Программ а обследования детей поступающих в первый класс и детей обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы
П Р О Г Р А М М А
Обследования детей поступающих в первый
класс и детей обучающихся в начальных
классах общеобразовательной школы
( методика Н.А. Халипо)
Пояснительная записка
Эта программа явилась следствием анализа и тщательного изучения множественных методик обследование детей дошкольного возраста и детей уже учащихся в начальных классах школы (в основном это ограничивалось выполнением письменных работ). Данные методические разработки подготовлены с учетом недостатков упомянутых методик, которые в свою очередь охватывали далеко не все функции речевого развития ребенка, функции отвечающие за формирование полноценной устной и письменной речи, как будущего школьника, так и ребенка уже обучающегося. Возьмем, к примеру, методику обследования детей 3-6 лет. Как мне кажется, задания по фонематическому восприятию не очень сложны для ребенка 6-7 летнего возраста, на момент поступления в школу, он все-таки должен называть не только первый и последний звуки, но и называть последовательность звуков в словах типа – “сом”, “ваза”. Определять наличие гласных звуков в словах такого же типа. Если ребенок после неоднократной помощи не овладевает анализом и синтезом слов, нужно обратить на это внимание, как на фактор риска в благополучном овладении навыками письма и чтения. Нет также теста на выявление ведущей руки. А между тем, это чрезвычайно актуально для выбора стратегии и тактики обучения, например у детей с ведущим левым полушарием речь развита лучше (устная, письменная и смысловая речь), чем у детей с ведущим правым полушарием. У левшей словарь формируется медленнее, но целостными образами слов и фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи. У левшей нарушение чтения встречается чаще, но при этом у них не нарушается понимание прочитанного и пересказ. Воспринимают левши устную речь нормально, но способности к устной речи у них весьма ограничены. Т.Е. ребенок может отлично понять, что ему сказал учитель, может знать отлично правило написания каких либо слов, но выражает это довольно плохо, неубедительно, не связно. Коррекцию недостатков речи с такими детьми нужно проводить совместно с психологом и учитывать, что у таких детей лучше развиты пространственная ориентация, восприятие музыки, цветов, звуков. Поэтому большего успеха логопед достигнет, если будет строить свою работу с учетом развития этих функций.
При смешанном типе, когда развиты и правое и левое полушария, мы получим, как правило, ребенка с нестабильным типом обучения. Его индивидуальный темп работы не совпадает с темпом работы целого класса, выявляются нарушения почерка, домашние работы значительно лучше, чем классные, у него проявляются ошибки кинестетического, фонематического и далее оптического характера. И тут силами логопеда не обойтись, в работу обязательно должен включиться психолог, так как одностороннее логопедическое воздействие не приведет к положительному результату.
Таким образом, перед поступлением ребенка в школу необходимо выяснить степень и тип ведущего полушария, определить тип способности к обучению. Отсюда и определяются пути коррекционной работы в каждом отдельном случае, стили обучения ребенка.
Нередко на момент поступления некоторым детям уже исполняется 7 лет, или скоро исполнится, методики обследования детей 3-6 лет становятся “простыми”, “детскими” и не позволяют в достаточной мере выявить дефекты в развитии речи дошкольников.
К достоинствам представленной программы можно также причислить и то, что при ее помощи одновременно обследуются уже обучающийся ребенок и ребенок только готовящийся стать учеником. Не нужно отдельно подбирать, формировать обследование для детей дошкольников или тратить время на подбор материала для школьника (этим обычно занимаются школьные логопеды, потому что обследования были разрознены). Теперь все сконцентрированно в одной папке с максимальным речевым и наглядным материалом. В применении программа довольно проста и все логопеды без исключения могут пользоваться ею без особых усилий.
При подготовке программы обследования были использованы материалы из работ О.Б.Иншаковой, Р.И.Лалаевой, Л.В.Венедиктовой, Г.М.Вартапетовой, Е.Э.Петровой.
Цели программы
При создании данной программы ставились следующие цели:
создать наиболее четкую и качественную программу обследования детей, которая позволила бы как можно глубже проникнуть в речевое развитие ребенка и выявить недостатки развития речи, причины нарушения;
собрать воедино разные методики обследования дошкольников и школьников для удобства работы школьного логопеда;
включить в данную программу все необходимые методы диагностики, которые будут показывать степень сформированости речевых функций необходимых для успешного овладения школьной программой;
исходя из выявленных причин речевого нарушения правильно построить свою коррекционную работу с ребенком, которая в свою очередь поможет хорошо и в быстрые сроки исправить дефект;
определить насколько сложен дефект речи, дифференцировать детей по схожести нарушения, что опять же поможет более качественно и правильно построить работу логопеда;
для достижения поставленных целей работать по следующей схеме: логопед + психолог + учитель + родители;
после диагностирования развития речи и готовности ребенка к школьному обучению, дать рекомендации родителям, которые в меру своих возможностей смогли бы устранить недостатки в развитии речи своего ребенка, помочь ему в приобретении первоначальных навыков обучения.
Задачи программы
Основной задачей программы являлось:
качественное диагностирование речевого развития детей.
Далее ставились следующие задачи:
определение уровня готовности ребенка к школьному обучению;
выявление недостатков формирования письменной и устной речи у уже обучающихся детей, быстрое и качественное исправление нарушений;
своевременное оказание помощи нуждающемуся ребенку, консультирование родителей, рекомендации по исправлению недостатков в речи детей.
Структура методики обследования детей
Данное обследование рассчитано на индивидуальную работу. В группе следует проводить только письменные работы: диктанты, изложения, списывание. Все остальные речевые функции проверяются исключительно в индивидуальном порядке, для определения наиболее верного источника нарушения речи и степень его тяжести.
Для обследования детей готовящихся стать первоклассниками, и для тех, кто проучился 1 и 2 четверть в первом классе, предлагается приложение под номером 1 (с подобранным картинным материалом). Оно выполнено в форме таблицы, что значительно облегчает работу логопеду, и сокращает временные затраты (от 7 до 15 минут максимум, за это время ребенок не устает работать, а нам удается получить достоверные сведения о развитии). Приложение позволяет определить недостатки сформированости какой либо из сторон речи. Практически каждое задание должно подкрепляться картинным материалом. Задания должны подаваться в таком виде как указанно в приложении, и в том случае если у обследуемого появляются трудности, дается упрощенная, более развернутая инструкция, облегчающая подачу задания.
Специально поставлено в начало таблицы,обследование самостоятельной речи, и восприятие речи ребенком, так как это самые ёмкие задания и если они будут в конце обследования, можно получить недостоверные ответы (обследуемый устает и как следствие отвечает не точно, не полно, либо вообще отказывается отвечать). Далее по сложности идут обследования фонематических функций, что также наиболее важно и трудно для ребенка.
В конце таблицы остаются задания, которые позволяют ребенку немного расслабиться, поиграть (задания с 16 по 18). Вообще тестирование желательно проводить в веселом, игровом темпе, как бы “цепляясь” за ответы, при этом логопед уже может делать определенные выводы о речи обследуемого: о его звукопроизношении, о словаре, о словоизменении, словообразовании. При определении ведущей руки предлагаются специальные задания и отмечается какой рукой (ногой) выполняется задание. Если в каждой серии задание выполняется единообразно (например: правой рукой, правой ногой, левым глазом), ставим знак “+” в графе “перекрестная латералита”. Когда ведущая сторона не определилась (результаты в пробах: рука – то правая, то левая; нога – только правая; глаз - и левый и правый), делаем отметку в графе “нарушенная латералита”. Это свидетельствует о том, что процесс латерализации затянулся, или о “левшевстве” в стадии переучивания. Приложение помогает выявить у ребенка предрасположенность к нарушению письменной речи. Определение ведущей руки, доминантного полушария даст информацию о типе развития ребенка, его более развитых психических функциях, а логопед найдет правильный подход к устранению нарушения развития.
Приложения №2, №3, подготовлены для учеников начальной общеобразовательной школы. Именно они помогают в кратчайший срок и качественно обследовать и выделить уже неверно сформированные у детей навыки письма и чтения. Своевременно найти и исправить обозначенный дефект письменной речи. По этим приложениям следует работать с детьми заканчивающими первый класс, а также с детьми обучающимися в 2,3,4 классах. Сначала выполняются письменные задания, можно сделать их в группе (приложение №3), затем переходим к индивидуальному обследованию. Анализ выполненных работ сразу даст представление о степени нарушения письма и о том какая из сторон речи нарушена в большей степени. Сначала следует выполнить более сложные задания – письменные работы иначе ребенок после полного и длительного диагностирования по приложению №2 устанет и не сможет написать диктанты или изложение (количество ошибок увеличивается, появляются ошибки не характерные для детей). Для широкого обследования продолжаем работу по приложению №2. Именно такое кропотливое изучение развития ребенка дает возможность выделять все недостатки развития и причины, вызвавшие их, и далее помогает правильно спланировать коррекционную работу. Ответы и способ выполнения задания заносится тут же в строки. Следует тщательно записывать ответы, от этого зависит логопедическое заключение о степени развития речи обследуемого. Эти же данные будут заноситься в речевую карту ребенка (приложение № 4) зачисленного на занятия к логопеду. От правильности оформления ответов детей зависит и формирование групп детей, и индивидуальность в решении выявленной проблемы. Приложение №6 используется для анализа работ одного ребенка. Внеся в таблицу ошибки, допущенные в работах ученика, без труда определяется ведущий тип дисграфии, строится план работы по данной проблеме. Приложение подкрепляется к речевой карте, вместе с письменными работами. Во временном отношении вся техника диагностирования должна занимать не более 15 – 20 минут, вместе с выполнение письменных работ.
После соответствующего анализа, полученные результаты вносятся в речевую карту ребенка зачисленного на логопедический пункт (приложение №4).
Так как при обследовании детей, уже обучающихся в школе, не всегда получается встретиться с родителями ученика, советую воспользоваться “Индивидуальной карточкой учащегося”, карточкой для родителей. В ней задаются вопросы необходимые для выяснения анамнестических данных ребенка, и параллельно это своеобразное уведомление о зачислении на логопедические занятия, и приглашением для родителей взять на себя также ответственность за посещение занятий и выполнение заданий получаемых ребенком на дом. Она также прилагается к речевой карте учащегося.
Приложение №7 для педагогов. Оно очень удобно при определении ведущих ошибок в целом классе, а это даст учителю возможность понять, над какой темой, из уже пройденных, предстоит поработать дополнительно. В начале учебного года либо при формировании групп во втором полугодии, педагог проводит в своем классе письмо диктантов, изложений предложенных логопедом. Учитель вносит фамилии учеников и ошибки, которые те допускают при выполнении работ. Логопедом отбираются работы имеющие ошибки специфического характера и отбрасываются работы с ошибками возникшими в следствии не усвоения той или иной темы. Такой же вывод делает и учитель.
Предложенные методы диагностики речевого развития используются мною более трех лет, и дают хорошие результаты: почти во всех случаях, обнаруженные недостатки формирования речи детей подтверждаются и выявляются на начальных этапах овладения грамотой, письмом, чтением. При выполнении заданий ребенок не должен испытывать трудности. Если есть затруднения нужно чуть помочь, либо задать наводящий вопрос, в крайнем случае, дать образец ответа. Но если даже после этого ребенок затрудняется ответить, можно говорить о каком – либо нарушении в речи ребенка. Программа рассчитана на детей от 6 до 11 лет.
Протестировав дошкольника мы можем предугадать проблемы, которые, скорее всего возникнут во время обучения. При этом мы выполним задачи стоящие перед нами – это не только корректировать дефекты речи детей, но и предупреждать их.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение №1
Фамилия, имя _________________________________________ Возраст ______________________
Домашний адрес _____________________ Дет-сад___________ телефон ____________________
1.Самостоятельная речь (наблюдать за динамич. стороной речи, темпом, ритмом) | Составить предложение | Составить рассказ | Составить рассказ по серии картинок | |||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||
2.Фонематическое восприятие | Есть ли звук в слове | Найди картинку со звуком П | Найди звук В в предложении - “Ворона сидит на суку” | Покажи где Лук-люк, Уточка-удочка, Коза-коса | ||||||||||||||||
| | | | |||||||||||||||||
3.Фонематический анализ | Определи место звука в слове: утка–у; мак а; ведро - о | Определи место сог – ласного звука в слове: шар – ш; стул - л | Какая по счету буква Ш в слове: шапка? | Сколько звуков в слове - назови звуки по порядку: дом, танк, ваза | ||||||||||||||||
| | | | |||||||||||||||||
4.Фонематический синтез | Составь слова из звуков: к,о,т; ш,у,б,а; р,у,к,а | Составь слова из звуков: а,р,к; а,ш,р | ||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||
5.Фонематическое представление | Подбери слова со звуком М | Подбери слова начинающиеся со звука С | ||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||
6.Слоговая структура слов. 6а.Слова со сложной слоговой структурой 6б.Повтори ритм: !,!! !!,!!!,!! !!,!,!!! | Сколько слогов в словах | |||||||||||||||||||
Вата рыба собака лимон нож | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Милиционер полотенце сковорода телевизор мотоцикл велосипед | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
7. Обследование словаря. Существительное | Назови части тела | Назови близкие по значению слова | Обобщающие слова (посуда, игрушки, обувь, мебель) | |||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||
8.Глагол | Назови действие по значению | Назови близкие по значению слова | Что делает: молния, часы, дождь, рыба | |||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||
9.Прилагательное | Подбери противоположные по значению слова | Форма, цвет предмета, вкус | Шкаф – какой? (стакан, мяч) | Какой это день? (зимний, весенний, весенний, летний) | ||||||||||||||||
| | | | |||||||||||||||||
10.Наречие | Как ползет черепаха? Как скачет лошадь? | В какое время суток ты идешь в сад, в школу? | ||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||
11.Числительное | Сосчитай предметы | Какой по счету дед? | ||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||
12.Местоимение | а) составь предложение о девочке | б) замени слово девочка другим словом (она) | ||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||
13.Грамматический строй речи Восприятие речи. Понимание обращенной речи. Понимание инструкций. Выделение причинно – следственных связей | Достань ручку закрой книгу | Антон сломал карандаш, который ему подарил Денис | Понимание предлогов | |||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||
14.Словоизменение | Какого цвета предмет? | Чего не стало на столе? | Что делает девочка? Что будет делать девочка? | |||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||
15.Словообразование | Образование названий животных | Чей хвост? Чья сумка? | Образуй профессию от слов: стекло, двор, кран, продавать, учить | |||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||
16. Латеральный фенотип 1.Генетиченский код а) “Замок” | Левое полушарие- правая сторона | Перекрестная латералита | Правое полушарие - левая сторона | |||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||
б) “Поза наполеона” | | | | |||||||||||||||||
в) “Завиток” (по часо – вой стрелке-правая, против часовой- левая) | | | | |||||||||||||||||
2.Ведущая рука “Открой коробочку” | | | | |||||||||||||||||
“Посмотри в подзорную трубу” | | | | |||||||||||||||||
“Посчитай часы” | | | | |||||||||||||||||
“Перешагни веревочку” | | | | |||||||||||||||||
17.Фигуры “Попельрейтера” | 1 проба | 2 проба | 3 проба | |||||||||||||||||
17а.Соотнесение реальной величины предметов | | | | |||||||||||||||||
18.Соотнесение предметов одной и той же формы, их нахождение в пространстве. | Круг | Треугольник | Квадрат | |||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||
19.Узнавание печатных и письменных букв. В каких буквах есть элементы - круга, треугольника, квадрата | | |||||||||||||||||||
20.Звукопроизношение, строение арт. аппарата, подвижность | | |||||||||||||||||||
21.Чтение (если ребе- нок знает буквы) | |
Приложение №2
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Фамилия, имя _____________________________ Класс, школа ______________
Краткие анамнестические данные_______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Состояние звукопроизношения
Определяется характер нарушения произношения звуков речи (отсутствия, замены, смешения),дефектную артикуляцию в различных условиях:
- при изолированном произношении звуков;
- в слогах;
- в начале, в середине, в конце слов;
- во фразах;
- в тексте.
Речевой материал (ДЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р):
РА АР ДОР ТРА АРТ
РО ОР ЗАР ДРО ОДР
РЭ ЮР ЛИР МРЭ ИМР
РАК РОЗА РУКА РЫБА
ГОРЫ КОСТЕР ТИГР ЛЮСТРА
В САДУ ВЫРОСЛА ЧЕРНАЯ СМОРОДИНА. СТРОИТЕЛИ ПОСТРОИЛИ КРАСИВЫЙ ДОМ.
2.Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слов
Предлагаем ребенку назвать картинки и повторить слова различной слоговой структуры.
СЫР СНЕГ ГНЕЗДО КАРТОФЕЛЬ
ГОСУДАСРСТВО ЭКСКАВАТОРЩИК ВЕЛОСИПЕДИСТ
3.Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отмечаем наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строение периферического отдела артикуляционного аппарата:
-челюстей(дефекты верхней и нижней челюстей, соотношение челюстей), языка(толстый, мясистый, ”географический” длинна связки),твердого неба(высокое, узкое, плоское),мягкого неба(нормальное, укороченно, расщепления или раздвоения),губ(излишне толстые или узкие, наличие рубцов, короткая верхняя губа).
3.А. Исследование речевой моторики
Определяем особенности движений нижней челюсти, губ, мягкого неба (наличие или отсутствие движений, тонус органа, активность движений, точность выполняемых движений, длительность выполнения движений и способность, удерживать органы в заданном положении в течении определенного времени), переключаемость движений, темп движения, замена одного движения другим, наличие синкенезий, лишних движений.____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Особенности ручной и речевой моторики
Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса – определение ведущей руки, ведущей ноги, глаза;
Покажи правой рукой левое ухо, покажи левой рукой правое колено”, назови и покажи левые - выполнение пробы “Хеда” - части тела, а затем правые части тела у рядом стоящего человека.
-оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы -соединить два пальца в виде кольца).
-динамическая организация движений пальцев (перебор пальцев - прикосновение первого пальца, поочередно ко всем последующим, “Игра на рояле”).___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Исследование особенностей динамической стороны речи
Указываем:
-темп и ритм речи;
-употребление ударений;
-употребление пауз в потоке речи;
-особенности голоса, его силу, высоту, тембр, соответствие возрасту;
-употребление основных видов интонации, их оттенков;
-выразительность речи.______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Исследование фонематического восприятия
Определяем способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие, и работа со словами - квазиомонимами(различение картинок,составление предложений с данными словами).
бапа паба гака кага тада дата
заса саза саша шаса саца цаса
жаша шажа жаза зажа щася сяща
датада тадада пабаба пабапа
сазаза засаза чащача щащача
красы-крыша коза-коса ложки-рожки
дрова-трава бочка-почка мишка-мышка
сова-софа люк-лук шар-жар
7.Исследование языкового анализа и синтеза
а) анализ предложения на слова - определить количество, последовательность и место слов в предложении:
Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди.
б) слоговой анализ и синтез - определяем количество слогов в слове (предлагаются картинки с разным слоговым составом, нужно отобрать картинки с заданными слогами, называние определенного слова и предложения произнесенного по слогам.
в) фонематический анализ- исследуем состояние простых и сложным форм фонематического анализа:
-выделение звука на фоне слова: у-стул, и-бурки, а-мак;
-выделение первого звука из слова: сон, слон, арбуз;
-выделение последнего звука из слова; тон, репа, кабан;
-определение места звука (начало, середина, конец) в слове;
Д – дым, склад, чердак;
-определение количества звуков в словах; лак, пила, стон;
-определение места звука по отношению к другим звукам слова:
и – письмо;
г)фонематический синтез: называние слитно слова, произнесенного с паузами после каждого звука: М,А,К Р,У,К,А Т,Р,У,Б,А
д)фонематические представления: определение способности ребенка в осуществлении фонематического анализа слов в умственном плане, на основе представлений: назови слова со звуком П, назови слова начинающиеся со звука М.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Исследование словарного запаса
Характеристика пассивного словаря в соответствии с возрастом ребенка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Исследование грамматического строя речи
Характеристика употребляемых ребенком предложений, состояние словоизменения, согласование существительного и прилагательного в роде и числе, дифференциация единственного и множественного числа настоящего времени, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице и роде, состояние словообразования:
а) расскажи о себе, о близких, о друзьях;
б) образуй уменьшительно форму слова:
стол - рука - карандаш - человек –
в) образуй прилагательное от существительного и глагола:
сделан из дерева - мальчик бежит -
г)применяй в предложении предлоги: на,над,под,через.______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Исследование зрительно-пространственных функций
Обязательно учитывается состояние биологического зрения ребенка (данные в медицинской карте).
Далее обследуем состояние зрительно-пространственных функций:
-определение ведущей руки (переплетение пальцев руки, проба “поза Наполеона”;
-определение ведущей ноги (встать на одно колено, сделать шаг);
-определение ведущего глаза (нужно посмотреть в дырочку, в “калейдоскоп”),
-определение ведущего уха (“приложите ухо к двери”, ”послушай тиканье часов”);
-ориентировка в окружающем пространств(назовите, что находится справа от тебя или слева от тебя);
-выкладывание разрезных картинок, конструирование по представлению из палочек.
Исследование состояния зрительных функций:
-знание печатных и рукописных букв;
-узнавание видоизменных букв;
-узнавание букв наложенных друг на друга, заштрихованных букв;
-узнавание сходных по начертанию букв;
-конструирование букв. _______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Исследование процесса чтения
Определяем характер чтения: слогов, слов, предложений.
Определение понимания прочитанных слогов, слов, предложений.
Обратить внимание на скорость чтения и способ чтения - побуквенное, послоговое, словесно-фразовое.
Для детей 6-8 лет предложить:
а) “Рядоговорение” - перечислить по порядку времена года, дни недели;
б) “Повтори ритм” - !!!, ! !!, !!! !!;
в) “Повтори цифры” 3-6-8, 2-5-9, повтори в обратном порядке 3,6,7 (инструкция дается ровным голосом, не изменяя интонации, не показывая окончания ряда). Для наглядности можно касаться стола пальцами, показывая начало и конец ряда. Нарушение воспроизведения цифрового ряда, нарушение последовательности цифр, также свидетельствуют о предрасположенности к нарушению чтения.
Речевой материал:
ма сю ас ям сто клю фья
шо цы ок ев жды сте лью
том мыло ягоды
лес ручьи сенокос
юг слезы коробка
грусть гнездо чтение
текст письмо помощник
смородина велосипед
фамилия сковорода
республика предложение
замок ива шапка нос костер
шары часы трамвай сорока дуршлаг
(подбери подписи к картинкам)
Чтение предложений написанных разным шрифтом
Дети в саду собирали яблоки.
Зимой дети повесили кормушку для птиц.
От выстрела над озером появилась целая стая уток.
В чаще леса живут дикие животныеВ чаще живут дикие животные.
В голубое высокое небо вонзаются тонкие стволы.
Птицы пролетают над морем.
Чтение текста
“В трамвае”
Коля сидел в трамвае и смотрел в окно. В вагон вошел старый, больной человек. Все места были заняты. Старику трудно было стоять. Пассажиры толкали его своим багажом. Коля встал и вежливо сказал: “Садитесь пожалуйста”.
(36 слов)
“Волк и коза”
Волк видит: коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться. Он ей говорит: “Пошла бы ты вниз – тут и место поровнее, и трава сладкая”.
А коза говорит: “Не затем ты, волк вниз меня зовешь - ты не о моем, а о своем корме хлопочешь”.
А.Н.Толстой
(52 слова)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Исследование процесса письма
Определяем в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок, которые выносим в таблицу, позволяющую определить вид дисграфии у ребенка (Приложение №9).
Применяются следующие виды письменных работ:
-списывание;
-письмо под диктовку;
-письмо предложений и текстов с дефектно произносимыми ребенком звуками;
-письмо предложений или текстов с не дифференцируемыми ребенком по слуху звуками;
-просмотр классных тетрадей, допускаемые ошибки;
-выделение наиболее стойких ошибок.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Занимался ли раннее ребенок с логопедом, как долго?
______________________________________________________________________
14.Логопедическое заключение
Указываются степень и характер нарушения чтения и письма (учитывать было ли раннее логопедическое воздействие)._______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 3
Тексты для списывания
Летом
Было лето. Светило солнце. Ребята гуляли в лесу. Лес был густой.
Яша и Гриша ушли в чащу. Там они ищут грибы. Девочки собирали чернику.
Дети гуляли весь день.
(29 слов).
Зимние забавы
Вечером был мороз. Земля и речка замерзли. Утром дети вышли на
улицу. Дуб у крыльца стоит голый, без листьев. Малыши лепят снежную бабу. Щенок Пушок помогает им. Саша катается на коньках, а Петр на лыжах.
(37 слов).
Слуховой диктант
1 класс
Клен
У дома рос клен. На ветки клена сели птицы. Это галки. Сережа дал им крошки хлеба и зерна.
2 класс
Птицы
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
Списывание
Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
Тесты для проверки строчных и печатных букв
Записать под диктовку строчные буквы (если забыл, обозначь букву
чертой).
а) строчные буквы: П,И,Т,М,Щ,З,Ц,Е,Г,Л,Д,У,Б,Э,Ф,Й,Ч,Е,Ы,В,Ж,Ъ,Х.
б)г,з,д,р,н,к,у,е,т,ц,п,л,в,м,ф,е,ж,щ.
Диктант слов различной слоговой структуры
лыжи куст уснет глазок
ключ щука грач природа
круги улица утки сильный
жили бант чищу пружина
Записать после однократного прослушивания
У елки пушистый зайчик
Изложение
Юра поймал чижа. Он посадил чижа в клетку. Птица сидит в клетке и не поет. Мальчик открыл клетку и отпустил чижа. Чиж улетел в лес, сел на ветку и запел
Приложение №4
Р Е Ч Е В А Я К А Р Т А
1.Ф.И.О._____________________________________________________________________________
2.Дата рождения _____________________ 3.Класс _____________ 4. Адрес ____________________
5.Жалобы родителей, учителей _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений ____________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Заключение психолога ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Данные о ходе развития речи _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Состояние фонематического слуха ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Состояние артикуляционного аппарата (объем движений, точность, темп, симметричность, синкенезии) _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Общая характеристика экспрессивной речи. Словарный запас. Составление рассказа. Грамматический строй. _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Звукопроизношение, отсутствие звуков, замены, искажения ______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Импрессивная речь (понимание обращенной речи, понимание инструкции, выделение причинно-следственных связей _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Слоговая структура (темп, ритм, воспроизведение слов со сложной слоговой структурой) ____
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Чтение (успеваемость по предмету, ошибки, искажения, понимание прочитанного, пересказ) _
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Письмо (успеваемость по предмету, искажения, замены, оптические замены, не дописывание или написание лишних элементов) ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
17.Логопедическое заключение ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. План логопедического воздействия __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Результаты коррекционной работы __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №5
1 сторона
Индивидуальная карточка учащегося
1.Фамилия, имя_____________________________________________________________
2.Дата рождения _____________________ 3.Школа, класс _________________________
4.Домашний адрес________________ 5.Телефон (дом., рабоч.)_____________________
6.Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, говорящие с дефектами речи) ________
__________________________________________________________________________
7.Раннее физическое развитие (когда стал сидеть, первые шаги) __________________
__________________________________________________________________________8.Раннее речевое развитие (когда появились первые слова, первые фразы)___________
_______________________________________________________________________________________________________
Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий при школьном логопункте. Желателен контроль с вашей стороны за посещением занятий ребенком и необходима помощь ребенку на дому, для успешной и быстрой коррекции дефекта речи, а значит – устранение нарушений письма и чтения. Расписание занятий: _________________, ________________, _____________ Для работы понадобятся: тетрадь, цветные карандаши. Дополнительно: _________________________.
2 сторона
9.Дата зачисления на логопункт _______________________________________________
10.Логопедическое заключение при поступлении на логопункт ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Результат коррекционной работы после первого обучения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12.Логопедическое заключение перед вторым годом коррекционной работы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Результат коррекционной работы ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Консультации врачей _____________________________________________________
Дата выпуска _______________________ Подпись логопеда _______________________
Фамилия, имя ученика | Фонематические ошибки | Ошибки анализа и синтеза | Диспраксические нарушения | Оптические ошибки | Грамматические ошибки | Ошибки на на изученные правила | Форма дисграфии | |
кинетические ошибки | трудности калиграфии | |||||||
| | | | | | | | |
Класс ___________________________ Школа _________________________ |
Приложение №7
Фамилия, имя__________________________
Школа, класс____________________
Виды дисграфии | Отражение ошибок характерных данному виду | Ошибки допускаемые учеником |
Акустическая Дисграфия | Замена букв по акустическому сходству Неправильное обозначение мягкости Замены гласных | |
| | |
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза | Деление предложений на слова Искажение структуры слова, предложения, звуко - буквенной структуры слова. Пропуски гласных, перестановки | |
| Слитное написание слов, предложений, раздельное написание слов | |
Аграмматическая дисграфия | Искажение морфолог.структ-ры слова Изменение падежных окончаний, нарушение согласования Изменение числа существительных, пропуски слов | |
Оптическая дисграфия | Замены по оптическому сходству “зеркальное написание” пропуски или добавления элементов букв трудности калиграфии | |
Артикуляторно-акустическая дисграфия | Отражает дефектное произношение на письме | |
Заключение: наибольшее кол-во ошибок ________________________соответствует __________________________________________________________виду дисграфии сопутствующий вид ______________________________________________________ кол-во ошибок___________________________________________________________ |
Л и т е р а т у р а:
1. Большакова С.Е. «Логопедическое обследование ребенка»., М.; 2005, Ассоциация «Профессиональное образование», 1995.
2. Вартапетова Г.М., Петрова Э.Е. Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация. Новосиб, 1997.
3. Волкова Г.А.Методика психолого- логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики., С-П.: «Детство-пресс», 2005.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: