этих органов.
Продуктивность реализации программы развития образовательного учреждения
Первый показатель – открытость информации о выполнении программы развития.
Второй показатель – выполнение программы (число поставленных и выполненных задач).
Третий показатель – сведения об участии внешних экспертов в оценке результатов выполнения программы.
Четвертый показатель – сведения об участии коллектива школы в обсуждении результатов выполнения программы развития
Пятый показатель – оценка значимости выполнения программы для модернизации образовательного процесса и достижения нового качества образования.
Анализ конкурсных материалов показал, что школы в состоянии использовать далеко не все показатели результативности своей деятельности. При описании образовательных результатов редко встречаются данные, позволяющие судить о качестве образования. Вместе с тем, конкурс показал, что многие школы имеют серьезные успехи в организации внеучебной деятельности, которые нередко игнорируются при аккредитации школ. Как правило, школы затрудняются в представлении данных о метапредметных и личностных результатах образовательной деятельности.
Отмеченные явления связаны со сложившейся системой управления качеством образования, важным элементом которой являются образовательные стандарты и содержащиеся в них целевые ориентации.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: