NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5-7 КЛАССЫ
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы.

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы.
Общая характеристика предмета

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, иитонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального ис- кусстза (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных компо зитороз) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен- но-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музы- кально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются

принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формировании ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V— VII классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

Межпредметные связи

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает черед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа создала на основе преемственности с курсом начальной школы ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Литчностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культура других народов; готовность л способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

--принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную ученическую деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

--владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

-- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и

символы модели и схемы для решения учебных л познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в гр\тше;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственною развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

сотрудничество в ходе реализация коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Планируемые результаты

По окончании VII класса школьники научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

  • раскрывать образное содержание музыкальны): произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культура, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый

Формы контроля

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.

Виды организации учебной деятельности

конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа


Календарно – тематическое планирование по музыке

в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2013

5 «А», «Б», «В» классы

Учитель Шахлина Н.Ю.

Программа «Музыка V-VII » - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержательная часть программного материала 5 класс


Название темы




I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

№ 1. Музыка и литература

17

9

6







№ 2 Музыка и изобразительное искусство

18




2

8

8


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс (35 часов)




урока

Тема урока

Домашнее

задание

К-во

часов

Дата

Проведения

План

5 А

План

5 Б

1

2

3

4

5

6

РАЗДЕЛ I. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (17 часов)

Первая четверть (9 часов)

1

Что роднит музыку с литературой.

Закрепить полученные знания, прочитать текст в учебнике (с. 6-9)

1

06.09

06.09

2

Вокальная музыка.

Выполнить задание в творческой тетради (с.6-7, с.8-13, с.18-19), учебник (с. 10,11)

1

13.09

13.09

3

Вокальная музыка. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…». «Звучащие картины».

В творч. тетр.

Прочитать с.14-17.

Прочитать стих. И.С.Тургенева «Деревня»,

Стих М.Ю. Лермонтова «Из Гете». Нарисовать рис. Учебник(12-15),р.т.(

1

20.09

20.09

4

Вокальная музыка.«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

Учебник(16,17),

1

27.09

27.09

5

Фольклор в музыке русских композиторов

Учебник(18,19),

1

04.10

04.10

6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…»

1. Сочинить сказку в восточном стиле.

2.Прочитать в творч. тетр.с.18 Учебник(с.20,21),

1

11.10

11.10

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Учебник(с.22,23),

1

18.10

18.10

8

Вторая жизнь песни

Учебник(с.28,29),

1

25.10

25.10

9

Жизнь песни.Песнь моя летит с мольбою…

Учебник(с.24,25 ),

1

01.11

01.11

Вторая четверть (8 часов)

10

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…». «Перезвоны»

1..Подобрать стихотворения

2.Рас. в творч. тетр. Учебник(с.30-35),

1

15.11

15.11

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Учебник(с.36-43),

1

22.11

22.11

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты ,Моцарт, бог, и сам того не знаешь…

Прочитать в творч. тетр. О сверчке Учебник(с.44-47),

1

29.11

29.11

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Выполнить задание в уч. С. 55 Учебник(с.48-57),

1

06.12

06.12

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Учебник(с.58-63),

1

13.12

13.12

15

Музыка в театре, в кино, на телевидении.

Учебник(с.64-67).

1

20.12

20.12

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Составить сценарий следующего урока. Учебник(с.68-71),

1

27.123

27.123

17

Мир композитора

Контр. урок.

Творч. тетр. С.50-51, с.52-53

1

резерв

резерв

РАЗДЕЛ П. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (18 часов)

Третья четверть (10 часов)

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Учебник(с.76-79),

1

10.01

10.01

19

Небесное и земное в звуках и красках

Учебник(с.80-88),

1

17.01

17.01

20

Звать через прошлое к настоящему

Учебник(с.90,91),

1

24.01

24.01

21

Кантата «Александр Невский». «За отчий дом, за русский край…»

Учебник(с.92-97),

1

31.01

31.01

22

Музыкальная живопись и живописная музыкана примере произведений русского классика С.Рахманинова

Раб. в творч. тетр. С. 60 Учебник(с.98-103),

1

07.02

07.02

23

Музыкальная живопись и живописная музыка.Фореллен-квинтет.Дыхание русской песенности «Ты раскрой мне, природа, объятья…»

Задание в творч. тетр с.64-65. Прочитать с.64 Учебник(с.104-107),

1

14.02

14.02

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Учебник(с.108-111),

1

21.02

21.02

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Зад. в творч. тетр. С. 72-73 Учебник(с.112-117),

1

28.02

28.02

26

Волшебная палочка дирижера

Прочитать отрывок из кн. А.Кленова Учебник(с.118-121),

1

07.03

07.03

27

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве

Учебник(с.122-125),

1

14.03

14.03

28

Застывшая музыка

Учебник(с.126-131),

1

21.03

21.03

Четвёртая четверть (7 часов)

29

Полифония в музыке и живописи

Учебник(с.132,133),

1

04.04

04.04

30

Музыка на мольберте

Соч. миниатюра Учебник(с.134-141),

1

11.04

11.04

31

Импрессионизм в музыке и живописи

Учебник(с.142-145),

1

18.04

18.04

32

«О подвигах, о доблести, о славе…».

Учебник(с.146-149),

1

25.04

25.04

33

В каждой мимолетности вижу я миры…

Учебник(с.150-153),

1

02.05

02.05

34

Мир композитора. С веком наравне

Учебник(с.154,155),

1

16.05

16.05

35

Заключительный урок – обобщение.

Защита проектов по выбранной теме.








23.05

30.05

23.05

30.05

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.