Программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5-7 КЛАССЫ
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
Общая характеристика предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, иитонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального ис- кусстза (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных компо зитороз) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен- но-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музы- кально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются
принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формировании ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V— VII классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстает черед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа создала на основе преемственности с курсом начальной школы ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Литчностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культура других народов; готовность л способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
--принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную ученическую деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
--владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
-- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы модели и схемы для решения учебных л познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в гр\тше;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственною развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализация коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты
По окончании VII класса школьники научатся:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальны): произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культура, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый
Формы контроля
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности
конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Календарно – тематическое планирование по музыке
в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2013
5 «А», «Б», «В» классы
Учитель Шахлина Н.Ю.
Программа «Музыка V-VII » - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержательная часть программного материала 5 класс
Название темы | | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
№ 1. Музыка и литература | 17 | 9 | 6 | | |
№ 2 Музыка и изобразительное искусство | 18 | | 2 | 8 | 8 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (35 часов)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | К-во часов | Дата Проведения | |
План 5 А | План 5 Б | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
РАЗДЕЛ I. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (17 часов) Первая четверть (9 часов) | |||||
1 | Что роднит музыку с литературой. | Закрепить полученные знания, прочитать текст в учебнике (с. 6-9) | 1 | 06.09 | 06.09 |
2 | Вокальная музыка. | Выполнить задание в творческой тетради (с.6-7, с.8-13, с.18-19), учебник (с. 10,11) | 1 | 13.09 | 13.09 |
3 | Вокальная музыка. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…». «Звучащие картины». | В творч. тетр. Прочитать с.14-17. Прочитать стих. И.С.Тургенева «Деревня», Стих М.Ю. Лермонтова «Из Гете». Нарисовать рис. Учебник(12-15),р.т.( | 1 | 20.09 | 20.09 |
4 | Вокальная музыка.«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» | Учебник(16,17), | 1 | 27.09 | 27.09 |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | Учебник(18,19), | 1 | 04.10 | 04.10 |
6 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…» | 1. Сочинить сказку в восточном стиле. 2.Прочитать в творч. тетр.с.18 Учебник(с.20,21), | 1 | 11.10 | 11.10 |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Учебник(с.22,23), | 1 | 18.10 | 18.10 |
8 | Вторая жизнь песни | Учебник(с.28,29), | 1 | 25.10 | 25.10 |
9 | Жизнь песни.Песнь моя летит с мольбою… | Учебник(с.24,25 ), | 1 | 01.11 | 01.11 |
Вторая четверть (8 часов) | |||||
10 | «Всю жизнь мою несу Родину в душе…». «Перезвоны» | 1..Подобрать стихотворения 2.Рас. в творч. тетр. Учебник(с.30-35), | 1 | 15.11 | 15.11 |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Учебник(с.36-43), | 1 | 22.11 | 22.11 |
12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты ,Моцарт, бог, и сам того не знаешь… | Прочитать в творч. тетр. О сверчке Учебник(с.44-47), | 1 | 29.11 | 29.11 |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | Выполнить задание в уч. С. 55 Учебник(с.48-57), | 1 | 06.12 | 06.12 |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Учебник(с.58-63), | 1 | 13.12 | 13.12 |
15 | Музыка в театре, в кино, на телевидении. | Учебник(с.64-67). | 1 | 20.12 | 20.12 |
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | Составить сценарий следующего урока. Учебник(с.68-71), | 1 | 27.123 | 27.123 |
17 | Мир композитора | Контр. урок. Творч. тетр. С.50-51, с.52-53 | 1 | резерв | резерв |
РАЗДЕЛ П. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (18 часов) | |||||
Третья четверть (10 часов) | |||||
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | Учебник(с.76-79), | 1 | 10.01 | 10.01 |
19 | Небесное и земное в звуках и красках | Учебник(с.80-88), | 1 | 17.01 | 17.01 |
20 | Звать через прошлое к настоящему | Учебник(с.90,91), | 1 | 24.01 | 24.01 |
21 | Кантата «Александр Невский». «За отчий дом, за русский край…» | Учебник(с.92-97), | 1 | 31.01 | 31.01 |
22 | Музыкальная живопись и живописная музыкана примере произведений русского классика С.Рахманинова | Раб. в творч. тетр. С. 60 Учебник(с.98-103), | 1 | 07.02 | 07.02 |
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка.Фореллен-квинтет.Дыхание русской песенности «Ты раскрой мне, природа, объятья…» | Задание в творч. тетр с.64-65. Прочитать с.64 Учебник(с.104-107), | 1 | 14.02 | 14.02 |
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | Учебник(с.108-111), | 1 | 21.02 | 21.02 |
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Зад. в творч. тетр. С. 72-73 Учебник(с.112-117), | 1 | 28.02 | 28.02 |
26 | Волшебная палочка дирижера | Прочитать отрывок из кн. А.Кленова Учебник(с.118-121), | 1 | 07.03 | 07.03 |
27 | Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве | Учебник(с.122-125), | 1 | 14.03 | 14.03 |
28 | Застывшая музыка | Учебник(с.126-131), | 1 | 21.03 | 21.03 |
Четвёртая четверть (7 часов) | |||||
29 | Полифония в музыке и живописи | Учебник(с.132,133), | 1 | 04.04 | 04.04 |
30 | Музыка на мольберте | Соч. миниатюра Учебник(с.134-141), | 1 | 11.04 | 11.04 |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | Учебник(с.142-145), | 1 | 18.04 | 18.04 |
32 | «О подвигах, о доблести, о славе…». | Учебник(с.146-149), | 1 | 25.04 | 25.04 |
33 | В каждой мимолетности вижу я миры… | Учебник(с.150-153), | 1 | 02.05 | 02.05 |
34 | Мир композитора. С веком наравне | Учебник(с.154,155), | 1 | 16.05 | 16.05 |
35 | Заключительный урок – обобщение. Защита проектов по выбранной теме. | | | 23.05 30.05 | 23.05 30.05 |
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: